Интегрированный урок по математике и физике 9 класс "Конкурс эрудитов"
план-конспект урока по математике

Красникова Марина Викторовна

Интегрированый урок-игра "Конкурс эрудитов" по математике и физике для обучающихся 9х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mat_fizik.doc354.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ  УРОК  ФИЗИКИ  И МАТЕМАТИКИ

УРОК-КОНКУРС

Великий физик Б. Паскаль говорил, что

"Предметы математики и физике настолько серьезны, что надо не упускать случая сделать их занимательными".

И мы не упускаем этого случая и проводим  урок – игру

"  Конкурс эрудитов"

Девиз урока: «Радость видеть и понимать есть самый  прекрасный дар природы»

                                                                                                                             А.Эйнштейн.

О математике и физике говорят великие ученые:

"Среди всех наук для меня особую прелесть всегда

представляла физика"        Р. Пайерлс.

"Без знания математики нельзя понять ни основ

современной техники, ни того, как ученые изучают

природные и социальные явления".        А.Н. Колмогоров.

Цель урока: знать:  формулы, теоремы, физические законы и  

                      явления, изученные в 9 классе по математике и физике;

                      уметь: использовать знания и умения в различных конкурсах,

                                   при   выполнении письменных заданий;

                    показать: свою эрудицию, смекалку, творчество, умение

                       выслушать друг друга, умение работать коллективно,      

                       показав свои индивидуальные способности.

Сегодня вы получите возможность систематизировать свои знания и расширить свои исторические сведения по данным предметам.

Мы желаем Вам быть сегодня внимательными, сосредоточенными, не  пасовать, не нервничать, а думать и отвечать четко и правильно. И Вы это можете!

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело -

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.

            И так мы начинаем.

           Каждый правильный ответ оценивается жетоном в виде пятерки. Самым эрудированным будет считаться тот, кто получит больше жетонов.

Ход урока.

1.Блиц - вопросы.

2.Загадки с подсказками.

    а) Об ученых.

    б) "Черный ящик"

    в) Сценка.

3.Объясни формулу.

4. Что лишнее (для слабых учащихся).

5. Отгадай ребус.

6. "Собери, кого знаешь".

7. "Прочитай график".

8. "Выполни задание".

9. Подведение итогов.

1.    Блиц - вопросы по физике.

Вопросы задаются поочередно по физике и математике.

  1. В какой стране родился  и жил И. Ньютон? (Англия)                              
  2. Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой?  

(их массы одинаковые)

  1. Физика - это слово греческое. С какого языка пришло слово "физика"?
  2. Сколько законов открыл в механике И. Ньютон? (четыре)
  3. Основные силы в природе?  (тяжести, трения, упругости)
  4. Чем характеризуется равноускоренное движение? (ускорением)
  5. К какому виду движения относится движение Земли? (равномерное)
  6. К какому движению можно отнести, катание с горки на санках?

                                                                     (криволинейному)

  1. В каких единицах измеряется скорость тела?  (метр в секунду)
  2. Главная характеристика равномерного движения?  (скорость – постоянная)
  3. Что является графиком равноускоренного движения? (прямая линия)
  4. Чем характеризуется криволинейное движение тела  по  окружности?                                      

                                                                                   (центростремительным ускорением)

  1. .В каких системах отсчета выполняются все законы Ньютона?

                                                                                                             (инерциальных)

  1. Какая сила помогает человеку стоять на месте?  (трение покоя)
  2. К какому виду движения относиться свободное падение? (равноускоренное)

Блиц - вопросы по математике.

  1. Как называется уравнение вида: ?
  2. Какие способы решения системы двух уравнений вы знаете?
  3. Какая это последовательность: -10;10;-10;10;-10;10……..
  4. Как называется формула, выражающая любой член последовательности, начиная с некоторого, через предыдущие?
  1. Какая функция называется четной?
  2. Какая функция называется нечетной?
  3. Характерная особенность графика четной функции?
  4. Характерная особенность графика нечетной функции?
  5. Чему равен корень из произведения неотрицательных чисел?
  6. Чему равен корень из дроби?
  7. Каким свойством обладают показатель корня и показатель подкоренного выражения?
  8. Назовите свойства степени с рациональным показателем.
  9. Что называется синусом угла?
  10. Что называется косинусом угла?

15.Назовите градусную меру углов в концах вертикалей диаметра?                                                                                                    

                                                                                      

2.Загадки с подсказками.

(Об ученых)

  1. Воспитание получил в монастыре, образование - частично на медицинском факультете Пизанского университета, затем работал преподавателем математики. Свои открытия начал делать в студенческие годы.
  2. После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.
  3. Им открыт принцип относительности движения.
  4. По образному выражению этот ученый сумел отстоять свои научные взгляды и "победить на коленях". Гонения церкви были напрасны: он был прав.
  5. Для изучения закономерности свободного падения он использовал наклонную башню в городе Пиза.                                                               (итальянец Г. Галилей)

1.Древнегреческий ученый, живший в шестом веке до нашей эры.

2.Величайший математик - философ древности, родившийся на острове Самос.

3.Ему приписывается высказывание "Все есть число".

4.Согласно философскому воззрению этого ученого и его последователей, числа не только управляют мерой и весом, но так же всеми явлениями, происходящими в природе "Числа правят миром",- говорил он.

4.Этот ученый впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные.

Он создал свою математическую школу.

5.Его именем названа одна из важнейших теорем геометрии, изучаемая нами в 8 классе.Эта теорема единой формулой связывает гипотенузу и катеты прямоугольного треугольника.

Кто он, назовите.                                                                 (Пифагор)

  1. Именно этот ученый получил рыцарский титул за свою научную деятельность.
  2. Увлечение естественными науками он сочетал с увлечением религией. Он запретил всякое дальнейшее вмешательство в Солнечную систему.
  3. Этот ученый физик одновременно является автором двух важных математических методов: дифференциального и интегрального исчислений.
  4. Философы шутили: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса и его яблоко.
  5. Он открыл замечательные законы движения механики.                        (И. Ньютон)

  1. Он жил в третьем веке до нашей эры.
  2. Ученый принадлежит к первым представителям Александрийской школы.
  3. Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе.

4.  Ему принадлежат слова "в математике нет царской дороги"

5.  Его книги, после "Библии", издавались наибольшем  числом раз и  более всего       изучались.

6.  Им написано 13 книг для понимания геометрии.

7.  Эти книги называются "Начала".

8.  Ему приписывают аксиоматический метод в геометрии.

9.  Величайшая заслуга этого древнегреческого ученого в том, что  

     он подвел итог построению геометрии, придал изложению столь      

     совершенную форму, что на две тысячи лет его труд стал

      энциклопедией геометрии.                                                                 (Евклид)

Вопросы подсказки для "Черного ящика".

1.Существует  легенда  о  греческом  изобретателе  Дедале (мастере сделавшем    крылья  Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого      городского вала

2. Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет

3. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много этих  предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.

4.За многое сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна.

5.В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума.

6. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.

7. Известный писатель Ю. Олеша, автор "Трех толстяков", писал:         

    "В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намериваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку".

8. Необходим  для перенесения размеров с одного чертежа на другой, для построения  равных углов.

9. Об этом предмете придумана загадка: "Сговорились две ноги сделать дуги и круги"

(Циркуль)

 В "Черном ящике" - физическое тело, с которым вы знакомы все.    

1.  С помощью этого тела можно продемонстрировать закон  Паскаля  

     и упругость газов.

2   Его часто используют как пример для исследования некоторых физических

      явлений.

3.   С ним дружат некоторые спортсмены.

  1. Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.
  2. По нему плакала Таня.                                                                                           (мяч)

Сценка.

В классе появляется индусский царь с двумя слугами.

Царь: Я, индусский царь Шерам, научился играть в шахматы, и восхищен ее остроумием и разнообразием в ней положений. Слуги позовите изобретателя Сету. (Входит изобретатель шахмат.) Я желаю достойно вознаградить тебя Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал. Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.

Сета: Повелитель, прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.

Царь: Простое пшеничное зерно?

Сета: Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать два зерна, за третью - 4, за четвертую - 8, за пятую - 16 и так до 64-ой клетки.

Царь Шерам рассмеялся.

Учитель: О, мудрецы девятого класса, давайте посоветуемся. Стоит ли царю смеяться? О каком математическом понятии идет речь?

На доске запись: 1,2,4,8,16,32……a64.           -?

                           =1;   q=2;   n=64;  S64=-1              

Наимудрейшие! Если бы царю удалось засеять площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и горы, и пустыни, и Арктику с Антарктикой, и, при этом, получить удовлетворительный урожай, то, пожалуй, за 5 лет он смог бы рассчитаться.

Гаусс. Математика - это точная наука 18 446 744 073 709 551 615. Восемнадцать квинтильонов, четыреста сорок шесть квадрильонов, семьсот сорок четыре триллиона, семьдесят три биллиона (миллиарда), 709 миллионов, 551 тысяча 615.

Сейчас говоря о теории больших чисел и стандартной записи числа

=

3.  Объясни формулу.

(учителя физики и математики показывают формулы поочередно)

По физике:                                                                          

1.                                                                                                  

2.                                                            6.                

3.                                                                           7. Fупр.=-kx          

4.Fтр=mg                                                                     8.                                                                                                                                                             

5.                                                                       9.                          10.

По математике:

1.                      6.

2.                                                       7.

3.sin                                         8.

4.                                                9.

5.                                         10.

4. "Что лишнее?".

Это задание выполняется слабыми учащимися во время работы с формулами.

 Вариант 1

Задание по математике:                                                                                     Задание по физике:

Найдите  лишнее?

                       

1.                                                                          1.

2.                                              2.

     

3.                                                                           3.

4.                                                                                4.

Есть ли лишние термины?                                                                                                                                            

  1. Решение треугольников                                                                   а) сила                        
  2. Теорема синусов                                                                               б) ускорение
  3. Площадь треугольника                                                                     в) скорость
  4. Теорема косинусов                                                                           г) перемещение  

 

   

Вариант 2

Задание по математике:                                                                                                  Задание по физике:

Найдите  лишнее?

                           

1                                                                                                 1.

2.                                                                                        2.

3.                                                                               3.

4.                                                                                                      4.

Есть ли лишние термины?

  1. Радиус вписанной окружности                                                          1) качение  
  2. Сторона правильного многоугольника                                             2) покоя    
  3. Радиус описанной окружности                                                          3) скольжения
  4. Площадь треугольника                                                                       4) ускорения тела    

 

Вариант 3

Задание по математике:                                                                                                    Задание по физике:

Найдите  лишнее?

                       

1.                                                                                              1                                                                        

                                                                                           

2.                                                                                                 2.

3.                                                                                            3.

4.                                                                                         4.

Есть ли лишние термины?

  1. Область определения                                                                 1) кручение
  2. Биквадратное уравнение                                                            2) растяжение
  3. Нули функции                                                                             3) изгиб                
  4. Четная функция                                                                          4) инерциальная система отсчета

5.   "Отгадай ребус".

  1. "Собери, кого знаешь".

В этом конкурсе ребята работают в группах по 2-3 человека. Из данного ряда букв необходимо собрать фамилии знаменитых физиков, математиков.

Ф И О Н А С Л Е П Х В Ь Т Г Р М И Н Ь Л Д К

Например: Ньютон, Галилей, Архимед, Евклид, Пифагор, Фалес, Виет.

 

7.   "Прочитай график".

На доске начерчены следующие графики:

1. зависимость скорости от времени при равноускоренном движении, если  а0

2. зависимость скорости от времени при равноускоренном движении, если  а 0

3. y = x2, ветви параболы  направлены вниз

                                                                                                                                Необходимо дать характеристику графику с математической и физической точки зрения.

8.    "Выполни задание".

Вариант 1

1.Вычислите:  0,0127

 

2.Упростите выражение:   а) 0,2  -1 0,6               б)  (812) -3/4      

3.Сократите дробь: а)         б)    

4.Запишите закон сохранения импульса для данного примера:

    две тележки одинаковой массы до взаимодействия движутся с одинаковыми      скоростями навстречу друг другу, после взаимодействия тележки движутся в противоположные стороны.

5.Зная закон сохранения импульса, объясните, почему воздушный шарик движется     противоположно струе выходящего из него воздуха?

6.Тело массой 2 кг движется со скоростью 3 м/с. Каков импульс тела?

Вариант 2

1.Вычислите:  0,00825

2.Упростите выражение:   а)           б)  (8 a)        

3.Сократите дробь: а)         б)    

4.Запишите закон сохранения импульса для данного примера:

   до взаимодействия тележка движется со скоростью υ и сталкивается с неподвижным телом большой массы, после взаимодействия тележка движется в противоположном направлении.

5.Челове сидит в лодке, покоящейся на поверхности озера. В какой – то момент он встает и идет с кормы на нос. Что произойдет при этом с лодкой? Объясните явление на основе закона сохранения импульса.

6.Тело массой 100г движется со скоростью 0,2 м/с. Каков импульс тела?

9. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по математике и физике

Интегрированный урок по математике и физике по теме "Производная" 10 класс. Расчитан на 2 урока....

Интегрированный урок по математике и физике " Линейная функция и механическое движение"

Применение свойств линейной функции при решение задач на движение...

открытый интегрированный урок по математике и физике

Опыт данной работы может быть предложен и другим преподавателям, которые могли бы использовать компьютеризацию учебного процесса по различным предметам, интеграцию, особенно таких предметов, как матем...

Интегрированный урок по математике и физике в 7 классе по теме:«Решение физических задач с помощью линейных уравнений»

Математика  настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке математике можно найти связь, с какой либо дисциплиной.Общие задачи интеграции выстроил...

Интегрированный урок по математике и физике «Применение производной в физике и технике»

В статье предложен конспект интегрированного урока по теме «Применение  производной  в  физике и технике», направленного на достижение целей:Обучающих:Повторение, обобщение и систематиз...

Интегрированный урок по математике и физике по теме "Линейная и квадратичные функции в задачах ОГЭ по математике и физике"

Цели урока:Образовательные:Показать связь между физикой и математикой;Обобщить знания по темам "Линейная и квадратичная функции";Применить математические знания, умения и навыки при решении ...

Конспект интегрированного урока по математике и физике "Квадратичная функция в задах ОГЭ по математике и физике"

Представленный урок имеет большое значение как для математики, так и для физики, особенное при подготовке к ОГЭ. В нем показана связь меджу предметами, и как можно использовать знания из математики дл...