Как вы уже поняли, теория вероятностей изучает случайные события. Так что же такое событие с точки зрения математики. В теории вероятностей под событием понимают то, относительно чего после некоторого момента времени можно сказать одно и только одно из двух: - Да, оно произошло.
- Нет, оно не произошло. Запишем:
Событие – это результат испытания. Например, возьмем урну и в нее поместим шары различных цветов. Кто хочет извлечь из урны один шар (подхожу к 4-5 ученикам)? Извлечение шара из урны есть испытание. Появление шара определенного цвета – событие. Из нашего опыта делаем вывод, что мы не можем с точностью определить шар какого цвета, мы вытянем из урны, не зная количество шаров разных цветов. Кто может привести пример испытание и указать в нем событие (ответы учащихся). В жизни мы сталкиваемся с различными событиями – хорошими или плохими. Так и в теории вероятностей существуют различные виды событий. Запишем подзаголовок: «Виды событий». И запишем первый вид событий: - Случайные события.
В жизни мы постоянно сталкиваемся с тем, что некоторое событие может произойти, а может и не произойти. Такие события в теории вероятности называют случайными. Например: Книга откроется на 15 странице, при бросании игральной кости выпадет 6 очков. У: У вас на партах лежит игральная кость, давайте бросим ее и посмотрим, какое количество очков у вас выпадет (результаты испытания записываем на доске). Как вы видите, количество очков выпадает непредсказуемо. Запишем еще два вида событий: - Совместные события.
- Не совместные события.
Два события, которые в данных условиях могут происходить одновременно, называются совместными, а те, которые не могут происходить одновременно - несовместными.Если подбросить одновременно монету и игральный кубик, то выпадения орла на монете и 4 очков на кубике не мешают друг другу – они совместные. Рассмотрим еще один пример: у вас на парте так же лежит монета, подкиньте ее. Как вы видите появление орла, исключает появление решки. Как вы уже успели заметить в появлении орла или решки нет преимуществ. Как бы мы не кидали, выпадет либо орел, либо решка. Давайте запишем следующие виды событий:- Равновозможные события.
- Не равновозможные события.
Равновозможными называются события, когда в их наступлении нет преимуществ. Не равновозможные события те, у которых в наступлении одного из событий есть какое-то преимущество.У меня в руках находится монета, у которой на двух сторонах изображена решка и появится орел, при бросании монеты, ни как не может. Таким образом, фокусники и мошенники обманывали в 17 веке простых горожан. Далее мы будем работать с равновозможными событиями. Равновозможные события бывают: Равновозможные события бывают: - Достоверными.
Событие, которое происходит всегда, называют достоверным (истинным) событием - Невозможными.
Событие, которое не может произойти, называется невозможным (ложным). Примеры. Достоверные события: - Вы находитесь сейчас на уроке математики.
- Сегодня на календаре месяц март.
Является ли достоверным событием что, вы сегодня позавтракали? Нет – это случайное событие. Ложные события: - Ночью взойдет солнце.
- Вы поедете на зимние олимпийские игры в Сочи. Приведите примеры истинных и ложных событий.
Запишем в тетрадь: Вероятность истинного события равна 1, а вероятность ложного события равна 0. Если из корзины с синими и красными шарами вынимаю зеленый шар это ложное событие и его вероятность равна нулю. А если же из корзины со всеми белыми шарами я вынимаю белый шар это истинное и его вероятность равна единице. - Введение определения понятия «события». Виды событий
У: Давайте запишем классическое определение вероятности Определение: Вероятностью события А при проведении некоторого испытания называют отношение числа исходов благоприятных событию N(А), к общему числу всех (равновозможных между собой) исходов этого испытания N. Запишем формулу: , где: P (A) – вероятность события А N (A) – благоприятные исходы события А N – все исходы Для решения задач используют алгоритм нахождения вероятности случайного события. Для нахождения вероятности случайного события А при проведении некоторого испытания следует найти: - число N всех возможных исходов данного испытания;
- количество N(A) тех исходов, в которых наступает событие А; 3)частное ; оно и будет равно вероятности события А. Принято вероятность события А обозначать так: Р(А).
Значит Пример 1: В соревновании по толканию ядра участвуют 4 спортсмена из России, 9 спортсменов из Белоруссии, 7 спортсменов из Грузии и 5 – из Словении. Порядок, в котором выступают спортсмены, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсмен, который выступает последним, окажется из России? Решение: Всего спортсменов принимающих участия в соревнования – 25, а спортсменов из России – 4. Исходя из нашего алгоритма, получаем что: N(A) = 4; N= 25
Ответ: 0,16. Вероятность события выражается в виде десятичной дроби и в процентах. Нам необходимо выражать вероятность события в виде десятичной дроби.
Для вычисления вероятности часто используют правило умножения. У вас на партах лежат две игральные кости. Пусть один из вашей пары возьмет две игральные кости и подкинет их. Выпало определенное количество очков, запомните их. Как вы думаете, сколько всего исходов данного события, сколько очков может выпасть на двух игральных костях? Всего таких исходов 6*6 – на первой кости может выпасть шесть различных вариантов и на второй игральной кости тоже шесть. Для того, чтобы найти число всех возможных исходов независимого проведения двух испытаний А и В, следует перемножить число всех исходов испытания А и число всех исходов испытания В. (Работа в парах) Пример 2. В случайном эксперименте бросают два игральных кубика. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 8 очков (ответ округлите до сотых). (Взаимопроверка) Решение. Игральные кости - это кубики с 6 гранями. На первом кубике может выпасть 1, 2, 3, 4, 5 или 6 очков. Каждому варианту выпадения очков соответствует 6 вариантов выпадения очков на втором кубике. Т.е. N = 6 6 = 36. Варианты (исходы эксперимента) будут такие: 1;1 1;2 1;3 1;4 1;5 1;6 2;1 2;2 2;3 2;4 2;5 2;6 и т.д. .............................. 6;1 6;2 6;3 6;4 6;5 6;6 Подсчитаем количество исходов (вариантов), в которых сумма очков двух кубиков равна 8: 2;6 3;5; 4;4 5;3 6;2…. Всего N(A) = 5 вариантов. Найдем вероятность.
Ответ: 0,14. - Применение теория вероятности в генетике
У: Теорию вероятности так же очень широко используют в генетики. Давайте посмотрим как же именно это происходит. Для начала давайте вспомним, а что же такое генетика? Генетика – это наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Как мы знаем из биологии, элементарной единицей наследственности является ген. Ген - участок молекулы ДНК, содержащий информацию о структуре одного белка. Так же давайте вспомним еще несколько определений которые нам понадобятся. Доминантный признак – это признак, подавляющий действие другого признака. Обозначается заглавной буквой: A, B Рецессивный признак – это подавляемый признак. Обозначается прописной буквой a,b. Гетерозиготный - гибрид, в чьем генотипе (наборе генов) есть и доминантный, и рецессивный ген некоторого признака. (Aa или Bb) Гомозиготный - гибрид, обладающий исключительно доминантными или только рецессивными генами, отвечающими за некий признак. (AA или bb) Так же давайте вспомним закон доминирования, который ввел Мендель. При скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей. Теперь давайте посмотрим на примере задачи, применение теории вероятности. Задание 1. Наличие пигмента в волосах у человека доминирует над альбинизмом (отсутствие пигмента). Муж и жена гетерозиготны по пигментации волос. Возможно ли рождение у них ребенка альбиноса? Решение. Вначале делаются обозначения: А - наличие пигмента, а - отсутствие пигмента. В задаче сразу оговорено, что родители гетерозиготны, значит они имеют генотипы Аа х Аа, первый родитель дает гаметы А и а, и второй также дает гаметы А и а, тогда при встрече гамет отца и матери могут появиться дети с генотипами: АА, Аа, Аа, аа. Схема решения задачи следующая: Р: Аа х Аа G А,а А,а
F1 АА, Аа, Аа, аа Генотип: 1:2:1 Фенотип: 25% / 50% / 25% Ответ: да, в этой семье может родиться ребенок альбинос с вероятностью 25%. Задание 2. Голубоглазый (аа) юноша женился на кареглазой девушке, у отца которой глаза были голубые (Аа). Какова вероятность рождения кареглазого ребенка. Какой генотип у ребенка? (Исходя из решения первой задачи) Р: Аа х аа G А,а а,а
F1 Аа, Аа, аа, аа Генотип: 1:1 Фенотип: 1:1 50% / 50% Ответ: Вероятность рождения кареглазого ребенка 50%. Ребенок имеет генотип Аа Задание 3. Светловолосая женщина, родители которой имели черные волосы, вступает в брак с черноволосым мужчиной, у матери которого волосы светлые, а у отца – черные. Единственный ребенок в этой семье – светлый. Какова вероятность рождения светловолосого ребенка, если известно, что ген черноволосости доминирует? Определите генотип первого и второго поколения. Какой генотип у ребѐнка? (Исходя из решения первой и второй задач) Первое поколение: Первое поколение: Р: Вв х Вв Р: вв х ВВ G В,в В,в G в,в В,В F1 ВВ, Вв, Вв, вв F1 Вв, Вв, Вв, Вв Генотип: 1:2:1 Генотип: единообразие Фенотип: 3:1 75% / 25% (черные / светлые)Фенотип: единообразие 100% Второе поколение: Р: вв х Вв G в,в В,в F1 Вв, Вв, вв, вв Генотип: 1:1 Фенотип: 1:1 50% / 50% (черные / светлые) Ответ: Вероятность рождения светловолосого ребенка 50%. Первое поколение: ВВ, Вв, вв. Второе поколение: Вв, вв. Генотип ребѐнка: вв. Первоначально в генетике использовали теорию вероятности для создания новых сортов продовольственных растений, для выведения более стойких сортов.
|