Технологическая карта к уроку "Простые и составные числа" Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф. и др. Математика 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Лачкова Елена Алексеевна

Технологическая карта к уроку изучения нового материала по теме "Простые и составные числа" по учебнику

Дорофеева Г. В., Шарыгина И. Ф. и др. Математика 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА                                               

  ФИО                                                

  Место работы

  Должность

  Предмет

  Класс

  Тема и номер урока в теме

  Базовый учебник

Лачкова Елена Алексеевна

Козьмодемьяновский филиал МБОУ 2-Гавриловской сош

учитель математики

математика

5

Простые и составные числа (1урок - изучение нового материала)

Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф. и др. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2020.

Цель урока: Ввести новые понятия, связанные с делимостью чисел, формировать умение распознавать простые и составные числа.

Планируемые результаты: 

предметные: распознавать простые и составные числа и уметь применять таблицу простых чисел;

 личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения;

 метапредметные: уметь находить нужную информацию, анализировать, на основе частных умозаключений делать общие выводы; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Задачи: 

образовательные (формирование познавательных УУД): познакомить с  простыми и составными числами, научить пользоваться таблицей простых чисел; закрепить умения применять таблицу простых чисел, развивать умение работать с текстом, находить необходимую информацию;

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): развивать умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;

развивающие (формирование регулятивных УУД): повысить познавательный интерес к предмету; развивать навыки и способности критического мышления (навыки сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умения анализировать);  развивать умения контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

Тип урока: урок  изучения нового материала.

Формы и методы работы учащихся: фронтальная,  парная, индивидуальная, частично – поисковая, словесная, наглядная, самостоятельная работа, устная, письменная.

Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер.

                                                                    Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока,  записывают дату в тетрадь.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация изучения материала

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация повторения темы «Делители и кратные»

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Выполняют предложенные задания.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Определяют цель урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Усвоение новых знаний

На основе исследования сформулировать понятие простого и составного числа

Организация работы  учащихся и контроль за процессом.

Работают в парах и индивидуально над поставленными задачами.

Познавательные: формирование интереса к данной теме, умение работать таблицей

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

6. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Самостоятельная работа.

Организовывает самопроверку учащимися своих решений; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка.

Самостоятельно решают в тетради.

Самопроверка, выявление причин ошибок и их исправление.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

7.  Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы отдельных учащихся и класса в целом.

Учащиеся оценивают себя и свою работу на уроке.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

Познавательные: рефлексия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся(слайд 1).  

Включаются в деловой ритм урока. Учащиеся слушают учителя, записывают дату в тетрадь.

2. Актуализация знаний

1) Устная разминка(слайд 2):

- Назовите все делители числа 38;

- Назовите общие делители чисел 30 и 50; 12 и 30; 15 и 5; 4 и 3.

2) Работа у доски (слайд 3):

- Найдите НОД(15;75);

- Запишите три кратных для чисел 9, 14, 10;

- Найдите НОК(12;36).

Решают устно задания, отвечают с места.

Учащиеся выполняют предложенные задания.

Один человек у доски:

15: 1, 3, 5, 15;

75: 1, 3, 5, 15, 25, 75;

НОД(15; 75)=15.

Три человека у доски:

9, 18, 27;

14, 28, 42;

10, 100, 1000.

Один человек у доски:

12, 24, 36, …

36, 72, …

НОК(12;36)=36.        

3. Постановка цели и задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1) Заполнить таблицу (исследование) (слайд 4):

- Даны два ряда чисел:

     2, 5, 7, 11, 13, 19, 23, …

     4, 8, 12, 14, 18, 24, 28, …

Найти все делители каждого из чисел первого и второго ряда. Заполнить таблицу для каждого ряда.

Число

Делители

Количество делителей

Проверяем (слайд 5).

- Вопрос: В чем отличие чисел первого ряда от чисел второго ряда?

- Числа 1 ряда называют простыми числами.

Дайте определение простого числа.

- Числа 2 ряда называют составными числами.

Дайте определение составного числа (слайд 6).

- Итак, тема нашего урока? Записываем тему урока в тетрадь.

2) - Часто бывает сложно определить , простым или составным является число. Поэтому с древних времен математики составляли специальные таблицы простых чисел (слайд 7).

  Рассмотрим этот способ (слайд 8).

- В настоящее время таблицу простых чисел можно составить с помощью компьютера.

Вопрос: можно ли найти все простые числа? (слайд 9).

- Таблица простых чисел есть в учебнике, стр. 282.

3) - (слайд 10) Любое составное число можно разложить на простые множители.

- Разложим на простые  множители число 90 (слайд 11);

- При разложении числа на простые множители их обычно записывают в порядке возрастания и произведение одинаковых множителей заменяют степенью.

- Решим № 455 учебника ( слайд 12 – решение № 455).

Находят делители, заполняют таблицу.

Проверка.

Число

Делители

Количество делителей

2

1, 2

2

5

1, 5

2

7

1, 7

2

11

1, 11

2

13

1, 13

2

19

1, 19

2

23

1, 23

2

Число

Делители

Количество делителей

4

1, 2, 4

3

8

1, 2, 4, 8

4

12

1, 2, 3, 4, 6, 12

6

14

1, 2, 7, 14

4

18

1, 2, 3, 6, 9, 18

6

24

1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 24

8

28

1, 2, 4, 7, 14, 28

6

Отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют тему урока.

Ответы детей.

Записывают в тетрадь тему урока «Простые и составные числа»

Отвечают на вопросы.

Выполняют в тетради задание.

Решают № 455 в тетради.

4. Усвоение новых знаний.

1) Работа в парах.

- Давайте разделимся на пары. Найдите пару к именам, которые написаны у вас на карточках (Чук и Гек, Чип и Дейл, Тимон и Пумба). Сядьте  рядом. Настроимся на работу друг с другом.

- Разминка пальчиков (поднимаем пальчики): желаю (большой палец),  успеха (указательный),  большого (средний),  во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй! (вся ладонь).

- А теперь задание получит каждая пара.

I пара. 1) Из чисел 250, 810, 2, 101  выпишите простые числа.

              2) Из чисел 251, 81, 12, 1  выпишите составные числа.

           3) Известно, что число 479 – простое. Делится ли оно на 29?

II пара. 1) Из чисел 289, 7, 97, 21  выпишите простые числа.

              2) Из чисел 41, 57, 84, 103  выпишите составные числа.

           3) Известно, что число 809 – простое. Делится ли оно на 29?

III пара. 1) Из чисел 11, 2100, 359, 820  выпишите простые числа.

              2) Из чисел 83, 93, 291, 5  выпишите составные числа.

           3) Известно, что число 499 – простое. Делится ли оно на 29?

2)  Проверка заданий: пара I (слайд 13), пара II (слайд 14), пара III (слайд 15).

Дети ищут пары, садятся рядом.

Выполняют разминку пальчиков.

Выполняют задания в парах.

Каждая пара объясняет свое решение.

5. Физкультминутка. (слайд 16)

6. Организация первичного контроля.

1)  Самостоятельная работа (тест) (слайд 17).

- Выполните тест на листах.

   1.Какое из этих чисел простое: 25, 13, 81, 49.

   2. Какое из этих чисел составное: 67, 10, 40, 12.

    3.Какое из этих утверждений истинное:

А) Если число нечетное, то оно простое.

Б) Число, которое имеет больше двух делителей, является составным.

В) 1 – простое число.

Г) Все четные числа – составные.

    4.Кто придумал способ составления списка простых чисел:

А) Пифагор.

Б) Архимед.

В) Евклид.

Г) Эратосфен.

- Проверка самостоятельной работы (слайд 18).

2) Решение задач с последующей проверкой (слайд 19):

№ 1.Разложите на простые множители год своего рождения.

№ 2. Разложите на простые множители год, который идет сейчас.

№ 3. Разложите на простые множители следующий год.

Выполняют тест на листах.

Проверяют тест.

Решают задачи в тетради.

№ 1.2009=7·7·41=7² · 41.

№ 2.2020=2·2·5·101=2² · 5 · 101.

№ 3.2021=43·47.

7. Информация о домашнем задании. (слайд 20)

П. 6.2, № 448, 449.

Учащиеся записывают задание в дневник.

8. Информация о домашнем задании.  Подведем итоги урока:

1)Какие натуральные числа называют простыми?

2) Какие натуральные числа называют составными?

3)Почему число 1 не является ни простым, ни составным?

- Если вы считаете, что поняли тему урока, то нарисуйте на полях               Icône étoile d'or à cinq branches.svg

- Если вы считаете, что недостаточно усвоили материал, то нарисуйте          Δ

- Если вы считаете, что не поняли тему урока, то нарисуйте        O

Отвечают на вопросы.

Фиксируют символ, соответствующий  настроению на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока: "Places of interest in London" + презентация "Places of interest in London" 5 класс по УМК Кузовлев В.П.

Цель урока: ознакомить с достопримечательностями Лондона и  научить учеников свободно использовать лексический материал для построения устной речи по изучаемой теме.Планируемый результат:Учащиеся...

Технологическая карта открытого урока по физической культуре на тему: "Баскетбол. Передача и ловля мяча". 4 класс

Тема«Баскетбол. Передача и ловля мяча»ЦельРасширить и усовершенствовать знания, умения и навыки владения баскетбольным мячомЗадачи·         Образовательные:- со...

Технологическая карта урока английского языка в рамках темы "Holidays" по УМК «Английский в фокусе», 5 класс под редакцией /авторов Ю.Е.Ваулина, Дж.Дули и др.

Технологическая карта  урока английского языка в рамках темы "Holidays" по УМК «Английский в фокусе», 5 класс под редакцией /авторов Ю.Е.Ваулина, Дж.Дули и др....

Технологическая карта урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» по биологии в 5 классе

Цель урока: создание условий  для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности при изучении нового материала.Задачи:Образовательные – сфор...

Технологическая карта урока "Простые и составные числа"

Технологическая карта урока к учебнику И.И.Зубаревой....