Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Зимнева Ирина Павловна

Работа представлена по естественно-математическому направлению.

Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Цель  урока: формирование навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Задачи:

- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями

- развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение ставить перед собой цель целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; и планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) учиться планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; учиться смыслообразованию т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления изученного материала.

Оборудование: проектор, компьютер.

Планируемые результаты.

Предметные умения:

- уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;

- отработка вычислительных навыков;

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно, выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - анализ объектов с целью выделения признаков;

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия.

Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Сценарий урока

(слайд1)

[Использование проектора для наглядного восприятия материала обучающимися.]

1. Организационный момент.

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Начать наш урок хочу пословицей. (слайд 2) Прочитайте её. Как вы понимаете смысл пословицы?

МАТЕМАТИКЕ УЧИТЬСЯ – ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ. Ребята, а зачем заниматься математикой? (ответы детей). А где в повседневной жизни нам может пригодится математика?

Не зря говорят:

МАТЕМАТИКА – КОРОЛЕВА НАУК!

БЕЗ НЕЁ НЕ ЛЕТЯТ КОРАБЛИ,

БЕЗ НЕЁ НЕ ПОДЕЛИШЬ НИ АКРА ЗЕМЛИ,

ДАЖЕ ХЛЕБА НЕ КУПИШЬ, РУБЛЯ НЕ СОЧТЁШЬ,

ЧТО ПОЧЁМ, НЕ УЗНАЕШЬ, А УЗНАВ, НЕ ПОЙМЁШЬ!

Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? (Обыкновенные дроби)

Как вы думаете, всё ли вы знаете о дробях? Хотите узнать новое? Не боитесь трудностей? Пожелайте друг другу удачи.

3. Актуализация опорных знаний.

- Итак, все внимание на экран. (слайд 3)

- Как называются эти математические объекты? .

- Прочитайте данные дроби;

- Найдите правильные дроби;

- Найдите неправильные дроби;

- Сравните дроби  . Какая из них больше?

- Найдите ошибку в записях (слайд 4):

а) ; б) ; в) ; г) ; д) 15·2>20.

(слайд 5)

- Мышонок спит 9 часов в сутки, учится 5 часов. Какую часть суток мышонок спит? Какую учится? (9/24; 5/24)

(слайд 6)

- Автомобиль проехал 25 км, что составляет  всего пути. Найдите весь путь автомобиля. (30км) (25:5*6=30)

(слайд 7)

- Длина дороги 30 км, автомобиль проехал  всего пути. Сколько километров проехал автомобиль? (25км) (30:6*5=25)

- Мы с вами вспомнили все, что знаем об обыкновенных дробях. У вас появился интерес к работе с дробями? Есть желание работать дальше?

4. Выявление места и причины затруднения.

- За обедом съели 3 яблока, за ужином 5 яблок. Сколько всего яблок съели? Какое действие надо выполнить? (сложение, 8 яблок)

- Утром мама разрезала торт на 6 равных частей. За завтраком Коля съел  один кусочек торта. После школы к нему в гости пришел друг Миша и вместе они съели 2 кусочка торта. Какую часть торта съели? Какое действие надо выполнить? (сложение) – Как же нам сложить две дроби? (ответы учащихся)

[Использования проблемного метода. Постановка проблемного вопроса и поиск его решения.]

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (учиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями) – А как звучит тема нашего сегодняшнего урока? (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями). Для чего нам необходимо научиться это делать? (Ответы детей)

[Метод выяснения и постановки цели. Определить практическую значимость данной темы в жизни.]


- Давайте откроем наши тетради, запишем число, «Классная работа» и тему нашего урока: «Сложение и вычитание добей с одинаковыми знаменателями».

– А что нам надо сделать, чтобы научиться выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями? (ответы детей) – Для этого мы с вами будем выполнять задания. Но сначала давайте немного отвлечемся и отдохнем.

6 Физкультминутка.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Как пружинки мы присели

И тихонько вместе сели.

– Попробуйте самостоятельно сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

- Давайте откроем учебник на странице _32_ и прочитаем правило.

- Обратите внимание на общую формулу. Посмотрите на доску.

- Саша разрезал яблоко на 4 равные части. 3 дольки он положил на тарелку и одну съел. Сколько частей яблока осталось на тарелке? Как нам это узнать? Какое действие мы должны выполнить? (вычитание)

- Попробуйте сформулировать правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

- Давайте прочитаем правило в учебнике. Обратите внимание на общую формулу.

7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

- Давайте выполним №156 и №159 из учебника (работа у доски)

- А сейчас № 162. (комментирование с места)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

[Метод организации самостоятельной работы обучающихся, способствует формированию умения адекватно анализировать свои возможности и объективно оценивать свой результат.]

- Выполните самостоятельно задания по карточкам.

Карточки:

I Вариант                                             II Вариант

  1.                                 1.  
  2.                                 2.  
  3.                                 3. 
  4.                                  4.  

- Возьмите простые карандаши, и проверьте правильность выполненных примеров. (слайд 8) У кого нет ошибок, поставьте себе 5, у кого одна ошибка – 4. У кого две и более, поднимите руки. Какие у вас возникли затруднения? (если такие имеются)

9. Включение в систему знаний и повторение.

- Ребята, как вы себя чувствуете? Легко ли вам складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями?

- Давайте усложним себе задачу. Решим №163 (в).

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Ребята, что нового мы узнали на уроке?

- Вспомним правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

- Как вы думаете, мы достигли нашей цели урока? Научились складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями?

- С каким настроением вы покидаете урок?

11. Домашнее задание.

- Давайте запишем в дневник задание на дом (слайд 9)

Пункт 26 – выучить правила.

№188; №192 (а,б,в,г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по учебнику Н. Виленкина "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Конспект урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода. ...

Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием ЭОР.

Формирование ИКТ-компетентностей учащихся 5-ых классов в аспекте ФГОС.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием Э...

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Я буду рада, если вам пригодится данный материал. Эта разработка будет интересна учителям, работающим в 5 классе....

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями 5 класс

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателямиУчитель: Журбина Мария АнатольевнаЦели: 1) закрепление знаний и умений по данной теме; формирование умения выполнять действия с дробями, пр...

План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

данная работа содержит технологическую карту( где по этапно расписаны УУД) и презентацию к уроку....

Урок по математике "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАСложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями  ФИО (полностью)Пестрикова Наталья Григорьевна Место работыГБОУ СОШ с. Хворостянка Дол...