Проект урока по математике в 5 классе на тему «Я, экология и математика», с использованием игры
план-конспект урока по математике (5 класс)
Я выбрала урок в игровой форме, так как нестандартные уроки, больше нравятся детям, повышают их мотивацию к обучению. Условность игровых отношений мобилизует и активизирует возможности личности, способствует реализации человеком своего творческого потенциала, побуждает его искать новые, еще неосвоенные способы решения игровых (жизненных) проблем, соблюдая предписываемые игровой ролью правила и нормы поведения и отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strehads_zadanie.docx | 49.85 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_po_matematike_143_streha_d.s._.pdf | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
«Проект урока по математике в 5 классе на тему «Я, экология и математика», с использованием игры».
Выполнил:
Стреха Дарья Сергшеевна
(ФИО)
учитель математики
(должность)
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение «Комсомольская основная
общеобразовательная школа»
(место работы)
Согласно Указу президента РФ от 1-го августа 2015 г. под № 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий» 2017 год в России объявлен годом экологии. Именно поэтому тему урока я решила связать с экологией. В своей работе, решая и составляя задачи, я попыталась раскрыть вопросы загрязнения окружающей среды, сохранения природных ресурсов, нерационального природопользования.
Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. Решение экологических задач развивают интерес к изучению природного окружения и математике. Так же задачи такой направленности воспитывают уважительное отношение и заботу о собственном месте проживания.
Ссылаясь на цели, государственной программы "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 ‒ 2020 годы", на примере своего урока решила показать учащимся о профессии эколог.
Тема: Я, экология и математика.
Цели деятельности учителя | Главная дидактическая цель: проверить сформированность умения выполнять действия с десятичными дробями; формировать знания об окружающей нас природе, экологическую культуру; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного мышления, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при групповой работе, интеллектуальные качества личности - компетентности (умение видеть проблему, владеть способами решения и добиваться успеха), бережное отношение к природе, путём решения задач, содержащих экологические данные. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое мнение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: уметь выполнять действия с десятичными дробями, записывать проценты в виде десятичных дробей; знать и уметь применять на практике правило умножения и деления числа на 0,1; 0,01; 0,001. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявлять интерес к учебному материалу; осознавать ответственность за общее дело. Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение; оценвать и корректировать свои действия в соответствии с учебной задачей; коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач; познавательные – уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); извлекать из математических текстов необходимую информацию; выполнять действия по правилу. |
Основные понятия | Правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей. Правила умножения и деления чисел на десятичную дробь. Понятие «проценты». Правило записи в процентах десятичной дроби и проценты в виде десятичных дробей. |
Ресурсы |
|
Организация пространства | Групповая работа |
Основная часть
Урок 143 Я, экология и математика
Тип урока: Урок закрепления знаний и формирования ЗУН.
Технология обучения: игра.
Технологическая карта к уроку:
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | Универсальные учебные действия (УУД) | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: ‒ актуализировать требования к задачам с позиции учебной деятельности; ‒ создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; ‒ проверить уровень подготовки к уроку | Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | ‒ Здравствуйте. ‒ Сегодня у нас с вами необычный урок. А урок-игра по теме «Я, экология и математика». (1 слайд) Не секрет, что одна из острых глобальных экологических проблем - проблема загрязнения окружающей среды. - А вы знаете, кто занимается решением этой проблемы? Правильно, это - экологи. (2 слайд) Эколог (инженер-эколог) - специалист, занимающийся анализом ситуации и разработкой мер для уменьшения существующего и возможного вреда природе. Спрос на профессиональных экологов повышается. Это важная и востребованная профессия. Они изучают состояние земли, воды, воздуха, а также степень воздействия промышленных производств на людей, растения, животных. В данный момент квалифицированные экологи необходимы для проведения экспертиз при начале строительства каких-либо жилых зданий, заводов, объектов транспортных дорог. ‒ Предлагаю вам сегодня стать «стажерами-экологами», а я, соответственно, буду сегодня главным инженером-экологом. Так сказать вашим наставником и помощником. Буду направлять вас на верный путь решения проблемы. Цель игры заключается в том, чтобы найти пути решения проблемы загрязнения окружающей среды. Для достижения цели нам потребуются все наши знания по темам «Действия с десятичными дробями. Проценты». - Итак, сформулируем цели урока: Расширение знаний об окружающей нас природе, воспитание бережного отношения к ней, путём решения задач, содержащих экологические данные. (3 слайд) ‒ Условия игры: группа стажеров, чей ответ был первым и правильным, получает 1 балл. Данные будут фиксироваться в таблице, расположенной на доске. По итогам игры та группа, которая наберет большее количество баллов, получит оценку «5», а вторая группа – «4». У вас на столах лежат листы с таблицами, в которых вы по пунктам должны будите записать решение проблем. | Приветствуют учителя. Предлагают свои варианты ответов на поставленный учителем вопрос. Проговаривают цели учебной деятельности. | Знать о профессии эколог. | Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
II. Закрепление новых знаний при решении задач с проговариванием во внешней речи. Цель: организовать применения учениками знаний, при решении задач, с проговариванием во внешней речи | Организует закрепление учениками знаний, при решении задач, с проговариванием во внешней речи | ‒ Первое задание: изучить состояние воздуха на Земле, а помогут нам в этом задачи. (4 слайд) ‒ У вас на столе конверт № 1, откройте его. Каждой группе даны непростые и очень важные задачи. Решив их вы узнаете факты о состоянии воздуха на Земле. (5 слайд) Задача 1. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 1,015 млдр автомобилей за год? (Решение. 365*20*1,015= 7409,5 (млрд кг) = 7409,5 (млн т)) (6 слайд) Задача 2. В разных странах на разовые салфетки, бумажные полотенца ежегодно расходуется 15 млн т бумаги. Из одного взрослого дерева производится 60 кг бумаги. Сколько уничтожается деревьев для изготовления салфеток? (Решение: 15 000 000 000 : 60=250 000 000 (деревьев)) (7 слайд) Задача 3. Вырубается 2,1 га леса в минуту. Сколько леса человек уничтожает за час? За сутки? За год? (Решение.1) 60∙2,1=126 (га) - леса за 1 час уничтожает человек 2) 126∙ 24=3024( га)-леса за сутки уничтожает человек 3) 3024 ∙ 365= 1 103 760 (га )-леса за год уничтожает человек) (8 слайд) Задача 4. В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если за 10 мин сгорает до 9 деревьев. 1) 120: 10 = 12 (раз) - 10 укладывается в 120 2) 12∙ 9=108 (деревьев) - погибнет от пожара через 2 часа) (Запомни! Стекло, оставленное в лесу, может стать причиной пожара. Почему?) ‒ Молодцы! Сейчас заполним таблицу. Пути решения проблемы загрязнения воздуха: 1. Переходить на экодвигатели. 2. Применять очистные фильтры по производству промышленности. 3. Сажать деревья. 4. Использовать древесный материал рационально. 5. Не разбрасывать мусор. ‒ А сейчас у нас с вами перерыв. Встаньте в круг. ‒ Взялись за руки, друзья, третий справа – это я. Слева пятым я стою. Руку держит друг мою. Посчитай-ка поскорей, Сколько встало в строй друзей? (Ответ: 7) ‒ Закройте глаза. (На фоне звучат звуки природы) Есть на свете дивный лес, ‒ Замечательно. Возвращаемся к рабочим местам. ‒ Скажите, как же остановить загрязнение почвы? На обсуждение полминуты. (Работа в группах. После обсуждения выслушиваем версии). - Давайте мы с вами проверим на сколько же вы были правы. Откройте конверт № 2. В нем карточки с примерами, каждому примеру соответствует геометрическая фигура, размещенная на доске. Вам нужно решить пример, поднять руку, выйти к доске и проверить ответ на соответствующей геометрической фигуре, решив правильно все примеры вы получите ответ на вопрос: «Как же остановить загрязнение почвы?». (9 слайд)Не забывайте, что задание на качество и на скорость. Если вы решите неверно пример или же выберите неверно соответствующую геометрическую фигуру, то не получите карточку с ответом на вопрос о загрязнении почвы. Ребята приступают к выполнению решения примеров. (10-11 слайд) 1. 23,56 · 0,1 = 2,356 – треугольник 2. 345,7 : 0,01 = 34570 – ромб 3. 8,7 – 1,3 · (29,04 : 4,8) = 0,835 – шар 4. 156,09 · 0,01 = 1,5609 – овал 5. 0, 008 : 0,1 = 0,08 – прямоугольный параллелепипед 6. 1,134 : (10 ‒ 7,2) · 1,2 = 0,486 – цилиндр. ‒ Молодцы! Заполняем таблицу. Пути решения проблемы загрязнения почвы: 1. Вывоз и утилизация всех видов отходов. 2. Не загрязнять почву ядохимикатами, так как ядохимикаты всасываются растениями, а человек употребляя их в пищу наносит вред своему здоровью. 3. Закрепление почвы посредством корневой системы растительности. ‒ Открываем последний конверт № 3 и ответим на последний вопрос: «Как сберечь воду от загрязнений?» (12 слайд) Решаем задачи. (13 слайд) Задача 1. Заводы выбрасывают отходы в водоемы. За один час в водоемы поступает 6000л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в водоемы за 1 сутки? (Решение. 6000∙24=144000(л)) (Решение. 144000:3000=48(дней)) (15 слайд) Задача 3.Каждый год в Мировой океан выбрасывается 8 тонн пластика и прочего мусора. Ученые подсчитали, что 88 % поверхности Мирового океана загрязнено. Сколько Мирового океана не загрязнено, если его площадь равна 361,9 млн ? (Решение: 1)100% –88% = 12% - не загрязнено 2) 361,9 · 0,12 = 43,428 (млн ) - не загрязнено) ‒ Замечательно! Заполним таблицу. Пути решения проблемы загрязнения воды: 1. Сбережение и более эффективное использование. 2. Очистка сточных вод. Прекращение сброса неочищенных сточных вод. 3. Разработка новых технологий обеспечивающих максимальную утилизацию и обеззараживание промышленных отходов. | Слушают учителя. Выполняют задания в группах Формулируют ответы, участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Выполняют физминутку. Слушают друг друга, излагают свою мысль. Выполняют решение примеров в группах, выходят к доске и выбирают геометрпическую фигуру. Слушают друг друга, доказывают свою точку зрения. Слушают учителя. Выполняют решение задач в группах. Слушают друг друга, излагают свою точку зрения. | Уметь выполнять действия с десятичными дробями, записывать проценты в виде десятичных дробей; знать и уметь применять на практике правило умножения и деления числа на 0,1; 0,01; 0,001. | Регулятивные – уметь работать по составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение; оценвать и корректировать свои действия в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные – уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Познавательные – уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); извлекать из математических текстов необходимую информацию; выполнять действия по правилу. |
III. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: ‒ зафиксировать содержание урока; ‒ организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует фиксирование содержания урока; Рефлексию, самооценку учебной деятельности | ‒ Удалось ли достигнуть поставленных целей? ‒ Чем занимались на уроке? ‒ Какое задание, на ваш взгляд, на уроке было самым трудным? Почему? ‒ Какое задание, на ваш взгляд, на уроке было самым интересным? Почему? ‒ Понравился вам урок в форме игры? Чем именно? ‒ Что нового вы сегодня узнали на уроке? ‒ Посмотрим на доску (таблицу), поставьте себе соответствующие оценки. ‒ Записываем домашнее задание: повторить п. 40 (стр. 236), составить, записать и решить экологическую задачу с применением темы «Проценты». Желающие могут подготовить доклад на тему "Профессия эколог". ‒ Урок закончу такими словами: Планету – дом свой берегите. Любовь к природе и своей свободе в своих поступках выразить спешите. ‒ Спасибо за урок. До свидания. (16 слайд) | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание. | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
В случае нехватки времени на уроке, конверт № 3 можно не использовать. Провести групповую беседу и сделать вывод по вопросу «Пути решения проблемы загрязнения воды».
Библиографический список
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. 3273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Учебный план МКОУ «Комсомольская ООШ» на 2016 – 2017 учебный год;
- Авторская программа Бурмистрова Т. А. к УМК Виленкина Н. Я., Жохова В. И. и др. Математика 5 – 6 классы.
Учебно-методические материалы:
- Ким Н.А. Справочник учителя математики/ авт. – сост. Н.А. Ким. – Волгоград : Учитель,2011. – 282 с. (с. 171 – 183)
- Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. (с. 140-146)
- Панишева О.В. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5 – 11 классы / авт. – сост. О.В. Панишева. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель., 2013 – 219 с. (с. 65)
- Электронные ресурсы : http://greenologia.ru, https://ru.wikipedia.org.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока алгебры в 9 классе по теме "Решение систем уравнений второй степени"
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цели урока:Обучения: ввести алгоритм решения систем уравнений второй степени, научить решать системы уравнений, содержа...
Проект урока географии в 8 классе по теме "Климатические пояса и типы климатов России"
Предлагается вашему вниманию проект вместе с технологической картой урока по географии в 8 классе, который был проведён 6 декабря 2013 года в день открытых дверей в МБОУ "Верх - Обская сош имени М. С....
Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин
О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия- серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...
План - проект урока в 8-ом классе по теме:"Олимпийские игры".
План урока, посвященного истории Олимпийских игр. Создан на основе материала учебника В.П.Кузовлева - Анггийский язык для 8-го класса....
План - проект урока в 8-ом классе по теме:"Олимпийские игры".
План урока, посвященного истории Олимпийских игр. Создан на основе материала учебника В.П.Кузовлева - Анггийский язык для 8-го класса....
Урок по теме: Бумага. Экология и математика. 5 класс.
Рассматривается из истории создании бумаги; ребята проводят исследовательскую работу, сколько бумаги тратит класс за месяц, полгода, год, сколько при этом нужно вырубить леса или деревьев. И самое гла...
Интегрированный урок математики и музыки по теме: Делители и кратные (математика 6 класс)
Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом....
- Мне нравится (1)
Комментарии
разделяю мнение автора на 100%
замечательный конспект!!!
Спасибо большое, Наталья
Спасибо большое, Наталья Сергеевна
В школе не любила математику,
В школе не любила математику, но благодаря такому подходу к уроку очень даже интересно получается!
Очень рада, что изменила ваше
Очень рада, что изменила ваше мнение. Спасибо