РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
методическая разработка по математике (5, 6 класс)

Проблема интеллектуально-творческого развития личности, развития творческих способностей человека наиболее актуальна на сегодняшний день и имеет социальный, экономический и медицинский аспект.

В современных изменившихся условиях нашего общества меняется социальный заказ на воспитание человека. Если вчера требовался человек, прежде всего, с развитыми исполнительскими способностями, то сегодня нужна творческая личность, способная ставить задачи, находить пути их решения, отстаивать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativnyy_kurs_rts.docx44.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. В.Н.Кубасова»

Факультативный курс

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

(РТС)

(общеинтеллектуальное развитие)

5 – 6 классы

Составитель:

учитель высшей категории

Германова Татьяна Юрьевна

Город Вязники

Факультативный курс «Развитие творческих способностей».

Проблема.

Проблема интеллектуально-творческого развития личности, развития творческих способностей человека наиболее актуальна на сегодняшний день и имеет социальный, экономический и медицинский аспект.

В современных изменившихся условиях нашего общества меняется социальный заказ на воспитание человека. Если вчера требовался человек, прежде всего, с развитыми исполнительскими способностями, то сегодня нужна творческая личность, способная ставить задачи, находить пути их решения, отстаивать свою точку зрения.

Важен и медицинский аспект выдвинутой проблемы. Директор Всероссийского научно-методического центра психологической поддержки, кандидат психологических наук Г.Н.Сытин, исследовав влияние полушарий на самочувствие человека, обнаружил, что причина психических заболеваний кроется в распределении функций между обеими половинами мозга. Точнее, в чрезмерной нагрузке одной из них, так как «левосторонняя рассудочная» половина используется человеком - в наш технократический век - интенсивнее, правая же - образно - эмоциональная, отвечающая за воображение, бывает зачастую выключена из работы.

Школьные программы ставили основной задачей усвоение определённых знаний, умений, навыков, ориентировали преимущественно на развитие логического мышления, развитие левого полушария мозга. А образно - эмоциональное развитие, за что отвечает правое полушарие, шло стихийно, так как воспитатели и учителя не владеют методикой развития этих процессов и до сегодняшнего дня не задумывались о необходимости этого. Школьные программы в большинстве своём так же рассчитаны на логическую мыслительную деятельность. В связи с этим назрела необходимость дать учителям технологию развития творческих способностей у детей.

Пояснительная записка

Основной целью предлагаемой программы является воспитание  творческой личности и создание условий для ее самореализации.

При разработке программы занятий по развитию творческих способностей учащихся мною были поставлены следующие задачи:

1.Воспитательные:

  • формирование у детей основ анализа действительности;
  • эмоциональное развитие, развитие у учащихся уверенности в своих силах, чувства радости, успеха в учении;
  • развитие умения слушать мнение других и смело высказывать свои мысли;
  • развитие умения самостоятельно принимать решения.

2. Образовательные:

  • повышение уровня общей образованности учащихся;
  • формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
  • развитие умения анализировать и решать нестандартные, повышенной сложности и практические задачи;
  • целенаправленное развитие системно-диалектического мышления;
  • углубление мотивации и активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.

3. Развивающие -  направлены на развитие:

  • творческого     воображения     через    нестандартный     взгляд    на    систему,     преодоление психологической инерции, через эмпатию и использование методов фантазирования;
  • памяти и внимания через систему специальных игр, с использованием метода ассоциации и зацепок;
  • логического   мышления,   пространственного   воображения   через   методы,   основанные   на системном подходе (ТРИЗ) и развивающие игры;
  • коммуникативных качеств через психотехнические игры и театрализацию;
  • координации и мелкой моторики;
  • речи через игры со словом и звуком, методы сочинения сказок.

В основу программы заложены следующие принципы:

  • преемственность - каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с расширением и углублением, что вносит новизну и не снижает интереса учащихся, тем самым осуществляется постепенное усложнение темы и переход развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса;
  • интеграция - в программе заложено преподавание разных (основных) школьных предметов, что позволяет: а) создать основу для формирования систематических межпредметных связей; б) формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании учащихся; в) осуществить эвристическое обучение (подача материала с точки зрения разрешения проблем).

Дополнительные условия проведения занятий: 

1. Необходимо, чтобы учитель знал основные принципы отбора материала для занятий:

  • предлагаемый материал и задания к нему требуют мысленного создания образов, умение представить изменения их положения и структуры;
  • материал учитывает жизненный опыт и интересы детей среднего возраста (постоянно привлекаются знакомые учащимся образы) и одновременно требует применения полученных знаний на практике.

2. Учитывая все вышеизложенное, а также психологические закономерности развития мышления и процесса восприятия, формирование представлений об объекте строится по следующей схеме:

  1. Создание образа изучаемого объекта на основе наблюдений;
  2. Нахождение и узнавание образов объектов: а) на предметном уровне; б) на изображениях; в) на уровне представлений.

3.  Условия проведения занятий

В  основе  данной  методики  лежат  следующие  принципы:

- совмещение  в  деятельности  ребенка  элементов  игры  и  учения  и  постепенный  переход  от  игр-забав  через  игры-задачи  к  учебно-познавательной  деятельности;

- постепенное  усложнение  задачи  и  условий  игры;

- органическая  связь  и  взаимосвязь  между  внешней  и  внутренней  (умственной)  активностью  ребенка,  постепенный  переход  к  более  интенсивному  умственному  труду;

- единство  обучающих  и  воспитательных  воздействий;

- развитие  творческого  потенциала  всех  детей,  так  как  каждый  ребенок  одарен  и  талантлив, оберегая  в  ребенке  индивидуальное,  самобытное,  опираясь  на  его  природу,  страшась  заглушить  способности.

     

4.  Характерная особенность данной методики – комплексность занятия, то есть занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя вышеуказанные элементы. Отличительная особенность занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, и развитие творческих способностей происходит в процессе игр, игровых упражнений и творческих игровых заданий. В тематическом плане разбивка по часам чисто условная, так как на каждом занятии представлены практически все разделы.

Данная программа является факультативным занятием либо уроком за счет школьного компонента. Уроки (занятия) проводятся один час в неделю. Факультативный курс рассчитан на два года обучения: 5 и 6 классы. Занятия могут проводиться учителем первой и высшей категории, педагогом дополнительного образования, прошедших курсы по ФГОС. Оплата педагога за проведение занятий осуществляется в соответствии с финансовыми документами, утвержденными конкретным общеобразовательным учреждением.

Разделы факультативного курса «Развитие творческих способностей»

1. Психогимнастика (4 ч)

Проигрывание различных социальных ролей для формирования положительных нравственных качеств. Развитие умений общаться в парах сменного состава на основе познавательного материала. Формирование умения свободно держаться перед аудиторией. Психотехнические игры. Развитие умения понять другого, встать на его точку зрения через игры на эмпатию.

2. Развитие творческого воображения (РТВ) (15 ч).

Развитие творческого мышления через нахождение различных образов в бесформенных пятнах, листьях и т.д. Изображение, моделирование образа нестандартными средствами. Оживление предмета. Сочинение сказок по методу «бином фантазии». Установление ассоциативных цепочек между разнообразными объектами. Нахождение ресурсов системы. Игры по развитию творческого воображения: «Найди родню», «Бег ассоциаций», Волшебная шкатулка», «Что на что похоже» и т.д.

3. Методы фантазирования (15 ч).

Использование приёма фантастических гипотез. Сочинение сказок с. использованием приёмов: «оживление», «увеличение уменьшение», «динамизация-статика», «дробление-объединение», «ускорение-замедление» и т.д. Придумывание фантастических объектов. Знакомство с методом «стеклянные человечки», сочинение сказок, историй с использованием данного метода. Разминки с пальцами с использованием скороговорок.

4. Развитие памяти и внимания (18 ч).

Развитие зрительной памяти: умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, умение восстанавливать по памяти ранее увиденное, умение создавать необычные зрительные образы для запоминания нужной информации. Знакомство с мнемотехникой. Развитие образной памяти. Развитие непроизвольного и произвольного внимания. Игры по развитию памяти и внимания: «Дорожка», «Руки соседа», «Ёжик», «Запрещённое движение» и т.д.

5. Развитие логического и пространственного мышления (16 ч).

Систематизация объектов по функциям и свойствам: умение продолжить логический ряд, нахождение в отличающихся друг от друга объектах общих свойств, качеств, признаков и т.д. Развитие конструкторских способностей: умение воплощать чертёж на плоскости в пространственную модель, используя никитинские игры («Собери узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и т.д.). Элементы ТРИЗ: Умение находить и использовать ресурсы системы; разрешение противоречий в пространстве и во времени; системный переход. Игры: «Волшебный круг», «Никитинские игры», «Да-нет-ки», «Что лишнее», «Муха», «Мысленный рисунок» и т.д.

Примерный тематический план: 5 класс

Тема урока

Количество часов

Дата

Тип урока

По плану

Факт

1

Психогимнастика.

1

06.09

комбинированный

2

Психогимнастика.

1

13.09

комбинированный

3

Психотехнические игры.

1

20.09

комбинированный

4

Психотехнические игры.

1

27.09

комбинированный

5

Развитие образного мышления.

1

04.10

комбинированный

6

Развитие образного мышления (игра «Что на что похоже»).

1

11.10

комбинированный

7

Развитие образного мышления (оживление предмета).

1

18.10

комбинированный

8

Развитие образного мышления (изменение точки зрения).

1

25.10

комбинированный

9

Изображение образа нестандартными средствами.

1

01.11

комбинированный

10

Виды ассоциаций.

1

15.11

комбинированный

11

Виды ассоциаций Игры «Найди родню», «Бег ассоциаций»).

1

22.11

комбинированный

12

Установление ассоциативных цепочек между разнообразными объектами.

1

29.11

комбинированный

13

Установление ассоциативных цепочек между разнообразными объектами.

1

06.12

комбинированный

14

Системность мышления.

1

13.12

комбинированный

15

Системность мышления («Волшебная шкатулка», «Светофор»).

1

20.12

комбинированный

16

Использование приёма фантастических гипотез.

1

27.12

комбинированный

17

Использование приёма фантастических гипотез.

1

17.01

комбинированный

18

РВС (размер, время, стоимость).

1

24.01

комбинированный

19

РВС (размер, время, стоимость).

1

31.02

комбинированный

20

Методы фантазирования: «метод трёх китов».

1

07.02

комбинированный

21

Методы фантазирования: «метод трёх китов».

1

14.02

комбинированный

22

Сочинение сказок по методу «бином фантазии».

1

21.02

комбинированный

23

«Увеличение-уменьшение, динамизация-статика» (способы сочинения сказок).

1

28.02

комбинированный

24

«Увеличение-уменьшение, динамизация-статика» (способы сочинения сказок).

1

07.03

комбинированный

25

«Дробление-объединение, ускорение-замедление» (способы сочинения сказок).

1

14.03

комбинированный

26

«Дробление-объединение, ускорение-замедление» (способы сочинения сказок).

1

21.04

комбинированный

27

Придумывание фантастических объектов.

1

04.04

комбинированный

28

Придумывание фантастических объектов.

1

11.04

комбинированный

29

Метод «Стеклянные человечки».

1

18.04

комбинированный

30

Метод «Стеклянные человечки».

1

25.04

комбинированный

31

Метод «Общее слово».

1

04.05

комбинированный

32

Метод «Общее слово».

1

11.05

комбинированный

33

Итоговое занятие. Игра «Остров сокровищ».

1

16.05

комбинированный

34

Итоговое занятие. Игра «Остров сокровищ».

1

23.05

комбинированный

Примерный тематический план

6 класс

Тема урока

Количество часов

Дата

Тип урока

По плану

Факт

1

Психогимнастика.

1

06.09

комбинированный

2

Психотехнические игры.

1

13.09

комбинированный

3

Развитие зрительной памяти.

1

20.09

комбинированный

4

Развитие зрительной памяти.

1

27.09

комбинированный

5

Логические закономерности.

1

04.10

комбинированный

6

Логические закономерности.

1

11.10

комбинированный

7

Последовательные ассоциации.

1

18.10

комбинированный

8

Последовательные ассоциации.

1

25.10

комбинированный

9

Связанные ассоциации.

1

01.11

комбинированный

10

Связанные ассоциации.

1

15.11

комбинированный

11

Фонетические ассоциации.

1

22.11

комбинированный

12

Фонетические ассоциации.

1

29.11

комбинированный

13

Оживление. Вхождение.

1

06.12

комбинированный

14

Оживление. Вхождение.

1

13.12

комбинированный

15

Образное мышление. Соошущения.

1

20.12

комбинированный

16

Образное мышление. Соошущения.

1

27.12

комбинированный

17

Развитие произвольного и непроизвольного внимания.

1

17.01

комбинированный

18

Развитие произвольного и непроизвольного внимания.

1

24.01

комбинированный

19

Систематизация объектов по функциям и свойствам.

1

31.02

комбинированный

20

Систематизация объектов по функциям и свойствам.

1

07.02

комбинированный

21

ТРИЗ - основа сильного мышления.

1

14.02

комбинированный

22

ТРИЗ - основа сильного мышления.

1

21.02

комбинированный

23

ТРИЗ - основа сильного мышления.

1

28.02

комбинированный

24

Разрешение противоречий во времени.

1

07.03

комбинированный

25

Разрешение противоречий во времени.

1

14.03

комбинированный

26

Разрешение противоречий во времени.

1

21.04

комбинированный

27

Разрешение противоречий в пространстве.

1

04.04

комбинированный

28

Разрешение противоречий в пространстве.

1

11.04

комбинированный

29

Разрешение противоречий в пространстве.

1

18.04

комбинированный

30

Системный переход.

1

25.04

комбинированный

31

Системный переход.

1

04.05

комбинированный

32

Поиск ресурсов системы.

1

11.05

комбинированный

33

Поиск ресурсов системы.

1

16.05

комбинированный

34

Итоговое занятие.

1

23.05

комбинированный

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

-проговаривать последовательность действий.

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-учиться работать по предложенному учителем плану.

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать данные объекты.

Коммуникативные УУД:

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

лушать и понимать речь других.

-читать и пересказывать текст.

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Школа эйдетики. «Развитие памяти, образного мышления, воображения». М., 2010.
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2007.
  3. Губанов М.В. Уроки сильного мышления. Обнинск, 1994.
  4. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. Чебоксары, 2001.
  5. Ляшко Т.В., Синицына Е.И. Через игру к творчеству. Обнинск, 2004.
  6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль. 2006.

Приложение

1) Диагностика памяти подростков и анализа ассоциаций (по методике А.Р.Лурия «Пиктограмма»).

Исследование особенностей опосредованного запоминания можно произвести  с помощью методики пиктограмм, то есть рисуночных ассоциаций. Как прием экспериментально-психологического исследования пиктограмма впервые была применена Л.В.Занковым (1935), который предлагал испытуемым запомнить конкретное слово с помощью изображения на картинке. Испытуемому необходимо было придумать связь между словом и изображением, что позволило бы ему в дальнейшем вспомнить то или иное слово. Известно, что определенная информация в целях эффективности ее запоминания сохраняется в нашей памяти с помощью тематической апперцепции, конкретных или абстрактных рисунков, символов. В процессе формирования ассоциативных связей между словом и рисунком человеком выбираются главным образом те смысловые связи, которые оказываются для него наиболее приемлемыми для запоминания (А.Р.Лурия, 1967). Поэтому исследование с помощью данной методики позволяет выявить не только особенности ассоциативной, опосредованной  памяти, но и характер мыслительной деятельности, уровень формирования понятийного мышления.

Суть методики заключается в том, что испытуемому предлагается самостоятельно сделать рисунок или схемку конкретного слова-понятия, позволяющую ему в дальнейшем вспомнить нужное слово. Написание отдельных букв или слов не рекомендуется. Для проведения опыта необходимо иметь подготовленный заранее набор слов, лист бумаги и карандаш.

Испытуемого инструктируют следующим образом: «Я буду называть тебе слова, а ты, чтобы лучше их запомнить, делай небольшой рисунок. Скорость рисования и качество рисунка пусть тебя не беспокоят. Главное, чтобы ты, глядя на свой рисунок, смог потом назвать, какие слова предлагались для запоминания».

Слова (или словосочетания) для запоминания могут быть такими:

        

Веселый праздник.

Глухая старушка.

Война.

Строгая учительница.

Голодный человек.

Слепой мальчик.

Темная ночь.

Тяжелая работа.

Девочке холодно.

Больная женщина.

Развитие.

Печаль.

Власть.

Страх.

Дружба.

Следует отметить, что чем меньше ребенок, тем сложнее для него выполнить задание. Это обусловлено преобладанием у него конкретного стиля мышления и механической памяти, а также недостаточно развитыми навыками рисования. Однако уже к 11-12 годам дети начинают запоминать материал на основе осмысленных операций, проявляющихся в установлении связей (ассоциаций) между частями материала, использовании вспомогательных приемов.

В процессе исследования ведется протокол ( см. таблицу), в котором регистрируются названия рисунков, интепритации испытуемого, его объяснения и воспроизведение слов через определенное время. Полученные данные позволяют судить о степени обобщенности и содержательности ассоциаций испытуемого, о том, насколько легко устанавливаются им связи в зависимости от конкретного или абстрактного значения слова и возможности запоминания на основе наглядных связей.

Таблица

Протокол исследования по методу «пиктограмм»

№ п/п

Вербальный стимул

Рисунок

Интерпретация

Ответ

С помощью метода пиктограмм выявляются также особенности ассоциативных процессов, устанавливается, насколько легко у ребенка устанавливаются связи между конкретным и абстрактным значением слова и выбранной им пиктограммой.

2) Диагностика памяти подростков с помощью методики опосредованного запоминания (А.Н.Леонтьев, 1928).

С помощью методики опосредованного запоминания (А,Н,Леонтьев, 1928) можно выявить не только характер ассоциативной, логической памяти, но и особенности мышления. Способность к опосредованному запоминанию отражает характер развития высших форм памяти, что является одним из основных критериев интеллектуальной деятельности. Исследование с помощью данной методики должно быть подготовлено заранее. Экспериментатор должен подобрать 10-15 слов, которые будут предъявляться испытуемому для запоминания (см. таблицу), а также набор карточек (20-30) с рисунками. Рисунки можно подобрать самостоятельно с учетом того, что они не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.

Таблица

Стимульный материал методики опосредованного запоминания

Слова, которые зачитываются испытуемому для запоминания

Картинки с рисунками, предусматривающими различные возможности опосредования

Дождь          драка           встреча

Ответ           пожар          труд

Горе             игра             собрание

Сила             утро            сосед

Театр           отряд           праздник

 

Лошадь, стул, умывальник, топор, перья, телефон, тетрадь, электрическая лампочка, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево, картина в раме, самолет, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ.

Перед началом опыта экспериментатор вместе с ребенком раскладывает на столе картинки и уточняет, понятны ли ему эти рисунки, определяет наиболее трудные из них. После этого ребенку дают инструкцию следующего содержания: «Сейчас я буду зачитывать тебе слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую картинку с рисунком, которая тебе потом поможет вспомнить это слово».

Для выбора карточки отводится до 30 секунд. Тем не менее многие дети осуществляют выбор раньше. После каждого выбора экспериментатор спрашивает у ребенка, почему он выбрал именно эту картинку, каким образом она связана с названным словом.

После того как были названы все слова и отобраны соответствующие им картинки, экспериментатор откладывает их в сторону, а ребенку предлагает другое задание, не связанное с исследованием мнестических функций. Спустя 15 или 30 минут ему снова показывают поочередно картинки, которые были им выбраны при запоминании слов. Ребенок должен назвать то слово, которое он запомнил. При этом уточняется, какие ассоциации вызывает в памяти та или иная картинка.

В процессе исследования ведется протокол опыта, в котором отражаются затраченное время, мотивы выбора той или иной карточки, воспроизводимые спустя определенное время слова.

Таблица

Протокол исследования опосредованного запоминания

Слова, предъявляемые для запоминания

Время выбора карточки (сек.)

Мотивы выбора карточки

Воспроизведение

Количество правильно воспроизведенных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания с использованием различного рода вспомогательных средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...