Рабочая программа курса внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (5, 6 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Избранные вопросы математики" для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_6_klass_.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Избранные вопросы математики»  

для 6 класса

Форма: кружок

Направление: интеллектуальное

2022


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

«Некоторые приёмы вычислений» Сложение и вычитание целых чисел. Умножение и деление целых чисел. Умножение и деление смешанного числа на целое число или на правильную дробь. Возведение в квадрат. Вычисление значения одного выражения разными способами.

«Вычисления с использованием частных свойств чисел» Замечательное произведение. Умножение и деление на 5n. Умножение и деление с дробными числами. Умножение и деление на 9, 99, 999 и т.д. Умножение на 11. Умножение многозначных чисел. Деление многозначных чисел. Умножение «крестом».

 «Вычислительные средства прошлых лет» Вычислительные таблицы. Инструментальные вычисления.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);

готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

Эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; 

формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; 

воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; 

условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; 

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; 

делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; 

разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 

обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; 

формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, 

аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; 

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; 

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; 

выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; 

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

Общение:

воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; 

ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; 

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; 

в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; 

представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; 

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

Сотрудничество:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; 

принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; 

обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); 

выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; 

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.

Самоорганизация:

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль:

владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; 

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

* Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число.

* Использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач.

* Выполнять округление чисел в соответствии с правилами.

* Сравнивать числа.

* Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки.

* Знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.

* Оценивать результаты вычислений при решении практических задач.

* Выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях.

* Составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.

* Использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9, 10, 11, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости.

* Выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью.

* Упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей.

* Находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении зада.

* Оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа.

* Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

Электронные образовательные ресурсы:

- https://school-assistant.ru/?class=6_matematika

- https://interneturok.ru/subject/matematika/class/6 

- https://www.yaklass.ru/p/matematika/6-klass

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Способ группировки с получением «круглых» чисел.

1

Сложение и вычитание «по частям».

1

Сложение и вычитание с округлением.

1

Прибавление и вычитание чисел вида 99…999

1

Умножение и деление с округлением целых чисел.

1

Умножение и деление «по частям» целых чисел. ВР «Всемирный день математики».

1

Умножение и деление с округлением смешанного числа на целое.

1

Умножение и деление с округлением смешанного числа на целое.

1

Умножение и деление «по частям» смешанного числа на целое.

1

Умножение и деление «по частям» смешанного числа на целое.

1

Возведение в квадрат.

1

Вычисление значения одного выражения разными способами.

1

Вычисление значения одного выражения разными способами.

1

Замечательное произведение.

1

Замечательное произведение.

1

Умножение и деление на 5n.

1

Умножение и деление с дробными числами.

1

Умножение и деление с дробными числами.

1

Умножение и деление на 9, 99, 999 и т.д.

1

Умножение на 11.

1

Умножение многозначных чисел.

1

Деление многозначных чисел. ВР «День российской науки»

1

Умножение «крестом».

1

Таблицы сложения однозначных натуральных чисел.

1

Таблица Пифагора и её разновидности.

1

Таблица Пифагора и её разновидности.

1

Природный «калькулятор»

1

Сложение и вычитание на линейках и дисках.

1

Сложение и вычитание на линейках и дисках.

1

Палочки Непера.

1

Палочки Непера.

1

Промежуточная аттестация. Зачет.

1

Русские счёты.

1

Обобщающий занятие по теме «Изобретательность в вычислениях»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...