Проект урока по математике в 5 классе на тему «Я, экология и математика», с использованием игры
план-конспект урока по математике (5 класс)

Стреха Дарья Сергеевна

Я выбрала урок в игровой форме, так как нестандартные уроки, больше нравятся детям, повышают их мотивацию к обучению.  Условность игровых отношений мобилизует и активизирует возможности личности, способствует реализации человеком своего творческого потенциала, побуждает его искать новые, еще неосвоенные способы решения игровых (жизненных) проблем, соблюдая предписываемые игровой ролью правила и нормы поведения и отношений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Проект урока по математике в 5 классе на тему «Я, экология и математика», с использованием игры».

Выполнил:

Стреха Дарья Сергшеевна

                                                                         (ФИО)

   учитель математики

(должность)

Муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение «Комсомольская основная

общеобразовательная школа»

(место работы)

Согласно Указу президента РФ от 1-го августа 2015 г. под № 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии. Именно поэтому тему урока я решила связать с экологией. В своей работе, решая и составляя задачи, я попыталась раскрыть вопросы загрязнения окружающей среды, сохранения природных ресурсов, нерационального природопользования.

Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. Решение экологических задач развивают интерес к изучению природного окружения и математике. Так же задачи такой направленности  воспитывают уважительное отношение  и заботу о собственном месте проживания.  

Ссылаясь на цели,  государственной программы "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 ‒ 2020 годы", на примере своего урока решила показать учащимся о профессии эколог.

Тема: Я, экология и математика.

Цели деятельности учителя

 Главная дидактическая цель: проверить сформированность умения выполнять действия с десятичными дробями; формировать знания об окружающей нас природе, экологическую культуру; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного мышления, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при групповой работе, интеллектуальные качества личности - компетентности (умение видеть проблему, владеть способами решения и добиваться успеха), бережное отношение к природе, путём решения задач, содержащих экологические данные.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое мнение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь выполнять действия с десятичными дробями, записывать проценты в виде десятичных дробей; знать и уметь применять на практике правило умножения и деления числа на 0,1; 0,01; 0,001.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявлять интерес к учебному материалу; осознавать ответственность за общее дело.

Метапредметные: регулятивные –  уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение; оценвать и корректировать свои действия в соответствии с учебной задачей; коммуникативные  –  уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач; познавательные – уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); извлекать из математических текстов необходимую информацию; выполнять действия по правилу.

Основные понятия

Правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей. Правила умножения и деления чисел на десятичную дробь. Понятие «проценты». Правило записи в процентах десятичной дроби и проценты в  виде десятичных дробей.

Ресурсы

  • Презентация, раздаточный материал
  • Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. (с. 140-146)
  • Панишева О.В. Математика в стихах: задачи,  сказки, рифмованные правила. 5 – 11 классы / авт. – сост. О.В. Панишева. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель., 2013 – 219 с. (с. 65)
  • http://greenologia.ru
  • https://ru.wikipedia.org/ 

Организация пространства

Групповая работа

Основная часть

Урок 143  Я, экология и математика

Тип урока: Урок закрепления знаний и формирования ЗУН.

Технология обучения: игра.  

Технологическая карта к уроку:                      

Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные действия (УУД)

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

‒ актуализировать требования к задачам с позиции учебной деятельности;

‒ создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

‒ проверить уровень подготовки к уроку

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

‒ Здравствуйте.

‒ Сегодня у нас с вами необычный урок. А урок-игра по теме «Я, экология и математика». (1 слайд) Не секрет, что одна из острых глобальных экологических проблем - проблема загрязнения окружающей среды.

 - А вы знаете, кто занимается решением этой проблемы? Правильно, это -  экологи. (2 слайд) Эколог (инженер-эколог) - специалист, занимающийся анализом ситуации и разработкой мер для уменьшения существующего и возможного вреда природе. 

Спрос на профессиональных экологов повышается. Это важная и  востребованная профессия. Они изучают состояние земли, воды, воздуха, а также степень воздействия промышленных производств на людей, растения, животных. В данный момент квалифицированные экологи необходимы для проведения экспертиз при начале строительства каких-либо жилых зданий, заводов, объектов транспортных дорог.

‒ Предлагаю вам сегодня стать «стажерами-экологами», а я, соответственно, буду сегодня главным инженером-экологом. Так сказать вашим наставником и помощником. Буду направлять вас на верный путь решения проблемы. Цель игры заключается в том, чтобы  найти пути решения проблемы загрязнения окружающей среды.  Для достижения цели нам потребуются все наши знания по темам «Действия с десятичными дробями. Проценты».

- Итак, сформулируем цели урока: Расширение знаний об окружающей нас природе, воспитание бережного отношения к ней, путём решения задач, содержащих экологические данные.

(3 слайд)

‒ Условия игры: группа стажеров, чей ответ был первым и правильным, получает 1 балл. Данные будут фиксироваться в таблице, расположенной на доске. По итогам игры та группа, которая наберет большее количество баллов, получит оценку «5», а вторая группа – «4». У вас на столах лежат листы с таблицами, в которых вы по пунктам должны будите записать решение проблем.

Приветствуют учителя.

Предлагают свои варианты ответов на поставленный учителем вопрос.

Проговаривают цели учебной деятельности.

Знать о профессии эколог.

Регулятивные –  уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

II. Закрепление новых знаний при решении задач с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать применения учениками знаний, при решении задач, с проговариванием во внешней речи

Организует закрепление учениками знаний, при решении задач, с проговариванием во внешней речи

‒ Первое задание: изучить состояние воздуха на Земле, а помогут нам в этом задачи. (4 слайд)

‒ У вас на столе конверт № 1, откройте его. Каждой группе даны непростые и очень важные задачи. Решив их вы узнаете факты о состоянии воздуха на Земле.

(5 слайд) Задача 1. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг  выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух  1,015 млдр автомобилей  за год?

(Решение.  365*20*1,015= 7409,5 (млрд кг) = 7409,5 (млн т))

(6 слайд) Задача 2.  В разных странах на разовые салфетки, бумажные полотенца ежегодно расходуется 15 млн т бумаги. Из одного взрослого дерева производится 60 кг бумаги. Сколько уничтожается деревьев для изготовления салфеток?

(Решение: 15 000 000 000 : 60=250 000 000 (деревьев))

(7 слайд) Задача 3. Вырубается 2,1 га леса в минуту. Сколько леса человек уничтожает за час? За сутки? За год?

(Решение.1) 60∙2,1=126 (га) - леса за 1 час уничтожает человек

2) 126∙ 24=3024( га)-леса за сутки уничтожает человек

3) 3024 ∙ 365= 1 103 760 (га )-леса за год уничтожает человек)

(8 слайд) Задача 4. В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если за 10 мин сгорает  до 9 деревьев.
(Решение. 2 часа=120 мин.

1) 120: 10 = 12 (раз) - 10 укладывается в 120  

2) 12∙ 9=108 (деревьев) - погибнет от пожара через 2 часа)

(Запомни! Стекло, оставленное в лесу, может стать причиной пожара. Почему?)

‒ Молодцы! Сейчас заполним таблицу. Пути решения проблемы загрязнения воздуха:

1. Переходить на экодвигатели.

2. Применять очистные фильтры по производству промышленности.

3. Сажать деревья.

4. Использовать древесный материал рационально.

5. Не разбрасывать мусор.

‒ А сейчас у нас с вами перерыв. Встаньте в круг.

‒ Взялись за руки, друзья, третий справа – это я.

Слева пятым я стою. Руку держит друг мою.

Посчитай-ка поскорей, Сколько встало в строй друзей? (Ответ: 7)

‒ Закройте глаза. (На фоне звучат звуки природы)

Есть на свете дивный лес,
В нём полным-полно чудес,
Рыбки по небу летают
И в озерко всё ныряют.
Ну а бабочки в пруду
Разыгрались в чехарду.

‒ Замечательно. Возвращаемся к рабочим местам.

Скажите, как же остановить загрязнение почвы? На обсуждение полминуты. (Работа в группах. После обсуждения выслушиваем версии).

 -  Давайте мы с вами проверим на сколько же вы были правы. Откройте конверт № 2. В нем карточки с примерами, каждому примеру соответствует геометрическая фигура, размещенная на доске. Вам нужно решить пример, поднять руку, выйти к доске и проверить ответ на соответствующей геометрической фигуре, решив правильно все примеры вы получите ответ на вопрос: «Как же остановить загрязнение почвы?». (9 слайд)Не забывайте, что задание на качество и на скорость. Если вы решите неверно пример или же выберите неверно соответствующую геометрическую фигуру, то не получите карточку с ответом на вопрос о загрязнении почвы.

Ребята приступают к выполнению решения примеров. 

(10-11 слайд)

1.  23,56 · 0,1 = 2,356 – треугольник

2.  345,7 : 0,01 = 34570 – ромб

3.  8,7 – 1,3 · (29,04 : 4,8) = 0,835 – шар

4. 156,09 · 0,01 = 1,5609 – овал

5. 0, 008 : 0,1 = 0,08 – прямоугольный параллелепипед

6.  1,134 : (10 ‒ 7,2) · 1,2 = 0,486 –  цилиндр.

‒ Молодцы! Заполняем таблицу. Пути решения проблемы загрязнения почвы:

1. Вывоз и утилизация всех видов отходов.

2. Не загрязнять почву ядохимикатами, так как ядохимикаты всасываются растениями, а человек употребляя их в пищу наносит вред своему здоровью.

3. Закрепление почвы посредством корневой системы растительности.

‒ Открываем последний конверт № 3 и ответим на последний вопрос: «Как сберечь воду от загрязнений?» (12 слайд)  Решаем задачи.

(13 слайд)  Задача 1. Заводы выбрасывают отходы в водоемы. За один час в водоемы поступает 6000л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в водоемы за 1 сутки?

(Решение. 6000∙24=144000(л))
(14 слайд)  Задача 2. Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит  3000л  воды. За сколько дней очистится 144000л воды?

(Решение.  144000:3000=48(дней))

(15 слайд)  Задача 3.Каждый год в Мировой океан выбрасывается 8 тонн пластика и прочего мусора. Ученые подсчитали, что 88 % поверхности Мирового океана загрязнено. Сколько  Мирового океана не загрязнено, если его площадь равна 361,9 млн  ?

(Решение: 1)100% –88% = 12% - не загрязнено

2) 361,9 · 0,12 = 43,428 (млн  ) - не загрязнено)

‒ Замечательно! Заполним таблицу. Пути решения проблемы загрязнения воды:

1. Сбережение и более эффективное использование.

2. Очистка сточных вод. Прекращение сброса неочищенных сточных вод.

3. Разработка новых технологий обеспечивающих максимальную утилизацию и обеззараживание промышленных отходов.

Слушают учителя. Выполняют задания в группах

Формулируют ответы, участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Выполняют физминутку.

Слушают друг друга, излагают свою мысль.

Выполняют решение примеров в группах, выходят к доске и выбирают геометрпическую фигуру.

Слушают друг друга, доказывают свою точку зрения.

Слушают учителя. Выполняют решение задач в группах.

Слушают друг друга, излагают свою точку зрения.

Уметь выполнять действия с десятичными дробями, записывать проценты в виде десятичных дробей; знать и уметь применять на практике правило умножения и деления числа на 0,1; 0,01; 0,001.

Регулятивные –  уметь работать по составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение; оценвать и корректировать свои действия в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные  –  уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные – уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); извлекать из математических текстов необходимую информацию; выполнять действия по правилу.

III. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

‒ зафиксировать содержание урока;

‒ организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фиксирование содержания урока;

Рефлексию, самооценку учебной деятельности

‒ Удалось ли достигнуть поставленных целей?

‒ Чем занимались на уроке?

‒ Какое задание, на ваш взгляд, на уроке было самым трудным? Почему?

‒ Какое задание, на ваш взгляд, на уроке было самым интересным? Почему?

‒ Понравился вам урок в форме игры? Чем именно?

‒ Что нового вы сегодня узнали на уроке?

‒ Посмотрим на доску (таблицу), поставьте себе соответствующие оценки.

‒ Записываем домашнее задание: повторить п. 40  (стр. 236), составить, записать и решить экологическую задачу с применением темы «Проценты». Желающие могут подготовить доклад на тему "Профессия эколог".

‒ Урок закончу такими словами:

Планету – дом свой берегите. Любовь к природе и своей свободе в своих поступках выразить спешите.

‒ Спасибо за урок. До свидания. (16 слайд)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

В случае нехватки времени на уроке, конверт № 3 можно не использовать. Провести групповую беседу и сделать вывод по вопросу «Пути решения проблемы загрязнения воды».

Библиографический список

Нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. 3273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
  • Учебный план МКОУ «Комсомольская ООШ» на 2016 – 2017 учебный год;
  • Авторская программа Бурмистрова Т. А. к УМК Виленкина Н. Я., Жохова В. И. и др. Математика 5 – 6  классы.

Учебно-методические материалы:

  • Ким Н.А. Справочник учителя математики/ авт. – сост. Н.А. Ким. – Волгоград : Учитель,2011. – 282 с. (с. 171 – 183)
  • Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. (с. 140-146)
  • Панишева О.В. Математика в стихах: задачи,  сказки, рифмованные правила. 5 – 11 классы / авт. – сост. О.В. Панишева. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель., 2013 – 219 с. (с. 65)
  • Электронные ресурсы : http://greenologia.ru,  https://ru.wikipedia.org.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока алгебры в 9 классе по теме "Решение систем уравнений второй степени"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цели урока:Обучения:  ввести алгоритм решения систем уравнений   второй степени, научить решать системы уравнений, содержа...

Проект урока географии в 8 классе по теме "Климатические пояса и типы климатов России"

Предлагается вашему вниманию проект вместе с технологической картой урока по географии в 8 классе, который был проведён 6 декабря 2013 года в день открытых дверей в МБОУ "Верх - Обская сош имени М. С....

Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин

О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия-  серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...

План - проект урока в 8-ом классе по теме:"Олимпийские игры".

План урока, посвященного истории Олимпийских игр. Создан на основе материала учебника В.П.Кузовлева - Анггийский язык для 8-го класса....

План - проект урока в 8-ом классе по теме:"Олимпийские игры".

План урока, посвященного истории Олимпийских игр. Создан на основе материала учебника В.П.Кузовлева - Анггийский язык для 8-го класса....

Урок по теме: Бумага. Экология и математика. 5 класс.

Рассматривается из истории создании бумаги; ребята проводят исследовательскую работу, сколько бумаги тратит класс за месяц, полгода, год, сколько при этом нужно вырубить леса или деревьев. И самое гла...

Интегрированный урок математики и музыки по теме: Делители и кратные (математика 6 класс)

Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом....


 

Комментарии

Стреха Дарья Сергеевна

Спасибо большое, Наталья Сергеевна

Турьева Вероника Николаевна

В школе не любила математику, но благодаря такому подходу к уроку очень даже интересно получается!

Стреха Дарья Сергеевна

Очень рада, что изменила ваше мнение. Спасибо