Задачи на дроби
методическая разработка по математике (5 класс)

Задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_zadachi_na_drobi.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Основные задачи на дроби.

Решение задач на части или дроби является наиболее сложным заданием для учеников. Поэтому удобно применять метод разбиения задач на несколько типов и научить учеников решать типовые задачи.

Основные понятия по данной теме:

ЦЕЛОЕ (ЧИСЛО), ДРОБЬ (ЧАСТЬ), ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ (ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТИ)

Задачи на дроби бывают следующих видов:

  • На отыскание указанной части (дроби) данного числа;
  • На отыскание числа, если известна часть (дробь) этого числа;
  • На отыскание части (дроби), которую составляет одно число от другого.

ПЕРВЫЙ ТИП ЗАДАЧ:

Известно:  ЦЕЛОЕ (ЧИСЛО) и ДРОБЬ

Найти: ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ.

РЕШЕНИЕ:  ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ = ЦЕЛОЕ (ЧИСЛО) •ДРОБЬ

ОТВЕТ: Значение дроби (единицы измерения такие же, как у значения дроби)

ВТОРОЙ ТИП ЗАДАЧ:

Известно: ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ И ДРОБЬ

Найти: ЦЕЛОЕ (ЧИСЛО)

РЕШЕНИЕ: ЦЕЛОЕ = ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ ꞉ДРОБЬ

ОТВЕТ: Целое (число) (единицы измерения такие же, как у значения дроби)

ТРЕТИЙ ТИП ЗАДАЧ:

Известно: ЦЕЛОЕ (ЧИСЛО) и ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ

Найти: ДРОБЬ

РЕШЕНИЕ: ДРОБЬ = ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ ꞉ ЦЕЛОЕ

ОТВЕТ:  Целое (число) (единицы измерения такие же, как у значения дроби)

ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ

ЗАДАЧА ПЕРВОГО ТИПА: (нахождение  дроби от числа)

В книге 140 страниц. Петя прочитал 4/5 этой книги. Сколько страниц книги прочитал Петя?

РЕШЕНИЕ:

140 страниц – это ЦЕЛОЕ, так как показывает общее количество страниц в книге и имеет единицы измерения (страницы). 4/5 – это ДРОБЬ, так как записано дробным числом и не имеет единиц измерения. Значит нам известно, ЦЕЛОЕ (ЧИСЛО) и ДРОБЬ. По смыслу задачи нужно часть страниц из книги.

140 • 4/5 = 112 (страниц)

ОТВЕТ: 112 страниц.

ЗАДАЧИ ВТОРОГО ТИПА :(нахождение числа по его дроби)

Девочка прошла на лыжах 300 м, что составляет 3/8 всей дистанции. Какова длина дистанции?

РЕШЕНИЕ:

300м – это ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ, так как к нему относятся слова «что составляет» часть чего-либо, а именно часть всей дистанции, имеет единицы измерения (м).  3/8 – ДРОБЬ, т.к. показывает часть, записанную дробным числом.

300 :3/8 = 800 (м)

ОТВЕТ: 800м.

ЗАДАЧИ ТРЕТЬЕГО ТИПА: (нахождение части одного числа от другого)

Какую часть урока заняла самостоятельная работа, которая длилась 20 мин, если продолжительность урока 45 минут?

РЕШЕНИЕ:

20 минут – ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ. 45 минут – ЦЕЛОЕ.

20:45 = 4/9

ОТВЕТ: 4/9.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТЫ (С ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПРОВЕРКОЙ У ДОСКИ, ИЛИ ОБСУЖДЕНИЕМ В КЛАССЕ)

ЗАДАЧА 1.

Отрезок АВ, равный 42 см, составляет 3/5 длины отрезка СD. Найдите длину отрезка CD.

Решение:    

                 42 : 3/5 = 70 (см)

Ответ: длина отрезка CD 70см.

ЗАДАЧА 2.

Мама в магазине потратила 50 рублей, это составило 1/6 от первоначальной суммы. Найдите первоначальную сумму денег.

Решение:

50:1/6 = 300 (руб.)

Ответ: первоначальная сумма 300 рублей.

ЗАДАЧА 3.

В магазин привезли арбузы. До обеда магазин продал 2/5, после обеда – 1/3 привезённых арбузов, и осталось продать 80 арбузов. Сколько арбузов привезли в магазин?

Решение:

Сначала узнаем, какую часть от привезенных арбузов составляет число 80. Для этого примем за единицу общее количество привезённых арбузов и вычтем из неё то количество арбузов, которое получилось реализовать (т.е. продать):

1 – 2/5 – 1/3 = - -  =

Т.е. мы узнали, что 80 арбузов составляет  от общего количества привезённых арбузов.

80 : = 300 (арбузов)

Ответ:  всего в магазин привезли 300 арбузов.

Задачи:

Задача 1

В книге 100 страниц. Саша прочитал  всех страниц. Сколько страниц прочитал Саша.

Решение

  • 1) 100 : 2 * 1 = 50.
  • Ответ: Саша прочитал 50 страниц.

Задача 2

Стеклянная бутылка с водой весит 550 грамм. Когда из бутылки вылили  всей воды, ее масса составляла 300 грамм. Сколько грамм воды было в бутылке сначала? Сколько весит пустая бутылка?

Решение

  • 1) 550 – 300 = 250 (г) воды вылили из бутылки;
  •  всей воды это половина, следовательно масса всей воды равна:
  • 2) 250 * 2 = 500 (г);
  • 3) 550 – 500 = 50(г).
  • Ответ: сначала в бутылке было 500 грамм воды. Масса бутылки равна 50 грамм.

Задача 3

В кассе было 450 рублей. Сколько денег осталось в кассе, когда истратили  всех денег?

Решение

  • 1) 450 : 3 * 1 = 150 (рублей);
  • 2) 450 – 150 = 300 (рублей).
  • Ответ: в кассе осталось 300 рублей.

Задача 4

В швейную мастерскую привезли 320 метров ленты. В тот же день израсходовали  всей ленты. Сколько метров ленты осталось в мастерской?

Решение

  • 1) 320 : 8 * 1 = 40 (м) ленты израсходовали в тот день;
  • 2) 320 – 40 = 280 (м).
  • Ответ: в мастерской осталось 280 метров ленты.



Задача 5

Чтобы пройти до конца компьютерную игру Саша потратил всего 42 часа. Сколько часов в день играл Саша, если каждый день он проходил  всей игры?

Решение

  • 1) 42 : 14 * 1 = 3 (часа).
  • Ответ: каждый день Саша тратил на игру 3 часа.

Задача 6

На путь от дома до школы Оля тратит 18 минут. Сколько минут займет  всего пути?

Решение

  • 1) 18 : 3 * 2 = 6 * 2 = 12 (минут).
  • Ответ:  пути у Оли занимают 12 минут.

Задача 7

Столяр должен изготовить 48 табуретов. Сколько всего дней понадобится столяру для выполнения работы, если за 1 день он выполнил  ее часть?

Решение

  • 1) 48 : 8 * 1 = 6 (дней).
  • Ответ: для выполнения работы столяру понадобится 6 дней.

Задача 8

Чтобы добраться из поселка в город на автомобиле понадобится 12 литров горючего. Сколько горючего понадобится для преодоления  этого расстояния?

Решение

  • 1) 12 : 6 * 5 = 2 * 5 = 10(л).
  • Ответ: понадобится 10 литров горючего.

Задача 9

В магазине за один день было продано 16 кг сахара и 56 кг муки. Остальных сыпучих продуктов было продано  части от массы муки и сахара. Сколько в магазине было продано других сыпучих продуктов?

Решение

  • 1) 16 + 56 = 72 (кг) сахара и муки было продано;
  • 2) 72 : 4 * 3 = 18 * 3 = 54(кг).
  • Ответ: в магазине было продано 54 кг других сыпучих продуктов.

Задача 10

Каменщик за 1 рабочий день может положить 150 кирпичей. Сколько кирпичей положит каменщик за  рабочего дня?

Решение

  • 1) 150 : 5 * 2 = 30 * 2 = 60 (кирпичей).
  • Ответ: за  рабочего дня каменщик положит 60 кирпичей.

Задача 11

В беге на 100 метров спортсмен показал результат - 12 секунд. За сколько секунд пробежит спортсмен  этого расстояния, если предположить, что он постоянно двигается с одинаковой скоростью? Сколько метров он пробежит за это время?

Решение

  • 1) 12 : 4 * 1 = 3 (сек);
  • 2) 100 : 4 * 1 = 25 (м).
  • Ответ:  расстояния спортсмен пробежит за 3 секунды. За это время он пробежит 25 метров.

Задача 12

На выполнение домашнего задания Вите нужно 150 минут.  всего времени Витя тратит на математику. Сколько минут остается у Вити для выполнения заданий по остальным предметам?

Решение

  • 1) 150 : 3 * 1 = 50(мин) Витя тратит на математику;
  • 2) 150 – 50 = 100 (мин)
  • Ответ: у Вити останется 100 минут.

Задачи для самостоятельной работы

1.        В олимпиаде по математике победителями стали 8 человек, что составило 4/7 числа ее участников. Сколько человек приняли участие в олимпиаде по математике?

2.        На пришкольном участке посадили  25 деревьев. Число посаженных деревьев составило 5/16 деревьев, которые запланировано посадить. Сколько деревьев запланировано посадить на пришкольном участке?

3.        В дачном кооперативе 27 участков. Из  них 4/9  участков уже застроены. На скольких участках уже застроены дома?

4.        В классе 24 человека. Из них 10 девочек. Какую часть всех учащихся класса составляют девочки?

            5.           В книге  225 страниц. Аня прочитала  75 страниц. Какую часть книги прочитала Аня и какую часть ей осталось прочитать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по алгебре"Старинные задачи на дроби"

Подборка старинных задач на дроби....

Урок-путешествие "Задачи на дроби"

Урок-путешествие "Задачи на дроби" для 6 класса...

задачи на дроби 5-6 класс

основные типы задач на дроби...

Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби. Урок- КВН

Помните, что решая маленькие задачи, вы готовитесь к решению больших и трудных. Обобщающий урок по данной теме в виде игры (для 7 класса коррекционных школ)....

Конспект занятия математического кружка Старинные задачи на дроби

Конспект занятия математического кружка Старинные задачи на дроби...

Сборник задач."Использование дробей при решении текстовых задач в 5-8классах"

Сборник  предназначен для использования при повторении пройденных тем по дробям, и особенно, по решению задач. В ней даются в виде математических моделей: схем, таблиц, числовых и буквенных выраж...

Урок КВН 5 класс, тема: «Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби».

Тема: «Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби». Урок КВН, 5 класс....