Научно-исследовательская работа "Золотое чудо природы"
творческая работа учащихся по математике (6 класс)

Трофимова Вера Анатольевна

6 класс, Зотое сечение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nirabota.docx124.6 КБ

Предварительный просмотр:

МО «Прибайкальский район»

Муниципальное учреждение Управление образования

Прибайкальского района

МОУ «Турунтаевская средняя общеобразовательная школа №1»

Секция: Математика

Тема доклада:

 «Золотое чудо» природы.

                                                                                                    Исполнитель: Баев Максим

Руководитель: Трофимова Вера Анатольевна

 Должность: учитель математики

Место работы:  МОУ «Турунтаевская средняя общеобразовательная школа №1»

2021 год

Содержание:

  1. Введение………………………………………………                                     4
  2. Основная часть

Глава 1. История «золотого сечения»……………                             4

Глава 2. «Золотое сечение» в архитектуре Сретенского

монастыря Прибайкалья………………………                                   5

Глава 3. «Золотое сечение» в строении человеческого тела…………………………………………………                              6

 Глава 4.Применение «золотого сечения» в обыденной жизни.       6

Глава 5. «Золотое сечение» в растениях…………                             7

  1. Выводы………………………………………………………                           9
  2. Заключение…………………………………………………                            9
  3. Список использованной литературы……………………                              10
  4. Приложение ………………………………………………….                                                                                                      

Цель: Исследовать принцип «золотого сечения»- «золотого чуда» в окружающем мире. Провести краткий обзор истории и математической сущности золотого сечения, и попытаться осмыслить его роль в современной математике.

Задачи:

  • Познание математических закономерностей в мире, определение значения математики в мировой культуре и дополнение системы знаний представлениями о «Золотом сечении» как гармонии окружающего мира.
  • Формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
  • Формирование навыков решения ключевой проблемы в процессе сотрудничества и создания продукта, полезного обществу.
  • Обучение работе с информацией и медиасредствами для расширения кругозора и развития творческих способностей

Объект исследования:  Сретенский монастырь с.Батурино, учащиеся  6-го класса, комнатные растения.

Предмет исследования: правило «золотого сечения» в окружающем мире

Методы исследования:

  • анализ теоретической литературы;
  • математические расчеты пропорциональных отношений;
  • сопоставление полученных данных.

Гипотеза: в окружающем мире «золотое сечение» является основополагающим принципом красоты, прочности, надежности.

Актуальность:

Состоит в том, что были выявлены способы применения «золотого сечения» в различных сферах нашей жизни.

Практическая ценность работы состоит в выявлении способов применения «золотого сечения» в окружающем мире.

                                                                   Введение

С понятием «пропорция» мы впервые  встречаемся в курсе математики 6 класса. Меня давно интересовало  это понятие ,и я решил его изучить. Перед тем,как начать работу по теме, я провел опрос среди учеников с 7 – 11 классов и учителей нашей школы. Нужно было ответить на два вопроса. Первый: «Знаете ли вы, что такое «золотая пропорция» или «золотое сечение»? Результаты опроса я  изобразил на диаграмме.Большая часть учителей знают или слышали  что такое « золотая пропорция» и «золотое сечение», а учащиеся с 7 по 11 класс практически не имеют представления о «золотом сечении». Для второго вопроса у меня был  лист ватмана с рисунками фоторамок  различных размеров. Вопрос: «Какая фоторамка лучше подходит для предложенной фотографии?»http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/777/776659/776659_html_17dbb18a.gif

Результаты опроса

Размеры рамки, мм

Отношение длины к ширине

Количество голосов, отданных за рамку

1

120×200

1,66

26

2

100×200

2

1

3

135×190

1,4

2

4

120×150

1,25

1


Основная часть опрашиваемых выбрали фоторамки, в которых отношение длины  к ширине приблизительно равно числу  
1,6. Почему? Вот об этом  я и  решил рассказать.

Глава 1. История «золотого сечения»

В дошедшей до нас древней литературе впервые упоминание о «золотом сечении »встречается в трудах Евклида (около 300 до н. э.). Оно неразрывно связано с рядом чисел  Фибоначчи – это такие числа ,  когда сумма двух предыдущих чисел дает следующее число, т.е. 0,1,1,2,3,5,8,13 и т.д.  О «золотом сечении» знали еще в Древнем Египте и Вавилоне,в Индии и Китае. Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотого сечения».

Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями «золотого сечения» при их создании.

А что это такое «золотое сечение» или по-другому «золотая пропорция»? Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей и это приблизительно равно 1,62 т.е. c:b = b:a ; или, наоборот,  меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему и это приблизительно равно 0,62 т.е. a:b = b:c

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/563530/img1.gif

Принято считать, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение» воспринимаются людьми как наиболее гармоничными.

Есть вещи, которые нельзя объяснить. Вот вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где вы сядете – посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете примерно так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно вашего тела, будет приблизительно равно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная... Садясь на скамейку, вы произвели «золотое сечение».Так что же такое «золотое сечение»? Что это за идеальное, божественное сочетание? Может быть, это закон красоты? Или все-таки он – мистическая тайна? Научный феномен или этический принцип? Ответ неизвестен до сих пор. Точнее – нет, известен. «Золотое сечение» – это и то, и другое, и третье. Только не по отдельности, а одновременно... И в этом его подлинная загадка, его великая тайна.

Глава 2. «Золотое сечение» в архитектуре Сретенского монастыря с.Батурино

Трудно найти человека, который бы не знал и не видел собора Василия Блаженного на Красной площади. Храм этот особенный; он отличается удивительным разнообразием форм и деталей, красочных покрытий; ему нет равных в нашей стране. Исследователи пришли к выводу о преобладании в нем ряда «золотого сечения». Примером использования золотого сечения в строительстве храмов может служить и Сретенский женский монастырь с.Батурино Прибайкальского района. (Приложение 1)

Расчет размеров этой церкви по фотографии позволил выявить, что композиционный замысел целиком связан с «золотым сечением». На рисунке приведен композиционный замысел церкви, все расчеты, данные размеры приводятся в сантиметрах.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/563530/img2.gif 

AC:AB=11:6,8=1.62 DM:DN=13:8=18=1,63 KQ:KP=7:4.4=1,6

AB:CB=6,8:4,2=1,62 DN:MN=8:5=1,6 KP:PQ=4,4:2,6=1,69

DN:NK=8:4,6=1,7 длина/ширина=26:16=1,63

Произведя все интересующие меня измерения и вычисления, я в очередной раз убедился, что «золотая пропорция», действительно, использовалась при строительстве этого монастыря. У меня была возможность изучить материалы Прибайкальского архива и я выяснил, что в несохранившихся до нашего времени часовне Итанцинского острога и часовне курорта «Горячинск» также встречается это правило. Размеры длины и ширины этих часовен  8м. и 6м. Отношение длины к ширине - 8:6=1,6.

Приобретенные мною знания о золотой пропорции еще больше убедили меня в том, что архитектура – это то, где золотое сечение является основополагающим принципом красоты, прочности, надежности, о чем говорят сами за себя произведения архитектуры и зодчества нашего Прибайкалья. В будущем я хочу произвести все измерения и выяснить присутствие золотого сечения в Спасской церкви с.Турунтаево.

Глава 3. «Золотое сечение» в строении человеческого тела

В разные времена и у разных народов эталоны длины частей человека были одинаковыми: они происходили от человеческого тела. В человеке заложены пропорции, отобранные самой природой. Начало этим мерам дает рост человека. Деление тела точкой пупа – важнейший показатель «золотого сечения». Художники, ученые, модельеры, дизайнеры  делают свои расчеты, чертежи или наброски, исходя из соотношения «золотого сечения». Они используют мерки с тела человека, сотворенного по этому принципу. Если эти пропорции совпадают с формулой «золотого сечения», то внешность или тело человека считается идеально сложенными.

Я на практике решил проверить присутствие «золотого сечения» в теле человека.

Представляю результаты исследований учащихся 6 класса.

 Для этого я провел необходимые измерения  и вычислил отношение роста ученика к расстоянию от точки пупа до края ступней. (Таблица 1)    .

Далее вычислил отношение  расстояния от края ступней до точки пупа к расстоянию от точки пупа до макушки головы (Таблица 2)

После всех вычислений я убедился, что кости человека выдержаны в пропорции «золотого сечения».

В «золотом» соотношении  находятся и показатели артериального давления. (Таблица 3)

Я исследовал расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей и от верхней линии бровей до макушки. ( Таблица 4)

Результаты вычислений  отношения ширины рта  к  ширине носа. (Таблица 5)

Точное наличие «золотой пропорции» в лице человека и есть идеал красоты для человеческого взора.

Глава 4. Применение золотого правила в окружающем мире.

В веб-дизайне правило золотого сечения помогает выполнять такие задачи: определять, какого размера должна быть картинка и все элементы на странице.

 Владея методом золотого сечения, веб-дизайнер с легкостью может определять центры внимания на странице - т.е. именно те точки, куда направлены взгляды всех посетителей. Достаточно поместить туда нужную иллюстрацию или текст - и он попадет в поле зрения потенциальных клиентов.

Модельеры и дизайнеры одежды все расчеты делают, исходя из пропорций золотого сечения.

Теоретическое и практическое знание правил золотого сечения, и использование его даёт преимущество фотографу, так как правильно построенное (скомпонованное) изображение более естественно и понятно. 

     Кроме «золотого сечения» и чисел Фибоначчи, также имеет широкое применение такое понятие,  как Паррето - оптимальное соотношение, которое можно  выразить через следующие формулировки, например: 35  % затраченных усилий дают 65%  результата, 35%  капитала,  вложенного в бизнес, дают  65%  прибыли, 35%  штатного персонала приносят компании 65%  дохода и т.п. Соотношение 65/35  хотя и  не является в строгом смысле «золотым  сечением», но  по своим параметрам очень близко к нему.( 1,85)

      В доме, построенном без учёта соотношения, можно сделать перепланировку комнат, чтобы пропорции соответствовали. Иногда достаточно переставить мебель или  сделать дополнительную перегородку. Аналогичным образом меняется высота и длина окон и дверей.

      В цветовом оформлении получение упрощённого соотношения достигается за счёт 60% основного цвета, 30% — оттеняющего, и остальных 10% — усиливающих восприятие тонов.

    Высота и длина мебели должна соизмеряться высотой потолков и шириной простенков.

    Интерьер, оформленный по правилам золотого сечения, позволяет грамотно использовать все площади. Теперь вы сможете самостоятельно и правильно применить божественную гармонию математических цифр, планируя строительство дома или оформляя свой интерьер. Более того, интересную комбинацию цифр можно использовать и в экономике, и в расчете инвестиций и во всех деталях, с которыми соприкасается человек ежедневно.

Бизнесмену, использующему  в своих расчетах число 1,62 – коэффициент, по которому следует увеличивать финансы, всегда  будет сопутствовать успех!

Глава 5. «Золотое сечение» в растениях

Обладают  ли правилом  золотого сечения  комнатные растения? Чтобы проверить это, я выбрал 7 различных комнатных растений:
1) Декабрист
2)  Герань
3) Денежное дерево
4) Традесканция цветная
5) Традесканция
6)  Плющ
7) Золотой ус.

Все эти растения есть в нашей школе, и я посчитал именно их наиболее красивыми. Сделал необходимые измерения между тройками листьев и вычислил  соответствующие отношения.

Данные измерений и вычислений занесены в следующую таблицу:

Название 

ах

хв

ав

ах/хв

хв/ав

1.

Декабрист

3,5

4

7,5

1,142

1,875

2.

Герань

2,8

5,2

8

1,85

1,54

3.

Денежное дерево

2

2,5

4,5

1,25

1,8

4.

Традесканция цветная

1,5

2,5

4

1,67

1,6

5.

Традесканция

2,8

4,5

7,3

1,6

1,62

6.

Плющ

1,5

2,5

4

1,66

1,6

7.

Золотой ус

3

5

8

1,67

1,6

Из таблицы видим, что не все отношения получаются близкими к числу 1,62. Наиболее совершенным с точки зрения математики, оказались цветы под номерами 4 - 7. Следовательно, и расположение листьев на стебле подчиняется «божественной пропорции».

  http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/563530/Image2196.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/563530/Image2197.gif

  Выводы.

Архитектура – это то, где золотое сечение является основополагающим принципом красоты, прочности, надежности, о чем говорят сами за себя произведения архитектуры и зодчества нашего Прибайкалья. Закономерности «золотой» симметрии проявляются и в генетическом коде человека. В «золотых» соотношениях находятся показатели артериального давления, пульса и дыхания ,в строении  человеческого тела. И в растениях  расположение листьев на стебле также подчиняется «божественной пропорции».

 Заключение.

Моя работа, возможно, не может претендовать на какие-либо великие открытия. Но в ней я хотел продемонстрировать красоту и широту «Золотого сечения» в реальной жизни .В первую очередь я хотел понять суть «золотой пропорции».  Проведенные исследования доказали, что все живое и все красивое — все подчиняется божественному закону, имя которому — «золотое сечение».
       Мне очень  понравилось освещать эту тему. Было интересно! Хочу дальше продолжить изучение  золотого сечения, потому что оно продолжает удивлять  современное поколение и наверняка таит в себе еще очень  много загадок.

   

        Список использованной литературы:

  1. Аксенова М. «Энциклопедия для детей Аванта+»,Том 11, 2016г.
  2. Васютинский Н. «Золотая пропорция». – М.: Молодая гвардия, 2019г.
  3. Волошинов А. В. «Математика и искусство», Просвещение, 2019 г.
  4. Коробко В.И., Коробко Г.Н.; М., АСВ Издательство, «Золотая пропорция и человек»,2017 г.
  5. Шмелев И.Н. «Сечение .Три взгляда на природу гармонии» ,М., 2020г.
  6. Интернет – ресурсы.

                                                      Приложение :

Таблица 1.

№ п/п 

Список учащихся 

Рост(а) 

Расстояние от точки пупа до края ступней (в)

Отношение(а/в)

Нетесова Юлия 

163 

102 

1,598 

Короткова Светлана 

158 

95 

1,661 

Рыбин Алексей 

180 

110 

1,636

Павлова Анна 

168 

105 

1,6 

Андреевский Иван 

175 

107 

1,635 

Петрова Алина 

172 

107 

1,607 

Пантелеева Алина 

159 

94 

1,691 

Ульянова Маргарита 

165 

105 

1,571 

Файзулина Ангелина 

153 

96 

1,594 

10

Баева Наташа 

159 

100 

1,59 

11

Измайлова Кристина 

167 

107 

1,5607 

12

Пешков Эдуард 

160 

97 

1,649 

13

Кащеев Даниил 

153 

92 

1,663 

14

Кривецких Николай 

168 

104 

1,615 

15

Комер Дарья 

163 

101

1,631 

16

Николенко Максим 

173 

108 

1,601 

17

Лебедева Екатерина 

165 

98 

1,683 

Таблица 2.

№п/п 

Список учащихся 

Расстояние до макушки головы от точки пупа(а)

Расстояние от точки пупа до края ступни(в)

Отношение (а/в)

Нетесова Юлия 

61 

102 

1,672 

Короткова Светлана 

60 

95 

1,583 

Рыбин Алексей 

66 

114 

1,726 

Павлова Анна 

68 

110 

1,617 

Андреевский Иван 

68 

107 

1,573 

Петрова Алина 

65 

107 

1,646 

Пантелеева Алина 

65 

94 

1,446 

Ульянова Маргарита 

60 

105 

1,75 

Файзулина Ангелина 

57 

96 

1,684 

10

Баева Наташа 

59 

100 

1,676 

11

Измайлова Кристина 

60 

107 

1,783 

12

Пешков Эдуард 

63 

97 

1,593 

13

Кащеев Даниил 

55 

92 

1,672 

14

Кривецких Николай 

64 

104 

1,625 

15

Комер Дарья 

62

101

1,714 

16

Николенко Максим 

65

108 

1,687 

17

Лебедева Екатерина 

67 

98 

1,465 

Таблица 3.

Список учащихся 

Давление 

Результат отношения а/в

верхнее (а)

нижнее (в)

Нетесова Юлия 

126 

79 

1,594 

Короткова Светлана 

126 

78 

1,615 

Рыбин Алексей 

129 

76 

1,697 

Павлова Анна 

110 

71 

1,549 

Андреевский Иван 

114 

68 

1,676 

Петрова Алина 

130 

70 

1,857 

Пантелеева Алина 

116 

72 

1,611 

Ульянова Маргарита 

122 

75 

1,626 

Файзулина Ангелина 

111 

74 

1,608 

Баева Наташа 

112 

69 

1,623 

Измайлова Кристина 

132 

82 

1,610 

Пешков Эдуард 

110 

70 

1,571 

Кащеев Даниил 

129 

78 

1,653 

Кривецких Николай 

109 

65 

1,676 

Комер Дарья 

141 

86 

1,639 

Николенко Максим 

127 

81 

1,568 

Лебедева Екатерина 

113 

64 

1,765 

Таблица 4.

№ п/п 

Список учащихся 

Расстояние от кончика подбородка до верхней линии бровей(а)

Расстояние от верхней линии бровей до макушки(в)

Отношение(а/в)

Нетесова Юлия 

14

8,7

1,598 

Короткова Светлана 

12.5

7,5

1,66

Рыбин Алексей 

13

7.9

1,636

Павлова Анна 

13,5

8,4

1,6 

Андреевский Иван 

15

9,1

1,64

Петрова Алина 

14,5

9

1,607 

Пантелеева Алина 

13

7,7

1,69

Ульянова Маргарита 

14

8,9

1,57 

Файзулина Ангелина 

12,5

7,8

1,6 

10

Баева Наташа 

12,8

8

1,59 

11

Измайлова Кристина 

13,5

8,7

1,56

12

Пешков Эдуард 

14

8,5

1,649 

13

Кащеев Даниил 

13,8

8,3

1,663 

14

Кривецких Николай 

14.4

8,9

1,62 

15

Комер Дарья 

13,3

8,3

1,639

16

Николенко Максим 

15,2

9,5

1,6

17

Лебедева Екатерина 

13,2

7,9

1,67

Таблица 5.

№ п/п 

Список учащихся 

Ширина рта(а)

Ширина носа(в)

Отношение(а/в)

Нетесова Юлия 

4,5

2,9

1,55 

Короткова Светлана 

4,8

2,9

1,66

Рыбин Алексей 

5,2

3,1

1,68

Павлова Анна 

5

3.2

1,56

Андреевский Иван 

5,5

3.3

1,67

Петрова Алина 

5,3

3,3

1,61 

Пантелеева Алина 

4,8

3,1

1,548 

Ульянова Маргарита 

4,5

3

1,5 

Файзулина Ангелина 

4

2,5

1,6

10

Баева Наташа 

4,6

2,9

1,59 

11

Измайлова Кристина 

5,1

3,3

1,55 

12

Пешков Эдуард 

5,4

3,3

1,64

13

Кащеев Даниил 

4,8

2,9

1,66

14

Кривецких Николай 

5

3,3

1,52 

15

Комер Дарья 

5,2

3,2

1,63 

16

Николенко Максим 

5,5

3,7

1,49 

17

Лебедева Екатерина 

4,2

2,5

1,68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты раннего обучения флористике (на примере студии «ЧУДО ПРИРОДЫ» ДТДМ «Хорошево»)

В работе рассмртрены интересные и значимые стороны раннего обучения детей работе с природным материалом....

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Научно-исследовательская работа по теме: "Природа иронического в постсоветской детской литературе (на примере произведений Григория Остера)»

В данной работе рассмотрена специфика постсоветской детской литературы, выявлена в ней природа иронического....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...