Интегрированный урок по математике и физике «Применение производной в физике и технике»
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
В статье предложен конспект интегрированного урока по теме «Применение производной в физике и технике», направленного на достижение целей:
Обучающих:
- Повторение, обобщение и систематизация знаний о производной
- Закрепление навыков нахождения производных.
- Определение физического смысла производной.
- Рассмотрение использования механического смысла производной для решения физических задач.
- Установление связи физических величин с понятием производной.
Развивающих:
- Развитие логического мышления, памяти, внимания и самостоятельности.
Воспитывающих:
- Воспитание умения слушать,
- Воспитание патриотизма и чувства гордости за граждан своей страны.
Приложением к статье является презентация к данному уроку
Урок создан в соавторстве с Акимовой Татьяной Борисовной ( учителем физики ГБОУ СОШ №575 г. Москвы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 99.98 КБ |
презентация к уроку | 302.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ И ФИЗИКЕ
ГБОУ СОШ 575 Г Москва
Учитель математики Гаранова Нина Борисовна
Учитель физики Акимова Татьяна Борисовна
«Применение производной в физике и технике»
Цели урока:
Обучающие: 1.Повторение, обобщение и систематизация знаний о производной.
2.Закрепление навыков нахождения производных.
3. Определение физического смысла производной.
4. Рассмотрение использования механического смысла производной для решения физических задач.
5.Установление связи физических величин с понятием производной.
Развивающие: 1.Развитие логического мышления, памяти, внимания и самостоятельности.
Воспитывающие: 1. Воспитание умения слушать,
2. Воспитание патриотизма и чувства гордости за г граждан своей страны.
Организационный момент: (2 минуты)
Здравствуйте, садитесь.
У нас сегодня необычный урок. Он будет объединять математику с физикой.
Тема урока «ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ В ФИЗИКЕ И ТЕХНИКЕ».
Как сказал великий Николай Иванович Лобачевский, нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям природы, изучаемых физикой
- Актуализация знаний: (10 минут)
Математика: 1) дайте определение производной.
2) найдите производную функций
(хn)/
( )/
( )/
( sinα )/
( cosα)/
(tagα )/
(ctgα )/
Учитель физика: 1) что характеризует скорость?
2) что характеризует ускорение?
3) что характеризует сила тока?
Учитель математика: каков механический смысл производной
- Интеграция знаний:
Учитель физики: Решим задачу:
Материальная точка движется прямолинейно по закону
X(t)= 2+40t + 5t2. Найти её скорость и ускорение в момент времени t=2c.
Давайте вспомним уравнение зависимости координаты от времени.
X(t)=X0+V0xt+
Напомните, что означают эти символы.
X0—начальная координата;
V0X—проекция начальной скорости на ось Х;
ax—проекция ускорения на ось Х;
t—время.
Решение задачи (решение записывается на доске и в тетради)
X(t)=X0+V0xt+
X(t)= 2+20t + 5t2.
Х0=2м
V0х=20м/с
aх=5 •2=10м/с2
Вопрос классу: как найти скорость?
V=V0+at
V=20+10•2=40м/с
Ответ: V=40м/с, a=10м/с2
Учитель математики: А теперь давайте решим эту задачу другим способом.
Для этого ещё раз вспомним, каков механический смысл производной.
(«производная от координаты по времени есть скорость»)
Тогда как будем решать эту задачу?
Задача решается у доски и в тетради с использованием производной
х(t)=2+20t+5t2
V=х/(t)=20+10t
Т.к. t=2c, то V=20+10•2=40(м/с)
a=V/(t)=10 (м/с2)
Ответ: V=40м/с, а=10м/с2.
Вопрос к классу: какое решение короче?
Значит, при решении физических задач удобно применять производную.
Учитель физики. Давайте решим следующую задачу:
Материальная точка движется прямолинейно по закону
х(t)= -2+4t+3t3. Найдите её скорость и ускорение в момент времени t=2c.
Учитель физики: Какой вид движения описывает это уравнение?
( Прямолинейное, не равноускоренное)
Сможем ли мы решить эту задачу с помощью известных нам уравнений движения? (нет)
Учитель математики: Зато мы легко справимся с этой задачей, используя аппарат математического анализа, то есть производную.
х(t)= -2+4t+3t3
V=X/(t)=4+9t2
V=4+9•4=40(м/с)
а=V/(t)=18t
a=18•2=36 (м/с2)
Ответ: V=40м/с, а=36м/с2
Учитель физики: Решим следующую задачу:
Движение материальной точки описывается уравнением
Х=5-8t+4t2 . Приняв массу точки равной 2 кг, найдите её импульс через 2 с.
Как найти импульс тела?
P=mv
Масса нам известна, найдём скорость
V = х/(t) = -8 + 4• 2t = -8 + 8t
А как найти скорость?
V= -8+8•2=8 (м/с)
Р=2кг•8м/с=16кг*м/с
Ответ: р=16кг•м/с .
Ещё задача:
Электрический заряд, протекающий через проводник, начиная с момента t=0, задаётся уравнением
Q(t)=3t2+t+2. Найдите силу тока в момент времени t=3c.
Какая формула отвечает на вопрос «что такое сила тока»?
I= I=
Учитель математики. Ещё раз вспомним определение производной
Тогда чем является отношение
(производной q(t)) I=q/(t)=
I=q/(t)=6t+1
I=6•3+1=19 (A)
Ответ: I=19A .
- Самостоятельная работа. (7минут)
А сейчас попробуйте применить знания, полученные на уроке, при выполнении самостоятельной работы.
Вариант I 1. Какая из приведенных зависимостей описывает равнозамедленное движение: а) v=3+2t; б) x=4+2t; в) v=3; г) x=8+2t-4t2. 2. Уравнение движения тела x=5t-2t2. Каковы начальная скорость и ускорение тела в момент времени t = 2с. | Вариант II 1. Какая из приведенных зависимостей описывает равномерное движение: а) x=4t2+2; б) x=3t2; в) x=8t; г) v=4-t. 2. Точка движется вдоль оси x согласно закону x=10t-t2. Каковы начальная скорость и ускорение тела в момент времени t = 2с. |
5. Проверка работы (1 минута)
Ручки отложили. Поменялись листочками. Проверили работы друг друга. Поставили оценки.
Критерии оценки: -выполнено одно задание – «3»
-выполнены два задания не полностью – «4»
-выполнены два задания полностью –«5»
6.Итог урока.
«СЛЕП ФИЗИК БЕЗ МАТЕМАТИКИ»
М.В.Ломоносов
Как вы понимаете это изречение?
Для решения физических задач необходимо уметь пользоваться математическим аппаратом.
6.Рефлексия.
На ваших листочках поставьте галочку под выбранным смайликом. Спасибо
Настроение на уроке | ||||
Работа на уроке | ||||
Усвоение материала |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применённой к явлениям природы изучаемых физикой. Н.И. Лобачевский
Устно Дайте определение производной. 2 / (cos𝛼) / = (sin𝛼) / = (tg𝛼) / = (ctg𝛼) / = - sin𝛼 cos𝛼 / = = (x n ) / = nx n-1 Производной функции f в точке x 0 называется число, к которому стремится разностное отношение при , стремящемся к нулю 2
Задача № 1 Материальная точка движется прямолинейно по закону x ( t )= 2+20 t +5 t 2 . Найдите скорость и ускорение в момент времени t=2с (х – координата точки в метрах, t – время в секундах). x ( t )= x 0 + v 0x t +
Механический смысл производной
Задача № 1 Материальная точка движется прямолинейно по закону x ( t )= 2+20 t +5 t 2 . Найдите скорость и ускорение в момент времени t=2с (х – координата точки в метрах, t – время в секундах).
Задача № 2 Материальная точка движется прямолинейно по закону x ( t )=-2+4 t +3 t 3 . Найдите скорость и ускорение в момент времени t=2с (х – координата точки в метрах, t – время в секундах).
Задача № 3 Движение материальной точки описывается уравнением x ( t )=5-8 t +4 t 2 . Приняв массу точки равной 2 кг, найдите её импульс через 2с. p= mV
Задача № 4 Электрический заряд протекающий через проводник, начиная с момента t = 0 , задаётся формулой q(t) = 3t 2 + t + 2. Найдите силу тока в момент времени t = 3с . I = q '(t )= I = I=q'(t) Производной функции f в точке x 0 называется число, которому стремится разностное отношение при , стремящемся к нулю
Самостоятельная работа
Ответы. Вариант I 1 . Какая из приведенных зависимостей описывает равнозамедленное движение: г) x =8+2 t -4 t 2 . 2. Уравнение движения тела x =5 t+ 2 t 2 . Каковы скорость и ускорение тела в момент времени t = 2с . 5 + 4 t 13 м/с 4 Вариант II 1. Какая из приведенных зависимостей описывает равномерное движение: в ) x=8t ; 2. Точка движется вдоль оси x согласно закону x =10 t - t 2 . Каковы скорость и ускорение тела в момент времени t = 2с . 10-2 t 6 м/с -2 м/с 2 м/с 2
Задача № 5 Прямолинейные движения двух материальных точек заданы уравнениями Найдите их ускорение в тот момент времени (в секундах), когда скорости равны .
Итог урока « Слеп физик без математики»
Спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"
Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....
Интегрированный урок по математике и русскому языку по теме "Путешествие в страну Числяндию, или как Математика с Русским языком подружились" 6 класс
Урок-путешествие...
План интегрированного урока по математике "Математика на службе человеку на необитаемом острове."
Текстовое содержание урока " Математика на службе человеку на необитаемом острове"...
Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс
Интегрированный урок по математике и литературе "Математика в сказках" 5 класс...
Интегрированный урок. Биология + математика "О вреде курения - языком биологии и математики"
Урок в 8 классе. ...
Презентация к интегрированному уроку физика-математика "Применение производной в физике и технике"
Презентация к уроку "Применение производной в физике и технике" дает наглядную возможность отследить алгоритм р...
Интегрированный урок по математике и физике по теме "Линейная и квадратичные функции в задачах ОГЭ по математике и физике"
Цели урока:Образовательные:Показать связь между физикой и математикой;Обобщить знания по темам "Линейная и квадратичная функции";Применить математические знания, умения и навыки при решении ...