интегрированный урок по математике и физике
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Интегрированный урок по математике и физике по теме "Производная" 10 класс. Расчитан на 2 урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnyy_plan_mat_i_fiz.docx | 362.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (математика + физика) по теме "Производная. Применения производной", 10-й класс
Федотова Марфа Ивановна – учитель математики
Иванова Аксиния Алексеевна – учитель физики
Цель интегрированного урока – дать учащимся всесторонние (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства – синтетичность и универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.
По своей структуре он является повторительно-обобщающим.
Оборудование урока:
- проектор;
- персональный компьютер.
ФМИ- Здравствуйте! Рапорт дежурного. Рады видеть всех, присутствующих на этом интегрированном уроке, который позволит объединить знания по математике и физике.
Эпиграфом к уроку выбраны слова ученого-химика Евгения Вагнера: “Вся глубина мысли, которая заложена в формулировку математических понятий, впоследствии раскрывается тем умением, с которым эти понятия используются”.
Цель наших совместных действий определим следующим образом: в ходе урока мы должны убедиться в значимости знаний, получаемых на уроках математики, и их прикладном характере и эффективности использования при решении физических задач. Только осознанное применение знаний, овладение математическим аппаратом, умение логически мыслить позволит достичь успехов в покорении вершин других наук.
Ход урока
- Кроссворд
Какой математической операции посвящен урок мы узнаем, если правильно ответим на вопросы кроссворда. (Слайды №4-12)
Вопросы кроссворда:
- Французский математик 17 века Пьер Ферма определял эту линию так:
“Прямая, наиболее тесно примыкающая к кривой в малой окрестности
заданной точки ”. - Раздел механики, изучающий механическое движение тел в пространстве с течением времени.
- Приращение какой переменной обычно обозначают х?
- Если существует предел в точке а и этот предел равен значению функции в точке а, то в этой точке функцию называют... (Подсказка: график такой функции можно нарисовать одним росчерком карандаша без отрыва от бумаги.)
- Что является мерой изменения механической энергии?
- Эта величина определяется как производная скорости по времени.
- Если функцию f(x) можно представить в виде y=f(x)=g(h(x)), где y=g(t), t=h(x) - некие функции, то функцию называют.. .
Кроссворд заполнен, и мы по горизонтали читаем слово “Лагранж”.
ИАА
- Историческая справка
С именем Лагранжа связана такая операция математического анализа, как нахождение производной. Обратимся к истории появления в математике термина “ производная”. Небольшая историческая справка-сообщение об ученых Лагранже, Ньютона, Декарте, Ферма, Лейбнице. (Слайды №13-16)
В 19 лет он стал профессором в Артиллерийской школе Турина. Именно Лагранж в 1791 г. ввёл термин “производная”, ему же мы обязаны и современным обозначением производной (с помощью штриха). Термин “вторая производная” и обозначение (два штриха) также ввёл Лагранж.
Задача определения скорости прямолинейного неравномерного движения была впервые решена Ньютоном. Функцию он назвал флюэнтой, т.е. текущей величиной, производную же - флюксией. Ньютон пришел к понятию производной, исходя из вопросов механики. Предполагают, что Ньютон открыл свой метод флюксий ещё в середине 60-х годов XVII в.
Первый общий способ построения касательной к алгебраической кривой был изложен в “Геометрии” Декарта. Более общим и важным для развития дифференциального исчисления был метод построения касательных Ферма.
Основываясь на результатах Ферма и некоторых других выводах, Лейбниц значительно полнее своих предшественников решил задачу о построении касательной к кривой в некоторой точке.
Итак, теперь мы можем сформулировать тему урока: “Производная. Геометрический и физический смысл производной”.
ФМИ
- Устный опрос.
Ответим на следующие вопросы:
- Что такое производная функции?
- В чем ее геометрический смысл?
- В чем ее физический смысл? (Слайды №17-18)
- Математический диктант
Чтобы эффективно использовать производную при решении конкретных задач, необходимо, как таблицу умножения, знать таблицу производных элементарных функций.
Убедимся в том, что вы эту таблицу знаете в совершенстве.
Ответы к диктанту. (Слайд №19-21)
Математический диктант написан, бланк ответов, лист с диктантом сдан. Пожалуйста, поднимите руки, кто из вас написал диктант без единой ошибки? Сделал не более трех ошибок?
ИАА
- Связь с другими науками. (Слайд № 22 - 30)
Однако, формальное знание таблицы производных - это только инструмент, с помощью которого можно решать задачи, как по математике, физике, так и по экономике, биологии и другим наукам.
Показ слайдов (биологии, химии, географии)
Сила тока I – это производная от заряда q(t)
Если q (t) = t+ 4 t
I (t) = q'(t) = (t + 4 t)' = 1 – 4t2
I (t) = 0 при 1 – 4t2 = 0
(t2 - 4) t2= 0
Условию задачи не удовлетворяет t = – 2 (c)
Значит, сила тока I = 0, при t = 2(c).
Производная – это скорость роста функции.
- Мощность – это производная работы по времени P = A'(t).
- Сила тока – производная от заряда по времени I = q'(t).
- Сила – есть производная работы по перемещению F = A'(x).
- Теплоемкость – это производная количества теплоты по температуре C = Q' (t).
- Давление – производная силы по площади P = F'(S)
- Длина окружности – это производная площади круга по радиусу lокр=S'кр(R).
- Темп роста производительности труда – это производная производительности труда по времени.
- Успехи в учебе? Производная роста знаний.
ФМИ 6. Работа по графику. (Слайды № 31 - 37)
Переходим к следующему этапу урока, который покажет, как вы владеете этим эффективным и универсальным инструментом - производной.
Вам предлагаются четыре графика функций. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
По первому графику определите знак углового коэффициента
касательной, проведенной к графику функции в точках с абсциссами “а”, “в”, “с”.
На следующих графиках укажите точки, в которых производная
равна нулю, и точки, в которых производная не существует.
Ответы к заданиям:
1) Знак углового коэффициента в точке с абсциссой “а” - плюс,
с абсциссой “в” - минус, с абсциссой “с” - плюс.
2) На втором графике производная равна нулю в точках 0 и 3,5 , не существует в точке -1.
3) На третьем графике производная равна нулю в точке -4 и не существует в точках -2, 6, 2.
4) На четвертом графике производная равна нулю в точках -4 и -1,5 и не существует в точке 4.
ИАА 7. Решение задач по “Кинематике” (Слайды № 38 - 41)
Эффективность использования производной подтверждается также обращением к задачам по физике из раздела “Кинематика”.
- Координата тела меняется по закону X = 5 - 3t + 2t2 (м).
- Определите скорость и ускорение данного тела в момент времени 2 сек
- Пусть X = 2 + 4t2 - sin2πt. Найти: а)мгновенную скорость, б)ускорение, если t = 0,5c
Первую задачу решим, используя формулы, связывающие между собой кинематические характеристики равнопеременного движения.
Vox= - 3 м/с; хо=5 м; ах = 4м/с2 —> Vx = Vox+ axt =-3 + 8 = 5 (м/с)
Эта задача решается довольно просто. Но как быть, если координата движущегося тела с течением времени изменяется по закону: Х=2+ 4t2- sin2πt а необходимо ответить на вопрос: “Какова скорость и ускорение этого тела в момент времени 2 секунды?” Формулы кинематики нам здесь не помогут. К чему, по вашему мнению, мы должны обратиться? - Конечно, к производной, к ее физическому смыслу. Это позволит нам практически без особых усилий ответить на поставленные вопросы.
V(t) = X'(t) =8t - 2πcos 2πt = 16 -2π cos 4π =16 - 6,28•1≈10 (м/с)
ax(t) = V'(t) = 8 + 4π2 sin 2πt = 8 (м/с2)
ФМИ 8. Защита презентаций (слайд № 42)
Каждая группа защищает свою презентацию по решению задач по теме: «Производная и ее применение»
ИАА 9. Самостоятельная работа (слайд № 43 – 44)
Вам предлагается самостоятельная работа, при верном решении которой мы получим ключ к дальнейшим действиям. В бланк ответов (один на три варианта) вы заносите буквы, соответствующие полученным решениям; первая команда - с цифры “1” по “4”, а вторая - с “5” по “8” , а третья - с “9” по “12”. Не забудьте на бланке указать номер команды и соответствующий вариант.
Тест. Вариант 1
1. Точка движется по закону S(t)=2t3+3t.
Чему равна скорость точки в момент времени t= 1c ?
А) 5 Е) 12 И) 9 К) 13
2. Чему равен тангенс угла наклона касательной к графику функции g(x)=4x2 - х в точке х0=1
Д) 8 С) 7 В) 3
3. Найти силу, действующую на материальную точку массой З кг, движущуюся прямолинейно по закону S(t)=3t3 - 4,5t2 при t=2c?
И) 27 Б) 30 С) 81 Т) 54
4. Найти производную функции g(x)=tg(2x+π3)
О) 2(2x+п3) cos2x Д ) 2 cos2x Л) 2cos2 (2х+п3)
Тест. Вариант 2
5. Заряд, протекающий через электролит, меняется по линейному закону q=2t + 0,02t3 (Кл)
Какова сила тока в цепи в момент времени t=5c?
Р) 2,0 О) 1,5 Е) 3,5 П) 4,0
6. Составьте уравнение касательной к графику функции у=х2 - Зх + 5 в точке х0=-1
Д) у=-5х + 4 Э) у=5х-4 Х) у=-5х
7. Точка движется прямолинейно по закону x(t)= - t36+3t2-5.Найти момент времени t, когда ускорение точки равно 0.
А) 2 М) 4 К) 8 0) 6
8. В какой точке графика функции y = кx касательная наклонена к оси абсцисс под углом 30°?
В) нет ответа
Тест. Вариант 3
9. Заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, меняется с течением времени по закону q(t)=0,4t + 3t2 + 1
Найти мгновенное значение силы тока в момент времени t=2c
Ф)19 А)12,4 В)13 И)21,04
10. Найти производную функции
11. Две материальные точки движутся по законам: Xl(t)=2,5t2-6t+l; X2(t) =0,5t2 + 2t - 3
В какой момент времени их скорости равны?
Р)10 Б) 4 И) 2 Ю) 7
12. Составьте уравнение касательной к графику функции у=2 - х2 в точке х0=3
А) у =2х +5 Е) у =-6х +11 В) у = -Зх - 6 Г) нет ответа
10. Исследование функции
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
И | С | С | Л | Е | Д | О | В | А | Н | И | Е |
ФМИ Итак, если вы абсолютно правильно решили все задания, то мы читаем слово “исследование”, а оно, как никакое другое соответствует теме нашего сегодняшнего урока. Как применить производную к исследованию функции, мы увидим на следующем примере (слайд №45 – 46):
Исследовать на монотонность функцию у =2х3 +3х2 -1 и построить график этой функции.
f(x) = 6x2 + 6x = 6x(x + 1)
Умение исследовать поведение функции очень важно и при решении физических задач, особенно тех, которые традиционными способами решаются сложно и громоздко.
ИАА 11. Итог урока (слайд №47 – 48)
Завершая урок, мы надеемся, что все поняли и приняли истину: математика - это, действительно, царица наук, которая может выступать и в роли служанки, помогающей нам в покорении вершин других наук. Прав был Вагнер, когда говорил, что “Вся глубина мысли, которая заложена в формулировку математических понятий, впоследствии раскрывается тем умением, с которым эти понятия используются”.
И, наконец, после “всяких умных вещей” немного юмора. На экране представлены графики зависимости уровня ваших знаний от времени, в интервале от начала урока до его завершения. Пожалуйста, выберите тот график, который, на ваш взгляд, наиболее близок вам, принимая во внимание их разный характер. Имеют ли они отношение к теме нашего урока? Можно ли по этим графикам судить о скорости приращения наших знаний в ходе урока? Если - да, то как? Какой же график выбран вами? Если вы выбрали график 1 – это означает, что мы достигли цели и решили задачи, поставленные в начале урока (Слайд 40).
Урок завершен. Всего вам доброго. До свидания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по математике и физике " Линейная функция и механическое движение"
Применение свойств линейной функции при решение задач на движение...
открытый интегрированный урок по математике и физике
Опыт данной работы может быть предложен и другим преподавателям, которые могли бы использовать компьютеризацию учебного процесса по различным предметам, интеграцию, особенно таких предметов, как матем...
Интегрированный урок по математике и физике в 7 классе по теме:«Решение физических задач с помощью линейных уравнений»
Математика настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке математике можно найти связь, с какой либо дисциплиной.Общие задачи интеграции выстроил...
Интегрированный урок по математике и физике в 7 классе по теме «График функции. Прямая пропорциональность и ее график»
Методическая разработка интегрированного урока по математике и физике...
Интегрированный урок по математике и физике «Применение производной в физике и технике»
В статье предложен конспект интегрированного урока по теме «Применение производной в физике и технике», направленного на достижение целей:Обучающих:Повторение, обобщение и систематиз...
Интегрированный урок по математике и физике по теме "Линейная и квадратичные функции в задачах ОГЭ по математике и физике"
Цели урока:Образовательные:Показать связь между физикой и математикой;Обобщить знания по темам "Линейная и квадратичная функции";Применить математические знания, умения и навыки при решении ...
Конспект интегрированного урока по математике и физике "Квадратичная функция в задах ОГЭ по математике и физике"
Представленный урок имеет большое значение как для математики, так и для физики, особенное при подготовке к ОГЭ. В нем показана связь меджу предметами, и как можно использовать знания из математики дл...