Конспект урока на тему: «Именем святой Екатерины наша жизнь навек освящена» (из опыта применения проблемного метода обучения)
план-конспект урока по краеведению (9 класс) на тему

Степанова Ольга Викторовна

Представлена методическая разработка урока-конспекта по предмету "Духовное краеведение Подмосковья" с использованием  метода проблемного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Видновская средняя общеобразовательная школа № 6

Конспект урока на тему: «Именем святой Екатерины наша жизнь навек освящена»

(из опыта применения проблемного метода обучения)

(дополнение к теме 15. Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой великомученицы Екатерины» учебного пособия «Духовное краеведение Подмосковья».- 2005, с.198-207;

для учащихся старших классов)

Степанова О.В., учитель истории и обществознания

Цель урока: дать знания о феноменах христианской православной культуры XVII, XVIII веков в Видновском крае и показать в ее контексте события отечественной истории; ознакомить с житием  святой великомученицы Екатерины и с объектами духовной культуры Подмосковья, связанных с ее именем; показать преемственность объектов духовной культуры, связанных с именем святой; рассказать о почитании святой, о ее помощи людям;   углубление смысла понятий христианской православной культуры пройденных тем: «духовные ценности», «смысл жизни и цель жизни христианина», «святыни», «святость», «мудрость»; раскрытие духовной красоты христианских добродетелей на примерах произведений иконописи,  поэзии, литературы.

Задачи:

  1. образовательная: дать учащимся знания о христианской нравственной культуре: понимании христианского смыла и цели жизни, мудрости и красоты и показать их воплощения на примере жития святой великомученицы Екатерины;
  2. развивающая: формировать систему духовно-нравственных ценностей православной традиции и с их позиции оценивать свои действия и поступки;
  3.  воспитательная: формировать чувство ответственности за сохранение истории родного края, уважительного отношения к святыням, любви к отечественной истории.

Форма урока: комбинированный

Основные понятия: духовные ценности, великомученица Екатерина, язычество, мудрость, культура,  святыня, чудотворная икона.

Используемые средства: учебное пособие, персональный компьютер, проектор,  мультимедийный комплекс (презентация икон с изображением святой великомученицы Екатерины, виртуальная мини-экскурсия по Екатерининскому монастырю, презентация фотографий о монастыре святой великомученицы Екатерины на Синае), сайт Екатерининской обители в г. Видное - www.ekaterinamon.ru, интернет-источники по теме: «Православная культура».

План урока:

  1. Организационный момент. Проверка знаний.
  2. Определение темы занятия, постановка проблемного задания.
  3. Изучение нового материала.
  4. Работа с понятиями.
  5. Выполнение проблемного задания.
  6. Подведение итогов

  1. Организационный момент. Проверка заданий.

Создание обстановки, способствующей усвоению знаний. Проверка знаний по основным понятиям пройденной темы при определении темы занятия.        

2. Определение темы занятия, постановка проблемного задания.

Учитель: Я хочу начать наш урок стихотворными строками игумении Таисии (Леушинской) – поэтессы, устроительница десяти монастырей в России.

«О, вера чистая, святая,

Ты – чудотворная струя,

Ты – дверь души в обитель рая,

Ты – жизни будущей заря!

Гори во мне светильник веры,

Гори ясней, не угасай,

Будь мне повсюду спутник верный

И жизни путь мне просвещай!»

(стихотворные строки отражены на экране)

Какая главная мысль прослеживается в этих стихотворных строках игумении Таисии?  Да, речь идет о вере православной, которая для человека становится дверью в «обитель рая», т.е в Царство небесное. Вспомните, на что ориентировало христианина православие, ставшее традиционной религией народа со времен Крещения Руси?

Верно. Оно ориентировало христианина быть внимательным к сохранению красоты своего духовного облика – образа и подобия Божия в человеке, учило не переоценивать излишне значение земных благ.

Но почему так трудно для человека сохранить в себе образ Божий?

Вы правильно заметили, действительно мерой жизненных ценностей была определена совесть человека, питаемая ценностями духовной жизни, указанных в Законе Божьем. Но человек пытался одновременно соединить несоединимое: стремление к «сокровищам Небесным» и сокровищам земным».

Кому удавалось преодолеть эту смятенность души человека?

Да, только святые люди преодолевали эту смятенность души человека, становясь для христиан примером бесконечной преданности Богу и Его заповедям.

Проблемное задание.

Учитель:

Видновская земля, на которой мы живем, имеет небесную покровительницу. Незримо святая великомученица Екатерина всегда пребывает здесь – с того самого дня в семнадцатом веке, когда в заповедной «Ермолинской роще» была основана обитель в ее честь. Сегодня, знакомясь с житием святой, с обителью, названной в ее честь, мы попытаемся ответить на вопросы:

  1. В чем сущность христианского подвига?
  2. Кто такой святой?
  3. Во имя чего жили христиане в те далекие времена?
  4. Что составляло наибольшую ценность и смысл жизни христиан?
  5. Чем может быть поучительна жизнь святого для современного человека?

3. Изучение нового материала

Комментированное чтение рубрики «Из источников христианской духовной культуры» Мудрость святой великомученицы Екатерины. Показ презентации икон с изображением святой (с дополнительной информацией о житии святой заранее подготовленной учениками).

Учитель:

Поражаешься, когда читаешь житие святой великомученицы Екатерины, особенно сравнивая ее жизнь с жизнью многих современных молодых людей. Ей было около 20 лет от роду, когда император Максимилиан уже на излете гонений на Церковь посетил Александрию, где жила Екатерина. Мать воспитала в христианской вере свою дочь и развила в ней такое сильное религиозное чувство, такую крепкую веру, что когда сам император приехал в Александрию и в его честь стали закладывать жертвы языческим богам, и весь город наполнился дымом от принесения в жертву животных, а также христиан, которых бросали в котлы, чтобы угодить языческому императору, эта хрупкая, красивая, очень образованная девушка и перед лицом императора исповедала свою веру. Перепуганный, удивленный властитель мира был потрясен тем, что он услышал. Слова Екатерины были очень мудрыми, сильными, она была человеком, высокообразованным и от Бога обладала огромными способностями. И тогда император стал обольщать ее богатством и славой. Он был готов забрать ее с собой в Рим, настолько поражен был ее красотой и умом. Но великомученица отказалась, с гневом отвергла все эти предложения императора, и смело засвидетельствовала свою веру в Господа.

Что двигало этой молодой девушкой? Зачем надо было идти к этому императору? Зачем ей нужно было говорить, что она христианка? Зачем нужно было переубеждать этого человека, который ни по образу жизни своей, ни по положению своему никогда не согласится с тобой?

Ответы учеников:

1. Святая Екатерина поступила так, потому что у нее были не только христианские взгляды на жизнь, у нее был реальный опыт общения с Богом. Она чувствовала присутствие Христа в своей жизни так реально, как мы реально ощущаем присутствие друг друга в нашей жизни. Именно Христос был для нее самой последней высочайшей ценностью, Он давал ей мир, радость, счастье, которые превыше всякого человеческого благополучия. И потому не могло быть и речи, чтобы отказаться от Христа или изменить Ему и разрушить тот внутренний богатый мир и то подлинное счастье, которое Бог даровал Екатерине. И она, исполненная великой силы, обличив языческие заблуждения императора, кровью своей засвидетельствовала присутствие в ее жизни силы Божественной благодати.

2. С точки зрения жизни современных людей, все то, что совершила Екатерина, это безумие. Молодость, красота, образование, карьера, наслаждение жизнью, счастье, деньги — все лежало перед ней. Она не просто отвергла это, она избрала смерть вместе с теми, кто дымился в тех страшных кострах. Она исповедовала Христа. Она чувствовала, что ее душа и весь окружающий мир наполнены дивной гармонией и все созидающей силой, без которой ничего на земле просто не существовало. Услышав глас Божий, и увидев свет Истины, святая Екатерина пошла прямо к нему, не колеблясь и не сворачивая с пути.

3. Она обручилась со Христом, восприняв самое высшее знание, без которого все остальные науки не имеют смысла – знание о Небесном своем женихе. И это была сила, которую никакие угрозы сокрушить не могли. Святая Екатерина не могла не победить в споре. Мало того, ее речи, исполненные кротости и любви, посеяли в сердца мудрецов зерна истинной веры, за что император тут же казнил не выполнивших его задумки мужей.

4. Противостояние святой Екатерины и римского императора не было просто столкновением двух сильных личностей. Оно явило миру дела Божии во всем их величии. Александрийские женщины, испытывая вполне понятные чувства жалости к святой, уговаривали ее проявить милосердие к самой себе и отречься от Христа ради земных радостей. Невдомек им было то главное, что постигла Екатерина за свою короткую земную жизнь: истинное торжество радости при встрече с Богом, который и  есть красота, венец и слава жизни вечной.  

Самостоятельная работа с учебником

Рубрика.  Вопросы и задания с. 203

Прочитайте текст Священной истории и ответьте на вопросы:

  1. Какую красоту искала святая Екатерина?
  2. Какую красоту нашла?
  3. В чем проявилась мудрость святой Екатерины?

Работа по группам в поиске ответов.

Как вы уже знаете, духовные ценности – это жизнь по заповедям божьим, по законам совести, развитие в себе добродетелей (смирения, терпения, любви к Богу, к ближним, искоренение дурных привычек и страстей). К духовным ценностям относятся монастыри, храмы, иконы, мощи святых. Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию в обитель святой великомученицы Екатерины, которая находится на территории нашего города. Многие из вас бывали в нем, а те, кто там не был, получат возможность ознакомиться с историей монастыря, который в 2008 году отметил свое 350-летие.

Открываем сайт монастыря и совершаем экскурсию по обители.

Заранее подготовленное выступление ученика.

В неповторимую ночь с 1 на 2 декабря 2010 года впервые угодница Божия была с нами явственно и осязаема. Подобной чести до сих пор не удостаивался ни один храм России, такой радости и благословения не знали верующие ни одного русского края. Для поклонения православных с греческого подворья Синайского Екатериниского монастыря в нашу страну был доставлен ковчег с частицей мощей святой великомученицы Екатерины. Сразу после славной кончины угодницы Божией ангелы перенесли святые останки Екатерины на самую высокую Синайскую вершину. Именно здесь на Синае расположен монастырь, посвященной святой Екатерине. По благодати Божьей Святая великомученица Екатерина посетила наш край своими судьбоносными мощами, чтобы согреть любовью сердца людей и ощутить ее присутствие в подмосковном Синае. Напоминая верующим житие святой великомученицы Екатерины, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отметил ее связь с обителью:

«Эта обитель хранит историю российских новомучеников, которые так же, как и святая, предпочли мучения и смерть отказу от веры. Никакие угрозы или обещания счастья не и богатства не могли преклонить деву, возлюбившую Господа больше всего на свете….».

4. Работа с понятиями

Основное понятие урока – « духовные ценности» мы проанализировали в ходе обсуждения, выполнения заданий. Святых мы называем подвижниками, потому что святость есть путь непрестанного духовного восхождения, а это сопряжено с тяжелым внутренним подвигом, с преодолением в себе всего порочного и низменного, что ярко показано на примере жития святой Екатерины. Есть древнее сказание о том, как однажды философ Сократ, идя с учениками по улицам Афин, встретил гетеру, которая надменно сказала: «Сократ, ты слывешь мудрецом и пользуешься у учеников уважением, а хочешь, я скажу одно слово, и все они тут же побегут за мною?» Сократ ответил: «В этом нет ничего удивительного. Ты зовешь их вниз, а для этого не нужно никаких усилий. Я же призываю их к возвышенному, а это требует большого труда». Святость и есть непрестанное восхождение, при котором естественно требуются усилия. Святость – кропотливый труд, созидание в себе образа Божия, подобно тому, как ваятель высекает из бездушного камня удивительный шедевр, способный пробуждать души окружающих.

Рассматривая иконы святой Екатерины, мы видим нимб. Это символическое изображение благодати Божией, просветившей лик святого человека. Благодать есть спасительная сила Божия, которая созидает в людях духовную жизнь, внутренне укрепляет и очищает от всего греховного и скверного. Само слово «благодать» означает «благой, добрый дар», потому что Бог подает только доброе. И если грехи опустошают душу, несут с собой холод смерти, то Божия благодать согревает душу человека духовным теплом, поэтому стяжание ее насыщает и радует сердце. Именно стяжание благодати Божией возводит христианина к вечности, благодать приносит с собой искомое сердцем каждого человека счастье и подлинную радость и свет души. К этому небесному, Божественному свету приобщился и каждый святой, так что общение со святыми доставляло приходившим к ним людям духовное тепло, разрешало их скорби, сомнения и жизненные трудности. Святые – это те, кто увидели замысел Божий о себе, и воплотили этот замысел в собственной жизни. И можно сказать, что святые – это люди, которые откликнулись любовью на любовь. Они откликнулись на безграничную любовь Божию, обращенную ко всякому человеку, и явили любовь к Нему в своей верности. Они явили верность Богу во всем и, прежде всего, в тайниках собственного сердца. Их души стали близки к Богу, ибо святые искореняли в себе всё греховное даже на уровне мыслей и чувств. Поэтому святость – не награда за хорошие поступки, а приобщение личности к благодати Божией. Чтобы принять от Бога дар благодати, необходимо исполнять Его заповеди, а для этого преодолевать то, что внутри каждого из нас противится Богу, то есть грех.

5. Выполнение проблемного задания

Вывод: Жизнь святой великомученицы является для нас великим примером. Ведь и сегодняшняя жизнь так часто обольщает нас различного рода соблазнами, деньгами, карьерой, властью, положением, приобретением новых вещей, которые выгодно нас отличали бы от других, неким мнимым пониманием престижа. Какое множество соблазнов! И ведь соблазняемся, причем, не отрекаясь своей веры, а совмещая ее с соблазном. Но ведь и Екатерина могла совместить, оставаясь тайной христианкой и улыбаясь язычнику императору, ведь она жила не в семье нищих, но в семье богатого человека, наместника императора. Значит богатство, которым она была окружена, не мешало ей иметь реальный опыт общения с Богом. Но когда возник вопрос, где ее сердце, она ответила, где оно. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Сокровищем Екатерины был Господь, а не те самые блага, которыми она была окружена. И сам Бог дал ей великую силу — силу духа. Вот почему мы вспоминаем и в XXI веке события начала IV века и вспоминаем святую великомученицу Екатерину как гения духа, как великую героиню, как святую Божию угодницу.

6. Домашнее задание

Подготовьте сообщение «Дорога к храму» об участии вашей семьи в духовной жизни нашего города.

 Подведение итогов

Какие добродетели, проявленные святой Екатериной, являются примером для нас?

Я искренне надеюсь, что все сказанное, на уроке, поможет вам в формировании вашего духовного опыта, а святая Екатерина станет источником радости и света для всех блуждающих во мраке погрязшего в страстях и грехах мира. Спасибо за понимание и плодотворное сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Один день в нашей жизни. Какой он?» (6-й класс)

Этот урок по программе И. Бим «Deutsch.Klasse 6» находится в теме «„Ein Tag  unseres  Lebens. Wie ist   er?“» и является уроком комплексного применения знаний по подтеме «Мой рабоч...

План-конспект урока по немецкому языку "Книги в нашей жизни"

План-конспект урока по немецкому языку "Книги в нашей жизни" для учащихся 11 классов...

Конспект открытого урока по теме "Спорт. Спорт в нашей жизни". 6-8 класс.

Данный урок направлен на обобщение наиболее интересных и эффективных приемов работы по теме "Спорт. Спорт в нашей жизни". Постановка цели урока, содержательность, многообразие используемых упражн...

Конспект урока по теме: "Внутренняя политика Екатерины II"

Цели урока:сформировать у учащихся представление об особенностях и основных направлениях  внутренней политики Екатерины IIраскрыть понятие «просвещенный абсолютизм»;показать его специфику в...

Конспект урока по теме "Внутренняя политика Екатерины II"

Учитель истории и обществознанияМБОУ "Школа-гимназия № 10 им. Э.К. Покровского" г. СимферополяФилиппенкова Наталья АлександровнаКОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 7 КЛАССЕТема урок...

Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала

   Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...

Конспект занятий по теме "Степенная функция в нашей жизни"

данное занятие нацелено на формирование навыков решения задач связанных со степенной функцией, умения применять полученные знания о функции в жизни, развивать умения формулировать и решать пробл...