Задачи на дроби
методическая разработка по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
Основные задачи на дроби.
Решение задач на части или дроби является наиболее сложным заданием для учеников. Поэтому удобно применять метод разбиения задач на несколько типов и научить учеников решать типовые задачи.
Основные понятия по данной теме:
ЦЕЛОЕ (ЧИСЛО), ДРОБЬ (ЧАСТЬ), ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ (ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТИ)
Задачи на дроби бывают следующих видов:
- На отыскание указанной части (дроби) данного числа;
- На отыскание числа, если известна часть (дробь) этого числа;
- На отыскание части (дроби), которую составляет одно число от другого.
ПЕРВЫЙ ТИП ЗАДАЧ:
Известно: ЦЕЛОЕ (ЧИСЛО) и ДРОБЬ
Найти: ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ.
РЕШЕНИЕ: ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ = ЦЕЛОЕ (ЧИСЛО) •ДРОБЬ
ОТВЕТ: Значение дроби (единицы измерения такие же, как у значения дроби)
ВТОРОЙ ТИП ЗАДАЧ:
Известно: ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ И ДРОБЬ
Найти: ЦЕЛОЕ (ЧИСЛО)
РЕШЕНИЕ: ЦЕЛОЕ = ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ ꞉ДРОБЬ
ОТВЕТ: Целое (число) (единицы измерения такие же, как у значения дроби)
ТРЕТИЙ ТИП ЗАДАЧ:
Известно: ЦЕЛОЕ (ЧИСЛО) и ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ
Найти: ДРОБЬ
РЕШЕНИЕ: ДРОБЬ = ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ ꞉ ЦЕЛОЕ
ОТВЕТ: Целое (число) (единицы измерения такие же, как у значения дроби)
ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ
ЗАДАЧА ПЕРВОГО ТИПА: (нахождение дроби от числа)
В книге 140 страниц. Петя прочитал 4/5 этой книги. Сколько страниц книги прочитал Петя?
РЕШЕНИЕ:
140 страниц – это ЦЕЛОЕ, так как показывает общее количество страниц в книге и имеет единицы измерения (страницы). 4/5 – это ДРОБЬ, так как записано дробным числом и не имеет единиц измерения. Значит нам известно, ЦЕЛОЕ (ЧИСЛО) и ДРОБЬ. По смыслу задачи нужно часть страниц из книги.
140 • 4/5 = 112 (страниц)
ОТВЕТ: 112 страниц.
ЗАДАЧИ ВТОРОГО ТИПА :(нахождение числа по его дроби)
Девочка прошла на лыжах 300 м, что составляет 3/8 всей дистанции. Какова длина дистанции?
РЕШЕНИЕ:
300м – это ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ, так как к нему относятся слова «что составляет» часть чего-либо, а именно часть всей дистанции, имеет единицы измерения (м). 3/8 – ДРОБЬ, т.к. показывает часть, записанную дробным числом.
300 :3/8 = 800 (м)
ОТВЕТ: 800м.
ЗАДАЧИ ТРЕТЬЕГО ТИПА: (нахождение части одного числа от другого)
Какую часть урока заняла самостоятельная работа, которая длилась 20 мин, если продолжительность урока 45 минут?
РЕШЕНИЕ:
20 минут – ЗНАЧЕНИЕ ДРОБИ. 45 минут – ЦЕЛОЕ.
20:45 = 4/9
ОТВЕТ: 4/9.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТЫ (С ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПРОВЕРКОЙ У ДОСКИ, ИЛИ ОБСУЖДЕНИЕМ В КЛАССЕ)
ЗАДАЧА 1.
Отрезок АВ, равный 42 см, составляет 3/5 длины отрезка СD. Найдите длину отрезка CD.
Решение:
42 : 3/5 = 70 (см)
Ответ: длина отрезка CD 70см.
ЗАДАЧА 2.
Мама в магазине потратила 50 рублей, это составило 1/6 от первоначальной суммы. Найдите первоначальную сумму денег.
Решение:
50:1/6 = 300 (руб.)
Ответ: первоначальная сумма 300 рублей.
ЗАДАЧА 3.
В магазин привезли арбузы. До обеда магазин продал 2/5, после обеда – 1/3 привезённых арбузов, и осталось продать 80 арбузов. Сколько арбузов привезли в магазин?
Решение:
Сначала узнаем, какую часть от привезенных арбузов составляет число 80. Для этого примем за единицу общее количество привезённых арбузов и вычтем из неё то количество арбузов, которое получилось реализовать (т.е. продать):
1 – 2/5 – 1/3 = - - =
Т.е. мы узнали, что 80 арбузов составляет от общего количества привезённых арбузов.
80 : = 300 (арбузов)
Ответ: всего в магазин привезли 300 арбузов.
Задачи:
Задача 1
В книге 100 страниц. Саша прочитал всех страниц. Сколько страниц прочитал Саша.
Решение
- 1) 100 : 2 * 1 = 50.
- Ответ: Саша прочитал 50 страниц.
Задача 2
Стеклянная бутылка с водой весит 550 грамм. Когда из бутылки вылили всей воды, ее масса составляла 300 грамм. Сколько грамм воды было в бутылке сначала? Сколько весит пустая бутылка?
Решение
- 1) 550 – 300 = 250 (г) воды вылили из бутылки;
- всей воды это половина, следовательно масса всей воды равна:
- 2) 250 * 2 = 500 (г);
- 3) 550 – 500 = 50(г).
- Ответ: сначала в бутылке было 500 грамм воды. Масса бутылки равна 50 грамм.
Задача 3
В кассе было 450 рублей. Сколько денег осталось в кассе, когда истратили всех денег?
Решение
- 1) 450 : 3 * 1 = 150 (рублей);
- 2) 450 – 150 = 300 (рублей).
- Ответ: в кассе осталось 300 рублей.
Задача 4
В швейную мастерскую привезли 320 метров ленты. В тот же день израсходовали всей ленты. Сколько метров ленты осталось в мастерской?
Решение
- 1) 320 : 8 * 1 = 40 (м) ленты израсходовали в тот день;
- 2) 320 – 40 = 280 (м).
- Ответ: в мастерской осталось 280 метров ленты.
Задача 5
Чтобы пройти до конца компьютерную игру Саша потратил всего 42 часа. Сколько часов в день играл Саша, если каждый день он проходил всей игры?
Решение
- 1) 42 : 14 * 1 = 3 (часа).
- Ответ: каждый день Саша тратил на игру 3 часа.
Задача 6
На путь от дома до школы Оля тратит 18 минут. Сколько минут займет всего пути?
Решение
- 1) 18 : 3 * 2 = 6 * 2 = 12 (минут).
- Ответ: пути у Оли занимают 12 минут.
Задача 7
Столяр должен изготовить 48 табуретов. Сколько всего дней понадобится столяру для выполнения работы, если за 1 день он выполнил ее часть?
Решение
- 1) 48 : 8 * 1 = 6 (дней).
- Ответ: для выполнения работы столяру понадобится 6 дней.
Задача 8
Чтобы добраться из поселка в город на автомобиле понадобится 12 литров горючего. Сколько горючего понадобится для преодоления этого расстояния?
Решение
- 1) 12 : 6 * 5 = 2 * 5 = 10(л).
- Ответ: понадобится 10 литров горючего.
Задача 9
В магазине за один день было продано 16 кг сахара и 56 кг муки. Остальных сыпучих продуктов было продано части от массы муки и сахара. Сколько в магазине было продано других сыпучих продуктов?
Решение
- 1) 16 + 56 = 72 (кг) сахара и муки было продано;
- 2) 72 : 4 * 3 = 18 * 3 = 54(кг).
- Ответ: в магазине было продано 54 кг других сыпучих продуктов.
Задача 10
Каменщик за 1 рабочий день может положить 150 кирпичей. Сколько кирпичей положит каменщик за рабочего дня?
Решение
- 1) 150 : 5 * 2 = 30 * 2 = 60 (кирпичей).
- Ответ: за рабочего дня каменщик положит 60 кирпичей.
Задача 11
В беге на 100 метров спортсмен показал результат - 12 секунд. За сколько секунд пробежит спортсмен этого расстояния, если предположить, что он постоянно двигается с одинаковой скоростью? Сколько метров он пробежит за это время?
Решение
- 1) 12 : 4 * 1 = 3 (сек);
- 2) 100 : 4 * 1 = 25 (м).
- Ответ: расстояния спортсмен пробежит за 3 секунды. За это время он пробежит 25 метров.
Задача 12
На выполнение домашнего задания Вите нужно 150 минут. всего времени Витя тратит на математику. Сколько минут остается у Вити для выполнения заданий по остальным предметам?
Решение
- 1) 150 : 3 * 1 = 50(мин) Витя тратит на математику;
- 2) 150 – 50 = 100 (мин)
- Ответ: у Вити останется 100 минут.
Задачи для самостоятельной работы
1. В олимпиаде по математике победителями стали 8 человек, что составило 4/7 числа ее участников. Сколько человек приняли участие в олимпиаде по математике?
2. На пришкольном участке посадили 25 деревьев. Число посаженных деревьев составило 5/16 деревьев, которые запланировано посадить. Сколько деревьев запланировано посадить на пришкольном участке?
3. В дачном кооперативе 27 участков. Из них 4/9 участков уже застроены. На скольких участках уже застроены дома?
4. В классе 24 человека. Из них 10 девочек. Какую часть всех учащихся класса составляют девочки?
5. В книге 225 страниц. Аня прочитала 75 страниц. Какую часть книги прочитала Аня и какую часть ей осталось прочитать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по алгебре"Старинные задачи на дроби"
Подборка старинных задач на дроби....
Урок-путешествие "Задачи на дроби"
Урок-путешествие "Задачи на дроби" для 6 класса...
задачи на дроби 5-6 класс
основные типы задач на дроби...
Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби. Урок- КВН
Помните, что решая маленькие задачи, вы готовитесь к решению больших и трудных. Обобщающий урок по данной теме в виде игры (для 7 класса коррекционных школ)....
Конспект занятия математического кружка Старинные задачи на дроби
Конспект занятия математического кружка Старинные задачи на дроби...
Сборник задач."Использование дробей при решении текстовых задач в 5-8классах"
Сборник предназначен для использования при повторении пройденных тем по дробям, и особенно, по решению задач. В ней даются в виде математических моделей: схем, таблиц, числовых и буквенных выраж...
Урок КВН 5 класс, тема: «Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби».
Тема: «Действия с обыкновенными дробями. Основные задачи на дроби». Урок КВН, 5 класс....