Открытый урок для 6-х классов по теме "Действия с десятичными дробями"
учебно-методический материал по математике (6 класс)
Комплект материалов для открытого урока.
Состоиз из:
- рабочего листа;
- презентации;
- материалов для повторения темы.
Учитель математики ГБОУ №230 с углубленным изучением химии и биологии Ваганова Г. В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_i_obobshchenie_temy.docx | 132.81 КБ |
rabochiy_list.docx | 111.47 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Повторение и обобщение темы «Действия с десятичными дробями»
Открытый урок в 6 «А» классе,
2015 – 2016 учебный год.
Учитель математики ГБОУ СОШ № 230
с углубленным изучением химии и биологии Ваганова Г. В.
Цели:
- Обобщить и систематизировать теоретический материал; проверить уровень усвоения материала в процессе решения задач; закрепить навыки выполнения арифметических действий с десятичными дробями, сравнения десятичных дробей, продолжить работу по формированию умений решать уравнения, текстовые задачи, логические задачи;
- Развивать познавательный интерес, интеллект учащихся, инициативу каждого ученика, сообразительность, творческие возможности каждого ребенка, аналитическое мышление, эрудицию, память, внимание, умение анализировать, делать выводы, умение самостоятельно пополнять свои знания, вычислительные навыки;
- Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность мышления, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу, уверенность в собственных силах, интерес к математике через использование нестандартных форм обучения, познавательную активность, стремление к постоянному совершенствованию своих знаний.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Формирование умений и навыков.
Сегодня мы совершим путешествие на планету Математика и Фантазия, население которой составляют дробные числа. В путешествие отправляется весь класс – экипаж ракеты.
Следить за путешествием будет Центр управления полетом в моем лице. Я буду давать задания экипажу и следить, чтобы все члены экипажа принимали участие в работе. Мы побываем в Волшебном саду и музее Истории дробей, наш путь будет лежать через Озеро неизвестности и Водопад приближений. Мы увидим Город законов и Дворец Смекалки. В дороге нам помогут строки стихотворения:
«Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Никогда не давись легко
Достижения людям.»
- Операция «Компьютер»
Прежде чем отправиться в путешествие, необходимо проверить «блок памяти» бортового компьютера и исправить неполадки (ошибки в вычислениях).
- Восстановите запятые в примерах:
а) 32 + 18 = 5;
б) 3 + 108 = 408;
в) 42 + 17 = 212;
г) 736 – 336 = 4
д) 63 – 27 = 603
е) 57 – 4 = 17
Задание на рабочих листах.
Взаимопроверка. Ответы высвечиваются на экране.
- Найдите ошибку и запишите правильное решение:
Исправив «неполадки», проконтролируйте работу компьютера.
Устно:
а) Найдите значение выражения 198 : х, если х = 100;
б) Упростите выражение: 1,8а – 0,2а + а;
в) Найдите произведение чисел 2,4 и 3;
г) Делитель 8, частное 1,2, найдите делимое;
д) Представьте в виде десятичной дроби;
е) Найдите значение выражения 12,378у, если у = 1000;
- Ракета
Экипаж должен путешествовать в ракете. Чтобы в нее попасть, надо преодолеть по 8 ступенек с каждой стороны.
Задание – на рабочем листе. Выполняется по вариантам. По очереди выходят к доске и записывают ответ.
- Волшебный сад
Поздравляю, вы прилетели на планету М. и Ф. и приземлились в Волшебном саду. Вам нужно сорвать по лепестку с цветов и ответить на содержащийся там вопрос (устно).
- Как разделить десятичную дробь на 1000?
- На сколько разрядов и в какую сторону перемещается запятая при умножении на 10, 100,
1 000 000?
- В десятичной дроби запятую перенесли на 5 разрядов влево. Уменьшится или увеличится десятичная дробь и во сколько раз?
- В десятичной дроби запятую перенесли на 4 разряда вправо. Как изменилась дробь?
- Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01 и т.д.
- Озеро неизвестности
Продолжаем наш путь (На экране – слайд)
В Озере неизвестности плавают «рыбы-уравнения». Их нужно «поймать», т.е. решить.
- 5х + 3х – 1,3 = 1,1;
- (х + 0,3) : 7 = 0,2;
- 17 ∙ (0,6 – х) = 3,4;
- Х : 7 – 0,3 = 0,4;
- 57,3 – 11х = 18,14;
- 4,36 - 5,28 : х = 1,36;
- 10х + 3,72 = 5,69.
По одному человеку у доски, остальные в тетрадях.
Лепестки с вопросами в Волшебном саду и рыбы в Озере неизвестности прикрепить к доске магнитами или скотчем.
- Музей истории дробей.
Благополучно переплыв Озеро неизвестности, мы подошли к Музею истории дробей. Войдем тута и узнаем много интересного о происхождении дробей.
С незапамятных времен при дележе добычи охотники имели дело с долями целого. Трудно было обходиться без дробей и при измерении величин.
Древние египтяне использовали единичные дроби ; и т.д., т.е. дроби, числители которых равны 1.
Все вычисления с дробными числами производились с помощью этих единичных дробей, что было очень сложно. Поэтому их могли выполнять только специально обученные писцы.
Современная форма записи обыкновенных дробей стала применяться лишь в XVIII веке. Первым дробную черту стал применять арабский ученый ал-Халар.
В Европе дробную черту для записи обыкновенных дробей использовал итальянский математик Леонардо Пизанский, названный также Фибоначчи (т.е. сын Боначчи).
Долгое время действия с дробными числами считались по праву очень сложными. Недаром у немцев сохранилось выражение «попасть в дробь», что означает «попасть в тупик, трудное положение». Даже еще в XVIII веке овладение действиями с дробными числами, которые иногда назывались ломаными числами, считалось очень трудным делом. Поэтому математики искали другие формы записи дробных чисел, которые позволяли бы упростить действия с ними. Такой формой оказалась десятичная запись дробных чисел.
Списал правила действий над десятичными дробями среднеазиатский математик и астроном Гиясэддин ал-Каши в своей книге «Ключ к арифметике» в 1427 г. Только через 150 лет фламандский инженер и математик Симон Стевин открыл заново десятичные дроби и описал правила действий над ними. Запятую просле целой части десятичной дроби предложил ставить немецкий математик И. Кеплер (1571-1630).
- Город Законов
А теперь посетим один из важнейших городов планеты М. и Ф. город Законов.
Найди значение выражений, используя Р.З.У.
- 3,6 ∙ 23 + 3,6 ∙ 77;
- 2,07 ∙ 17 + 1,36 ∙ 17 – 2,43 ∙ 17;
- 12,83 ∙ 356 + 644 ∙ 12,83;
- 0,271 ∙ 56 + 0,271 ∙ 33 – 0,271 ∙ 79.
- Водопад Приближений.
Следующий пункт нашего путешествия – великолепный водопад планеты – водопад Приближений.
Чтобы благополучно пройти водопад требуется выполнить следующие задания:
- Выполните умножение и округлите ответ до тысячных: 0,00203 ∙ 118;
- Выполните деление и ответ округлите до десятых: 410,522: 49;
- Дворец Смекалки.
И, наконец, конечный и главный пункт нашего путешествия – Дворец Ее Величества – Смекалки.
Нужно решить следующие задачи:
- Какой знак надо поставить между двумя пятерками, чтобы получилось число, большее 5, но меньше 6?
- Сливки составляют 0,1 массы молока, а сливочное масло составляет 0,3 массы сливок. Сколько сливочного масла можно получить из 15 кг молока?
а) 15 ∙ 0,1 = 1,5 (кг) сливок
б) 0,3 ∙ 1,5 = 0,45 (кг) = 450 (г) масла
Молодцы, ребята! Путешествие окончено. Возвращаемся домой.
Задание на дом: обязательные результаты обучения; стр. 102-103: №№ 6, 7, 10, 13, 19, 21
Итоги урока: отметить тех членов экипажа, кто работал лучше всех. Поставить оценки.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
1.
1 вариант 2 вариант
2. Найдите значение выражения, используя распределительный закон умножения: 1) 3,6 ∙ 23 + 3,6 ∙ 77;
2) 2,07 ∙ 17 + 1,36 ∙ 17 – 2,43 ∙ 17;
3) 12,83 ∙ 356 + 644 ∙ 12,83;
4) 0,271 ∙ 56 + 0,271 ∙ 33 – 0,271 ∙ 79.
3. Выполните умножение и округлите ответ до тысячных: 0,00203 ∙ 118.
Выполните деление и округлите результат до десятых: 410,522 : 49.
4. Решите задачу: Сливки составляют 0,1 массы молока, а сливочное масло составляет 0,3 массы сливок. Сколько сливочного масла можно получить из 15 кг молока?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Операция "Компьютер" 1. Восстановите запятые в примерах: а) 32 + 18 = 5; б) 3 + 108 = 408; в) 42 + 17 = 212; г) 736 – 336 = 4; д) 63 – 27 = 603; е) 57 – 4 = 17. а) 3,2 + 1,8 = 5; б) 3 + 1,08 = 4,08; в) 4,2 + 17 = 21,2; г) 7,36 – 3,36 = 4; д) 63 – 2,7 = 60,3; е) 5,7 – 4 = 1,7.
2. Найдите ошибку и запишите правильное решение: а) 1,083 ; × 5 ¯¯¯¯¯¯¯¯ 5415 б) 2,3 : 4 = 5,75; в) 0,12 : 8 = 0,15; г) 20,15 : 5 = 4,3. а) 1,083*5=5,415 б) 2,3 : 4 = 5,575; в) 0,12 : 8 = 0,015; г) 20,15 : 5 = 4,03.
а) Найдите значение выражения 198 : х, если х = 100; б) упростите выражение 1,8а – 0,2а + а; в) найдите произведение чисел 2,4 и 3; г) делитель 8, частное 1,2, найдите делимое; д) представьте в виде десятичной дроби 2 /5 ; е) найдите значение выражения 12,378у, если у = 100. Исправив «неполадки», проконтролируйте работу компьютера (устно)
Ответ: а) 1,98 б) 2,6а в) 7,2 г) 9,6 д) 0,4 е) 1237,8у
*5 - 40,7 - 71,7 *5,2 *10 + 3,5 + 7,8 : 5 : 9 - 0,27 * 29 5,02 – 3,89 + 2,07 : 34 120,21 – 37,59 2. Ракета
3. Волшебный сад
4. Озеро неизвестности
5. Музей истории дробей Иоганн Кеплер Леонардо Пизанский (Фибоначчи) Симон Стевин
6. Город Законов 1 ) 3,6 * 23 + 3,6 * 77 ; 2) 2,07 * 17 + 1,36 * 17 – 2,43 * 17 ; 3) 12,83 * 356 + 644 * 12,83; 4) 0,271 * 56 + 0,271 * 33 – 0,271 * 79; 1 ) 3,6 * (23 + 37) = 3,6 * 100= 360; 2)17 * (2,07 + 1,36 – 2,43) =17 * 1 = 17; 3) 12,83 * (356 + 644) = 12,83 * 1000 = 12830; 4) 0,271 * (56 + 33 – 79)=0,271 * 10 = 2,71 ;
7. Водопад приближений Чтобы благополучно пройти водопад, требуется выполнить следующие задания: Выполните умножение и округлите ответ до тысячных: 0,00203 * 118; 2) Выполните деление и округлите результат до десятых: 410,522 :49
8. Дворец Смекалки Нужно решить следующие задачи: Какой знак надо поставить между двумя пятерками, чтобы получилось число, больше 5, но меньше 6? 2) Сливки составляют 0,1 массы молока, а сливочное масло составляет 0,3 массы сливок. Сколько сливочного масла можно получить из 15 кг молока?
« Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» Ян Амос Коменский (1592 – 1670), Чешский педагог - гуманист, писатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока математики в 5 классе (2 часа) "Умножение десятичной дроби на десятичную дробь".
Конспект урока с презентацией....
разработка урока математики в 5 классе (2 часа) "Умножение десятичной дроби на десятичную дробь".
Конспект урока с презентацией....
Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"
Целью урока является открытие алгоритма деления на десятичную дробь и применение его при решении учебных задач.Для проведения урока необходимо иметь мультимедийный проектор, компьютер и экран.Учитель ...
ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ в 5 классе по теме: "УМНОЖЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 127.(практический отчет по теме самообразования: "Формирование УУД на уроках математики")15.03.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Умножение дес...
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: Умножение десятичных дробей. Презентация к уроку: Умножение десятичных дробей
Особенности урока: урок — путешествие, прослеживается межпредметная связь с географией, экологией; практическая направленность заданий, показывает, где могут пригодиться знания математики; подоб...
Разработка открытого урока математики в 5 классе по теме «Умножение десятичной дроби на натуральное число».
Тема урока«Умножение десятичных дробей на натуральные числа»Тип урока: Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельностиЦель урока:Изучить на у...
Открытый урок (групповые технологии) 6 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей " 2021 год.
Открытый урок (групповые технологии) 6 класс "Сложение и вычитание десятичных дробей "...