Рабочая программа по математике 6 класс
методическая разработка по математике (5 класс)

Галина Леонидовна Аксеньтева

Программа по математике разработана для обучающихся 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_klass_matematika_fgos_merzlyak_1.docx46.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «УРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

671615, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Уро, пер. Школьный, 2

тел.: (8-301-31)95-6-91; e-mail: uroschool1@yandex.ru; http:/www.urins.buryatschool.ru

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_________ \ Е.М. Мазур

Протокол № ___

«___»__________ 20___ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

________ \ Н.В. Ахмадулина

«___»__________ 20___ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Уринская СОШ»

________ \ Г.Л. Аксентьева

приказ № _____

«___»__________ 20___ г.

М П

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса математики

в 6 классе

(Математика 6 класс.

Авторы: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.)

Разработчик программы:

Г.Л. Аксентьева,

учитель математики

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №___ от

«___» _____20 ____ г

с. Уро

2021 г.

Срок действия программы 1 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» ;
  • ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2021-2022 учебный год;
  • Примерной программы основного  общего образования по математике;

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
  • Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»
  • Уставом МБОУ «Уринская СОШ».

Общие цели учебного предмета

Изучение математики направлено на достижение следующих  целей:

• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части  общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Содержание образование по математике в 5 классе  определяет следующие задачи:

  • развить представления о натуральном числе, десятичной и обыкновенной дроби и роли вычислений в человеческой практике;
  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • развить представления об изучаемых понятиях: уравнение, координаты и координатная прямая, процент, упрощение буквенных выражений, угол и треугольник, формула и методах решения текстовых задач как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
  • получить представление о статистических закономерностях и  о различных способах их изучения, об особенностях прогнозов , носящих вероятностный характер;
  • развить логическое мышление и речь-умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, проводить примеры, использовать словесный и символический языки математики для иллюстрации, аргументации и доказательства.

Курс математики 6 класса является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.

Практическая значимость школьного курса математики 6 класса состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.

Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7-9 классах, а также для изучения смежных дисциплин.

Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.

В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.

Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.

Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.

Место предмета в учебном плане школы

На изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс.

Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 5 часов в неделю, всего 170 часов.

Учебно-методический комплект

Учебно-методический комплект по математике: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2015.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  1.  Личностные направления:
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  1.  Метапредметные направления:
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  1.  Предметные направления:
  • овладение базовым понятийном аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
  • овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально – графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  • умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать математические модели;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации.
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
  • понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь  выдвинуть контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,  аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Планируемые результаты обучения математике в 6 классе

Арифметика

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • понимать особенности десятичной системы счисления;
  • использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
  • выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
  • сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
  • выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
  • использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;

Учащийся получит возможность:

  • углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
  • научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Числовые и буквенные выражения. Уравнения

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • выполнять операции с числовыми выражениями;
  • решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.

Учащийся получит возможность:

  • развить представления о буквенных выражениях;
  • овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи

По окончании изучения курса учащийся научится:

  • решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.

Учащийся получит возможность:

  • научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Натуральные числа. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем.

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.

Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.

Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

Рациональные числа. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.

Действительные числа. Этапы развития представления о числе.

Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.

Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире. Представление зависимости между величинами в виде формул.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
  1. Делимость натуральных чисел (17 часов)

Делители и кратные. Признаки делимости на 2, на 5, на 10. Признаки делимости на 9 и на 3. Простые и составные числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.

  1. Обыкновенные дроби (38 часов)

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Взаимно обратные числа. Деление дробей. Нахождение числа по заданному значению его дроби. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенных дробей.

  1. Отношения и пропорции  (28 часов)

Отношения. Пропорция. Процентное отношение двух чисел. Прямая и обратная пропорциональная зависимость. Деление числа в данном отношении. Окружность и круг. Длина окружности. Площадь круга. Цилиндр, конус, шар. Диаграммы. Случайные события. Вероятность случайного события.

  1. Рациональны числа и действия над ними.  (70 часов)

Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая. Целые числа. Рациональные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Сложение рациональных чисел. Свойства сложения рациональных чисел. Вычитания рациональных чисел. Умножения рациональных чисел. Переместительное и сочетательное свойство умножения рациональных чисел. Коэффициент. Распределительное свойство умножения. Деление рациональных чисел. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Перпендикулярные прямые. Осевая и центральная симметрии. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики.

  1. Итоговое повторение (17 часов)

ВСЕГО: 170 часов

3.Тематическое планирование

Название раздела, тем

Количество часов

1

2

3

4

5

Делимость натуральных чисел

 Обыкновенные дроби 

Отношения и пропорции 

Рациональны числа и действия над ними 

Повторение и систематизация учебного материала  

Итого:

22 ч

41 ч

30 ч

75 ч

2 ч

170 ч.


Приложение 1.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Математика 6 класс

5 часов в неделю, всего 170 часов

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Вид занятия теор., практ.

Формы и методы контроля

Дата

по плану

факт

Глава I. Делимость натуральных чисел (22 часов)

Делители и кратные

3

Практич.

Текущий

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2

3

Комбинир.

Текущий.

Признаки делимости на 9 и на 3

2

Комбинир.

Текущий.

Простые и составные числа

2

Комбинир.

Текущий.

Разложение на простые множители

1

Комбинир.

Текущий.

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа

3

Комбинир.

Текущий.

Наименьшее общее кратное

3

Комбинир.

Текущий.

Повторение и систематизация
учебного материала

1

Комбинир.

Текущий.

Контрольная работа № 1

1

К/работа

Работа над ошибками

1

Комбинир.

Текущий.

Глава 2. Обыкновенные дроби (41 часа)

Основное свойство дробей

2

Комбинир.

Текущий.

Сокращение дробей

3

Комбинир.

Текущий.

Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей.

3

Комбинир.

Текущий.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

5

Комбинир.

Текущий.

Повторение и систематизация
учебного материала

1

Комбинир.

Текущий.

Контрольная работа № 2

1

К/работа

Работа над ошибками

1

Комбинир.

Текущий.

Умножение дробей

5

Комбинир.

Текущий.

Нахождение дроби от числа

3

Комбинир.

Текущий.

Контрольная работа № 3

1

К/работа

Работа над ошибками

1

Комбинир.

Текущий.

Взаимно обратные числа

1

Комбинир.

Текущий.

Деление дробей

5

Комбинир.

Текущий.

Нахождение числа по заданному значению его дроби

3

Комбинир.

Текущий.

Преобразования обыкновенной дроби в десятичную

1

Комбинир.

Текущий.

Бесконечные периодические десятичные дроби

1

Комбинир.

Текущий.

Десятичное приближение обыкновенной дроби

2

Комбинир.

Текущий.

Контрольная работа № 4

1

К/работа

Работа над ошибками

1

Комбинир.

Текущий.

Глава 3. Отношения и пропорции (30 часов)

Отношения

2

Комбинир.

Текущий.

Пропорции

4

Комбинир.

Текущий.

Процентное отношение двух чисел

3

Комбинир

Текущий.

Контрольная работа № 5

1

К/работа

Работа над ошибками

1

Комбинир.

Текущий.

Прямая и обратная пропорциональные зависимости

2

Комбинир

Текущий.

Деление числа в данном отношении

2

Комбинир

Текущий.

Окружность и круг

2

Комбинир

Текущий.

Длина окружности. Площадь круга

3

Комбинир

Текущий.

Цилиндр, конус, шар

1

Комбинир

Текущий.

Диаграммы

2

Комбинир

Текущий.

Случайные события. Вероятность случайного события

3

Комбинир

Текущий.

Повторение и систематизация
учебного материала

2

Комбинир

Текущий.

Контрольная работа № 6

1

К/работа

Работа над ошибками

1

Комбинир.

Текущий.

Глава 4. Рациональны числа и действия над ними (75 часов)

Положительные и отрицательные числа

2

Комбинир.

Текущий.

Координатная прямая

3

Комбинир.

Текущий.

Целые числа. Рациональные числа

2

Комбинир.

Текущий.

Модуль числа

3

Комбинир

Текущий.

Сравнение чисел

4

Комбинир

Текущий.

Контрольная работа № 7

1

К/работа

Работа над ошибками

1

Комбинир.

Текущий.

Сложение рациональных чисел

4

Комбинир

Текущий

Свойства сложения рациональных чисел

2

Комбинир.

Текущий.

Вычитание рациональных чисел

5

Комбинир.

Текущий.

Контрольная работа № 8

1

К/работа

Работа над ошибками

1

Комбинир.

Текущий.

Умножение рациональных чисел

4

Комбинир

Текущий

Свойства умножения рациональных чисел

3

Комбинир

Текущий

Коэффициент. Распределительное свойство умножения

5

Комбинир

Текущий

Деление рациональных чисел

4

Комбинир

Текущий

Контрольная работа № 9

1

К/работа

Работа над ошибками

1

Комбинир.

Текущий.

Решение уравнений

4

Комбинир

Текущий

Решение задач с помощью уравнений

5

Комбинир

Текущий

Контрольная работа № 10

1

К/работа

Работа над ошибками

1

Комбинир.

Текущий.

Перпендикулярные прямые

3

Комбинир

Текущий

Осевая и центральная симметрии

3

Комбинир

Текущий

Параллельные прямые

2

Комбинир

Текущий

Координатная плоскость

3

Комбинир

Текущий

Графики

2

Комбинир

Текущий

Повторение и систематизация
учебного материала

2

Комбинир

Текущий

Контрольная работа № 11

1

К/работа

Работа над ошибками

1

Комбинир.

Текущий.

Глава 5. Повторение и систематизация учебного материала  (2 часов)

Повторение и систематизация
учебного материала

1

Комбинир

Текущий

Итоговая контрольная работа

1

К/работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    математика      Класс         5 Учитель      Асессорова Е.М...