Мастер-класс по математике
методическая разработка по математике
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Необычное в обычном»
Слайд 2
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я долго думала, что же мне показать на мастер-классе? Чему я могу научить и удивить взрослых, состоявшихся людей?
А тему мне подсказал коллаж, размещенный в газете «Аргументы и факты»
Слайд 3
Многим из вас известна картина Н. П. Богданова-Бельского “Устный счёт”. На ней изображены ученики известного педагога 19 века Сергея Александровича Рачинского.
Обратимся к картине. На доске записан пример для устного счёта:, ответ к которому был все-таки найден учениками прославленного учителя.
Слайд 4
История рассказывает, что один из них догадался, что сумма квадратов трех первых слагаемых равна сумме квадратов четвертого и пятого слагаемых. И в результате получится 2.
Слайд 5
Ниже – пример, уступающей по сложности предыдущему, предлагаемый современным школьникам для контроля знаний. К чему же пришло школьное образование?
В настоящее время бытует мнение, что вычислительная работа должна стать уделом компьютеров, а человек может отойти от этого рутинного занятия. При этом мы не замечаем, что всё более и более освобождая ученика от вычислений, фактически освобождаем его от умственного развития. “Развитие навыков должно предшествовать развитию ума”. Это сказал Аристотель 25 веков назад.
Одна из сложных тем математики – умножение многозначных чисел. Умножать начинают в начальной школе, но и в 5, а порой и в 9 классе всегда найдется ученик для кого данная операция дается с трудом… Да и сильный ученик зачастую, допустив ошибку при вычислениях, при проверке – в 50% случаев допускает ту же ошибку.
Большинство взрослых и детей знают, как умножать числа только столбиком – то есть умножают каждую цифру на каждую, а потом суммируют результаты. Но существуют и другие методы рациональных вычислений. Как–то я показала детям один из способов быстрого умножения, мы решили несколько примеров, и в дальнейшем ребята уже сами искали и показывали на уроках интересные способы вычислений и преобразований, сейчас мы их называем лайфхаки.
И сегодня я предлагаю к рассмотрению несколько методов из моей методической копилки.
Умножение «палочками» Слайд 7
Для умножения двузначных чисел без таблиц умножения, достаточно иметь карандаш и бумагу…
Умножим 21х34 - показать решение
Посчитайте столбиком.… ответы совпали.
Я предлагаю разделиться на две группы: 1- будет находить произведение традиционным способом ( умножением в столбик), а 2 группа – будет находить произведение чисел, используя новый метод.
Умножим 42х23
Ответы совпал. Отлично. Для детей, не знающих таблицу умножения – это большое подспорье в выполнении заданий. Конечно, этот способ имеет свои недостатки: долго приходится считать узлы решетки, если в состав числа входят числа 7,8,9.
Но для этого мы будем использовать метод Умножение « в клеточку» Слайд 8
Этим способом пользовались ещё в древности, в Средние века он широко распространился на Востоке. Индусы, с давних времён знавшие десятичную систему счисления, предпочитали устный счёт письменному. Они изобрели несколько способов быстрого умножения. Позже их заимствовали арабы, а от них эти способы перешли к европейцам. Способ именовали также индийским, мусульманским или «умножением в клеточку». А в Италии его называли «джелозия», или «решётчатое умножение» (gelosia в переводе с итальянского — «жалюзи», «решётчатые ставни»). Действительно, получавшиеся при умножении фигуры из чисел имели сходство со ставнями-жалюзи, которые закрывали от солнца окна венецианских домов.
Суть этого нехитрого способа умножения поясним на примере: способ годится для чисел любой разрядности. Вычислим произведение 296 × 73. Начнём с того, что нарисуем таблицу с квадратными клетками, в которой будет три столбца и две строки, — по количеству цифр в множителях. Разделим клетки пополам по диагонали. Над таблицей запишем число 296, а с правой стороны вертикально — число 73. Перемножим каждую цифру первого числа с каждой цифрой второго и запишем произведения в соответствующие клетки, располагая десятки над диагональю, а единицы под ней. Цифры искомого произведения получим сложением цифр в косых полосах. При этом будем двигаться по часовой стрелке, начиная с правой нижней клетки: 8, 2 + 1 + 7 и т.д. Запишем результаты под таблицей, а также слева от неё. (Если при сложении получится двузначная сумма, укажем только единицы, а десятки прибавим к сумме цифр из следующей полосы.) Ответ: 21 608. Итак, 296 x 73 = 21 608.
Способ решётки ни в чём не уступает умножению столбиком. Он даже проще и надёжнее, при том, что количество выполняемых действий в обоих случаях одинаково. Во-первых, работать приходится только с однозначными и двузначными числами, а ими легко оперировать в уме. Во-вторых, не требуется запоминать промежуточные результаты и следить за тем, в каком порядке их записывать. Память разгружается, а внимание сохраняется, поэтому вероятность ошибки уменьшается. К тому же способ решётки позволяет быстрее получить результат. Освоив его, вы сможете убедиться в этом сами.
Слайд 9, 10
Способ «Умножение числа на 11, 111, …
Следует раздвинуть цифры числа, умножаемого на 11, 111…и в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр.
62*11=682
Слайд 11
Способ «Возведение в квадрат двузначных чисел, оканчивающих на 5»
К числу стоящему в разряде десятков прибавить единицу, полученный результат умножить на это число и в конце приписать двадцать пять, так как 5*5=25.
Слайд 12
Способ « Произведение двузначных чисел в пределах 20»
Этим способом легко и просто вычислить умножение двузначных чисел, каждое из которых меньше 20 (при больших числах формула не работает)
12*13=(12+3)(2*3)=156
18*19=(18+9)(8*9)=342
Физкультминутка для пальцев.
Все гениальное – просто!
«Занимательная математика» может сделать интересными самые «скучные» вещи на свете, например, таблицу умножения.
А вот умножение на 9 на пальцах – это нечто особенное. Загибаем 6 палец и сразу же видим ответ: первая цифра - количество пальцев слева от загнутого, вторая - справа. Итого 54!
Слайд 13
И еще один коллекционный экспонат (мнемотехнический): раскрытие скобок (а+ b -с) = а+ b -с
- (а+ b -с) = -а- b +с
Перед скобкой вижу «плюс» –
ошибиться не боюсь.
Знаки все я оставляю
Значит, правила я знаю.
( п люс- п ереписываем)
Минус повстречается – будьте осторожны:
скобки раскрываются, знаки заменяются
На противоположные.
( м инус- м еняем)
А теперь посчитаем… Следующая презентация
В течение жизни мы решаем множество задач. И если каждую отдельно решенную задачу рассматривать, как распустившийся цветок, то в результате мы получим огромный, красивый букет.
Пусть все задачи, которые встают перед вами, будут решены, а букет будет только из распустившихся цветов.
На слайде «Математика - это удивление, а через удивление познается мир».
Сегодня я постаралась показать, что познание начинается с удивления. И может быть кто-то из вас посмотрит на математику совсем по-другому…
Спасибо за плодотворную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Школа и математика"
Сегодня важным требованием к профессионализму педагога становится проработка опыта, которая обеспечивает педагогу не только успех в работе, но и реальную возможность с пользой для дела представить сво...
Методическая разработка мастер-класса для учителей математики "Решение геометрических задач с помощью техники оригами"
В данной статье показан пример использования техники оригами на уроке геометрии при доказательстве теоремы "Сумма углов треугольника". Приведены результаты контрольных срезов после классического объяс...
Мастер-класс для учителей математики «Технология применения системы дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе»
Методические ресурсы: Трушова И.И. АЛГЕБРА. ГЕОМЕТРИЯ. Сборник задач для учащихся 9 класса / И.И. Трушова. – СПб.: СМИО Пресс, 2014. – 80 с.Цель мастер-класса – отработка практически...
Мастер-класс "Чудесный мир математики"
«Я слышу – я забываю,я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» Китайская мудрость...
Мастер - класс для учителей математики «Применение ИКТ на уроках математики»
План проведения: Электронные образовательные ресурсы – современные средства дидактики; Собственный педагогический опыт ( показать свои наработки и поделится ими с учителями района); Пра...
Мастер-класс для учителей математики "Создать проблему? Нет проблем!"
Показаны способы создания проблемных ситуаций на уроках математики через решение различных задач...
Мастер-класс по теме: "Математика- это жизнь, а жизнь - это математика"
В данном материале рассматриваются задачи на практическое применение, сопровождающее презентацией к данному материалу....