«Повышение уровня математической грамотности школьников 5-9 классов»
материал по математике
Эффективность развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся основной школы обеспечивается и достигается, если: рассматривать функциональную грамотность учащихся как базовый уровень образованности учащихся, характеризующий степень овладения способами работы с информацией и позволяющий решать реальные жизненные проблемы, адаптироваться к внешнему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 866.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Управленческий проект
«Повышение уровня математической грамотности
школьников 5-9 классов»
Итоговая работа участника муниципальной программы
«Школа молодого руководителя»
Татариновой Е.А., учителя математики МБОУ «СОШ №31»
Нижнекамск, 2022
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Математическая грамотность………………………………………… 6
- Система оценки качества школьного образования…...…………..……... 6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение проекта ………………………..……7
1.3 Функциональная и математическая грамотность ……….……………….7
1.4 Методы и принципы формирования и оценивания математической грамотности учащихся. …………………………………………………………11
Глава 2. Повышение уровня математической грамотности у школьников 5-9 классов …………………………………………………………………………..14
2.1 Система работы на уроках математики по формированию математической грамотности ………………………………………………….14
2.2 Идея реализации курса внеурочной деятельности «Реальная математика» ……………………………………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………… 21
Использованные источники информации…………………………………... 23
Введение
Образовательная политика XXI века основана на приоритетах качества и
непрерывности российского образования, что подтверждено её нормативным,
научным, методическим обоснованием.
Пристальное внимание к качеству образования прослеживается в общей позиции В.В. Путина и воплощается во вполне конкретных мерах: ежегодном Послании Президента к Федеральному собранию, майском указе 2018 года, где главой государства обозначена цель России войти к 2024 году в десятку стран – мировых лидеров по качеству школьного образования: «…Вопросы образования чрезвычайно важны. Добиться развития технологий будущего невозможно без качественного образования, а Россия должна быть на шаг впереди в этой сфере».
Современная школа обеспечивает учащихся необходимым багажом, но не всегда формирует умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций. Педагоги школы дают сильные предметные знания, но не всегда учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.
Хранение и передача знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, социальных ценностей и ориентаций в системе образования осуществляется через учителя, поэтому к педагогической культуре учителя предъявляются высокие требования, одним из которых является функциональная грамотность.
Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо для развития российского общества в целом.
Математика является одним из самых важных средств интеллектуального развития человека. Развивая познавательные способности человека, она влияет на содержание и преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование учащихся необходимо для их успешной жизни в современном обществе.
Достижения российских школьников в обследовании PISA по математике, оценивающем способность применять полученные знания на практике, остаются скромными: в 2015 году 32-е место, 2018 году 31-е место (всего 70 стран).
Все вышесказанное позволяет обосновать выбор темы управленческого проекта «Повышение уровня математической грамотности школьников 5-9 классов».
Проблема исследования: как сформировать математическую грамотность обучающихся на занятиях урочной и внеурочной деятельности по математике.
Цель исследования: повышение математической грамотности обучающихся 5-9 классов.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
- раскрыть сущность понятия «функциональная грамотность обучающихся» и «математическая грамотность обучающихся»
- показать необходимость развития функциональной математической грамотности;
- сформировать банк контрольно-измерительных материалов по отслеживанию уровня развития математической грамотности обучающихся 5-9 классов;
- разработать элективный курс «Реальная математика»;
- провести анализ эффективности реализации элективного курса «Реальная математика».
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся основной школы обеспечивается и достигается, если: рассматривать функциональную грамотность учащихся как базовый уровень образованности учащихся, характеризующий степень овладения способами работы с информацией и позволяющий решать реальные жизненные проблемы, адаптироваться к внешнему миру.
Новизна и самостоятельность: активизация мыслительной деятельности учащихся при решении задач практического характера усиливается, а подготовка к международному исследованию PISA выходит на новый уровень за счет использования в школьной практике заданий на функциональную грамотность. Поэтому данная работа направлена на изучение вопроса о введении заданий на развитие функциональной грамотности школьников в школьный курс математики.
Вероятные сроки и этапы реализации проекта
Этапы | 2 года |
Организационный этап | Август - сентябрь 2022 |
Этап реализации | Октябрь 2022 – март 2024 |
Завершающий этап | Апрель - май 2024 |
Планируемые результаты
- формирование комплекта продуктов инновационной деятельности в том числе методических разработок, программ, диагностических инструментов, методических комплектов, моделей, результатов апробаций и пр. в форме типовых документов, пособий, технологических карт и пр. (не менее 3-х продуктов);
- создание курса внеурочной деятельности и банка данных заданий на повышение математической грамотности
Риски при реализации проекта
№ | Наименования рисков | Описание | Пути компенсации |
1 | Возраст педагога | Средний возраст педагога в нашем коллективе 47 лет. Не все позитивно относятся к новшествам. | Выбирать формы и методы работы, которые устроили бы каждого. |
2 | Материальная обеспеченность школы | Основные средства тратятся на приобретение учебников, компьютеры быстро устаревают | Эффективное использование имеющихся средств; обращение за спонсорской помощью, участие в грантовых программах |
Глава 1. Математическая грамотность
1.1 Система оценки качества школьного образования
В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и регионов.
Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей. Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур (рис. 1, приложение 1).
Первая важная процедура этой системы – единый государственный экзамен (ЕГЭ), который является обязательным для всех выпускников школ с 2009 года.
Вторая важная процедура системы оценки качества образования – государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования.
Промежуточные срезы знаний, обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи всероссийских проверочных работ (ВПР).
Кроме того, Россия принимает участие в международных исследованиях оценки качества образования. Эти исследования позволяют понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня, выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования разных стран, проанализировать факторы, позволившие странам-лидерам добиться успеха. Оценку знаний учащихся школ дополняют исследования профессиональных компетенций учителей.
Россия накопила уже достаточно большой опыт участия в международных сопоставительных исследованиях качества образования (рис. 2, приложение 1). Эти исследования позволяют выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования в разных странах, оценить эффективность стратегических решений в этой области. Наша страна участвует в них с 1995 года. Это позволяет нам понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня.
При этом на протяжении нескольких лет по исследованию PISА Россия занимала недостаточно высокое место в рейтинге стран.
- Нормативно-правовое обеспечение проекта
Организационной основой работы по формированию и оцениванию функциональной грамотности являются распорядительные документы федерального, регионального и муниципального уровня.
∙ Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 г. N ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
∙ Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03–1510«Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
∙ Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 17.09.2021 № 03–1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
1.3 Функциональная и математическая грамотность
Одним из основных отличительных особенностей реализации стандарта является практическая направленность знаний, накопление и использование жизненного опыта ученика, т.е. не «знания для знаний», а «знания для жизни». Этот общественный заказ уже успешно реализовывает телевидение: образовательные программы, мультфильмы учат действовать в различных жизненных ситуациях.
Углубимся в понятие «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Виды функциональной грамотности.
1. Читательская грамотность
2. Математическая грамотность
3. Естественнонаучная грамотность
4. Финансовая грамотность
5. Глобальные компетенции
6. Креативное мышление
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
Функциональная грамотность отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения ФГОС на всех уровнях образования. Кроме того, функциональная грамотность упоминается в Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. В нем подчеркивается, что только функциональная грамотность (владение современной техникой, языками и т.п.) позволяет современному человеку осваивать социальную и природную среду, активно работать в условиях интенсивной экономики и постиндустриальной цивилизации, стать гражданином мира в широком смысле.
Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. Ключевые компетенции - это требование государства к качеству личности выпускника основной и средней школы в виде результатов образования, заявленные в федеральном государственном стандарте и учебных программах.
Как отмечалось выше, составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Для успешного формирования и развития функциональной грамотности обучающихся, достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:
- обучение должно носить деятельностный характер (формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);
- программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);
- обучающиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
- учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
- во внеурочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность изучения нового материала;
- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
- технология оценивания учебных достижений учащихся.
Математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.
В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.
Математическая грамотность включает также способность выделить в различных ситуациях математическую проблему и решить ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью.
Для проведения проверки математической грамотности были выделены три направления: виды деятельности, содержание, ситуации.
Задания, используемые в исследовании, группируются вокруг трех уровней компетентности. Первый – воспроизведение включает проверку определений или простых вычислений, характерных для обычной проверки математической подготовки учащихся. Второй – установление связей требует интеграции математических фактов и методов для решения явно сформулированных и до некоторой степени знакомых математических задач. Третий - размышления включает проверку математического мышления, умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию, анализировать предложенную ситуацию для выделения в ней проблемы, которая решается средствами математики, и формулирования этой проблемы.
Содержание проверки в данном исследовании группируется вокруг некоторых общих явлений или типов проблем, которые возникают при рассмотрении этих явлений. В качестве таких явлений предлагаются следующие: количество, пространство и форма, изменение и зависимости, неопределенность.
Один из важных аспектов математической грамотности – это применение математики в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.
В концепцию по математике было добавлено 8 навыков 21 века:
1. Критическое мышление
2. Креативность
3. Исследование и изучение
4. Саморегуляция, инициативность, настойчивость
5. Использование информации
6. Системное мышление
7. Коммуникация
8. Рефлексия
1.4 Методы и принципы формирования и оценивания математической грамотности учащихся.
Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его математической грамотности.
Методика формирования математической грамотности учащихся в сфере коммуникации нацелена на формирование функциональной грамотности учащихся в сфере коммуникации в совместной деятельности учителя и обучающихся. Предполагает последовательное включение обучающихся в усложняющуюся учебную деятельность на основании диагностики коммуникативных трудностей учащихся. Определяя необходимость формирования функциональных знаний и умений, универсальных способов деятельности и создание ситуаций развития личностного опыта обучающихся, используются в процессе преподавания предметов естественно-математического цикла, усложняющиеся упражнения и задания, направленные на преодоление коммуникативных трудностей учащихся.
Качество математической грамотности учащихся по предметам естественно-математического цикла - определенный уровень усвоения обучающимися содержания обучения предметов на уровне основного среднего образования, соответствующей ФГОС.
Можно выделить четыре уровня математической грамотности учащихся:
- недопустимый;
- допустимый;
- достаточный;
- высокий.
Предметы естественно-математического цикла на уровне основного среднего образования способствует у обучающихся формированию функциональной грамотности в сфере коммуникации следующими пунктами:
- формирования знаний о правилах и нормах общения, создания письменного или устного текста/высказывания;
- развития умения решать практические и прикладные задачи;
- использования навыков понимания и преобразования текста для передачи в новых ситуациях;
- развитие способов деятельности, а именно аналитических умений отличать причину и следствие, общее и частное;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Процесс формирования математической грамотности обучающихся в сфере коммуникации непрерывен и протекает в течение всего времени обучения в школе. Является элементом целостного процесса формирования ключевых коммуникативных компетенций и предполагает целенаправленное включение учащихся в усложняющуюся деятельность путем выполнения ими упражнений и заданий, направленных на выстраивание процесса формирования математической грамотности с учетом возникающих у учащихся трудностей коммуникации:
- на применение знаний при формулировке и доказательстве утверждений;
- на формирование умений, позволяющих решать различные задачи в процессе работы с информацией.
Вывод:
Задача формирования математической грамотности и достижения образовательных результатов ФГОС предъявляет определённые требования к содержанию учебной деятельности на уроке и необходимым компетенциям учителя. Развитие профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей реализацию педагогического процесса, инициирующего и формирующего функциональную грамотность учащегося, является на современном этапе развития образования одной из главных задач.
Глава 2. Повышение уровня математической грамотности у школьников 5-9 классов
2.1 Система работы на уроках математики по формированию математической грамотности
Современный мир все меньше нуждается в физической силе, все больше – в грамотности и интеллекте. Математика как школьный предмет обладает достаточным потенциалом для формирования и развития этих качеств. На первое место выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию.
В обучении 7-9 классах имеются затруднения в начале изучения систематических курсов алгебры и геометрии. В большой степени это обусловлено дефицитами учебной деятельности учащихся, накопленными в предыдущие годы обучения. В рамках реального учебного процесса проявления этих дефицитов имеют комплексный характер, например, отсутствие самостоятельной деятельности учащихся на уроке.
В значительной степени это объясняется особенностями программы российской школы. В течение трех лет в 7-9 классах российские учащиеся изучают систематические курсы алгебры и геометрии. В то же время курс арифметики завершается в 6 классе, а в 7-9 классах не актуализируется, и знания, необходимые для выполнения заданий по области «Количество», забываются. Для сравнения: в зарубежной школе курс арифметики изучается
вплоть до 10 класса. Невысокие результаты по области «Неопределенность и
данные» объясняются тем, что курс «Статистика. Вероятность» впервые включен в программу основной российской школы в 2004 г., а его усвоение контролируется в рамках государственной итоговой аттестации только с 2011 г. (рис. 3, приложение 1). С 2021 года произошли изменения в контрольно- измерительных материалах по математике в ЕГЭ, добавилась задача по вероятности более сложная нежели была в 2020 г. Это все говорит о том, что курс «Статистика и вероятность» приобретает в школе более важный характер.
Анализ результатов выполнения российскими учащимися заданий, требующих применения различных видов деятельности, показал, что российские обучающиеся явно успешнее могут «формулировать математически» поставленную проблему и «применять» нужную математику для ее решения и менее успешно справляются с «интерпретацией» полученного математического решения и его представлением в контексте поставленной проблемы (рис. 4, приложение 1).
Для решения обозначенных проблем необходимо разработать и внедрить рабочую программу внеурочной деятельности «Реальная математика» для 8-9 классов, позволяющего актуализировать навыки решения арифметических задач, сформировать базовые знания в области статистики и вероятности, развить навыки формулирования математической проблемы, применения математического аппарата для получения математических результатов, интерпретации полученных результатов. Для 5-7 классов в календарно-тематическом планировании выделить часы после прохождения блока тем для повышения математической грамотности: умение добывать и применять знания, оценивать ситуацию, заниматься самообразованием. Выделение часов в 5-7 классах возможно за счет уроков повторения, выделения часов из школьного компонента.
2.2 Идея реализации курса внеурочной деятельности «Реальная математика»
В рамках реализации проекта предполагается ввести курс внеурочной деятельности «Реальная математика». Программа элективного курса предназначена для обучающихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений, состоит из 2 разделов, каждый из которых представлен 34 академическими часами.
Содержание разделов группируется вокруг некоторых общих явлений или типов проблем, которые возникают при рассмотрении этих явлений. В качестве таких явлений выступают: количество (арифметика); пространство и форма (геометрия); изменение и зависимости (алгебра); неопределенность (статистика, математический анализ).
Каждый раздел включает несколько модулей. Задания в формате формирования математической грамотности группируются вокруг трех уровней компетентности:
− первый – воспроизведение включает проверку определений или простых вычислений, характерных для обычной проверки математической подготовки обучающихся;
− второй – установление связей требует интеграции математических фактов и методов для решения явно сформулированных и до некоторой степени знакомых математических задач;
− третий – размышления включает проверку математического мышления, умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию, анализировать предложенную ситуацию для выделения в ней проблемы, которая решается средствами математики, и формулирования этой проблемы.
В результате освоения курса предполагается достижение следующих результатов:
1.Личностные
− формулировать ситуации математически: включает способность распознавать и выявлять возможности использовать математику, принять имеющуюся ситуацию и трансформировать ее в форму, поддающуюся математической обработке, создавать математическую модель, отражающую особенности описанной ситуации. Определять переменные, размышлять и понимать условия и допущения, облегчающие подход к проблеме или ее решение;
− применять математику: включает способность применять математические понятия, факты, процедуры, рассуждения и инструменты для получения решения или выводов. Эта деятельность включает выполнение
математических процедур, необходимых для получения результатов и математического решения (например, выполнять действия с алгебраическими выражениями и уравнениями или другими математическими моделями, анализировать информацию на математических диаграммах и графиках, работать с геометрическими формами в пространстве, анализировать данные). Работать с моделью, выявлять закономерности, определять связи между величинами и создавать математические аргументы получения решения или выводов. Эта деятельность включает выполнение математических процедур, необходимых для получения результатов и математического решения (например, выполнять действия с алгебраическими выражениями и уравнениями или другими математическими моделями, анализировать информацию на математических диаграммах и графиках, работать с геометрическими формами в пространстве, анализировать данные). Работать с моделью, выявлять закономерности, определять связи между величинами и создавать математические аргументы;
− интерпретировать: включает способность размышлять над математическим решением или результатами, интерпретировать и оценивать их в контексте реальной проблемы. Эта деятельность включает перевод математического решения в контекст реальной проблемы, оценивание реальности математического решения или рассуждений по отношению к
контексту проблемы. Этот процесс охватывает и интерпретацию, и оценку полученного решения или определение того, что результаты разумны и имеют смысл в рамках предложенной ситуации. При этом может потребоваться
разработать объяснения или аргументацию с учетом контекста проблемы.
2.Предметные:
− функции: формы представления функции: словесная, символьная, табличная и графическая;
−алгебраические выражения: словесная интерпретация и операции с алгебраическими выражениями;
−система координат: представление и описание данных, их расположения и зависимостей;
−отношения в рамках геометрического объекта и среди геометрических объектов в двумерном и трёхмерном пространстве: статические отношения, относительное расположение, равенство и подобие;
−оценка: отвечающие поставленной цели, приближенные значения величин и числовых выражений.
3.Метапредметные:
−решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
−удерживать условия задания в процессе решения;
−осуществлять самоконтроль выполнения условий (ограничений) в описании ситуации при нахождении решения и интерпретации полученного решения в рамках предложенной ситуации;
−работать с информацией, представленной в различной форме (текста, таблицы, диаграммы столбчатой или круговой, схемы, рисунка, чертежа с обозначением видимых и невидимых элементов геометрической фигуры) в контексте конкретной проблемы.
Развитие математической грамотности предполагается посредством использования методических приёмов практико-ориентированной направленности (игровой момент на занятии; проблемный элемент в начале занятия; задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта; модель реальной жизненной ситуации; задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения; некоторые задания заставят формулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты).
Ресурсное обеспечение проекта
N п/п | Ресурсы | Описание |
1 | Информационные | Задачи на определение уровня математической грамотности УМК |
2 | Кадровые | Учителя математики МБОУ «СОШ №31» НМР РТ |
3 | Материально-технические | Кабинет математики Мобильный компьютерный класс Мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска) |
Целевая аудитория: обучающиеся 8-9 классов и учителя математики МБОУ «СОШ №31» НМР РТ.
Этапы реализации проекта
1-й этап (август 2022 – сентябрь 2022).
Изучение педагогических и психологических трудов, выступающих в качестве теоретической основы формирования и развития математической грамотности школьников в 8-9классах.
2-й этап (октябрь 2022 – апрель 2024).
Внедрение проекта «Формирование математической грамотности обучающихся 8-9 классов МБОУ «СОШ №31» НМР РТ посредством курса внеурочной деятельности «Реальная математика»; систематизация и обобщение данных, полученных в ходе внедрения проекта.
3-й этап (май 2024 – июнь 2024).
Обобщение опыта.
План мероприятий по реализации проекта
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Материально-техническое обеспечение | |||
1 | Приобретение методических материалов | постоянно | учитель математики |
Нормативное и программно-методическое обеспечение | |||
2 | Разработка и утверждение программы курса внеурочной деятельности «Реальная математика» | до 1.09.2022 | Заместители директора по УР МБОУ «СОШ №31», учитель математики |
3 | Создание банка методических материалов по организации и ведению курса внеурочной деятельности «Реальная математика» | до 1.10.2022 | Заместители директора по УР МБОУ «СОШ №31», руководитель МО, учитель математики |
4 | Разработка дидактических пособий по курсу внеурочной деятельности «Реальная математика» | до 1.10.2022 | Заместители директора по УР МБОУ «СОШ №31», руководитель МО, учитель математики |
5 | Разработка критериев оценки математической грамотности обучающихся. | до 1.10.2022 | Заместители директора по УР МБОУ «СОШ №31», учитель математики |
Организационное обеспечение | |||
6 | Отчёт о реализации проекта | ежегодно | Учитель математики |
Кадровое обеспечение, работа по повышению квалификации педагогов | |||
7 | Подбор кадров для реализации проекта. | до 1.10.2022 | Администрация МБОУ «СОШ №31» НМР РТ |
8 | Организация специализированной курсовой подготовки, стажировки для педагога, реализующего проект. | по плану курсовой подготовки учреждения | Администрация МБОУ «СОШ №31» НМР РТ, учитель математики |
9 | Освещение результатов ведения курса внеурочной деятельности «Реальная математика» на сайте МБОУ «СОШ №31» НМР РТ | постоянно | учитель математики |
10 | Распространение опыта в различных формах методической работы: − методические сессии, пленарные заседания, методические объединения педагогов; − издание методических пособий из опыта внедрения курса внеурочной деятельности «Реальная математика»; − размещение методических материалов на сайте образовательного учреждения; − участие в конкурсах профессионального мастерства, конкурсах программ, методических разработок | 2022-2024 гг. | Заместители директора по УР МБОУ «СОШ №31», руководитель МО, учитель математики |
Возможные последствия реализации проекта:
1) повышение уровня математической грамотности;
2) расширение содержания образования по следующим разделам: количество (арифметика); пространство и форма (геометрия); изменение и зависимости (алгебра); неопределенность (статистика, математический анализ);
3)формирование у обучающихся навыков решения заданий, требующих применения различных видов деятельности: формулирование на математическом языке поставленной проблемы; применение математического аппарата для решения поставленной проблемы; интерпретация полученного математического решения и представление его в контексте поставленной проблемы.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Дальнейшее развитие проекта может быть осуществлено в нескольких направлениях:
- расширение «географии» проекта, то есть выход за пределы образовательного учреждения, возможность сетевого взаимодействия;
- совершенствование системы практико-ориентированных заданий;
- совершенствование и разработка учебно-методических материалов для адресной поддержки совершенствования функциональной грамотности: для обучающихся, демонстрирующих низкий уровень функциональной грамотности;
- разработка учебно-методических материалов для повышения уровня функциональной грамотности обучающихся, проявляющих интерес к инновационным областям деятельности;
- разработка программы повышения квалификации педагогических работников по функциональной грамотности в режиме онлайн с учетом результатов диагностики их обучающихся.
Банк заданий
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Часть заданий открытого банка представлена на платформе Российская электронная школа.
Кроме банка Института стратегии развития образования задания для формирования и контроля функциональной грамотности можно найти на сайте ФИОКО.
На сайте ФИОКО представлены открытые задания PISA.
Большое число пособий по формированию математической грамотности предлагает издательство «Просвещение». Это серии книг «Функциональная грамотность. Учимся для жизни», «Функциональная грамотность. Тренажеры» и электронный банк заданий по функциональной грамотности.
Заключение
Целенаправленное формирование умений решать задачи вообще, математические в частности, является, безусловно, одним из важнейших путей усовершенствования образования. А это, в свою очередь, связано с формированием навыков анализа условия задачи, поиска путей её решения, осмысления результатов решения.
Формирование определенной системы математических знаний всегда было в центре внимания в математическом образовании. Объем этой системы является слишком большим с общеобразовательных позиций, а качество владения ими – недостаточно высоким. А главное, формирование этой системы знаний и умений не связана органически с формированием умений применять математику и стратегией решения задач.
Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение подобных задач.
В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»
И всего вышесказанного подведу итог. Формирование математической грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам. Решения, которые мы принимаем в этом направлении, не должны быть скоропалительными. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по запросу», должна быть возможность оценивания результатов во времени. А в итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию».
Использованные источники информации
- Адамович К. А., Капуза А. В., Захаров А. Б., Фрумин И. Д. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA‒2018 и их интерпретация /; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 28 с. — 200 экз. — (Факты образования № 2(25)).
- Глазков Ю.А. Тренажер по геометрии: 7 класс. К учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы». ФГОС – М.: Издательство «Экзамен», 2019. – 79 с.
- Юсупова Н.Г., Скударева Г.Н. «Непрерывное образование учителя математики и качество по PISA: от профессиональной компетентности к математической грамотности школьников» Образование и саморазвитие. Том 15, № 3, 2020, с.204-205
- Авторская программа МАОУ «СОШ №16» им. К.И. Недорубова Кущевского района по теме «Модель формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях современной школы»
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2013. –С.6.
- ФИОКО. Оценка по модели PISA. Динамика результатов 2019-2020 гг.
- Указ президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета – №75601. – 09.05.2018.
- https://fioco.ru/pisa
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Приложение 1
Рис. 1. Модель математической грамотности
Рис. 2. Международные оценочные исследования
Рис. 3. Результаты PISA по областям содержания
Рис. 4. Результаты PISA по видам деятельности
Рис. 5. Динамика результатов: PISA-2018 – общероссийская оценка
по модели PISA 2019 и 2020 гг.
Рис. 6. PISA. Динамика баллов России и средних баллов по странам ОЭСР
Рис. 7. Сравнение средних баллов по читательской, математической и естественнонаучной грамотности в межрегиональном и межстрановом разрезе, баллы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса « Решение задач повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса. Подготовка к ЕГЭ» (68 часов)
Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т.к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение м...
Программа факультативного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» для учащихся 9 класса
Факультативный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 классов, увлекающихся химией. Данный факультативный курс позволяет помочь учащимся бо...
Комплексная работа (базовый и повышенный уровни) по изобразительному искусству 5 класс
Контрольно-измерительные материалы для выявления усвоения знаний, умений и способов деятельности учащихся. Комплексная работа (базовый и повышенный уровень) по изобразительному искусству в 5 классе по...
Программа курса по математике "Решение математических задач повышенного уровня сложности"
Программа и рабочая программа курса по маетматике для обучающихся 11 класса...
Презентация "Применение проектных и информационно-коммуникативных технологий для повышения уровня учебной мотивации учащихся старших классов"
Мучительная, но успешная (на 80%) попытка выполнения компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности для аттестации - подтверждения высшей категории учителя трудового об...
Программа мероприятий по повышению уровня психологической комфортности обучающихся 5Б класса на этапе перехода на вторую ступень обучения
Программа совместной работы педагога-психолога школы и классного руководителя в период адаптации пятиклассников...
Дифференциация обучения как способ повышения уровня математического развития учащихся.
Дифференцация обучения как способ повышения уровня математическогоразвития...