Развитие личности ребенка во внеурочной деятельности по математике
статья по математике

Сигова Алия Рамилевна

С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в различных областях производства, которые связаны с математикой. Возрастает значение математики как науки, пользующейся спросом в научно-технических отраслях современного производства, экономике, бизнесе. Для поднятия экономики страны нужны предприимчивые и грамотные люди. Большую часть внимания нужно уделять развитию личности ребенка.

Перед школой стоит задача: сформировать личность каждого ребенка. Одним из путей развития личности является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность в образовательной организации выполняет решающую роль для обеспечения достижения планируемых личностных и метапредметных итогов освоения обучающимися основной образовательной программы на всех уровнях общего образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г.Саяногорск «Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»                                                                   

Развитие личности ребенка во внеурочной деятельности по математике.

ДОКЛАД

Автор:

учитель информатики и математики

Сигова Алия Рамилевна


С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в различных областях производства, которые связаны с математикой. Возрастает значение математики как науки, пользующейся спросом в научно-технических отраслях современного производства, экономике, бизнесе. Для поднятия экономики страны нужны предприимчивые и грамотные люди. Большую часть внимания нужно уделять развитию личности ребенка.

Перед школой стоит задача: сформировать личность каждого ребенка. Одним из путей развития личности является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность в образовательной организации выполняет решающую роль для обеспечения достижения планируемых личностных и метапредметных итогов освоения обучающимися основной образовательной программы на всех уровнях общего образования.

На сегодняшний день внеурочная деятельность представляет собой особый вид деятельности, который осуществляется по пяти путям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной программы; который направлен на решение конкретных образовательных задач, исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, который способствует проявлению активности обучающихся, и который реализуется разными категориями педагогических работников в разных формах работы вне урока.

В соответствии с индивидуальными способностями ребёнка формируются условия для развития личности, создается его познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, осуществляется процесс социализации.

Внеурочная работа, как считает Ш. А. Амонашвили, это составная часть учебно - воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Т.А. Ильина говорит, что задача внеучебной работы заключается в пробуждении или углублении у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытии и развитии их талантов и способностей, воспитании их общественной и познавательной активности, оказании им помощи в выборе профессии, культурной организации их досуга. Таким образом, внеучебная воспитательная работа помогает обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса.

Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека. Среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте. Математические познания должны входить с ранних лет в образование и воспитание.

Чтобы достичь современного уровня математического образования, необходимо принять во внимание огромный потенциал внеурочной работы, так как в единстве с обязательным курсом внеурочная работа создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.

Рассмотрим внеклассную работу и другие виды внеурочной деятельности.

Для внеклассной работы характерны мероприятия систематического и эпизодического характера.

К систематическим внеклассным мероприятиям (работающим, по крайней мере, в течении учебного года) относятся:

1. Разнообразные по задачам и формам математические кружки.

2. Школьные математические общества и клубы учащихся.

3. Выпуск школьных математических газет.

К мероприятиям эпизодического характера относятся:

1. Математические состязания: олимпиады, турниры, конкурсы, викторины, эстафеты, хоккей, бой и т.д.

2. Читательские конференции, лекции и беседы по математике.

3. Внеклассное чтение, сочинение, реферат, задания для желающих.

4. Математическая неделя, вечер.

5. Выпуск математических листков, посвященных знаменательным датам.

Для внеклассной работы систематического эпизодического характера характерной особенностью является массовость охвата учащихся.

При организации внеклассной работы решаются следующие задачи:

1. Создание возможностей для решения воспитательных задач: воспитания настойчивости, инициативы, воли, чувства коллективизма, высокой культуры математического мышления.

2. Установление более тесных деловых контактов между учителем и учащимися и изучение на этой основе познавательных интересов и запросов учащихся.

3. Создание актива, способного оказать помощь в организации эффективного обучения учащихся математике (помощь в изготовлении наглядных пособий, в оборудовании кабинета математики, в занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).

Кружковые занятия можно провести с использованием дидактических игр.

Дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

1. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание учащихся на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Например, «Путешествие в страну дробей», «Космическое путешествие (площади и объемы фигур)», «Веселый математический поезд»);

2. Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки»;

3. Игры-предположения «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Как я решил и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед учениками ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразно предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?»;

4. Игры-загадки. Педагогическая направленность загадок заключается в проверке знаний учащихся. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения;

5. Игры-беседы (игры-диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.

В том числе широко применяются математические викторины.

Математические викторины являются углублением «устных упражнений», проводимых учителем на уроке, отличаются от устной работы организационными формами, рассчитанными на усиление элементов спортивности, что делает эту работу особо увлекательной. Отличие состоит также в подборе упражнений, требующих проявления большей находчивости и оригинальности мышления.

Педагогическая ценность викторин заключается в том, что они не только развивают интерес к предмету, но и способствуют развитию таких качеств, как наблюдательность, воля, воображение, сосредоточенность внимания, умение критически оценить условия или постановку вопроса и т.д.

Математическую викторину можно провести на кружковых занятиях.

Для младших школьников (5-6 классы) можно провести глазомерные викторины, вопросы которых позволяют проверить: умение учащихся оценивать различные физические величины (площадь, длину, вес, объем), способность не только к глазомерной оценке окружающих предметов, но и к умению представить себе отсутствующие предметы.

Другими видами деятельности могут быть:

  • творческие домашние задания;
  • проектная деятельность;
  • научно – исследовательская деятельность.

Тематика творческих домашних заданий может быть связана с темами обязательной программы по математике: как подготовка докладов по различным темам, моделирование объемных геометрических фигур, построение фигур по заданным координатам, составление математических ребусов, кроссвордов. Большую роль в формировании личности школьника выполняет проектная деятельность. Тематика проектной деятельности может выходить за рамки обязательной школьной программы, а так же направлена на углубленное изучение программных вопросов. При этом мы формируем у учащихся учебные универсальные действия из всех четырех групп: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Широкий спектр тематики проектной деятельности для учащихся связан с вопросами, изучаемыми по программе: «Позиционные и непозиционные системы счисления», «Вавилонская система счисления», «Система счисления племени Майя», «Признаки делимости», «Математика в разных странах мира»; «История Олимпийских игр в математических задачах» и т.д.

На  внеурочных занятиях  важная роль отводится проектно – исследовательской деятельности в ходе которой чётко выделяют следующие этапы:

  • подготовительный этап (формулировка темы для исследования, деление учеников на группы по направлениям работы, обсуждение плана работы в группах, определение сроков работы над проектом);
  • этап реализации проекта (работа в группах – сбор информации, отбор материалов, обмен информацией с одноклассниками; оформление результатов работы);
  •  заключительный этап (защита проекта, подведение итогов).

 В завершении работы над проектом очень важна рефлексия, выявление успехов и неудач работы над проектом, анализ достигнутых результатов.

          Важно отметить, что проектная деятельность в основной школе осуществляется под руководством учителя, возможно с помощью родителей, а дети, в рамках внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.

 Внеурочная деятельность в силу особенностей содержания и специфики организации имеет преимущественные возможности для привития любви к учению, интереса к знаниям, способствует углублению теоретических знаний и практических навыков учащихся; учит навыкам проектной и исследовательской работы; вовлекает учащихся в работу по выполнению творческих заданий; прививает вкус и навыки самостоятельного чтения математической литературы; организовывает досуг учащихся в свободное от учёбы время.

Систематически проводимая внеурочная работа укрепляет знания ребят, приобретённые на уроках, расширяет математический кругозор детей.

Во время проведения внеурочных занятий по математике важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, обмениваться мыслями) принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

В связи с тем, что атмосфера азарта, дух соревнования, радость победы активизируют восприятие и понимание, целесообразно на внеурочных занятиях по математике проводить различные игры, соревнования.

На внеурочных занятиях ученикам нравится заниматься проектной деятельностью. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС нового поколения определяют как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

Исследовательская работа с обучащимися способствует:    

-развитию предпрофессиональных навыков;

-воспитанию культуры и индивидуальности личности обучающегося;

-формированию исследовательской компетенции;

-развитию творческих способностей обучающихся.

Внедрение проектно –  исследовательской деятельности развивает :

  •  организационные навыки;
  •  умение найти нужную информацию;
  • самостоятельность;
  • потребность в помощи товарищей, а также умение оказать её другим;
  • математический подъём у детей, не проявляющих себя в урочной системе;
  • увеличение возможностей для творчества;
  • личностное развитие происходит не только у детей, но и у педагогов.

Работа над проектами, исследованиями развивает участников, приспосабливая их к современному постоянно меняющемуся миру.

Опыт проектной деятельности становится бесценным достоянием ученика, включая в себя знания и умения, компетенции и ценности, развивая в нём стремление к активной практической деятельности. Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, реализовать  творческие возможности.


Список используемой литературы.

1) Альхова, З. Н. Внеклассная работа по математике [Текст] / З. Н. Альхова, А. В. Макеева. – Саратов: Лицей, 2001. – 288 с.

2) Балк, М. Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике [Текст] / М. Б. Балк. – М.: ГУПИ МП РСФСР, 2008. – 248 с.

3) Блохина, А. Г. Методы быстрого устного счета [Электронный ресурс] / А. Г. Блохина. – Режим доступа: http://www.kata-log.ru/education/metody-bystrogo-ustnogo-scheta.php.

4) Гарднер, М. Математические головоломки и развлечения [Текст] / М. Гарднер. – М.: Мир, 2008. – 447 с.

5) Сумина, Г.Н. Некоторые формы внеклассной работы по математике в 5-7 классах средней школы [Текст] / Сумина, Г.Н. – Комсомольск – на – Амуре, 2005. – 86 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние творческой деятельности на развитие личности ребенка"

Презентация кафедры художественно эстетического цикла....

Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности.

О особенностях развития личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности. Особенности психологического и физиологического развития....

Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка

В статье раскрываются условия развития творческих способностей воспитанников средствами театральной деятельности. ...

Влияние внеурочной деятельности на развитие личности ребенка

Статья о занятости внеурочной деятельностью детей учетных категорий (группы риска и СОП) из опыта работы...

Развитие логического мышления во внеурочной деятельности по математике в условиях введения ФГОС

Я хочу уделить внимание тому, как важно развивать логическое мышление обучающихся во внеурочной деятельности по математике....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и...