Проблема оценивания на уроках математики и способы ее решения
статья по математике (5 класс)
Мы часто анализируем многие моменты нашей жизни, и как следствие этого, оцениваем результат. А оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место. На мой взгляд, - это сложнейшая педагогическая проблема. Меня, как учителя, всегда волновали вопросы: Почему школьные отличники не всегда становятся успешными во взрослой жизни? Чему не научила их школа?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_otsenivaniya.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема оценивания на уроках математики и способы ее решения
Мы часто анализируем многие моменты нашей жизни, и как следствие этого, оцениваем результат.
А оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место. На мой взгляд, - это сложнейшая педагогическая проблема.
Меня, как учителя, всегда волновали вопросы: Почему школьные отличники не всегда становятся успешными во взрослой жизни? Чему не научила их школа?
ФГОС ставит сегодня перед школой задачи развития личности, формирование у обучающихся не только предметных, но и метапредметных, личностных компетенций.
В процессе введения инновационных форм и методов обучения, планов и программ, должны найти свое место и изменения в системе оценивания, в том числе, на уроках математики.
Необходимость таких изменений отмечают все участники образовательного процесса.
Какой бы ни был урок, понимаешь, что он должен способствовать развитию учащихся. Каждый урок требует глубокого осмысления целого ряда вопросов: и самый главный из них: Как правильно оценить знания ученика?
Существующая система оценивания не устраивает многих учителей: она имеет свой отрицательный психологический аспект для ученика, она волнует родителей и не отвечает главной цели образовательного процесса – развитие личности ученика.
А система оценивания - это великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка и заставить его верить в свои силы.
С момента введения баллов в школьную практику возник вопрос об их достоинствах и недостатках. Положительные стороны балльной оценки: да, это простое и доступное средство, которое вызывает соревнование между детьми, с ее помощью оценивают промежуточную и итоговую аттестацию, готовят статистику и отчетность. Но, с другой стороны, каждый учитель оценивает знания учащихся, исходя из своих интуитивных представлений.
Теперь об учениках. Идя в первый класс, каждый ребенок видит себя отличником и искренне стремится им стать. Но, столкнувшись с трудностями, некоторые дети понимают, что у них ничего не получается. У таких учеников зачастую просто опускаются руки. И именно отметки могут быть причиной его неуспешности, источником конфликта и неудач.
А что же родители? Какой чаще всего они задают вопрос своему чаду, который вернулся из школы? – конечно об отметках. А если им предложить представить обучение их детей без отметок, они говорят, что им будет трудно судить об уровне достижений своего ребёнка.
Следует отметить, что традиционная для нашей системы образования пятибалльная система отметок является архаичной, она не дает возможности «гибкого реагирования» и приводит в итоге к весьма негативным последствиям, в частности, к «натягиванию» отметок или, точнее сказать, к их вымучиванию (процесс этот мучителен как для учителя, так и для ученика). Такая система отметок делает списывание, подсказки, шпаргалки объективно необходимыми. Далеко не все учащиеся способны безукоризненно проводить цепочки логических заключений, состоящие более чем из двух-трех звеньев, или длинные тождественные преобразования.
Какой же выход из этой сложившейся ситуации можно предложить? Увеличить шкалу отметок: десятибалльная шкала была бы заметно лучше. В некоторых странах отметки выставляются в виде процента от общего количества верно выполненных аттестационных заданий. Все это, конечно, хорошо, но кардинальное решение этой проблемы может быть получено только в рамках общегосударственной реформы образования.
Каковы же новые подходы к системе оценивания в контексте требований ФГОС нового поколения на уроках математики.
Положительные стороны традиционной системы оценивания | Недостатки традиционной системы оценивания |
-Стимулирует познавательную деятельность -Может вызвать соревнование между учащимися -Показатель результативности ученика и учителя; -Символический язык общения педагогов с родителями; -Простое и доступное средство для отчётности учителя | -Большая субъективность оценки, расплывчатость её критериев -Отсутствие самооценки - В контрольных работах, задания по разным темам оцениваются одной отметкой -Узкая шкала баллов -Частые спорные ситуации по оцениванию -Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.). - УМК содержит только задания контроля -Не делая дополнительных записей, трудно держать в голове пробелы в знаниях каждого ученика. |
Что оценивать? – оценивать необходимо результаты ученика и учителя. У учащихся это предметные, метапредметные и личностные результаты.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
У учителя – разница в результатах между входной и выходной диагностиками учеников.
Кто оценивает? - Безусловно учитель, сам себя ученик и совместно.
Где накапливать и фиксировать свои результаты? Информация учеником собирается в системе портфолио. Портфолио – это портфель документов, папка, в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты. Портфолио призвано дополнить традиционные котрольно-оценочные средства, и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
А учитель накапливает и фиксирует достижения учеников в таблице образовательных результатов. Чтобы отслеживать динамику индивидуальных образовательных достижений, прогресс в достижении планируемых результатов, учитель должен знать, как учащийся работал на уроке, понял ли он эту тему, узнал ли что-нибудь новое на уроке, какие трудности у него были. Когда в конце урока учитель задает два или три вопроса об эффективности работы на уроке, очень часто, ответы дают только часть учеников, а остальные либо просто промолчали или даже не думали об этом. Чтобы включить всех учащихся в процесс размышления, необходимо сделать этот процесс максимально индивидуальным, конкретным для всех. В этом случае, ребенок начнет думать о себе, о своей работе на уроке, о новых знаниях и навыках, которые он приобрел, о своих победах или неудачах, о способах преодоления препятствий, если таковые возникают.
По каким критериям оценивать? В настоящее время система оценивания по всем предметам учебного плана определяется локальным актом в каждом отдельном общеобразовательном учреждении. Единых требований к оценке нет. В каждой школе должна быть разработана своя система оценивания.
Я, как и многие учителя, использую следующие правила при выставлении отметки:
- нельзя наказывать отметкой;
- если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относиться к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать неблагоприятную спонтанную реакцию;
- если отметка спорная, то ставим её в пользу ребенка.
В заключение хочется сказать: человек никогда не преуспеет в жизни, если однажды не познает успеха. Поэтому очень важно видеть в каждом ученике уникальную личность, верить в неё. Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни, на высокую оценку себя со стороны окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы постановки учебной проблемы (задачи) на уроке математики
В данной статье рассматриваются варианты постановки учебной проблемы на уроке математки...
Различные способы оценивания на уроках математики
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...
Проблемы в развитии образного мышления на уроках музыки и способы их решения
Для работы молодому учителю...
"Проблемы при изучении английского языка и способы их решения"
ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИЗУЧЕНИи АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ...
"Проблемы при изучении английского языка и способы их решения"
quot;Проблемы при изучении английского языка и способы их решения"...
"Проблемы при изучении английского языка и способы их решения"
ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИЗУЧЕНИи АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ...
Классный час для 8-9 классов. Тема: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧЕНИКОМ И УЧИТЕЛЕМ. СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ.
Этот классный час поможет ученикам и учителям лучше понять друг друга и создать более гармоничные и продуктивные отношения в учебном процессе...