Технологическая карта урока математики в 5 классе
план-конспект урока по математике (5 класс)

Урок по теме «Геометрические фигуры». Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_v_5klasse.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

ФИО учителя

   Савельева Людмила Степановна

Класс

5 а                Дата          16.11.2021г.         № урока по расписанию      2 урок

Предмет

математика

Место и роль урока в изучаемой теме:

Тема урока

Цели урока

4 урок по теме «Геометрические фигуры». Урок открытия новых знаний.

«Измерение углов»

Сравнивать углы наложением; познакомить с транспортиром; сформировать умение измерять углы.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

формирование логического  мышление, наблюдательности, интуиции, упорства, воли для достижения цели, самостоятельность

формирование умения обобщать, конкретизировать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

формирование умений работать в группах и парах (коммуникативные УУД);

формирование чувства коллективизма

формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость    их проверки;

        формирование умения  действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

научить измерять углы с помощью транспортира;

       строить углы заданной величины с помощью транспортира;

сформулировать алгоритм измерения углов;

научить распознавать острые, тупые и прямые углы; сформулировать алгоритм построения углов и сформировать умение осознанно пользоваться им в практической деятельности;

познакомить с историческими сведениями о транспортире

Оборудование:

  • ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку;
  • Чертёжные инструменты (треугольники, линейки, транспортиры);
  • Конверты с раздаточным материалом.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая технология, ИКТ.

ХОД  УРОКА      (ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА)

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1. Организационный

Учитель предлагает учащимся проверить готовность рабочего места (наличие рабочей тетради, дневника, учебника, ручки, карандашей, инструментов)

Дети проверяют готовность рабочего места.

1

2.

Проверка знаний предыдущего материала и готовности к усвоению нового

Слайды 1,2

1) Какую фигуру называют углом?

2) Назовите углы на рисунке. Назовите стороны и вершину угла.

3) Каким способом можно сравнить углы?

4) Какие углы называются равными?

 Мотивация        

. На рисунках изображены два неравных угла и два неравных отрезка.

– Сравните два задания:

1) Определите, какой из двух данных отрезков больше и на сколько?
2) Определите, какой из данных углов больше и на сколько?

– Сможете ли вы выполнить оба задания полностью?

– Каких умений и каких знаний вам не хватает, чтобы выполнить второе задание?

Слушают, осознают  и отвечают на вопросы

Знакомятся с содержанием задания, выполняют его в тетради, выделяют новую информацию, осмысливают ее, высказывают варианты решений,

4

3.

Объяснение нового материала (1 блок)

– Для того, чтобы определить на сколько один угол больше (или меньше) другого, мы должны уметь измерять углы, а для этого нужно:

знать, какой прибор служит для измерения углов; знать единицу измерения углов.

Для построения и измерения углов используют специальный прибор. Как он называется, вы узнаете, выполнив  №520 учебника. Вычислить устно и выбрав правильный ответ, заполнить таблицу. Зашифрованное слово – название инструмента, который служит для измерения углов.

Для измерения углов применяют транспортир. Учитель записывает определение транспортира на доске (Транспортир – прибор для измерения углов.  )

Положите перед собой транспортиры. Вы видите, какие они разные, но у всех есть нечто общее, о чем мы сейчас будем говорить.

Итак, шкала транспортира. Она расположена на полуокружности и пронумерована от 0 до 180. Бывают шкалы двойные: нумерация идет слева направо и справа налево.

Также есть круглые транспортиры, шкала идет по кругу от 0 до 360, но она также разделена на две полуокружности.

Центр этой полуокружности отмечен на транспортире точкой или черточкой. Найдите на своем транспортире центр и покажите его.

Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на  180 равных частей. Лучи, проведенные из центра полуокружности через эти штрихи, образуют 180 углов, каждый из которых равен ׂ  доле развернутого угла. Такие углы называют градусами. Учитель записывает определение 1° на доске (1° -единица измериния углов. 1°=1/180 доле развернутого угла)

 Итак, градусом называют ׂ  долю  развернутого угла. Градусы обозначают знаком  °. Каждое деление шкалы транспортира равно  1°.

Историческая справка Слово «градус» – латинское, означает «шаг», «ступень». Измерение углов в градусах появилось более 3 тыс. лет назад в Вавилоне. В расчетах там использовались шестидесятеричная система счисления, шестидесятеричные дроби.
С этим связано, что вавилонские математики и астрономы, а вслед за ними греческие и индийские, полный оборот (окружность) делили на 360 частей – градусов (шесть раз по шестьдесят), каждый градус – на 60 минут, а минуту – на 60 секунд:  Объяснение учителя ,как с помощью транспортира можно измерить угол.

-запишем алгоритм измерения угла:  

Совместить вершину угла с  центром  транспортира.

Расположить транспортир так, чтобы сторона угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира.

Найти штрих на шкале, через который проходит вторая  сторона угла.

 Учитывая направление отсчета, правильно снять результат со шкалы.

Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль которой проходит одна из сторон угла.

Устно выполняют №520, получившийся результат записывают в таблицу. (Ответ:ТРАНСПОРТИР)

Записывают в тетрадь  определение.

Записывают в тетрадь  определение

Записывают алгоритм измерения угла в тетрадь

9

4. Закрепление 1 блока нового материала

Проводит практическую работу “Измерение углов”    Задание №521 рис.94.Запишите градусные меры углов. Какой из этих углов развернутый, а какой прямой? Сравните углы АОВ и АОД с углом АОС.

Сделайте вывод о градусной мере:

а) развернутого угла;  б) прямого угла;
в) острого угла;   г) тупого угла.

Выполняют задание в тетради, отвечают.

Объяснят, какой угол называют острым, какой-тупым

5

5. Физкультминутка – «мягкий» контроль

Покажите руками угол  90°,  180°.

Покажите руками острый угол, тупой угол.

Покажите рукой, где вокруг нас есть прямые углы.

Повернитесь на 180°. А теперь на  90°.

Ребята выполняют упражнения.

1

6.

Объяснение нового материала (2 блок)

–Транспортир применяют не только для измерения углов, но для их построения. Построим угол в 50 градусов.

Для этого проведем луч. Совместим центр транспортира с началом луча так, чтобы луч проходил через начало отсчета на шкале транспортира.  Учитывая вид угла, найдем на нужном ряду 50 градусов и поставим на бумаге точку.  Соединим начало луча с отмеченной точкой. Проверим вид угла. 50 градусов угол острый, значит и на чертеже должен получиться острый угол. Аналогично строим тупой угол в 130 градусов.

– Запишем алгоритм построения угла:

  1. Начертить луч.
  2. Совместить центр транспортира с началом луча так, чтобы луч проходил через начало отсчета на шкале транспортира.
  3. Учитывая вид угла, найти на нужном ряду необходимое значение угла и поставить на бумаге точку.
  4. Соединить начало луча с отмеченной точкой.
  5. Проверить вид угла, который нужно построить. Искомый угол построен.

Строят в тетради.

Записывают алгоритм построения угла в тетради

9

7.

Закрепление нового материала.

1) Ответьте на следующие вопросы:

-Для чего служит транспортир?

-На сколько делений разделена шкала транспортира?

-Что такое градус? Как его обозначают?

-Сколько градусов содержит прямой угол?

-Сколько градусов содержит развёрнутый угол?

-Расскажите, как измеряют углы транспортиром.

2) Найти на рисунке острые, прямые и тупые углы

3) Найти ошибку в измерениях углов.

Отвечают.

3

8. Практическая работа в парах.

№523  1вар(а-в), 2вар(г-д)

По окончании работы учащиеся проверяют в парах друг у друга работы и сдают их.

Работают на нелинованной бумаге.

5

9. Итог урока.

Справились ли с поставленной в начале урока задачей? Что мы узнали на уроке? Что было трудно? Что осталось непонятным?

Осуществляют рефлексию.

2

10. Домашнее задание

П. 29, № 522, творческое задание  (составить геометрический этюд из 6-7 углов и определить их градусную меру)

  Интернет-урок http://interneturok.ru/ru/school/matematika/5-klass/instrumenty-dlja-vychislenij-i-izmerenij/izmerenie-uglov-transportir (для желающих)

Записывают задание, задают вопросы

1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ( 1 УРОК-ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

ЭОР

Время

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1. Организационный

Учитель предлагает учащимся проверить готовность рабочего места (наличие рабочей тетради, дневника, учебника, ручки, карандашей, инструментов)

Дети проверяют готовность рабочего места.

1

Самоконтрольорганизация учебного места

2. Проверка знаний предыдущего материала и готовности к усвоению нового

Организует  коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

Учитель проводит с учащимися проверочную работу по карточкам, предполагающую решение задач на сравнение углов с помощью наложения, с помощью кальки или сравнения на глаз. Учитель активизирует внимание детей, подводит учащихся к рассуждениям по данной теме.

Учащиеся воспринимают информацию учителя, отвечают на его вопросы, вспоминают понятия  с прошлых занятий.

Работают с учебником проводят рассуждения,

Выполняют измерения отрезков, результат записывается на доске одним из учеников

Делают вывод,что не могут выполнить задание 2, т.к. не умеют измерять углы.

В результате обсуждения ставятся цели и задачи урока, записывается тема «Измерение углов»

Слайды 1,2

4

Смыслообразование

выражение своих мыслей, познавательная мотивация

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, синтез

планированиепрогнозирование, определение и понимание учебной задачи

выстраивание логической цепи рассуждений,формулирование выводов, анализ, синтез, сравнение, обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование,установлениепричинноследственных связей, создание алгоритма действий

выражение своих мыслей, познавательная мотивация

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

3.Объяснение нового материала (1 блок

Осуществляет показ презентации в режиме диалога – обсуждая с классом, дополняет по ходу, объясняет новую тему:

  • транспортир; виды транспортиров
  • алгоритм измерения угла

Слушают объяснения учителя, вступают с ним в диалог, активно следят за презентацией, конспектируя самое основное по теме в тетрадь.

Слайды3-6

9

выражение своих мыслей, познавательная мотивация

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Умение слушать и вступать в диалог; постановка вопросов, умение их задавать; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической формой речи

4. Закрепление 1 блока нового материала

Проводит практическую работу: “Измерение углов”    Задание №521 рис.94.Запишите градусные меры углов. Какой из этих углов развернутый, а какой прямой? Сравните углы АОВ и АОД с углом АОС.

Сделайте вывод о градусной мере:

а) развернутого угла;
б) прямого угла;
в) острого угла;
г) тупого угла.

Выполняют задание в тетради, отвечают.

Объяснят, какой угол называют острым, какой-тупым

Слайд 7

5

Проявление терпения   и аккуратности

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

выполнение действий по алгоритму

построение речевых высказываний, аргументация своего мнения

5. Физкультминутка – «мягкий» контроль

Учитель проводит физкультминутку.

Ребята выполняют.

Слайд 8

1

осознание ценности здоровья

6. Объяснение нового материала (2 блок)

Продолжает показ презентации

Мотивирует учебную деятельность учащихся с помощью ЭОР.

Строят в тетради угол.

Записывают алгоритм построения угла в тетради

Слайд 9

Слайд 10

9

Умение работать с текстовой информацией. Умение анализировать текст, ставить вопросы по содержанию

выстраивание логической цепи рассуждений, формулирование выводов, анализ, синтез, сравнение, обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование, создание алгоритма действий

Умение слушать и вступать в диалог; постановка вопросов, умение их задавать; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической формой речи

7. Закрепление нового материала.

Учитель задает вопросы по теме урока

Отвечают.

Слайды

11-13

3

Выражение своих мыслей, познавательная мотивация

Взаимоконтроль, коррекция,

 самооценка качества усвоения материала

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

8. Практическая работа в парах.

№523  1вар(а-в), 2вар(г-д)

По окончании работы учащиеся проверяют в парах друг у друга работы и сдают их.

Работают на нелинованной бумаге.

5

Определение своей роли в группе, стремление   к эффективной работе, осознание ответственности за общее дело

контроль, коррекция, оценка

выполнение действий по алгоритму

формулирование и аргументация своего мнения

9. Итог урока. Рефлексия

Задаёт вопросы классу:  Справились ли с поставленной в начале урока задачей? Что мы узнали на уроке? Что было трудно? Что осталось непонятным?

Выставляет оценки учащимся

Отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог, анализируют, делают выводы.

2

Личностное самоопределение

оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия

Умение слушать и вступать в диалог.

11. Домашнее задание

Даёт задание на дом и консультацию по домашнему заданию.

Слушают консультацию по домашнему заданию и записывают задание на дом

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики: 3 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме "Уравнение". Тип урока: объяснение нового материала....

Технологическая карта урока математики: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Единицы длины. Решение задач на движение по данному чертежу". Тип урока: повторение материала....

технологическая карта урока математики 6 класс

Урок "Признаки делимости на 3, на 9"...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Шаблон технологической карты урока математики 2 класс.

Шаблон технологической карты урока математики во 2 классе с УУД на каждый этап урока. Тема урока: "Уравнение."  УМК "Школа России". Учебник  М.И.Моро. Используя шаблон, учитель может добавля...

Технологическая карта урока математики 5 класса и презентация к нему

Тема урока: "Правильные и неправильные дроби"...

технологическая карта урока математики 5 класс

карта разработана в соответствии с требования ФГОС 5 класс учебник Л.Г.Петерсон...