Внеурочное занятие для учащихся 1 классов "Танграм -древняя китайская головоломка"
план-конспект по математике
С целью повышение интереса учащихся к изучению математики, в рамках внеурочной деятельности мною проводятся развивающие занятия для младших школьников. На внеурочном занятии по теме "Танграм -древняя китайская головоломка" развиваются познавательные способности и познавательный интерес. Ребята получают новые знания, выходящие за рамки школьной программы и выполняют различные задания, формирующие пространственное представление, воображение, развивающие логического мышление. На занятии ребята познакомились с головоломкой Танграм и историей его появления, но и учились создавать силуэты из геометрических фигур по образцу, определять зависимость при делении целого на части, тем самым совершенствовали такие мыслительные операции, как анализ и синтез.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tangram.docx | 76.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по теме: "Танграм - древняя китайская головоломка"
Цель внеурочного занятия: знакомство с головоломкой Танграм, совершенствование мыслительных операций (анализ, синтез), формирование пространственного представления, воображения, логического мышления у учащихся.
Задачи внеурочного занятия:
- создавать силуэты из геометрических фигур по образцу;
- определять зависимость при делении целого на части;
- развивать познавательные способности детей.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран; набор шаблонов - головоломка "Танграм".
Ход внеурочного занятия
Здравствуйте ребята, рада видеть всех вас! Тихо садитесь, закройте глаза и мысленно скажите: "Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе". Покажите улыбкой, что вы желаете друг другу удачи.
Сегодня у нас интересное и необычное занятие. Мы совершим путешествие в одну из экзотических стран – в Китай. Китай находится в Восточной Азии. В нем проживает около 1млрд. 300млн. человек. Это примерно в пять с половиной раз больше, чем в России.
Посмотрите на картинки (картинки из фигур набора «Танграм»).
Скажите, кто и что на них изображено?
Что необычного в этих картинках? (Они составлены из частей, геометрических фигур).
Посмотрите, что у меня в руках? (Игра, головоломка)
Вы догадываетесь для чего нужны картинки?
Как играть в эту игру, используя картинки?
Ребята, у меня в руках не простая игра - это удивительная головоломка, которая родилась в Китае.
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных игр и развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей были игры - головоломки. И в наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление. Это способ отвлечения от повседневных проблем, который направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть». Все эти умения необходимы будущим математикам.
Давайте отгадаем название этой головоломки. И узнаем тему сегодняшнего занятия.
1 буква 8+3=11 2 буква 4+12=16 3 буква 2+15=17 4 буква 13-4=9 5 буква 17-7=10 6 буква 18-2=16 7 буква 16-8=8 | 16-А 11-Т 17-Н 10-Р 9-Г 8-М |
Какое слово получилось? (Танграм).
Верно, ребята. Танграм - это тема нашего занятия.
Давайте поставим перед собой цель? Чего мы должны достичь на занятии? (Узнать как можно больше о танграме: как появилась головоломка, правила составления головоломки, научиться составлять фигуры по образцу (картинке).
Что такое танграм? Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Это древняя китайская игра-головоломка, возникшая более 4000 лет назад. Она состоит из семи танов, то есть плоских фигур, которых разделили на семь частей – две большие, две маленькие, один средний треугольник, один квадрат и один параллелограмм.
Эти фигуры складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры, изображающей животных, людей или различные предметы.
Каждая фигура должна складываться из семи частей Танграма, и при этом они не должны перекрываться. Можно складывать по шаблонам, а для большей сложности можно самим придумывать фигуры.
А, знаете ли вы, ребята, как появилась такая необычная головоломка? Существует несколько легенд возникновения Танграма.
Легенда первая: о разбитой плитке.
Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи фигур, назвали Доской Мудрости.
Легенда вторая: о разбитой плитке.
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.
Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.
Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.
Три мудреца придумали “Ши-Чао-Тю” - квадрат, разрезанный на семь частей.
Как и в любой головоломке в танграме существуют свои правила:
1) В каждую фигуру должны входить все семь элементов.
2) При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
3) Элементы фигур должны примыкать один к другому.
Давайте вместе попробуем собрать фигурку "зайчик".
1. Первую фигурку нашего зайца начнем составлять с головы - квадрата. К голове приложим ушки: треугольник среднего размера и параллелограмм. Туловище сделаем из 2 больших треугольников, а лапки и хвостик из маленьких.
2. Наш зайчик чего-то испугался и поменял свою форму: прижал ушки, сложил лапки. Выложим из 2 больших треугольников туловище, соединив их в форме параллелограмма. К туловищу присоединим голову из квадрата, а к голове - уши из параллелограмма. Осталось сделать лапки из 2 маленьких и 1 среднего треугольника.
3. Заяц перестал бояться и решил выглянуть из-за куста: он навострил уши (параллелограмм и средний треугольник), а еще у него появился хвостик - маленький треугольник.
Ребята, сейчас мы поработаем в группах. Делимся на четыре группы. Две группы учащихся собирают животного, изображенного на карточке, две другие группы учащихся отгадывает этого животного и наоборот.
А теперь я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Задание на выбор. Перед вами образцы фигур из деталей танграма и бумажные части танграма. Выберите любую наиболее понравившуюся фигуру Танграма, дайте ей название, расположите на листе А4 и приклейте.
Давайте обменяемся выполненными вами работами и каждый проверит работу своего соседа по образцу.
Вот и подошло к концу наше занятие.
Какой была тема нашего занятия?
Какие цели мы ставили перед собой?
Достигли ли мы поставленных целей?
Что нового вы сегодня узнали? Чему учились?
А где в жизни могут пригодиться нам навыки, приобретенные сегодня на занятии?
Наше занятие мне хотелось бы закончить словами М. Гарднера: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие для учащихся начальной школы. «Пооперационное выполнение цветка в технике квиллинг»
Самый популярный способ изготовления цветов в технике квиллинг (скручивание бумажных полосок)....
Внеурочное занятие с учащимися 4 класса ( глухие дети)
Внеурочное занятие по общеинтеллектуальному развитию детей с нарушениями слуха с учетом требований ФГОС. Обучение детей решать проблемные ситуации самостоятельно путем поиска необходимых знаний ...
Методическая разработка внеурочного занятия: Образовательная прогулка «Наследие Древнего Востока в Петербурге» ( 5 класс)
Представленная прогулка рассчитана на учащихся 5 класса. Учащиеся выполняют задания в ходе образовательной прогулки и знакомятся с объектами города-музея Санкт-Петербурга, которые напоминают о наследи...
Внеурочные занятия для учащихся начальной школы. Тема "Экология"
https://docs.google.com/presentation/d/1vT4WLe499mSmQIt1dgOlT_M_emZyQ4INBohU9X4Y_DQ/edit#slide=id.p22...
Расписание кружков и внеурочных занятий для учащихся 7 класса МКОУ "БСОШ №4" на 2019-2020 уч.год
Расписание кружков и внеурочных занятий для учащихся 7 класса МКОУ "БСОШ №4" на 2019-2020 уч.год...
Методическая разработка внеурочного занятия для учащихся 5 класса «Давай дружить, водитель!»
Цель занятия: знакомство с современными социальными акциями и развитие положительной мотивации для участия в них; воспитание у обучающихся творческого отношения к работе...
Внеурочное занятие по теме «Наследие древнего Востока в Петербурге»
В данной работе предложен сценарий обобщающего занятия по краеведению в интеграции с историей, музыкой, изобразительным искусством. Этот урок проводится в виде театрализованной ...