"Квадратный мотив"
методическая разработка по математике (6, 7, 8, 9 класс)

хохолева светлана анатольевна

Задание по функциональной математической грамотности. Основано на практическом задании для расчета материалов для вязания пледа. Может быть интересно и учителям математики, и педагогам дополнительного образования для формирования основ функциональной грамотности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hoholeva.docx1004.38 КБ

Предварительный просмотр:

Хохолева С.А. Тёмкинский Дом творчества

Разработка задания по функциональной математической грамотности для творческих объединений «Пифагор» ( модуль «Учимся решать задачи») и «Спицы+ крючок»

     Давно задала себе вопрос: что связывает две,казалось бы разных области, математику и вязание, почему они так привлекли меня? В вязании трудно обойтись без математики( расчет петель, размера, составление выкройки изделия, расчеты расхода материалов, счет и соблюдение раппорта и т.п.), а в математике, бесспорно, присутствует творчество и гармония, сродни рукоделию.

     Выбрав тему «Формирование функциональной грамотности обучающихся» темой своего самообразования, изучила задачи из базы заданий по математической грамотности и на их основе разрабатываю задания для своих учеников. Задание «Квадратный мотив» предложила решить и математикам, и рукодельницам.

Задание «Квадратный мотив»

Теория: Математическая грамотность–это способность человека мыслить математически,формулировать,применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия,процедуры и факты,а так же инструменты для описания,объяснения и предсказания явлений.Она помогает людям понять роль математики в мире,высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные,активные и размышляющие граждане в 21веке.

Структура задания предполагает:

Контексты

/ситуации

Математическое содержание

Виды деятельности

личная жизнь,

образование/

профессиональная деятельность,

общественная жизнь

научная деятельность.

пространство и форма,

изменение и зависимости,

количество,

неопределенность и данные.

формулировать,

применять,

интерпретировать

Прочитайте текст и выполните задание

На день рождения Анне подарили упаковку пряжи .Анна решила связать крючком плед из квадратных мотивов. Для начала работы необходимо связать образец  и измерить его стороны. На основе этих измерений рассчитать расход пряжи и составить схематично эскиз изделия .Выяснить, на плед какого размера хватит упаковки подаренной пряжи.

Исходные данные: Упаковка пряжи 10 мотков по 50г, в одном мотке 200 м

  1. C:\Users\настена\Downloads\Screenshot_2023-03-16-12-26-02-956_com.wildberries.ru.jpg
  2. 50 оттенков голубого - плед из квадратных мотивовсхема вязания
  3. C:\Users\настена\Downloads\IMG_20230316_115104.jpgобразец
  4. При вывязывании образца выяснилось, что на него ушло 13г пряжи.

Аня решила, что ее плед должен быть в ширину не менее 80см и не более 110, в длину- не менее 100 и не более 130 см.

Для начала выясним. Какие структурные элементы математической грамотности мы будем использовать. Заполним таблицу.

Контексты

/ситуации

Математическое содержание

Виды деятельности

личная жизнь,

 

  форма

количество,

 

формулировать,

применять,

 

Задание 1Из предложенных вариантов выберите эскизы пледа, отвечающие требованиям Ани.

Вариант А  5х6

Вариант Б 4х6

Вариант В  6х6

Вариант Г 6х7

Вариант Д 5х7

Вариант Е 7х7

Решение:

1.Используя данные- предполагаемый размер пледа и размер образца, выясним, сколько мотивов понадобится связать

Длина  100 18  ширина 80 18  , где n-количество мотивов, следовательно, число натуральное. Решив неравенства, получим:

Длина: n=6 или : n=7       ширина: n=5 или : n=6

Правильный ответ: варианты А, В,Г,Д

Критерии оценки: 2балла- выбрано 3или 4 верных варианта

                                 1 балл- выбрано 1 или 2 верных варианта

                                 0 баллов- верные варианты не выбраны

Задание 2 Какой вариант пледа выбрать Анне, чтобы максимально использовать подаренную пряжу и не докупать ее дополнительно?

5х6     5х7    6х6   6х7

Решение: Расход пряжи  на плед 5х6  13(56)=390

                  Расход пряжи  на плед 5х7  13(57)=455

                  Расход пряжи  на плед 6х7  13(67)=546

                  Расход пряжи  на плед 6х6  13(66)=468

Правильный ответ: плед 6х6

Критерии оценки: 2балла- назван верный вариант

                                 0 баллов- верные варианты не указан

Задание 3 Лене, подруге Ани, понравился выбранный для пледа мотив, и она решила связать себе пончо из таких мотивов, такой же пряжей. Она составила эскиз изделияhttps://st.stranamam.ru/data/cache/2016sep/27/37/20639966_97073.jpgКвадрат в центре- это вырез горловины. Так как она для вязания выбрала крючок меньшего номера, образец получился плотней и на него ушло 17 грамм пряжи. По краю пончо девушка планирует сделать бахрому, на нее может уйти от 180 до 210 метров пряжи. Какое минимальное количество моточков надо купить, чтобы у Лены появилась такая обновка?

Решение: На пончо понадобится 16 мотивов, 16обходимо 6 моточков по 50г.Еще один моточек уйдет на бахрому ( в одном 50-граммовом моточке пряжи 200м), этого хватит, так как от вязания мотивов должно остаться больше 20метров пряжи. Правильный ответ- 7 моточков пряжи

Критерии оценки: 2балла- дано точное и обоснованное решение

                                 1 балл- дан верный ответ без аргументированного обоснования

                                 0 баллов- верного ответа нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...

Урок литературы в 8 классе "Мотив обиды в повести Н.В. Гоголя «Шинель»"

Цели урока:- углубить и развить представление учащихся о «маленьком человеке» в повести Н.В. Гоголя. В занимательной форме отрабатывать навыки анализа прозаического текста. Сформировать представ...

Урок МХК "Мотив крика в искусстве"

Конспект урока раскрывает основную художественно-педагогическую идею - социализация и субъективизация личности обучающегося средствами искусства. Интегрированный характер урока демонстрирует возможнос...

Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

Мотив обмана в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Презентация к одноименному уроку. Разработку урока можно скачать по названию...

Презентация "Квадратный трехчлен. Квадратичная функция. Квадратные уравнения. Разложение квадратного трехчлена на множители" 8 класс

Данная работа может быть использована при объяснении нового материала в 8 классе или в 9 классе  как повторительный материал при подготовке к ГИА. В работе есть как теоретический, так и практичес...

Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени

Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах,  Решение иррациональных,  показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений  часто сводится к решени...