Единицы времени.
план-конспект по математике
Предварительный просмотр:
Тема урока: Единицы времени – год, месяц
Цели урока:
Систематизировать знания о единицах времени; закреплять знания таблицы умножения, умение решать задачи; учить рассуждать и делать выводы.
Задачи урока:
1. Познакомить с возникновением единиц времени, с табелем- календарем.
2. Совершенствовать умение решать задачи.
3. Развивать вычислительные навыки, умение рассуждать.
4. Воспитывать пунктуальность, бережное отношение к свободному времени
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся различать временные понятия (год, месяц, сутки)
- пользоваться таблицей умножения и деления
- решать задачи
- рассуждать и делать выводы
Оборудование:
- календарь настенный, отрывной, карманный…
- компьютер, презентация
- учебник М. И. Моро, М. А. Бантова Математика 3 класс, ч1
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный, практический, словесный, самооценка д-ти
Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия), ИКТ-технология,
Ход урока:
СЛАЙД 1
1.Организационный момент.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на кораблик бумажный -
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!
- Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их.
Мотивация к учебной деятельности.
Вы – талантливы, дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.
Наш урок начнем с устного счета
2.Устный счет
Беритесь, ребята, скорей за работу!
Считайте, решайте, не сбейтесь со счету.
И помните то, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Арифметич. Диктант
- 13 увеличьте на 5 (18)
- 9 увеличьте в 5 раз (45)
- 62 уменьшите на 20 (42)
- 1 множитель – 9, 2 множитель -6. Найдите произведение (54)
- 42 Уменьшить в 7раз (6)
- Сумму чисел 16 и 20 разделите на 9 (4)
- Разность чисел 100 и 28 уменьшите в 8 раз (9)
- Произведение чисел 7 и 8 увеличить на 44 (100)
Проверка по СЛАЙДУ 2 – оцените себя на листке самооценки
- Что можете сказать о числах в первой строке? (двухзначные)
- Что скажем о числах второй строки? (однозначные)
- Какое число записано в третьей строке? (трехзначное)
- Назовите соседей числа 100 (99 и 101)
2. Актуализация знаний
На доске карточки: см, кг, месяц, мм, час, мин, м, грамм, дм, год… (можно разного цвета, надписи тоже разного цвета)
- Распределите карточки по группам (может по цвету карточки, может по единицам измерения)
(Когда выделили группу по единицам измерения, то обобщаем)
мм, см, дм, м
- Какую величину измеряют данным единицами? (Длину) СЛАЙД 3
Кг, грамм – Что скажете про эти единицы? (измеряют массу) СЛАЙД 4
Час, мин - единицы времени СЛАЙД 5
--- год? месяц? ---------проблемный вопрос. Какие будут предположения?
Сегодня мы обязательно найдём ответ на этот вопрос. СЛАЙД 6-7
3.Сообщение темы и целей урока
-Тему урока вы сами узнаете,
Если загадку мою разгадаете.
Слайд 8
– «Что идёт, не двигаясь с места?» Время
Правильно. Сегодня мы поговорим о времени.
4.Работа над новой темой
Что такое время? Этим вопросом, наверняка, задавался каждый человек. В современном мире это очень важно знать. Т.к. отправление поездов, вылет самолетов, начало занятий в школе, передач по телевидению и т.д. - всё происходит точно в назначенный час.
В русском языке есть немало выражений со словом «время». Как вы их понимаете? Слайд 9
- Нет времени
- Время летит
- Время как резиновое
- Тратить время зря
- Времени хоть отбавляй
- Экономить время
-Ребята, а зачем надо экономить время?
- В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно представить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем можем или должны заняться.
-Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентироваться во времени?
Известно, что время нельзя измерить шагами и линейкой, нельзя взвесить. Перед древним человеком встала настоящая проблема, и решил он её с помощью самой природы. Человек понял, что солнце и звезды могут помочь ему в этом, слайд 10 - 11, но по ним можно было измерять только небольшие промежутки времени. Однако люди развивались, им нужно было знать заранее, когда наступят холода, когда созреют в лесу ягоды, верно определить сроки посева. Многие поколения людей наблюдали за природой: увеличением и уменьшением дней зимой и летом. Наконец, была установлена естественная единица времени – год.
Потом человек обратил внимание на ночное светило – Луну. Этот спутник Земли, оказывается, постоянно меняет свой вид.
-А вы замечали, что Луна выглядит по-разному? Какой вы её видели? (полной, овальной, месяцем). Слайд 12
Правильно, люди сосчитали, что от одного новолуния до другого проходит почти 30 суток. Это время и определило число дней в календарном месяце
Физкультминутка СЛАЙД 13
(Упражнения, имитирующие работу механизмов в часах)
Мы, покинув этот класс,
Станем часиками сейчас…
1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
4)"Будильник"-хлопки над головой.
5) "Пружинка" - приседания.
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте. Раз, два…….
4.Продолжение работы по теме
-Отгадайте загадку:
Ровно дюжина ребят
По порядку встали в ряд.
Дружно молодцы живут
Не спешат, не отстают. (12 месяцев)
(Если не понятно слово дюжина – найти в словаре. Работа в группах)
-Что же это за 12 ребят?
Какой сейчас идет месяц?
Какой месяц начинает год?
Сколько месяцев в году? Назовите по порядку.
Ещё загадка:
Под новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Он с каждым днём худел, худел…
Пока совсем не улетел. (Календарь отрывной). Показ календаря.
-Как вы думаете – а зачем нам нужен календарь? (чтобы знать какое число и какой день недели идёт, какой год)
- Какие календари вы знаете? (настенный, настольный, карманный, календарь в телефоне, в компьютере.) (Показать)
- В старину люди делали зарубки, отмечая дни. Как вы думаете удобен этот способ? Конечно, не удобен – тогда и придумали календарь. СЛАЙД 14
5. Первичное закрепление нового материала
- Откройте учебники с.98. Перед вами табель-календарь.
- Что написано с левой стороны? (название дней недели)
-Что расположено горизонтально? (название месяцев)
-Как распределены числа? (вертикально. По дням недели)
- Давайте потренируемся работать по табелю-календарю.
Все ли месяцы имеют одинаковое количество дней?
- назовите месяцы, в которых 30 дней? 31 день? Что ещё заметили? (в феврале 28)
- В феврале бывает и 29 дней, такое бывает раз в четыре года. Этот год называется високосным.
- Как распределяются дни в месяце? (по неделям). Сколько дней в неделе? Назовите по порядку.
Найдите по табелю-календарю в учебнике день вашего рождения. Назовите число, месяц, какой это день недели? 3-4 спросить.
- Сколько времён года?
Работа в парах (записать решение в тетрадях)
- Сосчитать сколько дней длится осень 1 пара
- Сосчитать сколько дней длится летняя пора 2 пара
- Сколько длится весна 3 пара
- Какова продолжительность зимы 4 пара АЛЕША
Проверка по СЛАЙД 15
Зима – 90 дней
Весна – 92 дня
Лето - 92 дня
Осень – 91 день
САМООЦЕНКА
Кто может сосчитать - сколько всего дней в году? (1 на калькуляторе) - 365
А если високосный год? 366 Такое число мы ещё не проходили Как можно представить его известными нам числами 100+100+100+65
-Сравните (работа по доске) 1 ученик у доски, остальные работают по тетради
2 года * 365 дней
12 месяцев *1 год
14 дней *2 недели
6. Работа над пройденным материалом
- С.99 № 3
Перед вами часы. Сколько времени они показывают? При ответе используйте слова «четверть», «половина»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, САМООЦЕНКА
- Решение задачи С.99 №5 Кому необходима помощь?
САМООЦЕНКА
- Задание на смекалку - если хватит времени
7. Подведение итогов
-О чем мы с вами говорили на уроке?
-Какие единицы времени вспомнили и узнали? СЛАЙД 16 с заданием
СЛАЙД 17 проверка
8.Д\з с.99 №4, с.106 №18
9. Рефлексия СЛАЙД 18
Выберите утверждение, которое вам больше подходит сегодня
ПОДВЕДИТЕ ИТОГИ СВОЕЙ САМООЦЕНКИ,
ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ.
10. СПАСИБО ЗА РАБОТУ СЛАЙД 19
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Арифметический диктант | Повторение | Работа в паре | Самостоятельная работа | Итог работы на уроке |
______________________________________________________________
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Арифметический диктант | Повторение | Работа в паре | Самостоятельная работа | Итог работы на уроке |
_________________________________________________________________
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Арифметический диктант | Повторение | Работа в паре | Самостоятельная работа | Итог работы на уроке |
_________________________________________________________________
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Арифметический диктант | Повторение | Работа в паре | Самостоятельная работа | Итог работы на уроке |
Самоанализ урока
Тема урока: Единицы времени – год, месяц
Урок изучения нового материала. Данный урок соответствует календарно- тематическому плану.
Урок построен с учетом дидактических принципов развивающего обучения и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживается соблюдение одного из основных принципов дидактической системы- работа над развитием всех учащихся.
Основными задачами данного урока были:
1. Познакомить с возникновением единиц времени, с табелем- календарем.
2. Совершенствовать умение решать задачи.
3. Развивать вычислительные навыки, умение рассуждать.
4. Воспитывать пунктуальность, бережное отношение к свободному времени
Цель урока:
Систематизировать знания о единицах времени; закреплять знания таблицы умножения, умение решать задачи; учить рассуждать и делать выводы.
Данный урок проведён в 3 классе по теме «Единицы времени Год. месяц». Урок изучается в разделе «Доли». На уроке даётся понятие о годе, месяце как единице времени. Дети знакомятся с календарём, учатся им пользоваться.
На уроке закрепляется умение решать составные задачи, связанные с таблицей умножения. На уроке ведётся работа по формулированию выводов и обобщений, развитию навыков устного и письменного счёта.
При планировании урока я учитывала уровень подготовленности детей.
На уроке реализовались обучающие, развивающие и воспитательные цели. Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся способствовали познавательной активности учащихся, самостоятельности. На уроке повторялся ранее изученный материал, сочетались словесно — наглядный, практические способы деятельности учащихся. Создавались проблемные ситуации, которые разрешались путём совместного с учителем разъяснения, самостоятельного решения при руководящей роли учителя. Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности детей. Учебная деятельность на уроке разнообразна: индивидуальная, работа в парах, сочетание индивидуальной с фронтальной. На протяжении всего урока развивалась математическая и монологическая речь, дети побуждались к самопроверке. Смена одного вида деятельности другим: оргмомент , упражнение на развитие внимания и мышления, устный счет, работа с карточками, фронтальный опрос, индивидуальная работа, физкультминутка, работа с учебником, анализ и решение задач, позволила обеспечить положительный результат работы.
Я считаю, что цели, поставленные перед уроком, реализовались на каждом этапе и были достигнуты, задания позволили добиться успешного выполнения детьми поставленных перед ними задач, вселить в них уверенность в свои силы.
Считаю, что урок получился результативным, структура урока рациональна, время распределено правильно. Дети работали с большим интересом, увлечённо, успешно добивались положительного результата, отсюда чувство удовлетворения и радости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока (презентация) математики в 6 классе "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами времени"
Урок коррекции и закрепления новых знаний. Презентация к уроку и конспект урока могут быть использованы учителями коррекционной школы VIII вида, работающие по учебнику Капустина Г.М., Перова М.Н...
Конспект урока "Единицы времени" 5 класс С.М. Никольский
Технологическая карта урока составлена с учетом требований Стандартов второго поколения....
по математике на тему: "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени"
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени....
Презентация к теме "Единицы времени"
Что такое сутки, неделя, год?...
Открытое коррекционно-развивающее занятие. "Единицы времени. Часы из Лего" (2008 год)
Открытое коррекционно-развивающее занятие с использованием Лего-конструктора....
Урок "Единицы времени"
Конспект урока математики по учебнику С.М. Никольского. "Математика 5-й класс" по теме: "Единицы времени"(ФГОС)...
Технологическая карта урока по математике в 4 классе "Единицы времени"
Технологическая карта урока по математике в 4 классе "Единицы времени"...