Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики
статья по математике (9 класс)
В связи с приоритетными задачами национального проекта «Образование», формирование функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_formirovaniya_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokah_matematiki.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики
В связи с приоритетными задачами национального проекта «Образование», формирование функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога.
Математика предоставляет хорошие возможности для рассмотрения подобных задач. На уроках математики учащиеся сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и привычным образом составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи. Задачи, предлагаемые экспертами для оценивания функциональной грамотности, отличаются от задач из учебника, они, все же, более предметные и привязаны к конкретной теме.
Математическая грамотность – способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
В чем же заключается проблема при формировании функциональной грамотности на уроках математики?
Во-первых, обучающиеся испытывают затруднения, связанные с продуктивным чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. Невнимательность к прочтению условия сохраняется и при решении задач в основной школе, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся.
Вторая и основная проблема при формировании математической функциональной грамотности: как сформулировать (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями. Это и есть основная проблема для школьника. Кроме того, важна интерпретация результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи.
На своих уроках использую задачи с практическим содержанием. Важно научить обучающихся понимать, что реальные объекты и процессы в жизни редко принимают правильную математическую форму. Тем не менее, во всех рассматриваемых задачах можно найти подходящую математическую модель, распознать математическую составляющую в модели.
Типы задач, которые рассматриваем на уроках математики, описывающие реальные проблемы:
- повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;
- трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;
- общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.
- наука – работа с формулами из различных областей знаний.
Обучающиеся с интересом относятся к таким задачам, но иногда их пугают сложные вычисления.
Задания, беру из открытых источников: материалов международных исследований, демоверсий мониторингов функциональной грамотности, из базы задач ОГЭ (1-5 задания).
Время на уроке на обсуждение и решение таких задач уходит много, поэтому, чтобы учащиеся заранее ознакомились с условием, и предлагаю им задачу на дом. В 8 классе это происходит еженедельно, в 6 – чуть реже. На уроке мы обсуждаем предложения и идеи обучающихся, учимся искать нужную информацию в тексте, аргументировать свою точку зрения. Разбираем, какие ошибки допущены в решении, какие можно было допустить и каким образом не допустить этих ошибок. Оцениваю активную работу учащихся, поощряются учащиеся, решившие сложные задачи, высказавшие хорошие идеи.
Каждый год на неделе математики мы проводим соревнования для 7-8 классов по решению практических задач по материалам PISA . Тема - финансовая грамотность. Это полезный для обучающихся опыт при формировании функциональной грамотности.
Таким образом, и на уроках математике, и вне урока, можно организовать работу с обучающимися по формированию их функциональной грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
09.04 доклад на тему"Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК"
Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК...
презентация "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики"
презентация содержит конкретные задания для формирования функциональной грамотности на уроках математики...
Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физики
Актуальность темы определяется необходимостью формирования фунциональной грамотности у всех обучающихся независимо от ступени обучения и их дальнейших образовательных и профессиональных пл...
Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физической культуры.
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Используя современные технологии обучения: игровую, дифференцированного обучения, спортивно-ориент...
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики
В данной презентации я постаралась показать, какими приёмами пользуюсь для формирования функциональной грамотности у обучающихся 5-7 классов...
«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Материал из опыта работы. Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии. Использование инно...
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках математики
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности,...