Методическая разработка урока по биологии в 8 класса "Кровь - река нашей жизни"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Методическая разработка урока по биологии в 8 класса "Кровь - река нашей жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_krov_reka_nashey_zhizni.rar | 270.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Кровь – река нашей жизни
Класс: 8
Цели урока:
Образовательные: сформировать представление о крови, ее форменных элементах, о взаимосвязи строения и выполняемых функций.
Развивающие: продолжить работу по формированию умений работы с текстом, развитие логического мышления, внимания учащихся, работа над расширением словарного запаса учащихся путем составления синквейна, продолжить формирование навыков исследовательской и проектной деятельности, продолжить формирование умений работать с микроскопом и микропрепаратами.
Воспитательные: сформировать опыт сотрудничества учащихся при работе в группах, стимулировать развитие познавательного интереса к предмету, развивать самостоятельность учащихся в учебной деятельности, развивать санитарно-гигиенические навыки учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-путешествие
Технология: на игровой основе с элементами информационной технологии
Оборудование: таблица на бумажной основе «Состав крови», «Ткани организма» микроскопы, готовые микропрепараты «Кровь лягушки», «Кровь человека», компьютер, проектор
Ход урока.
- Организационный момент. (СЛАЙД 1)
Приветствие и рассаживание учащихся по группам: 4 группы, заранее сформирована группа экспертов.
Учитель: Нас путешествия встречают каждый день-
В различных областях обычной жизни,
Мы открываем что-то новое в себе –
Стремясь познать неведомые дали.
-Итак, сегодня мы продолжим путешествие по организму человека и нам предстоит погрузиться в… (? Классу) во внутреннюю среду нашего организма.
-С каким настроением мы сегодня отправимся в путь. Выберите смайлик и покажите мне.
- Как много засветилось улыбок! А этот смайлик показывает мое настроение. (СЛАЙД 2) Я рада, что наше настроение совпадает и мы готовы к сотрудничеству. Тогда вперед, в страну «Организм человека»!
2. Актуализация знаний.
Учитель: Чтобы попасть на территорию страны « Организм человека» надо вспомнить, какие уже места мы посетили, и составить маршрут нашего путешествия.
Блиц-опрос: (5 мин.)
- Какую тему мы начали изучать?
- Состав внутренней среды организма?
- Строение и значение тканевой жидкости?
- Строение и значение лимфы?
(вопросы задает или учитель или сами ученики) Представитель каждой группы получает маршрутные листы. Ученики садятся на свои места. Работают в маршрутных листах, а не в тетрадях.
- Мотивация учебной деятельности. Определение темы урока.
Учитель: Итак, все команды получили маршрутные листы. Сегодня мы с Вами посетим не всю страну «Организм человека», только познакомимся с ее транспортными ресурсами, то есть о чем же мы с вами будем говорить? (? Классу)
- Две составные части внутренней среды мы уже изучили. О чем же сегодня мы будем говорить? У вас на столах у каждой группы лежат листки, подумайте и запишите « Как бы вы назвали тему нашего урока, если речь идет о транспортных ресурсах страны, я бы даже сказала, частично о водных ресурсах, какие вопросы вы бы хотели изучить? «(работа в группе 5-6 мин). Листки сдаются группе экспертов, которые читают вслух и формулируют наиболее важные и интересные ответы, совместно формулируется тема урока.
Учитель: Значит, нам предстоит изучить кровь. Чем она является для организма? Она является РЕКОЙ НАШЕЙ ЖИЗНИ. (СЛАЙД 3)
- Восприятие и усвоение учебного материала
- Функции крови. История изучения крови.
Учитель: Действительно кровь – самая удивительная жидкость нашего организма. Ее движение обеспечивает жизнедеятельность. Она – река жизни нашей. Как в любом государстве есть транспортные линии, так кровь постоянно циркулирует по сосудам и выполняет при этом важнейшие функции. ? классу: Какие? (обсуждение в группах 5-6 мин.). Выслушиваются ответы.
Учитель: Как проверить, что вы дали правильные ответы? Обратимся к справочной литературе – учебнику: Работа учащихся с учебником стр. 128 и обсуждение в группах (5-6 мин.), выступление от групп. Делается запись в маршрутном листе.
Учитель: возьмите ваши маршрутные листы, запишите ФИ, дату урока, тему урока и функции крови.
Кровь выполняет функции:
-транспортная
-осуществляет гуморальную регуляцию
- защитная
-участвует в регуляции температуры тела
Учитель: Кровь – часть внутренней среды организма, это жидкая соединительная ткань. С незапамятных времен люди поняли, какое важное значение, имеет для организма кровь. Неоднократно им приходилось видеть, что раненое животное или человек погибают от потери крови. Эти наблюдения привели человечество к мысли. Что именно в крови заключается жизненная сила.
Выступление ученика из группы экспертов с презентацией «История изучения крови» (информационный проект)
- Строение крови.
(учащиеся делают записи в маршрутных листах)
Учитель: Функций у крови много, но не менее сложное и ее строение.
Артериальная кровь представляет собой красную непрозрачную жидкость. Если принять меры, предупреждающие свертывание крови, то при отстаивании, она отчетливо разделяется на два слоя. Верхний слой – слегка желтоватый, жидкий – это плазма крови и осадок темно-красного цвета – это форменные элементы крови - эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. (Слайд)
Кровь – это жидкая соединительная ткань. Межклеточное вещество – плазма крови составляет 60% от объема крови и состоит на 90-92 % из воды, также в ее состав входят минеральные вещества – соли и органические вещества, например белки, глюкоза и др. Сопоставление химического состава морской воды и солевого состава плазмы крови, сходство их состава позволило предположить, что жизнь зародилась в воде, а жидкой внутренней средой организма обеспечиваются условия для нормального функционирования клеток. Неорганические вещества в плазме крови обеспечивают постоянство давления, что необходимо для поддержания жизнедеятельности клеток организма.
Выступление ученика из группы экспертов с презентацией «Плазма крови» (информационный проект)
Учитель: Плазма участвует в транспорте веществ и свертывании крови.
Выступление ученика из группы экспертов с презентацией «Состав крови» (информационный проект)
3.3 Закрепление
Учитель: Для того чтобы закрепить изученный материал, вам необходимо заполнить таблицу, которая есть у вас в маршрутных листах «Форменные элементы крови» с помощью учебника стр.130-132 , заполняем те графы, которые можем заполнить. Вы работаете по группам. (10 мин.)
1группа. Эритроциты
2 группа. Лейкоциты
3 группа. И группа экспертов. Тромбоциты
Каждой группе дано задание составить синквейн по форменным элементам крови, а группе экспертов - к термину «кровь»
Затем, представители каждой группы озвучивают свои ответы, обсуждают и учащиеся заполняют всю таблицу.
(СЛАЙД 4)
Форменные элементы крови.
Элементы | Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты |
Форма | Двояковогнутый диск | округлая | неправильная |
Строение | Нет ядра, содержит гемоглобин | Содержит ядро | Нет ядра |
Количество в 1 мм3 | 5 млн. | 6-8 тыс. | до 400 тыс. |
Функция | Перенос кислорода и углекислого газа | Защитная | Свертывание крови |
Продолжительность жизни | 4 мес. | От 1 суток до десятков лет | 5-8 дней |
Место образования | Красный костный мозг | Селезенка, лимфоузлы, костный мозг | Красный костный мозг |
Особенности | Гемоглобин имеет части гем и глобин, очень эластичны. | Активное передвижение. Разделение на несколько типов | Склеиваются друг с другом; выделяют вещества, образующие тромб |
Учитель: Мы познакомились со строением и функциями форменных элементов крови. Давайте решим познавательную задачу «Люди ежегодно проходят медицинский осмотр и обязательно сдают кровь на анализ. Почему? (обсуждение в группах 5 мин.)
Учащиеся отвечают после обсуждения: по результатам анализа крови можно определить, чем болен человек. Если выявить болезнь раньше, то можно помочь больному человеку, а в отдельных случаях предупредить и распространение заболевания.
Учитель: Например, малокровие – это резкое снижение гемоглобина крови и уменьшение количества эритроцитов. Различного рода заболевания и особенно неблагоприятные условия жизни детей и подростков приводят к малокровию. Отрицательно сказывается на работоспособности и успешности обучения. Если в нашем окружении есть человек, который часто жалуется на головные боли, головокружения надо относится к нему терпеливо и посоветовать обратиться к врачу. Но эти симптомы могут быть и признаками других заболеваний. Профилактикой этого заболевания является правильная организация режима дня, рациональное питание, профилактика переутомления, прогулки на свежем воздухе и сочетание разумное физической и умственной активности.
- Учитель: про лейкоциты и тромбоциты мы подробнее поговорим на следующем уроке, а сейчас еще раз обратимся к эритроцитам, потому что их главная функция перенос газов. Посмотрите в ваши маршрутные листы – лабораторная работа (может быть перенесена на следующий урок). Перед лабораторной работой повторяют правила техники безопасности при работе с микроскопом.
Тема: «Изучение эритроцитов крови лягушки и человека».
Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови лягушки и человека.
Оборудование: микроскопы Микромед С12 , готовые микропрепараты «Кровь лягушки», «Кровь человека».
Ход работы.
- Настройте микроскоп, соблюдая правила техники безопасности.
- Изучите препарат крови лягушки, найдите эритроциты, обратите внимание на их форму и количество в единице объема. Зарисуйте в таблице «Результаты работы одну клетку и заполните остальные графы таблицы.
- Изучите микропрепарат крови человека, найдите эритроциты и сравните их с эритроцитами лягушки, результаты занесите в таблицу. Зарисуйте один эритроцит крови человека.
- Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени кислорода больше, чем кровь лягушки. В каком направлении шла эволюция эритроцитов у позвоночных животных?
Результаты работы.
Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки.
Эритроцит | Форма клетки | Наличие ядра | Рисунок |
Человека | двояковогнутая | нет | |
Лягушки | овальная | есть |
Вывод: Эритроциты крови человека переносят кислорода больше в единицу времени, так как не имеют ядра, что увеличивает площадь присоединения кислорода и имеют форму двояковогнутого диска.
4.Итог урока.
Задание: Выберите и запишите номера правильных утверждений.
- Кровь – особы тип эпителиальной ткани
- В 1 мм3 крови находится до 10 тыс. эритроцитов.
- Лейкоциты выполняют защитную функцию.
- Тромбоциты небольшие клетки крови, содержащие ядро.
- Лейкоциты освобождают организм от углекислого газа.
- Гемоглобин – белок, который обеспечивает дыхательную функцию крови.
- Кровь состоит из эритроцитов и лейкоцитов.
- Эритроциты крови человека не содержат ядро.
- Лейкоциты имеют округлую форму.
- Плазма – межклеточное вещество крови.
Если остается время, то учащимся предлагается решить биологические задачи.
Биологические задачи.
- Если судно в море получило пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любыми подручными средствами. А какие для этой цели есть у крови «заплаты»? (тромбоциты)
- Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 мм3 в 13 раз больше, чем у лягушки. Как объяснить этот факт? (у человека интенсивность обмена веществ выше. Большая поверхность всей массы эритроцитов обеспечивает их большую способность к транспортировке кислорода).
- При микроскопическом исследовании крови у человека обнаружено повышение количества лейкоцитов (в 1 мм№ -12 тыс.) Показателем чего это может быть? (Воспалительный процесс).
Учитель: Вы конечно знаете, что уважаемым гостям в каждой стране предоставляется возможность оставить запись о своих впечатлениях в «Книге почетных гостей». На ваших маршрутных листах есть такая форма записи, заполните ее.
- Рефлексия.
Напротив выбранного вами ответа поставьте в окошечке любой знак.
Я доволен (довольна) уроком, урок был полезен для меня, я понимал(а) | |
Урок был интересен, я принимал(а) в нем участие, отвечал(а) с места, сумел(а) выполнить все задания, мне на уроке было достаточно комфортно | |
Пользы от урок(а) я получил(а) мало, я не очень понимал(а), о чем идет речь; мне это не очень нужно; домашнее задание я не понял(а), к ответу на уроке был(а) не готов (а) |
А теперь выберите смайлики, с которыми вы работали в начале урока, и приклейте их в группе на лист бумаги, выберите те смайлики, которые наиболее созвучны вашим ощущениям после урока(после урока эти листы прикрепляются к доске)
Учитель: Вот вы и оставили свои записи в маршрутном листе. Но нас еще ожидают открытия и дальнейшее путешествие по стране «Организм человека» и поэтому мы должны подготовиться к ним выполнив домашнее задание.
- Домашнее задание.
Стр. 128-130, подготовить сообщение или презентацию на тему «Открытие иммунитета», или нарисовать плакат на тему «Защитные свойства крови»-
Технологическая карта урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС
ФИО учителя | Евелева Светлана Юрьевна |
Предмет | Биология |
Класс | 8 «В» |
Автор УМК | Н.И.Сонин |
Тем урока | Кровь – река нашей жизни |
Тип урока | Комбинированный |
Технология | На игровой основе с элементами информационной технологии |
Оборудование | Таблицы на бумажной основе «Состав крови», «Ткани организма», микроскопы, готовые микропрепараты «Кровь лягушки», «Кровь человека», компьютер, проектор, электронное наглядное пособие «Биология. Человек», презентации учащихся (информационные проекты) |
Предметные цели урока: понятие о составе крови, плазме и форменных элементах крови, об особенностях их строения в связи с выполняемой функцией.
Метапредметные цели урока:
Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, обозначать проблему, находить пути ее решения;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку и давать самооценку своей деятельности;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять сбор и поиск информации, владеть терминологией и грамотностью речи, выступать перед аудиторией.
Личностные: воспитание ответственности, уважения ко всем участникам образовательного процесса, привитие обучающимся интереса к урокам биологии, стремления к самообразованию и развитие творческой познавательной активности, гигиенические навыки, формирование понятия о здоровом образе жизни.
Прогнозируемые результаты: обучающиеся различают состав крови: плазма крови и форменные элементы крови: эритроциты, тромбоциты и лейкоциты, различают особенности их строения в связи с выполняемой функцией в организме, понимают значение анализа крови для здоровья человека, понимают опасность большой кровопотери для организма.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности
- Актуализация опорных знаний
- Восприятие и усвоение учебного материала
1). Постановка проблемы
2). Расширение новых знаний
3). Информационные проекты детей
- Первичное закрепление изученного материала
- Итоги урока
- Рефлексия
- Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по биологии и географии "Реки нашей местности"
Методическая разработка интегрированного урока естественнонаучного цикла....
Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"
Происходящие в современном обществе перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...
Методическая разработка урока по теме "Телевидение в нашей жизни" для учащихся XI класса.
Урок-зачет в системе уроков по теме "Средства массовой информации" с использованием современных педагогических технологий: интерактивной технологии диалогового общения, критического мышления, проблемн...
Методическая разработка урока по теме: "Музыка в нашей жизни"
Методическая разработка урока по английскому языку: "Музыка в нашей жизни" Защита проектов: "Мой любимый стиль музыки", " Музыкальные предпочтения учеников и учителей&quo...
Методическая разработка музейно-педагогического занятия "Музей в нашей жизни"
Цель занятия познакомить учащихся с понятием музей, условиями бытования экспонатов в музее, с теми, кто помогает экспонатам жить,кому они раскрывают свои истории и тайны, чем различаются музеи между с...
Методическая разработка по иностранному языку «Любовь в нашей жизни»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по иностранному языку по теме: «Love in our life» («Любовь в нашей жизни») предназначена для ...
Методическая разработка - проект "Откуда книга пришла в нашу жизнь"
исследование и изучение доступных сведений об истории возникновения и создания книги, приобщение воспитанников к книжной культуре и повышение интереса к чтению и стремления получать знания...