Конспект урока на тему "Прямоугольный параллелепипед" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Чепкасова Анастасия Георгиевна

Данный урок предназначен для 5 го класса при изучении математики по учебнику Н.Я. Виленкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_parallelepiped.docx82.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 5 классе

Тема: «Прямоугольный параллелепипед»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятий о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях.

Задачи урока:

предметные: 

- научить учащихся отличать те из окружающих нас тел, форма которых имеет название «прямоугольный параллелепипед», научить произносить и писать этот термин и познакомить с моделями прямоугольного параллелепипеда;

- ввести определение понятия «прямоугольный параллелепипед» (при этом желательно избежать заучивания формулировки определения, ученики должны её запомнить в процессе выполнения заданий)

- познакомить учащихся с элементами прямоугольного параллелепипеда: гранями, ребрами, вершинами

- познакомить учащихся с понятиями «измерения прямоугольного параллелепипеда», «высота прямоугольного параллелепипеда» (каждый ученик должен уметь показать измерения параллелепипеда, понимать, что высотой может служить любое измерение).

- научить строить изображение самостоятельно.

метапредметные: воспитывать чувство коллективизма, уверенности в себе.

личностные: развивать пространственное воображение, логическое мышление, наблюдательность, развивать устную и письменную речь;

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы:

Необходимое оборудование:

Ход урока

  1. Организационный момент

Добрый день, дорогие путешественники в страну знаний!

Чтобы начать сегодняшний урок, мне хотелось бы узнать, готовы ли вы к уроку, какое у вас настроение, есть ли у вас желание узнать что-то новое на сегодняшнем уроке?

Как сказал древнегреческий философ Саади: «Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев».

И мне бы хотелось, чтобы было у вас желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда и только в этом случае своими «крыльями» будете «взлетать» все выше и выше.

  1. Мотивация учебной деятельности

Сегодня на уроке мы познакомимся с геометрическим телом, модель которого сейчас окажется у каждого из вас на парте.  Это геометрическое тело, которое вы очень часто встречаете в своей жизни.

 Рассмотрите модель и скажите, какие предметы в окружающем мире имеют форму этого тела? (кирпич, коробка, комната, шкаф и т.д.)

Образно подумайте, на какую фигуру похожи эти предметы.

Знаете, как называется эта фигура? Давайте узнаем название этой фигуры.

Игра «Математическое лото»

У каждого ученика на столе лежит большая карта с заданиями и карточки с ответами. Они решают устно задания, находят ответ и закрывают это задания, так чтобы набор букв были сверху. Решив все задания, и закрыв их карточками, получится слово.

Карта с заданиями

1. Найдите площадь квадрата, сторона которого равна 9 см.

2. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 4 см

3. Вычислите:

5418 : 18

4. Вычислите:

23

5. Найдите периметр квадрата со стороной 10 см.

6. Вычислите:

100 - 69

7.Вычислите:

  4!

8.Решите задачу.

Турист прошел 15 км со скоростью 5 км/ч. Сколько времени турист был в пути?

Ответы: 1) 81 ( пря), 2)  24 (моу), 3) 31 (голь), 4)  8 (ный)

                 5) 40 (пара), 6)  31 ( лле), 7) 24 ( лепи), 8)  3 (пед).

Давайте вместе прочтем полученное слово по слогам. Обратите внимание, какое сложное слово. Вам знакомо это слово? Какая тема нашего урока? Давайте поставим цель урока?  (Сегодня на уроке, мы узнаем, что такое параллелепипед, из чего он состоит, научимся его измерять и изображать.)

Как вы думаете, для чего нам нужно познакомиться с этой фигурой?  (Ремонт комнаты и т. д.)

Давайте представим, что

  1. Нам необходимо покрасить классную комнату.

Что нам необходимо для этого знать? (размеры классной комнаты, расход краски, количество краски)

  1. Необходимо выполнить модель прямоугольного параллелепипеда из проволоки.

Что нам необходимо для этого знать? (размеры прямоугольного параллелепипеда).

А чтобы выполнить все, о чем вы сказали, вам нужно стать исследователями.

Кто такие исследователи?

А какой объект мы будем исследовать?

Запишите тему урока в ваших рабочих тетрадях.

Возьмите модель параллелепипеда в руки, и давай вместе рассмотрим его основные элементы, а результаты наших исследований мы будем заносить в таблицу, которая лежит у вас на партах. Ее нужно вклеить в тетрадь.

  1. Проведите ладонью по его поверхности. Из чего она состоит? Рассмотрите отдельные плоские части – это грани параллелепипеда. Запишите в ваших рабочих тетрадях. Какую они имеют форму? (прямоугольник)  

Сколько всего граней? (6) Запишите в ваших рабочих тетрадях. Зафиксируйте противоположные грани, например, установите их равенство. Определите число равных граней.

  1. Проведите ладонью по поверхности параллелепипеда, выделив линию излома – это ребро параллелепипеда. Запишите в ваших рабочих тетрадях. Сколько всего ребер? (12) Запишите в ваших рабочих тетрадях.

 Выделите группы равных рёбер параллелепипеда и определите их число.

Существует ли прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны? Да.

  1. Выделите вершины параллелепипеда. Запишите в ваших рабочих тетрадях. Сколько всего вершин? (8) Запишите в ваших рабочих тетрадях.

Посмотрим, что у вас получилось.

Элемент

Форма

Общее количество

Грань

Прямоугольник

6

Вершина

Точка

8

Ребро

Отрезок

12

Выберите одну из вершин, определите число рёбер, сходящихся к этой вершине; сравните длины этих рёбер. Заметьте, что в каждой вершине сходятся три ребра разной длины, эти 3 измерения прямоугольного параллелепипеда – длина, ширина, высота.

Физкультминутка

Давайте немного разомнемся. Что напоминает кабинет, в котором мы находимся?

Ответ: прямоугольный параллелепипед.

Давайте встанем. Теперь посмотрите на левую боковую грань параллелепипеда, теперь на правую, снова на левую и снова на правую. Молодцы!

Повернитесь налево и покажите левой рукой на заднюю грань параллелепипеда и одновременно правой рукой на переднюю грань, теперь опустите руки. Повернитесь направо и повторите движение: правая рука тянется к задней грани, левая – к передней. Опустите руки.

Встаньте прямо, поднимите руки и потянитесь к верхней грани параллелепипеда, опустите руки и еще раз потянитесь вверх.

Очень хорошо. Садитесь.   

(Для того, чтобы учащиеся научились правильно видеть все элементы прямоугольного параллелепипеда, надо научить их изображать его схематически.)

Алгоритм построения прямоугольного параллелепипеда

  1. Начертите прямоугольник.
  2. Из его вершин в одном направлении и под одним углом проведите равные отрезки.
  3. Концы отрезков соедините между собой.
  4. Отрезки, которые обозначают невидимые рёбра, ластиком превратите в пунктирные линии.
  5. Прямоугольный параллелепипед готов. (Учитель показывает на доске.)

  1. Обозначьте вершины латинскими буквами

3. Первичное усвоение новых знаний

Работа с учебником. С. 147, № 4.122.

Устная работа с учащимися по очереди.

4. Первичная проверка понимания

С. 148, № 4.125.

Выполните рисунок. В формулах мы обычно используем буквы, поэтому введем следующие обозначения: площадь каждой грани мы обозначим своей буквой: верхняя – S1; нижняя – S2; боковая левая – S3; боковая правая- S4; задняя грань – S5; передняя грань- S6.  Итак, для того чтобы найти площадь поверхности всего параллелепипеда, нужно сложить площадь всех граней. Тогда как будет выглядеть общая площадь S? (S= S1 +S2+ S3+ S4+ S5+ S6)

Первый вариант решает задачу а. S = 2 · 4 · 2 + 6 · 4 · 2 + 2 · 6 · 2 = 88 (дм2)

Второй вариант решает задачу б. S = 60 · 70 · 2 + 60 · 13 · 2 + 70 · 13 · 2 = 11 780 (дм2)

5.Первичное закрепление

(каждому ученику выдается лист с заданием)

Самостоятельная работа

Рассмотрите рисунок и впишите пропущенные слова.

На рисунке изображён прямоугольный … .

Точка K – его … .

 Отрезок AB – его … .

 Прямоугольник ABKM – его … .

6. Домашнее задание

С. 149, № 4.145, 4.147, 4.150.

7. Рефлексия

Ответьте на вопросы:

Как вы думаете, почему тело, которое мы сегодня изучали, имеет название именно прямоугольный параллелепипед? термин «паралелограмм» греческого происхождения и, согласно древнегреческому философу Проклу, был введен Евклидом. Само же понятие параллелограмм от греч. Parallelos — параллельный и gramme — линия. Поэтому слово «параллелограмм» можно перевести как «параллельные линии».

Продолжите фразу:

Сегодня я узнала(а)…

Сегодня я научился ….

Самоанализ урока

Урок по теме «Прямоугольный параллелепипед» из главы Объемы

Цели урока достигнуты

Урок соответствует нормам ФГОС.

Мною использованы технологии:

-проблемный диалог (на уроке дети участвуют в формулировке темы, цели урока, вырабатывают алгоритмы выполнения заданий;

-оценивание учебных успехов (ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, избавляется от страха перед школьным контролем, создается комфортная обстановка сберегается его психологическое здоровье).

В ходе урока использовались тематические таблицы, карточки, путевые листы.

Осуществлен психологический настрой: использована фраза древнегреческого философа Саади: «Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев».

Учащимися самостоятельно сформулировали цель урока с помощью игры «Математическое лото». Сами поставили цели к уроку. Цели, поставленные детьми, совпали с целями, поставленными мной.

На уроке были использованы формы работы: индивидуальная и групповая.

Задания подобраны интересные познавательные. Ребята с удовольствием и успешно их решали.

Перед изучением новой темы учащиеся рассмотрели модель прямоугольного параллелепипеда и сделали выводы.

Для закрепления был предложена самостоятельная работа по изученной теме.

Класс работал активно, не отвлекаясь на большое количество присутствующих людей.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. На уроке прослеживалась межпредметная связь с геометрией.

Итог урока подведен.

Рефлексия проведена.

Учебный материал соответствовал принципу научности, доступности и посилен учащимся 5 класса. Учебная деятельность была привлекательна для детей, что способствовало эффективному достижению поставленных целей на уроке. В ходе проверки результатов индивидуальной образовательной работы удалось выявить, что тема усвоена хорошо.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.

Обучающиеся познакомились с геометрической фигурой «Прямоугольный параллелограмм» при рассматривании модели и решении задач и предложенных примеров.

Урок закончился на позитивной ноте.

Считаю, что урок проведен на высоком уровне.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...