Урок математики в 6 классе Тема: "Сложение положительных и отрицательных чисел", УМК А.Г.Мерзляк
план-конспект урока по математике (6 класс)
Научить складывать детей положительные и отрицательные числа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок 6 класс "Сложение положительных и отрицательных чисел" | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ
Учитель: Веснина Наталья Константиновна, учитель математики
Тема: «Сложение положительных и отрицательных чисел»
Данный урок относится к Главе 4 «Рациональные числа и действия над ними» (глава 4, на тему приходится 4часа , данный урок рассчитан на 40 мин.)
Цель для учителя:
- Создать условия для формирования умения действие сложения положительных и отрицательных чисел.
- Ввести правило сложения отрицательных чисел.
- Добиться усвоения учащимися правила сложения отрицательных чисел и умения применять его при выполнении сложения
- Прививать каждому ученику вкус к самостоятельной активной творческой деятельности.
- Развивать познавательный интерес к предмету.
Цель для учащихся: научиться складывать положительные и отрицательные числа.
Планируемые результаты:
Предметные: умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию; умения пользоваться изученными математическими формулами, алгоритмами.
Метапредметные: осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы, умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки; развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в предложенным алгоритмом.
Личностные: умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
Тип урока: урок введения нового действия.
Форма урока: проблемный урок.
Ресурсы урока: проектор, тетрадь, учебник, карточки-инструктажи, карточки-задания. (В ходе урока используется проецирование опорных точек урока: карточек-инструктажей, карточек-заданий, задач на экран)
УМК А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир, 6 класс-.: Вентана-Граф,2019г
Урок построен по схеме поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
Технология урока: проблемное обучение. (Выбор технологии обусловлен тем, что в основе технологии проблемного обучения лежит проблемная ситуация, эта ситуация содержит в себе познавательную трудность, так же данная технология используется на уроках введения нового понятия или действия)
Формируемые универсальные учебные действия:
Регулятивные – формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные – формировать умения выделять закономерность.
Коммуникативные – организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
На подготовительном этапе актуализировали опорные знания и умения, требующие для изучения действия сложения положительных и отрицательных чисел.
На мотивационном этапе рассматриваем 4 задачи практического содержания разноуровневых (связь с жизнью) в которых всегда возникает вопрос о том, как сложить два числа с разными знаками, тем самым создали мотивацию для учащихся и далее выводим тему урока, а затем и цель!
На ориентировочном этапе ребята решают задачи с пояснениями и использованием уже известных знаний по данной теме. Решив все задачи, достаточно легко самостоятельно выводят алгоритм, используя при этом фронтальную форму работы.
На протяжении урока учитель выставляет баллы в тетради у учеников за верно отвеченные вопросы, за верно выполненные задания, на этапе громкой речи, обучающиеся самостоятельно оценивают себя, на этапе громкой речи происходит взаимоконтроль.
Система оценивания: учитель выставляет в конце урока оценки по баллам, которые дети получили на уроке, максимальный балл который можно получить это 10, 9-10 баллов – отметка 5, 7-8 баллов отметка 4, 5-6 от отметка 3. Этап самооценки и взаимоконтроля учитель проверяет и выставляет на следующий день, когда дети сдадут тетради с домашней работой на проверку.
Межпредметные связи: физика, природоведение
- Подготовительный этап
Цель: актуализировать опорные знания определений понятий положительное и отрицательное число, модуль числа, представление о смысле знаков «+» и « - » перед числом, умения находить модуль числа, складывать натуральные числа с помощью координатной прямой, сравнивать натуральные числа, вычитать натуральные числа, изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой.
Метод: репродуктивный
Форма: фронтальный опрос.
Учитель:
- Записать с помощью положительных и отрицательных чисел, сформулировать определение.
- Петя нащёл кошелек с 200 руб. (200)
- Температура воздуха сегодня 12 градусов мороза (-12)
- Нормальная температура тела человека 36,6 (36,6)
- Зимой в Якутске бывает 50 градусов мороза (-50), а летом доходит до 50 градусов тепла (+50)
- Высота горы Эльбрус 5642 м (5642)
- Высота самого глубокого места Тихого океана 11022м (-11022)
- Мама получила премию 1300 руб. (+1300)
- Максим вырос на 5 см (+5)
- Лед на реке стал тоньше на 2 см (-2)
- Изобразите на координатной прямой точки: А(2), В(-4), М (), С(-2) .. . Какие из точек противоположные?
- Найдите сумму чисел с помощью координатной прямой 2+3; 1+7,-5+(-1), -3+(-7)- Сравните данные выражения. Что общего? (Везде надо найти сумму двух чисел) . В чем отличие? (разные слагаемые )
- Найдите модуль числа:
- Найдите значение выражения:
- Замените * знаком сравнения
8*4 3*1 478*0 2*2
7) Вычислите: 45+6 24-12 5+7….
- Мотивационный этап
Цель: вызвать интерес к изучению действия сложения отрицательных и положительных чисел.
Вид мотивации: применение действии в практике и жизни людей.
Прием мотивации: решение практических задач.
Учитель: 1 группа задач
- У Пети 120 рублей на балансе телефона. Мама положила ему ещё 100 рублей. Сколько денег у Пети на телефоне?
120+100=220 (р.) – на балансе Пети.
- У Васи долг на телефоне 50 рублей. Старшая сестра положила ему 100 рублей. Сколько денег у Васи на телефоне?
(-50) +100=? Мы знаем на практике сколько получится!
- У Оли на балансе 200 рублей. За день она проговорил 50 рублей. Сколько денег у нее осталось на балансе?
200 + (-50)=?
- У Андрея долг на телефоне 150 рублей. И он ещё проговорил 50 рублей. Сколько денег у него на балансе?
(-150)+(-50)=?
Учитель: В жизни мы эти задачи решаем постоянно, но с точки зрения математики пока не можем.
Ребята, так какова тема урока?
2 группа задач. Работа с моделью термометра.
- Температура в квартире была 18 градусов тепла. Увеличилась на 2 градуса. Что произошло с температурой? Какая температура теперь?
18+2=20 градуса тепла.
- Температура на улицу была 15 градусов мороза. Увеличилась на 2 градуса. На сколько она изменилась? Какая температура теперь?
-15+2=?
- Температура на улице была 5 градуса тепла. Уменьшилась на 7 градусов. Какая температура теперь?
5+(-7)=?
- Температура на улице была 15 градусов мороза. Уменьшилась на 6 градусов. Что сейчас произошло? Какая температура теперь?
-15+(-6)=?
Что может происходить с температурой? (Температура может повышаться, а может понижаться)
Какова цель урока?
- Ориентировочный этап
Цель: ввести действие сложения отрицательных и положительных чисел.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: карточки-инструктаж.
- 3.1. Раскрытие смысла действия
Учитель: Рассмотрим эти задачи подробнее. Найдем сумму чисел с помощью координатной прямой. На доске заранее нарисованы координатные прямые.
1 тип задач
У Пети 120 рублей на балансе телефона. Мама положила ему ещё 100 рублей. Сколько денег у Пети на телефоне?
От точки 120 откладываю 100 единичных отрезков вправо.
+120+100=+250
- У Васи долг на телефоне 50 рублей. Старшая сестра положила ему 100 рублей. Сколько денег у Васи на телефоне?
От точки -50 откладываю 100 единичных отрезков вправо.
(-50)+100=50
Рассмотрим данное выражение. Как получить число 50, не учитывая знаков? Из 100 отнять 50. Что отняли? (модули чисел 100 и 50)
- У Оли на балансе 200 рублей. За день она проговорил 50 рублей. Сколько денег у нее осталось на балансе?
От точки 200 откладываем 50 единичных отрезков влево.
(200)+(-50)=150
Рассмотрим данное выражение. Как получить число 150, не учитывая знаков? Из 200 отнять 50. Что отняли? (модули чисел 200 и 50)
- У Андрея долг на телефоне 150 рублей. И он ещё проговорил 50 рублей. Сколько денег у него на балансе?
От точки (-150) откладываю 50 единичных отрезков влево.
(-150)+(-50)=-200
- Рассмотрим данное выражение. Как получить число 200, не учитывая знаков? Сложить числа 150 и 50. Что сложили? (модули чисел -150 и -50) Поставить знак «-»
А теперь давайте сформулируем правило сложения отрицательных чисел.
- 3.2. Формулирование алгоритма
Учитель: Итак, сделаем вывод. (раздать карточки-инструктаж)
- Сложение чисел с разными знаками.
Чтобы сложить два числа с разными знаками нужно:
- Найти их модули
- Сравнить модули
- Из большего модуля слагаемых вычесть меньший
- Поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.
- Сложение отрицательных чисел.
Чтобы сложить два отрицательных числа нужно:
- Найти их модули
- Сложить их модули
- Поставить перед полученным числом знак «минус»
- 3.3. Представление в материализованном виде
Учитель: Я раздаю карточки-инструктаж. В них написан алгоритм сложения отрицательных чисел и сложения чисел с разными знаками.
Карточка-инструктаж
1. Чтобы сложить два числа с разными знаками нужно: | -3+4 4+ (-3) | 2. Чтобы сложить два отрицательных числа нужно | -3-4 | |||
1) Найти модули каждого слагаемого.
| |4|=4 |-3|=3 | 1) Найти их модули
| |-3|=3 |-4|=4 | |||
2) Сравнить модули. | 4>3 | 2) Сложить модули
| 3+4 | |||
3) Из большего модуля слагаемых вычесть меньший. | 4-3=1 | 3) Поставить перед полученным числом знак "минус". | - | |||
4) Определить знак слагаемого с большим модулем. | +1 | |||||
5) Поставить знак | -3+4=1 | -3-4=-7 |
Учитель: Пользуясь карточкой, сложим числа.
- -6+(2) определим какой алгоритм будем использовать. (сложение чисел с разными знаками)
- Найти модули каждого слагаемого.
- Сравнить модули. 6>2
- Из большего модуля слагаемых вычесть меньший. 6-2=4
- Определить знак слагаемого с большим модулем. 6>2, значит -
- Поставить знак -6+2= -4
- -6+(-2) определяем какой алгоритм будем использовать (сложение отрицательных чисел
- Найти их модули
- Складываем модули 6+2=8
- Поставить перед полученным числом знак «минус». -8
Таким же образом, всё подробно оговаривая, разобрать ещё несколько примеров -3+(-4), -12+8
- 3.4. Этап громкой речи
Учитель: Пользуясь карточками, вставьте пробелы, и оцените себя по трехбальной шкале.
Карточка-задание
1. -5+8
1) Найти модули каждого слагаемого _____________________.
2) Сравнить модули ___________________.
3) Из большего модуля слагаемых вычесть меньший. __________.
4) Определить знак слагаемого с большим модулем. Больший модуль ______, само слагаемое _____, значит знак ________.
Ответ _____________.
2. -7-9
1) Найти модули каждого слагаемого _____________________.
2) Сложить модули _______________________.
3) Поставить перед полученным числом знак «минус».________.
Ответ _____________.
- 3.5. Этап внутренней речи.
Учитель: Самостоятельно в тетради вычислить (пользуясь карточками 2 мин)
1) -12+6 2) -7-8 3) 13-14 4) -8+3
После выполнения обменяйтесь тетрадями и за каждый правильный ответ выставите по одному баллу.
- 3.6. Этап свернутого действия.
Чтобы сложить два отрицательных числа нужно сложить их модули, и перед полученным числом поставить знак «минус».
Чтобы сложить два числа разных знаков, нужно из большего модуля вычесть меньший модуль, и перед полученным числом поставить знак слагаемого, модуль которого больше.
Пример: -9+11. Больший модуль это 11, значит 11-9=2. Знак 11 «+», значит и у 2 будет знак «+».
Учитель: Выйти к доске и вычислить (подробно все действия не оговариваются)
1) -27+7 2) -7-34 3) -3+10 4) 12-85
Исследование: сложите
2+(-2)= -8+8= 5+(-5)= -10+10=
Что вы заметили?
Правило:
- Этап применения
Цель: применить действие сложения отрицательных и положительных чисел для решения различных задач.
Набор задач:
- Найдите значение выражения: 1) -27+(-39) 2) -37+(-91) 3) -37+(-91)
- Сравните не вычисляя:
- -127+(-339) и -127 +(-2339)
- -741+(-1219) и -741+(-219)
- -373+(9021) и -1373+(-901)
- Рефлексия учебной деятельности и оценивание учащихся
Какие числа называются отрицательными?
Сформулируйте правило сложения чисел с отрицательными знаками
Может ли при сложении отрицательных чисел получится нуль? Примеры
Что интересного вы узнали сегодня на уроках?
На столе у каждого из вас смайлик. Если вы уверены, что хорошо знаете, как складывать отрицательные числа, то пусть ваш смайлик попадет в «ручеек знаний». Если кто то не уверен в себе, пусть ваш смайлик останется пока с вами. И когда вы убедитесь в своих знаниях, опустите смайлик в наш ручеек, который к концу темы превратится в речку. Может быть это будет завтра.
Домашнее задание:
Заполните таблицу:
a | -5 | -8 | -0.5 | 12 | -12 | -5 | 8 | -0.5 | -13 | -5 |
b | -3 | -9 | -0.7 | -8 | -8 | 3 | -9 | 0,2 | 13 | -4 |
a+b |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МАТЕМАТИКИ - 6 класс "Действия с положительными и отрицательнами числами"
УРОК МАТЕМАТИКИ « Действия с положительными и отрицательными числами» Цели урока: отработка навыков действий с рациональными числами, повторение изученного материала, развитие математической...
Урок математики, 5 класс. Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок- обобщение по математике в 5 классе. Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей" . Урок проводится с использованием SMART -доски. Думаю, что вместе со СМЕШАРИКАМИ, ребята получат удвольст...
Технологическая карта к уроку математики. 6 класс. Тема "Сложение с помощью координатной прямой"
Технологическая карта к уроку математики.6 класс.Тема " Сложение с помощью координатной прямой". Урок "открытия" новых знаний....
Технологическая карта к уроку математики. 6 класс. Тема "Сложение с помощью координатной прямой"
Технологическая карта к уроку математики.6 класс.Тема " Сложение с помощью координатной прямой". Урок "открытия" новых знаний....
Методическая разработка урока математики 6 класс по теме: «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая»
Тема: «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая» ...
Урок математики, 6 класс, тема: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Цель (цели)Создать условия для освоения правил сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.Личностные:Развитие логического мышления, культуры речи; качеств личности, обеспечивающих спосо...