рабочая программа курса внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (6 класс)
Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны быть мотивированы к обучению математики, стремиться развивать математическую грамотность. Текстовые задачи в школьном обучении всегда занимают особое место. Работа с задачами развивает смекалку и сообразительность, готовит школьников к дальнейшему обучению.
Рабочая программа развивает у обучающихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу, развивать математическую грамотность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родниковская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО Руководитель МО: Т.Ф. Лещёва /_____________ Протокол № ____ от ______2022 | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР Л.В. Земляная _______________ «_____ » ________2022г. | УТВЕРЖДАЮ директор ОУ А.А. Юферева /__________ приказ № _________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
внеурочной деятельности
«Решение математических задач»
6 класс
Программу составила
Рудачёва Валентина Михайловна,
учитель математики
С. Родники
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение математических задач» для 6-го класса составлена на основе нормативно-правовых документов для базового уровня и разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644.
- Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15).
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
- Учебным планом МБОУ Родниковской СОШ на 2022-2023 учебный год.
Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны быть мотивированы к обучению математики, стремиться развивать математическую грамотность. Текстовые задачи в школьном обучении всегда занимают особое место. Работа с задачами развивает смекалку и сообразительность, готовит школьников к дальнейшему обучению.
Рабочая программа развивает у обучающихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу, развивать математическую грамотность.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодятся в дальнейшей работе, на решение занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Цель
- повышение уровня математической грамотности обучащихся, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, рассмотрение практических задач.
Задачи:
- Развивать интерес к изучению математики как к учебному предмету;
- Развитие мотивации к изучению математики;
- Развитие творчества;
- Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе;
- Способствовать развитию математических способностей;
- Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.
- Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Основные виды деятельности учащихся:
- Фронтальная работа
- Работа в группах
- Работа в парах
Формы организации учебных занятий:
- Лекция,
- Беседа,
- Мультимедиа-урок,
- Проблемный урок,
- Конференция,
- Комбинированный урок.
Урок рефлексии:
- Практикум,
- Самостоятельная работа,
- Комбинированный урок.
Планируемые результаты
Личностные
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать ложные и истинные высказывания;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
-соотносит полученный результат с эталоном;
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные :
Регулятивные УУД
- умение определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности
- умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- смысловое чтение. Обучающийся сможет находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.
Коммуникативные УУД
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные:
- умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Текстовые задачи. | 3 |
2 | Задачи на дроби и проценты. | 5 |
3 | Задачи на движение | 6 |
4 | Задачи на совместную работу | 6 |
5 | Задачи на сплавы, смеси и растворы. | 6 |
Итого: | 26 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема занятий | Основное содержание по темам | Всего часов | Дата | Формы организации учебных занятий | Характеристика основных видов деятельности учащихся | ||||||
план | факт | |||||||||||
| ||||||||||||
1. | Понятие «текстовая задача». Задача и ее функции. | Понятие текстовой задачи. История использования текстовых задач в России. Этапы решения текстовой задачи. Наглядные образы как средство решения математических задач. Рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач. Арифметические и алгебраические способы решения текстовой задачи. | 1 | Обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий возможен метод проектов); личностно-деятельностный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие). | Предметные: решать простейшие текстовые задачи; составлять математические модели текстовых задач. Личностные: воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения Метапредметные: прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. | |||||||
Арифметические и алгебраические способы решения текстовой задачи. | 1 | |||||||||||
Повторение связи отношений «больше на », «меньше на». | 1 | |||||||||||
2. Задачи на дроби и проценты. 5 часов | 1 | |||||||||||
4. | Знакомство с понятиями темы: «Задачи на дроби и проценты». | Типы задач на проценты; процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования). | 1 | Обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий возможен метод проектов); личностно-деятельностный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие) | Предметные: Уметь решать текстовые задачи на проценты; формулу процентов и сложных процентов. Личностные: воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения Метапредметные: формирование общих способов интеллектуальной деятельности | |||||||
Увеличиваем число на процент. Отработка навыка при решении задач с увеличением числа на процент. | 1 | |||||||||||
Уменьшаем число на процент. Отработка навыка при решении задач с уменьшением числа на процент. | 1 | |||||||||||
7 | Решение задач процентное отношение двух чисел Процентные вычисления в жизненных ситуациях. | 1 | ||||||||||
8. | Задачи на сложные проценты. Практикум по решению задач по теме: «Проценты и дробь». | 1 | ||||||||||
3. Задачи на движение. 6 часов | 1 | |||||||||||
9 | Встречное движение. | Виды движения по суше: встречное, в одном направлении, в противоположном направлении, вдогонку. Особенности каждого вида движения. Связь трех компонентов задачи (скорость, время, расстояние) при каждом виде движения. Виды движения по воде: по течению, против течения, в стоячей воде | 1 | Обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий возможен метод проектов); личностно-деятельностный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие). | Предметные: Вычислять скорость движения по течению реки, против течения реки. Определять в чем различие: движения по шоссе и по реке. Личностные: способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта Метапредметные: формирование общих способов интеллектуальной деятельности | |||||||
10 | Движение в одном направлении | 1 | ||||||||||
11 | Движение в противоположном направлении. | 1 | ||||||||||
12 | Движение по реке. | 1 | ||||||||||
13 | Движение по окружности | 1 | ||||||||||
14 | Задачи на закон сложения скоростей. Графический способ решения задач на движение. | 1 | ||||||||||
4. Задачи на совместную работу. 6 часов. | 1 | |||||||||||
15 | Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. | Выделение взаимосвязей данных и искомых величин в задаче. Название компонентов и результатов арифметических действий. Задачи на время. Задачи на работу. Задачи на производительность труда. Задачи на «бассейн». Задачи на планирование. | 1 | Обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий возможен метод проектов); личностно-деятельностный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие). | Предметные: Определять объем выполненной работы. Находить время, затраченное на выполнение объема работы. Уметь решать задачи на «бассейн», наполняемый разными трубами одновременно, задачи на планирование. Личностные: воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения Метапредметные: классифицировать; наблюдать; сравнивать, структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста | |||||||
16 | Задачи на время. | 1 | ||||||||||
17 | Задачи на совместную работу. Решение задач на раздельную работу | 1 | ||||||||||
18 | Задачи на производительность труда. | 1 | ||||||||||
19 | Задачи на производительность Наполнение бассейна. | 1 | ||||||||||
20. | Практикум по решению задач по теме: «Задачи на совместную работу». | 1 | ||||||||||
| 1 | |||||||||||
21 | Знакомство с понятиями темы: «Смеси и сплавы» | Задачи на смеси, растворы, сплавы. Задачи на последовательное выпаривание и высушивание. | 1 | Обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий возможен метод проектов); личностно-деятельностный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие). | Предметные: Уметь решать задачи химического содержания составлением математической модели Личностные: формирование качеств логического мышления Метапредметные: прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. | |||||||
22 | Задачи на сплавы и смеси. | 1 | ||||||||||
23 | Задачи на понижение концентрации. Задачи на повышение концентрации | 1 | ||||||||||
24 | Задачи на «высушивание» | 1 | ||||||||||
25 | Задачи на смешивание растворов разных концентраций | 1 | ||||||||||
26 | Практикум. Составление и решение задач. | 1 | ||||||||||
ВСЕГО: | 26 |
Список литературы и интернет-источников
- Министерство образования РФ http://www.informika.ru/,http://www.ed.gov.ru/, http://www.edu.ru/
- Тестирование on-line: 5 - 11 классы http://www.kokch.kts.ru/cdo/
- Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое http://teacher.fio.ru
- http://www.zavuch.info/, http://festival.1september.ru, http://school-collection.edu.ru, http://www.it-n.ru, http://www.prosv.ru.
- Новые технологии в образовании http://edu.secna.ru/main/
- Путеводитель «В мире науки» для школьников http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://mega.km.ru
- Сайты «Энциклопедий энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/
- http://www.encyclopedia.ru/
- Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.
- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
- Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...