Конспект урока по теме: "Прямоугольный параллелепипед и куб"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Цели урока:
1) Научить находить данные геометрические фигуры в окружающей обстановке, на чертежах и рисунках; изучить названия элементов фигур, их количество в фигуре и обозначение; вывести формулы для нахождения поверхностей куба и параллелепипеда и научить применять их на практике.
2)развивать логическое мышление, наблюдательность, интуицию, упорство, волю для достижения цели, самостоятельность, развивать умение обобщать, конкретизировать.
3) воспитывать чувство коллективизма, чувство уверенности в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Прямоугольный параллелепипед и куб
Цели урока:
1) Научить находить данные геометрические фигуры в окружающей обстановке, на чертежах и рисунках; изучить названия элементов фигур, их количество в фигуре и обозначение; вывести формулы для нахождения поверхностей куба и параллелепипеда и научить применять их на практике.
2)развивать логическое мышление, наблюдательность, интуицию, упорство, волю для достижения цели, самостоятельность, развивать умение обобщать, конкретизировать.
3) воспитывать чувство коллективизма, чувство уверенности в себе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация урока.
Добрый день, дорогие путешественники в страну знаний!
Чтобы начать сегодняшний урок, мне хотелось бы узнать, готовы ли вы к уроку, какое у вас настроение, есть ли у вас желание узнать что-то новое на сегодняшнем уроке?
Как сказал древнегреческий философ Саади: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев”.
И мне бы хотелось, чтобы было у вас желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда и только в этом случае своими “крыльями” будете “взлетать” все выше и выше.
А также мне очень хочется обратиться к словам известного российского математика А.И. Мордковича: “Кто с детских лет занимается математикой, этот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”.
Именно это нам потребуется на сегодняшнем уроке: внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей.
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Блиц-опрос
- Прямоугольник - это …
- а и в - …
- а - это …
- в - это …
- Площадь прямоугольника равна …
- Выражение Р = 2х(а+в) называется …
- Прямоугольник, у которого длина и ширина равны, называется …
- У равных фигур площади и периметры …
Если фигура разбита на части, то площадь фигуры равна … (Учитель показывает геометрические фигуры поочерёдно, вначале плоские, которые дети легко узнают и называют, затем объёмные)
Кто из вас догадается, чем эти фигуры отличаются? (сравнивает плоские и объёмные фигуры)
Эти на плоскости лежат, а эти над нею просто стоят.
Эти можно нарисовать, а эти можем лишь изображать.
Плоские фигуры мы уже знаем, а вот объёмные сегодня изучаем.
Устный счёт.
Вычислите примеры и расшифруйте слово.
9 | А |
51 | Л |
41 | Н |
1000 | Д |
49 | П |
45 | Е |
0 | Р |
8 | И |
16 | Ж |
6 | К |
52 | М |
- 51-2=
- 99:11=
- 16·0=
- 32=
- 3·17=
- 17+34=
- 80-35=
- 51·1=
- 15·3=
- 60-11=
- 23=
- 30+19=
- 90:2=
- 125·8=
ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД
4. Изучение нового материала.
Знакомство с кубом.
Каждый из вас умён и не глуп, чётко знает это? (ответ учеников) (Куб).
Среди своих фигур его найдите и в тетради это слово запишите. (Пишет на доске “Куб”. Ученики тоже записывают в тетради слово “куб”).
Теперь куб берите в руки смело, и примемся за дело.
Фигуру изучим капитально, каждый её элемент – досконально.
Высота, ширина, да и длина (показывает на модели) у него всегда одна!
Их всех вместе измерениями или рёбрами зовут, посчитайте, сколько их тут?
( ученики считают) (12)
Точки, где рёбра пересекаются, вершинами называются (показывает)
Сколько их сейчас мы спросим? (дети считают)
Ну, конечно ровно (дети отвечают) (8).
А площадки вот эти (показывает грани)
зовут гранями и взрослые и дети.
Сколько их нетрудно счесть (дети считают и отвечают)
их конечно ровно (6).
Итак, не спешите и в тетради запишите (пишет на доске: Куб: рёбер – 12, вершин – 8, граней – 6, а дети записывают в тетради).
Три ребра, из одной вершины выходящие, во все стороны глядящие, одним словом называют. Кто его нам отгадает? Учебник открывайте и скорее это слово прочитайте (открывают учебник и находят слово) (измерения)
(записывают на доске и в тетрадях:
длина – а
ширина – в} измерения)
высота - с
Запомнить все должны: у куба все измерения равны!
Запишем это в тетрадки ясно и кратко (пишут на доске и в тетрадях, а = в = с)
Знакомство с параллелепипедом.
Вот фигура почти такая, а в чём разница, кто знает? (выслушивает ответы)
Грани есть - их ровно шесть. Восемь вершин у неё есть, да и рёбер двенадцать!
Как же будет называться? В учебник посмотрите и фигуру назовите.
Параллелепипед (записывают в тетради и на доске, несколько раз читают вслух)
Он как полагается - прямоугольным называется, а кто догадается, почему так называется? (Выслушивает ответы, и совместно делают вывод)
Эти знания важны: у параллелепипеда рёбра не равны: (пишут на доске и в тетрадях, а? в? с), но приглядитесь внимательно и увидите обязательно, что рёбрам из одной вершины выходящим есть близняшки настоящие. На плакат сей посмотрите и их правильно назовите. ( По плакату называют равные рёбра и грани)
Милые ребятки отгадайте загадку: можно ли куб назвать параллелепипедом? А наоборот?
(ответ с пояснением)
Обратите внимание: у параллелепипеда поверхность есть, нужно только сумму площадей граней счесть. А грань прямоугольником называется, как найти поверхность кто догадается?
(Выводят формулу: S = (ab +ac + bc)·2 и записывают её в тетради)
А у куба поверхность есть? Попытайтесь её счесть. (Самостоятельная работа по моделям)
Кто оказался всех умней, и решил эту задачу проще и быстрей? (Рассуждают и выводят формулу: S = 6 a2 )
5. Физкультминутка:
- Сожмите кисть столько раз, сколько равна площадь прямоугольника со сторонами 3см, 2 см. Ответ: 6 раз.
- а=2см, в=1см
Вращение туловищем столько раз, сколько равен периметр прямоугольника. Ответ: 6раз
- Присядьте столько раз, сколько будет равна площадь квадрата со стороной 1см. Ответ: 1
6. Закрепление нового материала.
В жизни так бывает, что разные фигуры нас окружают. Внимательно вокруг себя поглядите, и параллелепипед или куб в нашей обстановке найдите. (Называют предметы похожие на эти фигуры из окружающей обстановки).
Тест.
1. Любой прямоугольный параллелепипед состоит из граней. Их у него:
А) 12; В) 8; С) 6.
2. У каждого прямоугольного параллелепипеда есть рёбра. Это:
А) прямоугольники; В) отрезки; С) точки.
3.Прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны, называется:
А) куб; В) прямоугольник; С) квадрат.
Ответы к тесту выводятся на экран.
- С; 2) В; 3)А.
А теперь все помолчите и задание решите: № 612, 613, 616.
7. Итог урока. Д/з
Выучить п.21. Решить № 614, 615, 617, 559.
Мы сегодня не скучали,
а объёмные фигуры изучали.
Назовите их все дружно…
Как вы думаете – знать их нужно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Прямоугольный параллелепипед"
Конспект урока для 5 класса по учебнику Виленкина Н.Я. с презентацией по указанной теме...
План-конспект урока на тему "Прямоугольный параллелепипед" по ФГОС
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА УЧИТЕЛЬ: Якупова Альфия Иман-Маликовна МЕСТО РАБОТЫ: МБОУ «Сеитовская ООШ» Красноярского района Астраханской области МАТЕМАТИКА 5 класс ТЕМА УРОКА: Прямоугольн...
Конспект урока на тему: "Прямоугольный параллелепипед"
данный урок является первым по данной теме, с помощью этого урока можно выйти на тему самостоятельно....
Конспект урока по теме "Прямоугольный параллелепипед" ,5 класс (ФГОС)
Краткое изложение этапов урока с указанием видов деятельности учащихся и учителя....
План- конспект урока по теме: "Прямоугольный параллелепипед" 5 кл
план конспект + презентация по теме: "Прямоугольный параллелепипед" изучение нового материала по математике 5 кл...
Конспект урока на тему "Прямоугольная система координат"
Конспект урока на тему "Прямоугольная система координат"...
Конспект урока по теме " Прямоугольное проецирование. Проецирование на одну , две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекции", 8 класс.
Работа предназначена в помощь учителю средней школы, работающим по УМК "Черчение" для проведения урока черчения в 8 классе по теме "Прямоугольное проецирование. Проецирование на одну , ...