Единицы времени.
план-конспект по математике

Екатерина Александровна Соловьева

Единицы времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_god_mesyats.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Единицы времени – год, месяц

Цели урока:

Систематизировать знания о единицах времени; закреплять знания таблицы умножения, умение решать задачи; учить рассуждать и делать выводы.

Задачи урока:

1. Познакомить с возникновением единиц времени, с табелем- календарем.

2. Совершенствовать умение решать задачи.

3. Развивать вычислительные навыки, умение рассуждать.

4. Воспитывать пунктуальность, бережное отношение к свободному времени

Планируемые результаты:

- учащиеся научатся различать временные понятия (год, месяц, сутки)

- пользоваться таблицей умножения и деления

- решать задачи

- рассуждать и делать выводы

Оборудование:

  • календарь настенный, отрывной, карманный…
  • компьютер, презентация
  • учебник М. И. Моро, М. А. Бантова Математика 3 класс, ч1

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный, практический, словесный, самооценка д-ти

Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия), ИКТ-технология,

Ход урока:

СЛАЙД 1

1.Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на кораблик бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!

- Сегодня  к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их.

Мотивация к учебной деятельности.

 Вы – талантливы, дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые    цели и стремиться к  их достижению.

Наш урок начнем с устного счета

2.Устный счет

Беритесь, ребята, скорей за работу!

Считайте, решайте, не сбейтесь со счету.

И помните то, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

Арифметич. Диктант       

  • 13 увеличьте  на 5 (18)
  • 9 увеличьте  в 5 раз (45)
  • 62 уменьшите на 20 (42)
  • 1 множитель – 9, 2 множитель -6. Найдите произведение (54)
  • 42 Уменьшить в 7раз (6)
  • Сумму чисел 16 и 20 разделите на 9 (4)
  • Разность чисел 100 и 28 уменьшите в 8 раз (9)
  • Произведение чисел 7 и 8 увеличить на 44 (100)

Проверка  по СЛАЙДУ 2   – оцените себя на листке самооценки

- Что можете сказать о числах в первой строке? (двухзначные)

- Что скажем о числах второй строки? (однозначные)

- Какое число записано в третьей строке? (трехзначное)

- Назовите соседей числа 100 (99 и 101)

        

2. Актуализация знаний

На доске карточки: см, кг, месяц, мм, час, мин, м,  грамм, дм, год… (можно разного цвета, надписи тоже разного цвета)

- Распределите карточки по группам (может по цвету карточки, может по единицам измерения)

(Когда выделили группу по единицам измерения, то обобщаем)

мм, см, дм, м

- Какую величину измеряют данным единицами?  (Длину) СЛАЙД 3

Кг, грамм – Что скажете про эти единицы? (измеряют массу)  СЛАЙД 4

Час, мин  - единицы времени  СЛАЙД 5

--- год? месяц?  ---------проблемный вопрос. Какие будут предположения?

Сегодня мы обязательно найдём ответ на этот вопрос. СЛАЙД 6-7

3.Сообщение темы и целей урока

-Тему урока вы сами узнаете,

Если загадку мою разгадаете.          

 Слайд 8

  «Что идёт, не двигаясь с места?»  Время

Правильно. Сегодня мы поговорим о времени.

4.Работа над новой темой

Что такое время? Этим вопросом, наверняка, задавался каждый человек. В современном мире это очень важно знать. Т.к. отправление поездов, вылет самолетов, начало занятий в школе, передач по телевидению и т.д.  - всё  происходит точно в назначенный час.

В русском языке есть немало выражений со словом «время». Как вы их понимаете? Слайд 9

  • Нет времени
  • Время летит
  • Время как резиновое
  • Тратить время зря
  • Времени хоть отбавляй
  • Экономить время

-Ребята, а зачем надо экономить время?

- В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно представить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем можем или должны заняться.  

 -Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентироваться во времени?

Известно, что время нельзя измерить шагами и линейкой, нельзя взвесить. Перед древним человеком встала настоящая проблема, и решил он её с помощью самой природы. Человек понял, что солнце и звезды могут помочь ему в этом,    слайд 10 - 11, но по ним можно было измерять только небольшие промежутки времени. Однако люди развивались, им нужно было знать заранее, когда наступят холода, когда созреют в лесу ягоды, верно определить сроки посева. Многие поколения людей наблюдали за природой: увеличением и уменьшением дней зимой и летом. Наконец, была установлена естественная единица времени – год.    

Потом человек обратил внимание на ночное светило – Луну. Этот  спутник Земли, оказывается, постоянно меняет свой вид.

-А вы замечали, что Луна выглядит по-разному? Какой вы её видели? (полной, овальной, месяцем).  Слайд 12

Правильно, люди сосчитали, что от одного  новолуния до другого проходит почти 30 суток. Это время и определило число дней в календарном месяце  

Физкультминутка СЛАЙД 13

(Упражнения, имитирующие работу механизмов в часах)

Мы, покинув этот класс,

Станем часиками сейчас…

1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
4)"Будильник"-хлопки         над         головой.
5) "Пружинка" -         приседания.
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.    Раз, два…….

4.Продолжение работы по теме

-Отгадайте загадку:

Ровно дюжина ребят

По порядку встали в ряд.

Дружно молодцы живут

Не спешат, не отстают.   (12 месяцев)

(Если не понятно слово дюжина – найти в словаре. Работа в группах)

-Что же это за 12 ребят?

Какой сейчас идет месяц?

Какой месяц начинает год?

Сколько месяцев в году? Назовите по порядку.

        Ещё загадка:

        Под новый год пришел он в дом

        Таким румяным толстяком,

        Он с каждым днём худел, худел…

        Пока совсем не улетел.        (Календарь отрывной). Показ календаря.

-Как вы думаете – а зачем нам нужен календарь? (чтобы знать какое число и какой день недели идёт, какой год)

- Какие календари вы  знаете? (настенный, настольный, карманный, календарь в телефоне, в компьютере.) (Показать)

  - В старину люди делали зарубки, отмечая дни. Как вы думаете удобен этот способ?  Конечно, не удобен – тогда и придумали календарь. СЛАЙД 14

5. Первичное закрепление нового материала

- Откройте учебники с.98. Перед вами табель-календарь.

- Что написано с левой стороны?          (название дней недели)

-Что расположено горизонтально?        (название месяцев)

-Как распределены числа?               (вертикально. По дням недели)

- Давайте потренируемся работать по табелю-календарю.

Все ли месяцы имеют одинаковое количество дней?

- назовите месяцы, в которых 30 дней? 31 день? Что ещё заметили? (в феврале 28)

- В феврале бывает и 29 дней, такое бывает раз в четыре года. Этот год называется високосным.

- Как распределяются дни в месяце? (по неделям). Сколько дней в неделе? Назовите по порядку.

Найдите по табелю-календарю в учебнике день вашего рождения. Назовите число, месяц, какой это день недели? 3-4 спросить.

- Сколько времён года?      

Работа в парах  (записать решение в тетрадях)

  • Сосчитать сколько дней длится осень  1 пара
  • Сосчитать сколько дней длится летняя пора 2 пара
  • Сколько длится весна 3 пара
  • Какова продолжительность зимы 4 пара АЛЕША

Проверка по СЛАЙД 15

 Зима – 90 дней      

Весна – 92 дня

Лето  - 92 дня

Осень – 91 день

САМООЦЕНКА

Кто может сосчитать  -  сколько всего дней в году? (1 на калькуляторе)  - 365

А если високосный год? 366      Такое число мы ещё не проходили Как можно представить его известными нам числами 100+100+100+65

-Сравните  (работа по доске)    1 ученик у доски, остальные  работают по тетради           

2 года * 365 дней                        

12 месяцев *1 год

                        

14 дней *2 недели                

6. Работа над пройденным материалом

  • С.99 № 3

Перед вами часы. Сколько времени они показывают? При ответе используйте слова «четверть», «половина»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, САМООЦЕНКА

  • Решение задачи С.99 №5 Кому необходима помощь?  

САМООЦЕНКА

  • Задание на смекалку  - если хватит времени

7. Подведение итогов

-О чем мы с вами говорили на уроке?

-Какие единицы времени вспомнили и узнали? СЛАЙД  16  с заданием

СЛАЙД 17 проверка

8.Д\з с.99  №4, с.106 №18    

9. Рефлексия СЛАЙД 18

 Выберите утверждение, которое вам больше подходит сегодня

ПОДВЕДИТЕ ИТОГИ СВОЕЙ САМООЦЕНКИ,

ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ.

10. СПАСИБО ЗА РАБОТУ СЛАЙД 19

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Арифметический диктант

Повторение

Работа в паре

Самостоятельная работа

Итог работы на уроке

______________________________________________________________

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Арифметический диктант

Повторение

Работа в паре

Самостоятельная работа

Итог работы на уроке

_________________________________________________________________

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Арифметический диктант

Повторение

Работа в паре

Самостоятельная работа

Итог работы на уроке

_________________________________________________________________

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Арифметический диктант

Повторение

Работа в паре

Самостоятельная работа

Итог работы на уроке

Самоанализ урока

Тема урока: Единицы времени – год, месяц

Урок изучения нового материала. Данный урок соответствует календарно- тематическому плану.

Урок построен с учетом дидактических принципов развивающего обучения и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживается соблюдение одного из основных принципов дидактической системы- работа над развитием всех учащихся.

Основными задачами данного урока были:

1. Познакомить с возникновением единиц времени, с табелем- календарем.

2. Совершенствовать умение решать задачи.

3. Развивать вычислительные навыки, умение рассуждать.

4. Воспитывать пунктуальность, бережное отношение к свободному времени

Цель урока:

Систематизировать знания о единицах времени; закреплять знания таблицы умножения, умение решать задачи; учить рассуждать и делать выводы.

Данный урок проведён в 3 классе по теме «Единицы времени Год. месяц». Урок изучается в разделе «Доли». На уроке даётся понятие о годе, месяце как единице времени. Дети знакомятся с календарём, учатся им пользоваться.

На уроке закрепляется умение решать составные задачи, связанные с таблицей умножения. На уроке ведётся работа по формулированию выводов и обобщений, развитию навыков устного и письменного счёта.

При планировании урока я учитывала уровень подготовленности детей.

На уроке реализовались обучающие, развивающие и воспитательные цели. Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся способствовали познавательной активности учащихся, самостоятельности. На  уроке повторялся ранее изученный материал, сочетались словесно — наглядный,   практические способы деятельности учащихся. Создавались проблемные ситуации, которые разрешались путём совместного с учителем разъяснения, самостоятельного решения при руководящей роли учителя. Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности детей. Учебная деятельность на уроке разнообразна: индивидуальная, работа в парах, сочетание индивидуальной с фронтальной. На протяжении всего урока развивалась математическая и монологическая речь, дети побуждались к самопроверке.  Смена одного вида деятельности другим: оргмомент , упражнение на развитие внимания и мышления, устный счет, работа с карточками, фронтальный опрос, индивидуальная работа, физкультминутка, работа с учебником, анализ и решение задач,  позволила обеспечить положительный результат работы.

Я считаю, что цели, поставленные перед уроком, реализовались на каждом этапе и были достигнуты, задания позволили добиться успешного выполнения детьми поставленных перед ними задач, вселить в них уверенность в свои силы.

Считаю, что урок получился результативным, структура урока рациональна, время распределено правильно. Дети работали с большим интересом, увлечённо, успешно добивались положительного результата, отсюда чувство удовлетворения и радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока (презентация) математики в 6 классе "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами времени"

Урок коррекции и закрепления новых знаний. Презентация к уроку и конспект урока могут быть использованы учителями коррекционной школы VIII  вида, работающие по учебнику Капустина Г.М., Перова М.Н...

Конспект урока "Единицы времени" 5 класс С.М. Никольский

Технологическая карта урока составлена с учетом требований Стандартов второго поколения....

по математике на тему: "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени"

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени....

Презентация к теме "Единицы времени"

Что такое сутки, неделя, год?...

Открытое коррекционно-развивающее занятие. "Единицы времени. Часы из Лего" (2008 год)

Открытое коррекционно-развивающее занятие с использованием Лего-конструктора....

Урок "Единицы времени"

Конспект урока математики по учебнику С.М. Никольского. "Математика 5-й класс" по теме: "Единицы времени"(ФГОС)...

Технологическая карта урока по математике в 4 классе "Единицы времени"

Технологическая карта урока по математике в 4 классе "Единицы времени"...