Методическая разработка "Финансы в нашей жизни"
методическая разработка по математике
Методическая разработка представлена на региональный конкурс методических разработок по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 508.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс методических разработок
по финансовой грамотности
«Финансы в нашей жизни»
Номинация: «Лучшая методическая разработка по финансовой грамотности для 5-9 классов»
(предмет «Математика»)
по теме: « Планирование семейного отдыха»
Автор: учитель математики
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Ивановская средняя общеобразовательная школа»
Косухина Елена Сергеевна
Введение
В последнее десятилетие в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности населения. Так Правительство Российской Федерации разработало и утвердило Стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023гг., целью которой является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.(Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.)
Согласно данной Стратегии финансово грамотный гражданин должен как минимум:
следить за состоянием личных финансов;
планировать свои доходы и расходы;
формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для непредвиденных обстоятельств;
иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
рационально выбирать финансовые услуги;
жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
знать о рисках на рынке финансовых услуг;
знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
вести финансовую подготовку к жизни на пенсии. [1]
Актуальность выбранной темы занятия состоит в том, что проведение занятия способствует формированию у обучающихся практико-ориентированной компетентности формирования бюджета семьи как важной составляющей благополучия семейной жизни.
Цель данной методической разработки – формирование компетенций грамотного расходования финансовых средств при планировании семейного отдыха, культуры обращения с деньгами.
Задачи:
- изучить предлагаемые варианты отдыха в сети Интернет;
- создать условия для формирования у обучающихся представление о планировании семейного отдыха, о расходовании семейного бюджета на отдых;
- способствовать развитию у учащихся умения совершать рациональный выбор при планировании семейного отдыха.
Форма проведения занятия – внеурочное занятие с элементами исследовательской деятельности.
Новизна методической разработки заключается в нетрадиционном способе проведения занятия, в использовании исследовательской деятельности при планировании семейного отдыха и формирования бюджета. Исследовательская деятельность – это особый вид деятельности, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Условия применения. Данную методическую разработку можно использовать не только на занятиях внеурочной деятельности по изучению финансовой грамотности, но и на уроках математики в 5 классе при изучении темы «Проценты» и 6 классе при изучении темы «Нахождение дроби от числа». Очевидны положительные стороны данной разработки: процесс исследования способствует активизации познавательной деятельности, умению самостоятельно делать выводы, сопоставлять, обобщать, работать с в группе. Кроме того, приобретенные школьниками знания и практические умения в процессе изучения темы решают проблему социализации и проблему общения среди детей. Применение полученных знаний и умений обеспечивает формирование прочной основы потребительской культуры, дает возможность обучающимся управлять своим финансовым благополучием, строить долгосрочные планы и добиваться их реализации. При проведении занятия могут возникнуть риски такие, как отсутствие Интернета или его низкая скорость (занятие надо проводить в классе с выходом в сеть Интернет), поэтому нужную информацию учитель может найти заранее и предложить ее обучающимся.
Основная часть
Внеурочное занятие в 5 классе
Тема: Планирование семейного отдыха
Цель: формирование компетенций грамотного расходования финансовых средств при планировании семейного отдыха, культуры обращения с деньгами.
Задачи:
Образовательная:
формировать представления учащихся о семейном бюджете,
формировать умения по планированию и рациональному использованию семейного бюджета.
Воспитательная:
воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, расчётливость
формировать социальную активность и самостоятельность, культуру общения.
Развивающая:
развивать творческие способности обучающихся,
развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.
формировать у учащихся метапредметные умения;
Планируемые результаты усвоения темы:
- метапредметные умения:
познавательные: осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью,
регулятивные: анализировать условия достижения цели, планировать пути достижения цели;самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи при планировании, учитывать условия и средства их достижения.
коммуникативные: работать в группе, участвовать в диалоге.
-предметные умения: уметь объяснять основные термины, иметь представление об источниках семейного дохода,
уметь планировать семейный бюджет (расходы на отдых), находить статьи экономии семейного бюджета, уметь анализировать и рационально планировать семейный бюджет
Организация пространства: компьютерный класс с выходом в сеть Интернет, раздаточный материал
Технология обучения: исследовательская деятельность.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Форма работы и контроля |
1.Организационный этап | Приветствие обучающихся. Проверка готовности класса к занятию. Делит класс на3 группы. | Приветствие учителя. Рассаживаются по группам к компьютерам с выходом в Интернет | |
2.Выбор темы исследования, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы | Предлагает ответить на вопросы: - Что такое семья, сколько человек в вашей семье? -На что расходуются деньги в вашей семье? -Планируете ли отдых в вашей семье, если да, то какой и в какое время года? О каком отдыхе вы мечтаете? - Получается ли осуществить запланированный отдых или нет, по какой причине? Далее учитель сообщает, что Курскстат опубликовал на официальном сайте «Социально-экономическое положение Курской области» на январь 2020 года: в Курской области средняя зарплата составила более 41 тысячи рублей. Гипотеза: Если бы мои родители имели доход, равный средней зарплате в Курской области, то можем ли позволить отдых на берегу моря в течении 7 дней: а)в Турции б)на курорте Краснодарского края в)в Крыму. Что будет являться объектом исследования? (Семья) Предметом исследования? (доходы и расходы семьи на отдых) | Отвечают на вопросы и рассуждают о семейных расходах, о планировании семейного отдыха, с помощью учителя выдвигают гипотезу, определяют объект и предмет исследования | Фронтальная,индивидуальная |
3.Определение цели и задачи исследования | Прежде чем перейти к дальней шей работе, определите цель и задачи исследования. Цель: выяснить, хватит ли денег на отдых при таком доходе. Задачи: 1.Определить доход и расходы семьи и остаток на отдых 2. Изучить предложения по отдыху 3.Рассчитать расход на отдых и сделать вывод. На экране презентация – слайд 1 (Рис.1) Рассмотрите материал, который лежит у вас на столах (Рис.2), заполнить только цветные квадраты. На листке у вас «семья», определен состав семьи. Вы должны проанализировать и рассчитать бюджет вашей «семьи»: доходы и расходы за месяц, вычислить остаток. | Обучающиеся с помощью учителя формулируют цель исследования и задачи. Далее работают в группах. У каждой группы одинаковая карточка. Знакомятся с материалом и заполняют таблицу (Рис.2), заполняют только цветные клетки, предварительно делают пояснение как выполнить расчет, определяют способ действия. | Групповая, индивидуаль ная |
4.Поиск информации | Учитель предлагает каждой группе найти нужную информацию для заполнения таблиц. Для этого предлагает пройти по ссылке https://www.mirturizma46.ru/poisk-turov-on-line-v-kurske/. Учитель предлагает выбрать турфирму «Мир туризма» в г.Курске | Обучающиеся проходят по ссылке, осуществляют поиск информации, заполняют таблицу для каждой группы (Рис.3.) | Групповая, индивидуальная |
5.Обработка результатов исследования | Учитель предлагает 1 группе проанализировать расходы на отдых в Турции, 2 группе – расходы на море в Краснодарский край (Анапа), автобусный тур, 3 группе – расходы на море в Крыму (Феодосия), автобусный тур. Учитель помогает каждой группе в поиске и отборе информации | После заполнения таблицы представители группы рассказывают о своем выборе и расчетах, делают выводы о наличии денежных средств. | Групповая |
6.Формулирование вывода. Рефлексия | Подведение итогов. Какие выводы вы можете сделать? Опровергаете или подтверждаете гипотезу, опираясь на ваши исследования? Насколько вы успешно выполнили задание? | Обсуждение полученного результата. На основе полученных результатов нескольких групп обучающиеся делают вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу. | Фронтальная |
Список использованных источников и литература.
- https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/
- https://yandex.ru/search/?text
- https://www.mirturizma46.ru/poisk-turov-on-line-v-kurske/
Приложения
Рис.1
Семейный статус | Доходы семьи | Расходы семьи | Остаток (можно потратить на отдых) | |||
Подоходный налог, 13% | Коммунальные услуги 30% | Питание, 40% (Рассчитать на 20 дней) | ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
Итого |
Рис.2.
Турция
Ваш выбор (отель с описанием) | Стоимость тура | Перелет, стоимость билетов | Итого | Ваши средства | Вывод |
Краснодарский край, Анапа
Ваш выбор (отель с описанием) | Стоимость тура | Стоимость билетов, проезд | Итого | Ваши средства | Вывод |
Крым, Феодосия
Ваш выбор (отель с описанием) | Стоимость тура | Стоимость билетов, проезд | Итого | Ваши средства | Вывод |
Рис.3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический сценарий урока по английскому языку "Животные в нашей жизни"
Урок разработан по УМК М.З.Биболетовой для учащихся 6 класса.Основной целью урока является систематизация лексических навыков по теме и активизация Present Perfect Tense в устной и письменной ре...
Методическая разработка урока по теме "Телевидение в нашей жизни" для учащихся XI класса.
Урок-зачет в системе уроков по теме "Средства массовой информации" с использованием современных педагогических технологий: интерактивной технологии диалогового общения, критического мышления, проблемн...
Методическая разработка программы курса по выбору "Яды в нашей жизни"
Курс является межпредметным, так как интегрируются знания по химии, экологии, биологии, истории, медицине и т.д. В ходе изучения содержания курса познакомятся не только с ра...
Методическая разработка урока по биологии в 8 класса "Кровь - река нашей жизни"
Методическая разработка урока по биологии в 8 класса "Кровь - река нашей жизни"...
Методическая разработка открытого занятия на тему "Книги в нашей жизни. Мой любимый писатель."
Методическая разработка включает введение, психолого-педагогическую характеристику группы, диагностику ЗУНов, содержание занятия, самоанализ, приложения....
Методическая разработка урока английского языка в 6 классе "Животные в нашей жизни"
Методическая разработка урока английского языка в 6 классе "Животные в нашей жизни"...
Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")
В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...