"Определенный интеграл и его свойства"
учебно-методический материал по математике (10 класс)
Цели урока:
- Сформировать умения применять правило вычисления определённого интеграла;
- Ввести формулу Ньютона-Лейбница;
- Сформировать умение вывода основных свойств определенного интеграла; отработать навыки вычисления определенных интегралов.
- Продолжить формирование у учащихся навыков само и взаимоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelennyy_integral_i_ego_svoystva.docx | 68.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика 2 курс план урока по теме «Определенный интеграл и его свойства».
Разработчик – преподаватель математики Абдуллина Р.В.
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока:
- Сформировать умения применять правило вычисления определённого интеграла;
- Ввести формулу Ньютона-Лейбница;
- Сформировать умение вывода основных свойств определенного интеграла; отработать навыки вычисления определенных интегралов.
- Продолжить формирование у учащихся навыков само и взаимоконтроля.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Постановка целей и задач урока.
3.Актуализация опорных знаний.
4. Изучение нового материала.
5.Закрепление изученного материала.
6.Задание на дом.
7. Итог урока.
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Постановка целей и задач урока.
Приветствие, сообщение темы и задач урока. Учащиеся записывают тему урока.
3. Актуализация опорных знаний.
В качестве актуализации опорных знаний предлагается провести небольшую самостоятельную работу с последующей самопроверкой. Рекомендуется организовать работу двух учащихся на обратной стороне доски, а затем учитель комментирует решение и получившиеся ответы.
Работа дифференцированная
1 вариант. | 2 вариант. | ||
Вычислить неопределенный интеграл: | |||
4. Изучение нового материала:
План лекции:
1.Понятие определенного интеграла. Формула Ньютона-Лейбница.
2.Основные свойства определенного интеграла.
3.Примеры.
Определенным интегралом в пределах от а до в от функции f(x), непрерывной на отрезке [а, в], называется приращение любой ее первообразной F(x) при изменении аргумента х от значения х=а до х=в:
Данная формула так же называется формулой Ньютона-Лейбница, ее называют основной формулой интегрального исчисления.
Свойства определенного интеграла.
- Определенный интеграл от алгебраической суммы конечного числа функций равен алгебраической сумме определенных интегралов от слагаемых функций:
- Постоянный множитель можно выносить за знак определенного интеграла:
- При перестановке пределов интегрирования определенный интеграл меняет свой знак на противоположный:
- Определенный интеграл с одинаковыми пределами равен нулю:
- Отрезок интегрирования можно разбивать на части:
ПРИМЕРЫ: Вычислить интеграл:
1);
2) ;
3) ;
4) ;
5. Закрепление изученного материала.
Работа организуется в парах, с последующей взаимопроверкой.
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
Найдите значение определенных интегралов | |||
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
4 | 4 | ||
5 | 5 | ||
6 | 6 | ||
7 | 7 |
6.Задание на дом.
Домашнее задание предлагается дифференцированное: 1-5 задания для обязательного выполнения, задания 6*-8* на дополнительную оценку
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
5 | 6* | 7* | 8* |
7. Итог урока.
Учитель дает общую характеристику работы класса и отдельных учащихся, объявляет оценки за работу на уроке.
Приложение:
Ответы к самостоятельной работе:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Вариант 1. | |||||
Вариант 2. |
Ответы к работе в парах:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Вариант 1. | 33 | -10 | 4 | ||||
Вариант 2. | 48,4 | 16 | 0 | 4 | 6 | 1 | 1 |
1 вариант. | 2 вариант. | ||
Вычислить неопределенный интеграл: | |||
Свойства определенного интеграла.
- Определенный интеграл от алгебраической суммы конечного числа функций равен алгебраической сумме определенных интегралов от слагаемых функций:
- Постоянный множитель можно выносить за знак определенного интеграла:
- При перестановке пределов интегрирования определенный интеграл меняет свой знак на противоположный:
- Определенный интеграл с одинаковыми пределами равен нулю:
- Отрезок интегрирования можно разбивать на части:
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
Найдите значение определенных интегралов | |||
1 | 1 | ||
2 | 2 | ||
3 | 3 | ||
4 | 4 | ||
5 | 5 | ||
6 | 6 | ||
7 | 7 |
Понятие интеграла и интегральное исчисление возникли из потребности вычислять площади любых фигур и поверхностей и объемы произвольных тех.
Символ ydx был введен Лейбницем в 1686 г. В нем знак интеграла представляет, как бы удлиненную букву S (первая буква в латинском слове сумма). Термин “интеграл” (от латинского integer – целая, вся – площадь) был предложен в 1696 г. Иоганном Бернулли и одобрен Лейбницем.
К понятию определенного интеграла приводят и другие задачи геометрии, механики и физики, в которых требуется найти предел интегральной суммы.
Обозначение определенного интеграла ввел Ж.Фурье. Числа a и b называют нижним и верхним пределами интегрирования.
Формула Ньютона-Лейбница носит название “основной формулы интегрального исчисления”. Она позволяет сводить сложное вычисление определенных интегралов, т.е. нахождение пределов интегральных сумм, к более простой операции отыскания первообразных.
Дальнейшее развитие интегрального исчисления связано с именем Леонарда Эйлера. Он составил полный курс математического анализа, состоящий из шести книг, три из которых посвятил интегральному исчислению.
Наряду с Эйлером выдающихся результатов в области математического анализа добился крупнейший математик 18 века – Лагранж. Он в 18-летнем возрасте уже занял должность профессора в артиллерийской школе города Турина (Италия), а через пять лет был избран членом Берлинской Академии наук.
Теория интеграла была за тем развита Риманом, который впервые определил необходимые и достаточные условия интегрируемости ограниченной функции. Ему принадлежит общее определение определенного интеграла, поэтому интегральную сумму стали называть “римановской”.
Большой вклад в развитие математического анализа в 19 веке внесли российские ученые Остроградский и Чебышев. Работы Чебышева в последствии продолжил его ученик – Ляпунов, Стеклов, Бернштейн и другие. Проблемы теории интегрального исчисления до сих пор волнуют умы математиков всех стран. Дело Чебышева и Остроградского продолжают ученые современной России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Вычисление площадей фигур с помощью определенного интеграла"
Урок изучения нового материала в 11 классе....
Вычисление объемов геометрических тел с помощью определенного интеграла
Разработка открытого урока по алгебре и начала анализа в 11 классе...
открытый урок по теме"Геометрический смысл определенного интеграла"
открытый урок по теме "Геометрический смысл определенного интеграла" с элементами игры...
Методическая разработка открытого занятия по предмету «Алгебра и начала анализа» с использованием ИКТ Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”, 11 класс
Данная методическая разработка предназначена для оказания помощи учителям математики, предмет «Алгебра и начала анализа» в организации учебного занятия в 11 классе по теме: «Вычисление площадей ...
Презентация к уроку на тему: Определенный интеграл.
Формулы вычисления площади криволинейной трапеции, с помощью определенного интеграла....
презентация к уроку "определенный интеграл и его свойства"
Данный материал можно использовать как в старших классах, так и в техникумах и училищах...
Определенный интеграл, его свойства. Способы интегрирования.
Определенный интеграл, его свойства. Способы интегрирования....