Факультативный курс "Математический калейдоскоп" 8 ласс
рабочая программа по математике (8 класс)
Рабочая программа факультативного курса "Математический калейдоскоп" для обущающихся 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fk_matematicheskiy_kaleydoskop_8b_21-22.doc | 930 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Математический калейдоскоп»
для 8б класса
Распутиной Анны Александровны,
учителя математики
п.г.т. Излучинск
2021/2022 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Математический калейдоскоп»для 8 класса составлена на основе программы по алгебре и геометрии , 8 класс, автор-составитель Т.А.Бурмистрова, Москва, Просвещение, 2009г., а также учебного пособия «Факультативный курс по математике: Учеб. пособие для 7-9 класов сред. шк./ Сост. И.Л. Никольская. – М.: Просвещение, 2007».В соответствии с учебным планом рабочая программа факультатива рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).
Цели и задачи:
• углубление и расширение знаний учащихся по изучаемым темам;
• подготовка учащихся к успешной сдачи экзамена за курс основной школы по математике.
2. Содержание программы курса
Тема 1. Круги Эйлера (3ч)
Задачи, связанные с алгеброй множеств; логические задачи.
Цели: Расширение математического кругозора обучающихся; обогащение арсеналом средств, используемых в решении разнообразных задач.
Тема 2. Принцип Дирихле (3ч.)
Метод рассуждений от противного, принцип Дирихле или «выдвижных ящиков»; принцип Дирихле и его обобщения.
Цель: Сформулировать понимание отличия интуитивных соображений от
доказательства; умение применять «принцип Дирихле» при решении задач.
Тема 3. Целые числа. Делимость (2ч.)
Делимость, основные свойства; решение различных задач по теме: «Остатки и делимость».
Цели: Развивать интуицию и умение предвидеть результаты работы.
Тема 4. Модуль (3ч)
Модуль, раскрытие модуля. Решение простейших уравнений с модулем. Построение графиков функций, содержащих модуль.
Цели: Овладение умениями решать уравнения с модулем, строить графики функций, содержащих модули.
Тема 1. Проценты (2ч)
Решение задач на проценты.
Цель: Овладение умениями решать задачи на проценты различных видов, различными способами.
Тема 2. Числа и выражения. Преобразование выражений (2ч)
Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Цель: актуализация вычислительных навыков. Развитие навыков тождественных преобразований.
Тема 3. Уравнения и неравенства (6ч)
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных ).
Цель: Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.
Цель: Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.
Способы решения различных неравенств (числовых, линейных).
Цель: Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.
Тема 4. Функции (2ч)
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Цель: Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.
Тема 5. Текстовые задачи (3ч)
.Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
Цель: Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.
Тема 6. Уравнения и неравенства с параметром (4ч)
Линейные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Системы линейных уравнений.
Цель: Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами
Тема 7. Геометрические задачи (2ч)
Задачи геометрического содержания.
Цель: Овладение умениями решать Задачи геометрического содержания.
Тема 8. Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ГИА (2ч)
Решение задач из контрольноизмерительных материалов для ГИА.
Цель: Умение работать с КИМами ГИА.
- Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
Арифметика
Уметь
• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
• выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
• округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
Уметь
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
• решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
• решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
• находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
• определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
• описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• при моделировании практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
• для описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
• при интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
• для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
3. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование темы курса | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Вводное занятие. Задачи на сообразительность, внимание, смекалку | 1 | ||
2 | Решение логических задач | 1 | ||
3 | Круги Эйлера | 1 | ||
4 | Принцип Дирихле. Обобщенный принцип Дирихле | 1 | ||
5 | Чередование, четность, нечетность. Разбиение на пары | 1 | ||
6 | Четность, нечетность в задачах | 1 | ||
7 | Простые и составные числа. Деление с остатком в натуральных числах | 1 | ||
8 | Признаки делимости. НОД числа | 1 | ||
9 | Решение олимпиадных задач прошлых лет | 1 | ||
10 | Решение уравнений с модулем | 1 | ||
11 | Графики функций, содержащих модуль | 1 | ||
12-13 | Проценты | 2 | ||
14 | Числа и выражения. | 1 | ||
15 | Преобразование выражений | 1 | ||
16-17 | Уравнения. | 2 | ||
18-19 | Системы уравнений | 2 | ||
20-21 | Неравенства. | 2 | ||
22-23 | Функции | 2 | ||
24-26 | Текстовые задачи. | 3 | ||
27-28 | Уравнения и неравенства с модулем. | 2 | ||
29-30 | Уравнения и неравенства с параметром. | 2 | ||
31-32 | Геометрические задачи | 2 | ||
33-34 | Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ГИА | 2 |
Учебно – методическая литература:
- Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс./под.ред. Ф.Ф.Лысенко- Ростов-на-Дону: Легион 2015. – 151 с.
- Жохов В.И. Уроки алгебры в 8 классе / В. И. Жохов, Г. Д. Карташева. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.
- Макарычев Ю.Н. Изучение алгебры. 7-9 классы: книга для учителя / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова, И. С. Шлыкова. – М.: Просвещение, 2009. – 304 с.
- Пичурин Л.Ф. «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990.
- Галицкий М.Л. и др. «Сборник задач по алгебре для 8-9 классов». Учебное пособие для учащихся. Москва: Просвещение, 1999.
- Баврин И. И. ГИА 2017. Геометрия. 9 класс: Серия: Готовимся к экзаменам. ГИА. – М.: Дрофа, 2017.- 160 с.
- Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.В., Захаров П.И. ГИА. Математика (с геометрией и теорией вероятностей). Типовые тестовые задания. - М.: "Экзамен", 2017. - 63 с.
- Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.. ГИА 2017, Алгебра. Тематическая рабочая тетрадь. 8 класс (новая форма) – М.: Издателство «Экзамен», МЦННМО, 2016 Кочагин В.В.
Интернет – ресурсы:
- ФИПИ fipi.ru
- Тестирование online: 5 – 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo
- Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main
- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
- сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/
- досье школьного учителя математики: http://www.mathvaz.ru/
- http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 5 лассе по теме "Глагол"
Урок посвящён 200-ю Бородинскому сражению.Учебная деятельность по теме "Глагол"построена на познавательном материале "Минувших дней немеркнущая слава"...
урок в 5 лассе по теме "Глагол"
Урок посвящён 200-ю Бородинскому сражению.Учебная деятельность по теме "Глагол"построена на познавательном материале "Минувших дней немеркнущая слава"...
контрольная работа по биологии за 3 четверть 9 ласс
Контрольная работа по теме "Учение об эволюции"...
Конспект урока для 8 ласса "строение и функции головного мозга"
Конспект урока для 8 класса по теме: "строение и функции головного мозга" Изучается строение головного мозга, его отделы и функции. Причины нарушения деятельности головного мозга....
Урок русского языка 6 ласс "Действительные и страдательные причастия"
«Действительные и страдательные причастия»Цели:А) образовательная: знакомство с новым материалом;Б) развивающая: формирование навыка правильного написания суффиксов действительных и страдательны...
программа по краеведению 5 ласс
Я работаю в школе 25 лет, постоянно в творчесом поиске, очень хочется, чтобы моим учениам было интересно на моих уроках. В этом году мне дали уроки раеведения в 5-х лассах. Я составила авторскую прогр...
Рабочая программа геометрия 11 ласс УМК Атанасян Л.С.
Рабочая программа геометрия 11 класс УМК Атанасян Л.С....