Урок математики в 5-м классе по теме "Среднее арифметическое"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Конспект урока по математике "Среднее арифметическое"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Среднее арифметическое" | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5-м классе по теме "Среднее арифметическое"
Цели:
- Образовательные: повторить понятие среднего арифметического, научиться применять правило при решении задач практического характера.
- Развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов; формировать правильную математическую речь.
- Воспитывающие: активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся; показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.
Оборудование: учебник математики автор Виленкин Н.Я, переносные доски, карточки с наводящими вопросами, картинки с изображением солнца, тучи, снегопада, плакат с экраном успеваемости(столбчатая диаграмма).проектор,газета «Отечество».
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
План урока:
1) Организационный момент.
2)Актуализация знаний.
3) Проверка домашнего задания.
4) Применение знаний и умений
5)Самостоятельная работа.
6) Итоги урока, рефлексия.
7)Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ребята. Послушайте, какая тишина.
Это в школе начались уроки.
Мы не будем время тратить зря.
И приступим все сейчас к работе.
2.Актуализация знаний учащихся.
Здравствуйте ребята. Сегодня урок я начну с задачки про Вовочку:
Однажды Вовочка захотел узнать расстояние от дома до школы. Он знал длину своего шага и решил сосчитать число шагов, которые он делает по дороге в школу.
Выйдя из дома, Вовочка начал считать шаги и у дверей школы остановился на числе 417. На обратном пути, из школы домой, он насчитал 431 шаг.
«Вроде бы ни дом, ни школа не сдвинулись с места, а стали дальше друг от друга на 14 шагов,- удивился Вова. На следующий день по дороге в школу насчитал 406 шагов, а на обратном пути - 426 шагов, тут он совсем растерялся. Поможем Вовочке, какое из чисел надо взять?
Ученики: надо найти среднее арифметическое этих чисел.
Учитель: а как?
Ученики: сложить эти четыре числа и разделить на 4 , на количество слагаемых, затем полученное число умножить на длину своего шага, таким образом, найдём расстояние от школы до дома.(417+431+406+426):4=420 –количество шагов(среднее арифметическое)
420*0,6=252(м)- расстояние от школы до дома.
Учитель: Молодцы, ребята, Вовочке мы помогли, а теперь сформулируйте тему урока и подумайте, чем мы будем заниматься на уроке.
Ученики: повторим понятие среднее арифметическое, будем решать задачи, примеры …
Учитель: Запишем тему урока Среднее арифметическое
На уроке будем рассматривать задачи с практическим содержанием.
3) Проверка домашнего задания
А сейчас послушаем, как справились с домашним заданием наши девочки. Они выполнили практическую работу, определили среднюю оценку по всем предметам и выяснили по какому же предмету мы лучше всех учимся.
Ученица1: Рассмотрим, как определили среднюю оценку по математике.
3 ученика имеют оценку 5: 5умножаем на 3 получаем 15 баллов
11 учеников имеют оценку 4: 4умножаем на11 получаем 44 балла
5 учеников имеют оценку 3: 3 умножаем на 5 получаем 15 баллов
Находим общее количество баллов 15+44+15=74. Затем разделим на количество учеников.
Учеников в классе 3+11+5=19 74:19=3,894… , Если округлим до десятых, то получим 3.9. Неплохой результат.
Ученица2: А я сложила оценки всех учеников, а затем разделила на количество учеников
(5+5+5+4+4+4+4+4+4+4+4+4+4+4+3+3+3+3+3):19=3,894
Таким способом мы вычислили среднюю оценку по всем предметам. Посмотрите на получившуюся диаграмму, сравните и сделайте вывод, по какому предмету мы учимся лучше всех, а по каким надо подтянуться.
Учитель: скажем спасибо девочкам, они выполнили роль статистов, статисты накапливают информацию, анализируют её, опираясь на математические знания, делают выводы, планируют конечный результат.
4)Применение знаний и умений
Мы с вами тоже выступим в роли статистов. Перед вами сообщение о ходе уборки урожая, и мы сейчас с вами проанализируем конкретную сводку.
Убрано зерновых(га) Урожай(ц)
СПК «Птицевод» - 70 1750
ООО «Колос» - 50 750
ООО «Изваильский» -60 1200
Какую дополнительную информацию мы можем получить? Посмотрите на первый столбик
Сколько гектаров всего убрано зерновых? 180га - вся площадь
Посмотрите на второй столбик.
Сколько всего центнеров зерна собрали? 3700 центнеров зерна - урожай, собранный со всей площади.
Имея эти данные, какой вопрос можно составить?
Сколько центнеров зерна с одного гектара собрали? 3700:180=20,55(ц/га)- средний показатель урожайности по району на данный день.
А теперь найдите урожайность для каждого сельхозобъединения и сравните со средним показателем урожайности по району.
1750:70=25(ц/га) – выше среднего показателя
750:50=15(ц/га) – ниже среднего показателя
1200:60=20(ц/га) - ниже среднего показателя
Молодцы, научились получать дополнительную информацию, поработав в роли статистов.
Урожай, к сожалению, не во всех районах высокий. И зарплата не всегда радует. А вот количество банков растёт. Наши мальчики мечтают стать сотрудниками в банке. Они нашли в интернете информацию о зарплате работников банка в одном из российских городов.
Ученики:
5 сотрудников по 400 долларов
20 сотрудников - 500 долларов
20 сотрудников - 900 долларов
25 сотрудников - 2000 долларов
20 сотрудников - 3000 долларов
10 сотрудников - 4000 долларов
Какую дополнительную информацию можем получить?
Сколько сотрудников в банке работает?100 сотрудников( охранники, техслужащие, кассиры, бухгалтеры, программисты, финансовые контролёры, начальники управлений…)
Сколько долларов вместе получают?
400*5+500*20+900*20+2000*25+3000*20+4000*10=
2000+10000+18000+50000+60000+40000=180000 долларов
Тогда средняя зарплата 180000: 100=1800долларов. А сколько это рублей?
Курс доллара 30*1800=54000 руб. Отличная зарплата. Сравните с зарплатой своих родителей и сделайте для себя вывод. Чтоб стать работником банка нужно хорошо учиться, затем поступить в престижный университет, поработать 2-3года, чтоб иметь стаж, и лишь затем попытаться устроиться в банк.
Учитель: Молодцы, пусть ваша мечта сбудется.
5) Самостоятельная работа
А сейчас нас ждёт самостоятельная работа, будем решать задачи из учебника.
Те, кто ещё неуверен в своих силах, решают вместе с учителем №1550 стр. 235 решение задачи у доски с полным разбором; №1500 стр.227попытаетесь решить самостоятельно.
А те, кто уверен в своих силах, решают №1509 стр228, №1515стр229 самостоятельно, в случае возникновения вопросов, будут даны листочки с подсказками (наводящие вопросы). Все задания проверим и оценим работу в конце урока.
№1550 (ученик у доски решает с помощью учителя)
1) 250*12=3000(г) - масса 12 плодов.
2)330*10=3300(г) – масса 10 плодов.
3) 210*8=1680(г) – масса 8 плодов.
4)3000+3300+1680=7980(г) – масса всех плодов.
5) 12+10+8=30 плодов.
6) 7980:30=266(г) – средняя масса одного плода.
Ответ. 266г.
№1500(решают самостоятельно)
1) 87+113=200(га) - вся площадь.
2) 10450+14980 =25430(ц) картофеля всего собрано
3) 25430:200=127,15(ц/га)- средняя урожайность картофеля.
Ответ: 127, 15ц/га
№1509
1) 30*2=60 – сумма двух чисел
2)1,5х+х=60
2,5х=60
х=60:2,5
х=24
24-первое число
3) 60-24=36 – второе число
Ответ: 24, 36.
№1515
1) 0,4*2=0,8(м) – расстояние между двумя столбами.
2) 30-1=29 промежутков между столбами.
3)29*0,8=23,2(м) – длина моста.
Ответ: 23,2м.
После проверки выставляют оценки.
6) Итог урока. Рефлексия.
Поработали ребята?
Оцените результат.
Сам себе поставь оценку:
Солнце, тучка, снегопад.
Солнышко – опять доволен.
Тучка – я чуть – чуть расстроен.
Снегопад - ну не беда, - так бывает иногда.
Молодцы, у всех хорошее настроение.
7)Домашнее задание.
1)№152 стр. 230 (для всех)
2)Рассчитать средний доход семьи (сколько денег приходится на одного члена семьи) и сравните с минимальным прожиточным уровнем (сумма денег, рассчитанная на одного человека, необходимая на приобретение самого необходимого: продукты питания, лекарства, вещи первой необходимости), сделайте вывод.
3)№1529 (на «5»)
Спасибо за урок.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20 города Йошкар-Олы»
Открытый урок по теме
«Среднее арифметическое»
5 класс
Автор - составитель Бессолицына (Погадаева) Роза Петровна учитель математики
г. Йошкар-Ола-2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»
В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...
Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....
урок по алгебре в 8 классе на тему: "арифметический квадратный корень"
имеется план-конспект к уроку презентация к уроку, раздаточный материал...
Открытый урок по алгебре в 9 классе Формула суммы арифметической прогрессии
Конспект урока с презентацией, урок изучения нового материала...
конспект урока по алгебре в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия"
первый урок по теме арифметическая прогрессия, введение формулы общего члена и свойства арифметической прогресси...
открытый урок по алгебре в 8 классе по теме "Арифметический квадратный корень"
Открытый урок по алгебре в 8 классе по теме "Арифметический квадратный корень". Первый урок в теме, структура урока соответствует уроку данного вида. На уроке использовался исторический мате...
Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...