«Понятие вектора в пространстве»
учебно-методический материал по математике (10 класс)

Абдуллина Роза Вялитовна

Цели урока:

Образовательные: ввести определение вектора в пространстве и связанные с ним понятия; дать определение равенства векторов; отработать навыки нахождения равных, сонаправленных, противоположно направленных векторов; научить решать задачи по данной теме.

Развивающие: развивать стремление к достижению поставленной цели; совершенствовать пространственное воображение и мышление учащихся; развивать навыки диалоговой культуры.

Воспитательные: воспитать математическую культуру, грамотность; формировать активность, внимательность, наблюдательность; воспитание интереса к предмету и потребности в приобретении знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_vektora_v_prostranstve.docx65.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Понятие вектора в пространстве»

Разработчик – преподаватель математики Р.В. Абдуллина

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные: ввести определение вектора в пространстве и связанные с ним понятия; дать определение равенства векторов; отработать навыки нахождения равных, сонаправленных, противоположно направленных векторов; научить решать задачи по данной теме.

Развивающие: развивать стремление к достижению поставленной цели; совершенствовать пространственное воображение и мышление учащихся; развивать навыки диалоговой культуры.

Воспитательные: воспитать математическую культуру, грамотность; формировать активность, внимательность, наблюдательность; воспитание интереса к предмету и потребности в приобретении знаний.

Методы: беседа, лекция

Оборудование: учебники, тетради, меловая доска

Ход урока

I. Организационный момент

Геометрия - увлекательная наука, где есть важные и интересные темы.

Итак, запишите в тетрадях тему урока «Понятие вектора. Равенство векторов»

Сегодня на уроке мы познакомимся

- с понятием вектора в пространстве, с равными векторами в пространстве

- будем отрабатывать навыки нахождения равных, сонаправленных, противоположно направленных векторов

- узнаем, какую роль играют векторы в различных областях науки.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Анализ контрольной работы. Подвести итоги контрольной работы. Анализ наиболее часто встречающихся ошибок.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Понятие вектора является одним из наиболее основных в математике, объединяющим такие ее разделы, как геометрия, алгебра, математический анализ. Оно имеет большое прикладное значение, так как многие физические величины (сила, скорость, и другие) характеризуются не только величиной, но и направлением, то есть являются векторными величинами. При изучении электрических и магнитных явлений появляются новые примеры векторных величин (векторы напряженности электрического поля, вектор магнитной индукции).

Ⅲ. Изучение нового материала

Определение. Отрезок, для которого указано, какой из его концов считается началом, а какой – концом, называется вектором.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/img1.gif

Определение. Длиной ненулевого вектора http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3690.gif считается длина отрезка АВ.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3691.gif – длина вектора http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3690.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3692.gif- длина вектора http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3693.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3694.gif= 0

Определение. Коллинеарные векторы – это ненулевые векторы, которые лежат на одной прямой или на параллельных прямых.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/img2.gif

Коллинеарные векторы делятся на сонаправленные и противоположно направленные.

Учащиеся называют по чертежу векторы, сонаправленные с вектором http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3695.gif и противоположно направленные с вектором http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3696.gif

Нулевой вектор считается сонаправленным с любым вектором.

Определение. Векторы называются равными, если они сонаправлены и их длины равны.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/img3.gif

IV. Закрепление изученного материала.

Решение задачи № 320.

Найдите длину векторов: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3711.gif.

img9.gif (4066 bytes)

 http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3712.gif см, http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3713.gif см, http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3714.gif см, http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3715.gif см, http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3716.gif см, http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3717.gif см

Вспомнить свойства граней и диагоналей параллелепипеда. По рисунку учащиеся называют все пары:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/img10.gif

 

Найдите длины векторов 

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3722.gif см

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3723.gif см

Назовите все векторы, противоположные вектору http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3724.gif.

Ответhttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3725.gif

Назовите все векторы, противоположные вектору http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3726.gif.

Ответhttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3727.gif

Назовите все векторы, равные вектору http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3718.gif

Ответhttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660175/Image3719.gif

V. Самостоятельная работа (обучающая)

№ 321

VI. Проверка результатов работы.

VII.  Итог урока.

VIII.  Домашнее задание.

Домашнее задание:

П. 38-39. № 323


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме : Понятие вектора в пространстве.

Урок получения новых знаний с использованием интерактивной доски.Вводится определение вектора,равенство векторов. Рассматритриваются задачи по данной теме....

Понятие вектора в пространстве

Урок геометрии в 11 классе на тему "Понятие вектора в пространстве"УМК Л. С.  Атанасян и др....

Понятие вектора в пространстве

Презентация урока по матиматике по теме "Понятие вектора в пространстве"...

презентация по геометрии "Понятие вектора. Длина вектора. Равенство векторов."

Презентация по геометрии "Понятие вектора. Длина вектора. Равенство векторов." Изучение нового материала....

Методическая разработка урока: «Векторы в пространстве. Действия с векторами. Скалярное произведение векторов»

Методическая разработка урока обобщения и систематизации знаний  с использованием эвристического метода обучения и компьютерных технологий...

Урок геометрии по теме "Понятие вектора в пространстве" в 11 классе

Это первый урок в главе "Векторы в пространстве" по геометрии 11 класса.Задачи урока:рассмотреть понятия: вектор, модуль вектора, равенство векторов, нулевой вектор;показать соответствующие ...

Конспект урока по геометрии в 11 классе "Понятие вектора в пространстве. Равенство векторов."

Конспект разработан  на основе системно – деятельностного подхода с соблюдением требований ФГОС  при проведении каждого этапа урока....