Сценарий интегрированного занятия для молодых педагогов «ШахМат» по математике и Шахматного клуба
материал по математике

На станции «ШахМат» была проведена образовательная игра для молодых педагогов района. Руководители хотели показать, что между математикой и шахматами много общего и родственного. Они поделились с молодыми коллегами приемами, которые они успешно используют в своей образовательной деятельности; в частности, познакомили с шахматно-математическими заданиями, направленными на сплочение командного духа. и создание дополнительной учебной мотивации. Показали и другие педагогические «фишки», способствующие возрастанию интереса к шахматам и повышению общего кругозора. Одна из них – интеллектуальные игры-задачки на шахматную-математическую тему, заставляющие сравнивать, сопоставлять, анализировать и обобщать выбранную позицию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий интегрированного занятия для молодых педагогов «ШахМат» по математике и Шахматного клуба

Автор: Помыткина Светлана Михайловна

Организация: МБОУ СОШ №6

Населенный пункт: г.Томмот , Алданского района

Цель: приобщать к культурному проведению свободного времени, развивать память, смекалку, творческие способности, способствовать   популяризации  шахматного образования.

Задачи:

1.Образовательную– формирование умения формулировать  и разрешать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, сопоставлять, сравнивать; формирование  информационных компетенций;

2.Развивающую – развивать логическое мышление, внимание; развивать коммуникативные навыки;

3.Воспитательную - воспитание навыков сотрудничества, воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, целеустремлённости  в достижении целей, воспитание интереса к игре в шахматы.

Формирование УУД:

Личностные действия: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие логического, тактического и стратегического и творческого мышления учащихся.

Регулятивные действия: способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

Познавательные действия: умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры, формирование понятия об игровых возможностях шахматных фигур, нахождение выигрышных ходов.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Материалы:

Напольная шахматная доска

Объемные шахматные фигуры

Пазлы

Аудиозапись песни «Шахматы» (мелодия)

Ход занятия.

(Учитель математики Помыткина С.М, руководитель шахматного клуба Невмирич ю.А.)

   Мы рады вас приветствовать на нашем интегрированном занятии «ШахМат», которое будет проходить в форме игры на шахматной доске.

   Я- Невмирич Юрий Александрович- учитель истории. Обществознания и права, руководитель шахматно- бильярдного клуба «ЮНИОР» который работает в нашей школе. Разрешите так же представить вам –учитель математики Помыткина С.М. и ассистенты, члены клуба – Антонов Богдан, Хмарина Ксения, Хмарин Никита, Васильев Альберт.

C:\Users\Владимир\Desktop\WhatsApp Image 2023-02-01 at 12.37.29.jpeg

   У математики и шахмат много родственного. Формы мышления математика и шахматиста довольно близки, и не случайно математические способности часто сочетаются с шахматами. Шахматная доска, фигуры и сама игра часто применяются для иллюстрации разнообразных математических понятий и задач. Практически все чемпионы мира по шахматам были успешными математиками.

    Сейчас мы рассмотрим игровую шахматную комбинацию, но прежде чем это сделать, я хотел бы немного остановиться на шахматной доске,немного рассказать о правилах игры в шахматы.

C:\Users\Владимир\Desktop\e0947ad494084cc3f5876ba7f1bcae50.jpeg

   

   Итак, нашу игровую комбинацию начинают «Белые», стартует пешка f2, чтобы сделать ход, я предлагаю вам выполнить задание.

Задание№1

Как называются фигуры

Ребята раздают карточки. Первый - карточки с изображение фигур, второй – с названием этих фигур.

  Учитель объясняет суть этого задания, сейчас ребята раздадут вам карточки, на одних изображение фигур, на других их название. Предлагаем каждому из вас найти свою пару (рисунок шахматной фигуры должен соответствовать названию).

1. http://www.megachess.net/content/School/Book/Dopolnenie/korol%2001.gif - ___________________  1. Король
2.
http://www.megachess.net/content/School/Book/Dopolnenie/ferz%2001.gif - ____________________  2. Ферзь
3. 
http://www.megachess.net/content/School/Book/Dopolnenie/ladia%2001.gif - ____________________ 3. Ладья
4. 
http://www.megachess.net/content/School/Book/Dopolnenie/slon%2001.gif - ____________________ 4. Слон
5.  
http://www.megachess.net/content/School/Book/kon_47.jpg - _____________________ 5.Конь


6.  
http://www.megachess.net/content/School/Book/Pawn.gif- _____________________ 6. Пешка

C:\Users\Владимир\Desktop\WhatsApp Image 2023-02-19 at 14.41.48.jpeg

    Молодцы, с этим заданием вы успешно справились. Пары у нас образовались, а теперь мы попросим их найти свою фигуру на шахматном поле и встать около нее.

    Вот теперь пешка f2 может выполнить свой ход и встать на поле f4.

Ход переходит к черным. У них стартует пешка е7. Опять чтобы выполнить ход, нужно получить разрешение, для этого вам необходимо выполнить задание, которое находится под этой пешкой

Задание№2

«Запиши цифрой ответ»

C:\Users\Ирина Геннадьевна\Desktop\шахмат\1570157_3.jpeg

   

   

Хорошо, теперь пешка е7 двигается на поле е6. Ход переходит к белым. У них ходит пешка g2, вы можете помочь ей совершить ход, чтобы узнать как ей помочь, загляните под эту фигуру.

C:\Users\Владимир\Desktop\WhatsApp Image 2023-02-19 at 14.44.21 (2).jpeg

Задание№3

Впиши адреса шахматных фигур

C:\Users\Владимир\Desktop\шахмат\2d202d0f-58c2-469e-bb60-b5c23dcb1c54.jpeg

   Пешка g2 ходит на поле g4. Ход переходит к черным и мы с вами подошли к моменту, когда наша шахматная партия может быть завершена, но это случится, если вы выберете правильную фигуру и сделаете ею ход. А для этого необходимо выполнить задание.

Задание№4

Соберите пазлы и определите какой фигуры не хватает, это и будет подсказка.

   

   Итак. Это фигура Ферзь и ход должен быть на поле h3

Черные поставили мат белым, это была самая короткая партия, игра закончена.

    А сейчас, мы предлагаем вам посмотреть еще одну шахматную партию, которую разыграют ассистенты.

C:\Users\Владимир\Desktop\WhatsApp Image 2023-02-01 at 19.31.10.jpeg

 Рефлексия

В завершении нашей встречи хочу поделиться с вами одним мудрым высказыванием: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи (Б.Шоу)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/22661_83099fd83f1cffec3e64b9efb87057c2.jpg.jpg


Поэтому, в качестве рефлексии хочу предложить вам «Чемодан  успехов». Этот чемоданчик - чемоданчик успехов, достижений, умений, которые приобретаются во время игры в шахматы. Подойдите, пожалуйста к столику и выберите шахматную фигуру с качеством, которое вы бы хотели взять с собой и положите ее в чемоданчик.

На этом наше мероприятие закончилось. Всего вам доброго! Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интегрированного занятия в интеллектуальном лагере "Эрудит" для 8-9-х классов "Большой математический форум"

Разработка направлена на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению предмета математики, расширение познания учащихся по истории математики и о математиках, по истории, музыке, технологии.У...

Сценарий интегрированного занятия в интеллектуальном лагере "Эрудит" для 8-9-х классов "Большой математический форум"

Разработка направлена на поддержание устойчивого интереса к математике у учащихся, расширения их границ познания по истории математики, музыке, технологии, общей истории.Учащиеся развивают личностные,...

Занятие для молодых педагогов "Учитель в начале пути"

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой...

Сценарий интегрированного занятия в средней группе

Можно использовать для открытого урока. Для среднего дошкольного возраста....

Методическая разработка учебного занятия Школы молодого педагога "Аукцион знаний"

Представлена методическая разработка учебного занятия в рамках Школы молодого педагога. На занятии молодые педагоги на практике знакомятся с одной из нетрадиционных форм проведения учебного занятия. ...

Сценарий методического мероприятия с молодыми педагогами

Цель занятия – осознать, в чем заключаются особенности педагогического общения, как эффективно проводить учебные занятия, получать удовлетворение от собственной деятельности....