Урок по математике в 5 классе "Решение задач практического содержания"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Конспект открытого урока по математике в 5 классе "Решение задач практического содержания" по ФГОС. На уроке решаются задачи на формирование функциональной грамотности учащихся 5 класса, отрабатываются навыки действий с натуральными числами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Решение задач практического содержания | 33.13 КБ |
Технологическая карта урока Решение задач практического содержания | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока математики в 5 классе по ФГОС
Тема урока: Решение задач практического содержания
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Используемая технология: системно – деятельностного подхода.
Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников.
Задачи урока:
Образовательная:
- Усиление прикладной направленности;
- Формирование функциональной грамотности школьников;
- Повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами;
- Продолжить работу над развитием вычислительных навыков;
- Использовать знания по теме «Действия с натуральными числами».
Воспитательная:
- Добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;
- Способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой, и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
- Способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономичность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельность в принятии решений через решение задач.
Развивающая:
- Развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Задачи: создание условий для реализации функциональной грамотности
Познавательные УУД:
Уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Уметь слушать и слышать, уметь работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием
Метапредметные: уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
Уметь анализировать задачу,
Уметь высказывать свою точку зрения, делать выводы.
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к обучению
Оборудование урока:
1. Задачи, составленные учащимися по собранному материалу
2. Карточки – задания, карточки самооценки
3. Ноутбук, мультимедийное оборудование.
Ход урока
1. Организационный момент (2 минуты)
Здравствуйте. Я рада видеть вас на уроке.
В дверь постучали, заходит почтальон Печкин. Здравствуйте, у вас проходит урок математики, я хочу обратиться к вам за помощью. Мне принесли квитанцию, а я не знаю, правильно ли мне начислили оплату, поможете мне? Можно я тут у вас посижу, может и сам чему - нибудь научусь?
Проходи, садись. Мы всегда гостям рады! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Все ли готовы к уроку? Все ли выполнили свою домашнюю работу? Проверили её? Заранее решение вывешивается на доске (лист самопроверки). Дети проверяют решение по этому листу на перемене.
У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течении урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании выполнения заданий, вы должны оценить свою работу:
« 2» - если справился с задачей без затруднений, «1» - если справился с задачей, но возникли сложности, «0» – если не справился с задачей.
В течении урока вам нужно оценивать одноклассников, работающих у доски. Заполняйте соответствующие строки в карточку. В конце урока подведите итог своей работе, суммируя баллы каждого этапа. Шкала оценивания поможет вам с выставлением оценки за урок.
2. Актуализация знаний. Устный счет. (4 минуты).
На экране спроецированы тексты задач.
Дети решают задачи, отвечают и если ответ верный, ставят + в оценочный лист за каждую правильно решенную задачу.
1. В сентябре семья заплатила за телефон 500 рублей. Какую сумму семья ещё заплатит до конца этого года? (1500 рублей за октябрь, ноябрь и декабрь.)
2. Сколько семья заплатит за расход 4 воды, если 1 воды стоит 60 рублей? (240 р)
3. Расход бензина на трассе у автомобиля «Нива» 9 литров на 100 км. Сколько расходуется бензина при поездке на 600 км? (54 литра)
4. Школе необходимо 4800 рублей на переоснащение кабинета математики. Спонсоры оказали помощь в размере 2900 рублей. Какую сумму осталось оплатить школе? (1700 рублей)
5. Билет в кинотеатр стоит 150 рублей. В семье 4 человека. В какую сумму обойдется семье просмотр фильма (600 р)
6. Из алюминиевой проволоки изготовили модель куба, на что потребовалось 60 см проволоки. Чему равна длина ребра куба? (5см)
Учитель: Какие действия вы выполняли при решении задач? С какими числами работали?
Ответы детей: выполняли действия с натуральными числами.
Подведение итогов устной работы: Система оценивания: Если 6 + , то ставим 2, если 3 – 5 +, то ставим 1, если менее 3+, ставим 0.
Дети оценивают себя и фиксируют результаты в карточку самооценки
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности урока. (2 минуты)
Учитель. Возьмите карточки «Задачи урока». Прочитайте задачи. Интересны ли они вам? Возникло ли у вас желание их решить? Если интересно то, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой? (Читают условия, высказывают мнение по их содержанию). Дети предполагают, что будут решать задачи, связанные с расчетами, которые встречаются в жизненной ситуации.
Учитель. Да, сегодня мы будем решать такие задачи практического содержания, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.
Открыли тетради. Записали число, тему урока «Решение задач практического содержания»
4. Решение задач (10 минут).
Вам для решения предлагается 3 задачи.
А знаете вы, на что тратится большая часть семейного бюджета? (учащиеся высказывают свои предположения). Оказывается, большая часть семейного бюджета идет на оплату коммунальных услуг. Показываю различные квитанции и спрашиваю, вы знаете, что это такое? Выслушиваю ответы детей.
Решим 1 задачу. В начале урока почтальон принес нам квитанцию по оплате электроэнергии. Мы обещали ему разобраться, правильно ли ему начислили оплату. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество
Показания счетчика | Расход электроэнергии (кВт.ч) | Тариф (р) | Сумма к оплате (р) | |
Текущее | Предыдущее | |||
3456 | 3238 | 3 р 50 коп |
1 задачу решаем вместе. 1 человек по желанию решает на доске, остальные в тетрадях.
(Ответ: за 218 квт - 763р ). Спрашиваю у почтальона Печкина, правильно ему в квитанции указали сумму к оплате? (да)
Из двух следующих предложенных задач выбираем одну задачу и решаем ее в тетради, 2 человека решают задачи на внутренних досках. Приступаем к решению задач, которые вы выбрали.
Задача 2. Мама хотела переклеить обои и поменять линолеум размерами 5 х 4 м. У нее на карточке 15000 р. Сколько ей необходимо денег на ремонт, если ей потребуется 11 рулонов обоев по цене 520 р за рулон, обойного клея 2 упаковки по цене 140 р за упаковку, 20 линолеума по цене 225 р за 1 ? Если деньги останутся, сможет ли она купить ковер за 3500 р?
Задача 3. Сегодня вы пойдете в школьную столовую, с собой есть у вас 90 рублей. В столовой висит меню:
Первые блюда | Борщ | 25 рублей |
Суп куринный | 32 рубля | |
Суп овощной | 22 рубля | |
Вторые блюда | Котлета куриная с макаронами | 50 рублей |
Овощное рагу | 40 рублей | |
Плов | 58 рублей | |
Напитки | Компот | 12 рублей |
Морс | 15 рублей | |
Сок | 20 рублей |
Выберите обед из трех блюд (первое, второе и напиток), который можете оплатить. В ответе укажите названия блюд и стоимость обеда.
Учащиеся решают выбранную задачу. Все вычисления выполняют в тетрадях, при необходимости в столбик. Учитель контролирует решение задач. Учащиеся, которые решали задачи на доске, объясняют решение, остальные проверяют решение, оценивают выступления учащихся. По окончании работы над каждой задачей дети оценивают результат своей деятельности и фиксируют в карточке самооценки.
Решение задач:
Ответ ы: к 1 задаче - за 218 квт оплатить 763р,
ко 2 задаче – за обои 5720р + за клей 280 р +за линолеум 4500 р = 10500 р. .Останется 4500р, хватит купить ковер ,
к 3 задаче – делаем свой выбор на 90 р
5. Физкультминутка (2 минуты)
А теперь представим детки
Будто руки наши – ветки, покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подровнялись. Тихо сели.
На друг друга посмотрели.
6. Работа с задачами в конвертах (решение задач, которые встречаются на ВПР) (9 минут)
Сейчас мы с вами будем упражняться в решении некоторых задач. На парте лежат конверты, в каждом по 3 задачи (напечатаны на карточках разного цвета). Работа будет парная. Вы читаете условия 3 задач, совместно выбираете, какую задачу вы будете решать и решаете её. Решение записываете в карточке.
Задачи карточек
1) В магазине продаётся офисная бумага разных торговых марок в разных пачках и по различной цене. Нужно купить 1000 листов бумаги одной марки. Сколько рублей будет стоить наиболее дешевая бумага?
Марка бумаги | Количество листов в пачке | Цена пачки | Цена за 1000 листов |
«Лучшая» | 200 | 125 руб | |
«Снежок» | 500 | 320 руб | |
«Сирень» | 250 | 140 руб |
2) Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы с предоплатой. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях.
Тарифный план | Количество минут разговора в месяц | Стоимость за месяц | Цена за 1 минуту разговора |
«Легкий» | 200 | 200 руб | |
«Деловой» | 450 | 900 руб | |
«Удобный» | 600 | 1800 руб |
3) Петр заправлял автомобиль на разных заправочных станциях и записывал объем и стоимость приобретенного бензина.
Заправочная станция | Объём бензина | Общая стоимость | Цена за 1 л бензина |
«Калина» | 25 л | 975 руб | |
«Мотогаз» | 40 л | 1440 руб | |
«Лукойл» | 30 л | 1110 руб |
Петр выбрал заправку, где бензин самый дешевый. Сколько рублей стоит на этой заправке 20 л бензина? Запишите ответ.
Решение предлагаем одноклассникам. Если задача решена правильно, то по критериям оценивания выставляем в карточку самооценки соответствующий балл
7. Самостоятельная работа (5 мин).
Учитель. На прошлой неделе я просила вас узнать стоимость одной упаковки конфет «Рафаэлло», полоска торта «Наполеон» и одной упаковки чая 20 пакетиков – пирамидок «Tess» в магазинах «Авоська», «Торговый» и «Пятерочка». На основании ваших сведений я составила таблицу. В каком магазине стоимость такой покупки будет наименьшей, если необходимо купить 2 упаковки конфет «Рафаэлло», торт и одну упаковку чая «Tess».
Магазин | Конфеты «Рафаэлло» (за 1 упаковку) | Торт «Наполеон» | Чай «Tess» за 1 упаковку | Сумма покупки в рублях |
«Авоська» | 227 | 179 | 92 | |
«Торговый» | 235 | 167 | 89 | |
«Пятерочка» | 238 | 185 | 87 |
Задание спроецировано на экран, дети выполняют вычисления в тетрадях, делают вывод. Решение проверяется.
Вывод? В «Авоське» - 725 р, В «Торговом» – 726 р, В «Пятерочке» - 748 р. В магазине «Авоська» стоимость покупки будет самой наименьшей. Оцените решение по критериям оценивания.
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Рефлексия. (3 минуты)
Учитель. Возьмите карточку самооценки, посчитайте количество баллов, которые вы набрали за урок и выставите оценку.
- Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?
(учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднении и обсуждают правильность решения задач).
Учитель – Успешно ли для вас прошел урок? Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, удалось ли нам решить учебную задачу?
С каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются. Я уверена, что вы справитесь с любой жизненной задачей. В листе обратной связи отметьте, насколько полезен был сегодняшний урок.
Я благодарю вас за работу. Собираются карточки самооценки и выставляются оценки за работу на уроке.
9. Информация о домашнем задании: На столе у вас лежат карточки с домашнем заданием, предлагаю дома решить 2 – 3 задачи на выбор. Эти задачи тоже с практическим содержанием (2 мин)
1) Билет на новогоднее представление «Приключение в Снежном королевстве» стоит для взрослого 400 рублей, для школьника – половину стоимости взрослого билета, а для дошкольника в 4 раза меньше стоимости взрослого билета. Сколько рублей должна заплатить за билеты семья, включающаяся двух родителей, двух школьников и одного двухлетнего малыша?
2) Коля весит 45 кг, Дима на 7 кг меньше, а Вася на 5 кг больше Димы. Смогут ли эти ребята подняться одновременно на лифте, если этот лифт за один раз поднимает не больше 120 кг?
3) Семья за январь месяц потратила 3 холодной воды, а горячей воды на 2 меньше. Сколько всего денег семья заплатит за холодную и горячую воду за январь? Цена 1 горячей воды 81 руб, холодной воды – 40 руб. В феврале семья заплатила 242 рубля. Увеличился или уменьшился расход воды (цена воды не менялась)?
Карточка самооценки
Ф.И. ___________________________
Система оценивания: «2» - справился с задачей без затруднений,
«1» - справился с задачей, но возникали трудности, «0» - не справился с задачей
№ задания | Задание | Количество баллов |
1 | Домашняя работа | |
2 | Устный счет 6 «+» -2 б, 3-5 «+» - 1б, менее 3 «+» - 0 б | |
3 | Решение задач | |
4 | Работа в паре (решение задачи из конверта) | |
5 | Самостоятельная работа | |
Итого: моя оценка за урок |
Если у вас: 9 – 10 - ставим оценку «5»; 7 – 8 – ставим оценку «4»; 5 - 6 – ставим оценку «3».
Оценка одноклассника, работающего у доски:
Ф.И.___________________ оценка__________________
Ф.И.___________________ оценка _________________
Лист обратной связи:
Сегодняшний урок мне позволил:
Невероятно интересным на уроке было:
Мне не понравилось на уроке:
Как ты считаешь: пригодятся тебе в будущем знания, полученные на уроке сегодня?
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема | Решение задач практического содержания | ||
Цель | формирование функциональной грамотности школьников | ||
Формируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
уметь решать задачи с практическим содержанием | уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями, уметь анализировать задачу, уметь высказывать свою точку зрения, делать выводы. | формировать устойчивую мотивацию к обучению |
Организация пространства
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, работа в паре, ,индивидуальная | Наглядный и раздаточный материал |
№ | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | 2 | Приветствие учителем учащихся класса, проверка готовности к уроку, проверка выполнения домашней работы, организация внимания учащихся (указание на наличие карточек самооценки). Создание психологического комфорта в классном коллективе. | Проверяют готовность рабочего места. Приветствие учащимися учителя. Ответ по выполнению домашней работы. Акцентируют внимание на карточки самооценки. | Прогнозирование своей деятельности. Планирование учебного сотрудничества |
2 | Актуализация знаний | 4 | Организует повторение раннее изученного материала за счет выполнения заданий по решению задач с устными вычислениями Организует проверку и подведение итогов устной работы | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, фиксируют результаты в лист самооценки, по предложенным критериям. | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Осознание качества и уровня усвоения раннее изученного учебного материала, структурирование знаний; Умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение слушать и вступать в диалог; Умение сотрудничать и уважать мнение товарищей |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности урока | 2 | Подводит к проблемной ситуации по будущей теме урока. Обеспечивает мотивацию, актуализацию субъектного опыта. Подводит к формулировке темы урока, целей и задач урока. | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, высказывают свое мнение. В результате обсуждения озвучивают тему урока, ставят цели и задачи урока. | Умение выдвигать предположения о теме и цели урока и формулировать тему и цель урока. Умение строить логические рассуждения. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение слушать и вступать в диалог. |
4 | Решение задач | 10 | Обеспечивает мотивацию дальнейшей работы, предлагая 1 задачу решить вместе в тетради и на доске (помочь почтальону Печкину проверить расчеты за электроэнергию в его квитанции об оплате электричества) Из 2 предложенных задач предлагает выбрать и решить 1 на выбор. | Учащиеся решают выбранную задачу. Все вычисления выполняют в тетрадях, при необходимости в столбик. 2 учащихся решают предложенные задачи на внутренней доске, затем объясняют решение. По окончании работы над каждой задачей дети оценивают результат своей деятельности в листах оценивания. Оценивают защиту решения учащихся у доски. | Умение строить логические рассуждения. Поиск и выделение необходимой информации. Обнаруживать отклонения от эталона. Контроль за правильностью ответов одноклассников. Строят рассуждения, понятные для собеседника |
5 | Физкультминутка | 2 | Организует паузу для отдыха, на основе изучаемой темы. | Выполняют упражнения | Учатся основам саморегуляции в деятельности по выполнению упражнений. Учатся осознанному управлению своим поведением |
6 | Решение задач в конвертах (решение задач, которые встречаются на ВПР) | 10 | Организация парной работы по решению 1 задачи из предложенных 3 задач, написанных на карточках находящихся в конвертах. Учитель осуществляет контроль за выполнением заданий, в процессе работы учащихся оказывает помощь. Предлагает оценить решение по предложенным критериям | Учащиеся знакомятся с текстом 3 предложенных задач находящихся в конверте , совместно выбирают, какую 1 задачу они будут решать , решают её, решение записывают в карточке. Затем предлагают решение одноклассникам. Сверяют решение с правильным ответом, выставляют баллы в карточку самооценки | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Планируют свою деятельность для решения поставленной цели. Вносят необходимые коррективы в решения на основе оценки и учета сделанных ошибок. Умение выражать свои мысли в устной и письменной форме |
7 | Самостоятельная работа | 5 | Инструктаж по выполнению работы. Организует самостоятельную деятельность учащихся, самоконтроль, взаимоконтроль. Воспитывает способность принимать самостоятельные решения; развивает навыки самоконтроля. Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь. | Выполняют практическую работу самостоятельно. Делают записи в бланке ответов. Сверяют ответы с правильными, выставляют баллы в карточку самооценки. | Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
8 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Рефлексия | 3 | Организует фронтальную работу по контролю усвоения. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. Оценивание деятельности учащихся. Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач, высказывают, что усвоили, что не получилось и почему. Осуществляют оценку своей работы, фиксируют оценку за урок в листах самооценки | Оценка своей деятельности |
9 | Информация о домашнем задании | 2 | Предлагает для решения 2- 3 задачи на выбор (задачи на карточках). Обеспечивает понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания. | Учащиеся читаю текст домашнее задач. Задают вопросы по их содержанию. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Представлен интегрированный урок по физике и математике.Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.Систематическое использование интегрированных уроков способс...
Задачи практического содержания на уроках математики
Текст выступления на заседании методического объединения учителей математики, работающих в школах VIII вида Саратовской области.В нем обобщается опыт преподавания математики в коррекционной школе. Обу...
Урок по геометрии 11 класс "Задачи практического содержания на нахождение площади поверхности параллелепипеда, цилиндра, конуса, шара и их частей."
Разработка открутго урока по геометрии....
Использование деятельностного подхода как условие формирования экономических представлений у умственно отсталых школьников через решение задач практического содержания на уроках математики
Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям. В настоящее время в условиях реализации Ф...
Урок математики в 7 классе "Решение задач практического содержания"
Разработка урока математики в 7 классе...
Мастер - класс «Решаем задачи практического содержания на уроках математики для формирования функциональной грамотности»
Мастер - класс «Решаем задачи практического содержания на уроках математики для формирования функциональной грамотности»...
Технологическая карта урока в 5 классе "Решение задач практического содержания"
Урок проблемного обучения в 5 классе...