весёлая математика 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)

Пешкова Татьяна Владимировна

Изучение математики в 5-6 классах дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolaya_matematika_5kl.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Большая Поляна

Тербунского муниципального  района Липецкой области

Рассмотрена на

Методическом совете школы.

Протокол от  26.08.2019  №1

Принята

Педагогическим советом школы.

Протокол от  28.08.2019   №1

Утверждена

приказом директора школы от 01.09.2019  №117

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Веселая математика »

для 5 – 6 классов

Программу  составила

Пешкова            Татьяна        Владимировна,

учитель первой квалификационной категории

Ф.И.О., категория

2019

                                         

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Изучение математики в 5-6 классах дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  1. в личностном направлении:
  • умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • умение распознавать логически некорректные высказывания;
  • креативность мышления, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. 
  1. в метапредметном направлении:
  • первоначальное представление об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов;
  • умение находить в различных источниках информацию;
  • умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы) для интерпретации  и иллюстрации;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • распознание математической задачи в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;
  • умение составлять алгебраические модели реальных ситуаций.
  1. в предметном направлении:
  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь представление о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях, об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; иметь представление  о достоверных, невозможных и случайных событиях, о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах;
  • умение работать с математическим текстом; выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций.

     

Содержание курса внеурочной деятельности

5 класс

Натуральные числа 

Занимательная арифметика. История развития начальной математики. Недесятичные системы счисления. Числовые великаны и лилипуты. Старинная система мер. Удивительный мир чисел. Натуральные числа.

Текстовые задачи 

Текстовые задачи. Арифметические задачи. Занимательные задачи на проценты. Задачи на взвешивание. Звериный задачник. Решение занимательных задач. Задачи на переливание. Задачи на движение. Старинные задачи. Принцип Дирихле.

Измерения, приближения, оценки 

Время, часы. Календарь. История возникновения календаря. Математический КВН.

 Начальные понятия и  факты курса геометрии 

Простейшие геометрические фигуры. Пространство и размерность. Занимательные размещения и перестановки. Точки и ломаные. Задачи со спичками. Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве. Решение задач.

 6класс

Делимость чисел

 .Введение. Из истории интересных чисел.

Основные узловые моменты: знакомство с историей возникновения чисел.

Формы организации: теоретические

Интересные свойства чисел.

Основные узловые моменты: знакомство с интересными математическими закономерностями чисел.

Формы организации: теоретические и практические

 Новый знак деления.

Основные узловые моменты: узнают, что знаки деления обозначаются двоеточием и дробной чертой; вспоминают, как выделяется целая часть из неправильной дроби.

Формы организации: теоретические и практические

 

Признаки делимости.

Основные узловые моменты: показывают, что многое о числе можно узнать из его внешнего вида.  Используют  признаки делимости на  4; 7; 11,13

Формы организации: теоретические и практические

Алгоритм Евклида.

Основные узловые моменты: Знакомятся с алгоритмом Евклида, как один из способов нахождения наибольшего общего делителя (НОД) и наименьшего общего кратного (НОК); связь между ними и числами, для которых находят НОД и НОК.

Формы организации: теоретические и практические

 

 НОД, НОК и калькулятор.

Основные узловые моменты:  осуществляют перенос знаний и способов действия в новые ситуации; обобщают полученные результаты и делают выводы.

Формы организации: теоретические и практические

 

Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость.

Основные узловые моменты: знакомство с принципом Дирихле и применение  его при решении задач на делимость.

Формы организации: теоретические и практические

Некоторые приемы устных вычислений.  

Основные узловые моменты: знакомство с приемами устных вычислений, помогающие при решении задач.

Формы организации: теоретические и практические

Математические головоломки

Пифагорейский союз.

Основные узловые моменты: узнают, что число - это некоторый символ, определяющий многое в жизни человека.

Формы организации: теоретические и практические

Софизмы.

Основные узловые моменты: учатся строгости рассуждений и  более глубокому уяснению понятий и методов математики; разбор софизмов развивает логическое мышление, прививает навыки правильного мышления.

Формы организации: теоретические и практические

Числовые ребусы (криптограммы).

Основные узловые моменты:  применяют знания в нестандартной ситуации; развивают логическое мышление и терпение.

Формы организации: теоретические и практические

 Решение олимпиадных задач.

 Разбор заданий муниципального тура

Формы организации: теоретические и практические

Решение нестандартных задач

Как научиться решать задачи.

Основные узловые моменты: познакомить с  основными приемами работы над текстом задачи

Формы организации: теоретические и практические

Решение задач на совместную работу.

Основные узловые моменты: показать, что задачи на совместную работу тесно связаны с задачами на движение.

Формы организации: теоретические и практические

Решение задач на движение.

Основные узловые моменты: показать, как меняется суть задачи при наличии в ней слов: одновременно; в разное время; навстречу друг другу; в разные стороны.

Формы организации: теоретические и практические

Решение задач «обратным ходом».

Основные узловые моменты: рассмотреть графический способ решения задач.

Формы организации: теоретические и практические

Старинный способ решения задач на смешение веществ.

Основные узловые моменты: познакомить с  различными способами  решения задач

Формы организации: теоретические и практические

Прямая и обратная пропорциональности.

Основные узловые моменты: показать, какие из известных нам величин находятся в прямой или обратной зависимостях.

Формы организации: теоретические и практические

Золотое сечение

Основные узловые моменты помочь детям вывести понятие золотого сечения, показать связь математики с окружающим миром посредством самоанализа результатов практической работы

Формы организации: теоретические и практические

О правилах «фальшивых и гадательных».

Основные узловые моменты: рассмотреть традиционные и нестандартные способы решения задач

Формы организации: теоретические и практические

Как уравнять два выражения.

Основные узловые моменты: показать, каким образом можно уравнять правую и левую части математического высказывания.

Формы организации: теоретические и практические

 

Решение уравнений.

Основные узловые моменты: осуществляют перенос знаний и способов действия в новые ситуации, показать, что одно и то же уравнение можно решать различными методами.

Формы организации: теоретические и практические

Решение олимпиадных задач

Основные узловые моменты: Решение задач межшкольной олимпиады.  Математического праздника МГУ

Формы организации: теоретические и практические

Математическая викторина

Основные узловые моменты: в игровой форме обобщают материал, изученный в 6 классе.

Формы организации: теоретические и практические

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников, 
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ.  

   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы контроля:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Тематическое планирование  5 класс

№ урока.

Название раздела

Кол-во часов

1

Натуральные числа

12

2

Текстовые задачи

26

3

Измерения, приближения, оценки

8

4

Начальные понятия и  факты курса геометрии

14

5

Проектная деятельность

10

Тематическое планирование  6класс

№ урока.

Название раздела

Кол-во часов

1

Делимость чисел

22

2

Математические головоломки

12

3

Решение нестандартных задач

36

Календарно - тематическое планирование 5класс

№ урока.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

1-2.

Занимательная арифметика. История развития начальной математики

2 ч

1.09

1.09

3-4.

Недесятичные системы счисления

2 ч

8.09

8.09

5-6.

Числовые великаны и лилипуты

2 ч

15.09

15.09

7-8

Старинная система мер

2 ч

22.09

22.09

9-10

Текстовые задачи. Арифметические задачи

2 ч

29.09

29.09

11-12

Занимательные задачи на проценты

2 ч

6.10

6.10

13-14

Занимательные задачи на проценты

2 ч

13.10

13.10

15-16

Занимательные задачи на проценты

2 ч

20.10

20.10

17-18

Задачи на взвешивание.

2 ч

27.10

27.10

19-20

Задачи на взвешивание.

2 ч

10.11

10.11

21-22

Задачи на переливание

2 ч

17.11

17.11

23-24.

Время, часы.

2 ч

24.11

24.11

25-26

Календарь. История возникновения календаря.

2 ч

1.12

1.12

27-28.

Календарь. Решение задач

2 ч

8.12

8.12

29-30

Звериный задачник. Решение занимательных задач

2 ч

15.12

15.12

31-32

 Решение занимательных задач

2 ч

22.12

22.12

33-34.

Удивительный мир чисел. Натуральные числа.

2 ч

29.12

29.12

35-36

Удивительный мир чисел. Натуральные числа.

2 ч

19.01

37-38

Задачи на переливание. Задачи на движение.

2 ч

26.01

39-40

Старинные задачи.

2 ч

2.02

41-42

Старинные задачи.

2 ч

9.02

43-44

Принцип Дирихле. Старинные задачи.

2 ч

16.02

45-46

Простейшие геометрические фигуры.

2 часа

2.03

47-48

Пространство и размерность.

2 часа

9.03

49-50

Занимательные размещения и перестановки

2часа

16.03

51-52

Точки и ломаные

2 часа

23.03

53-54

Задачи со спичками.

2 часа

6.04

55-56

Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве

2 часа

13.04

57-58

Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве. Решение задач

2 часа

20.04

59-60

Математический КВН

2 часа

27.04

61-62

Что такое ученический научно-исследовательский проект?

2 часа

4.05

63-64

Проектная деятельность. Ученический проект.

2 часа

11.05

65-66

Проектная деятельность. Ученический проект.

2 часа

18.05

67-68

Защита проектов.

2

25.05

69-70

Защита проектов.

2

                                Календарно– тематический план 6 класс

№ п/п

                Тема занятий

Количество часов

Дата

План.

Факт.

1

Введение. Из истории интересных чисел

2

2.09

2.09

2

Интересные свойства чисел

2

9.09

9.09

3

 Новый знак деления

2

16.09

16.09

4

Признаки делимости

2

23.09

23.09

5

Признаки делимости

2

30.09

30.09

6

Алгоритм Евклида

2

7.10

7.10

7

Алгоритм Евклида

2

14.10

14.10

8

 НОД, НОК и калькулятор

2

21.10

21.10

9

НОД, НОК и калькулятор

2

28.10

28.10

10

Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость

2

11.11

11.11

11

Некоторые приемы устных вычислений

2

18.11

18.11

12

Пифагорейский союз

2

25.11

25.11

13

Софизмы

2

2.12

2.12

14

Числовые ребусы (криптограммы)

2

9.12

9.12

15

Числовые ребусы (криптограммы

2

16.12

16.12

16

Числовые ребусы (криптограммы

2

23.12

23.12

17

Решение олимпиадных задач

2

30.12

30.12

18

Как научиться решать задачи

2

13.01

19

 Решение задач на совместную работу

2

20.01

20

Решение задач на совместную работу

2

27.01

21

Решение задач на движение

2

3.02

22

Решение задач на движение

2

10.02

23

Решение задач «обратным ходом»

2

17.02

24

 Старинный способ решения задач на смешение веществ

2

24.02

25

Прямая и обратная пропорциональности

2

3.03

26

Прямая и обратная пропорциональности

2

10.03

27

Золотое сечение

2

17.03

28

Золотое сечение

2

24.03

29

Как уравнять два выражения

2

7.04

30

 Решение уравнений

2

14.04

31

Решение уравнений

2

21.04

32

Решение олимпиадных задач

2

28.04

33

Решение олимпиадных задач

2

5.05

34

Математическая викторина

2

12.05

35

Подведение итогов

2

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к внеклассному мероприятию по математике "Час весёлой математики"

Презентация создана для проведения внеклассного мероприятия в неделю математики. Целью данного мероприятия является привитие познавательного интереса к математике и развитие логического мышления....

«Час весёлой математики»- это общешкольное мероприятие, которое целесообразно провести , как финал декады математики в школе.

«Час весёлой математики»- это общешкольное мероприятие,которое целесообразно провести , как финал декады математики в школе.Мероприятие проводится в зале, оснащённом большим экраном , компьютероми мул...

Внеклассное мероприятие по математике "Клуб весёлых математиков"

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 - 9 классов в форме игры....

"Клуб весёлых математиков" для 6 - 8 классов

Данное меропиятие можно провести в рамках методического дня в школе или в рамках  проведения недели математики....

Внеклассное мероприятие математики в 5 классе. "Заседание клуба весёлых математиков"

В процессе подготовки игры учащиеся делятся на две команды. Затем учащиеся готовят костюмы, эмблемы, подарки друг другу и жюри.Команда «Числинки» -  цифры от 0 до 9 и капитан(11 человек).Команда ...

Викторина "Весёлая математика" (5-6 классы)

Вашему вниманию предлагается занимательная викторина по математике с целью проверки знаний учащихся по итогам 1 полугодия. В архиве идёт три файла( конспект мероприятия, презентация, минус-песня). Рек...

Методическая разработка урока по математике в 1 классе «Весёлая математика».

Предмет «Математика» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умени...