В лабиринтах математики
рабочая программа по математике (9 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога дополнительного образования
«В лабиринтах математики»
Естественнонаучная направленность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_v_labirintah_matematiki_podgotovka_k_oge.docx | 42.05 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога дополнительного образования
«В лабиринтах математики»
Естественнонаучная направленность
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №
от «___» ______ 202_ г.
Пояснительная записка
Программа курса «В лабиринтах математики» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике; Положения о рабочей программе дополнительного образования МБОУ«СОШ №»
Режим занятий.: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, всего 78 часов, в течение года.
Программа рассчитана на учащихся 14-16 лет
Срок реализации программы - 1 учебный год
Кружок в "Лабиринтах математики"предназначен для повышения эффективности подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ по математике, позволит систематизировать и углубить знания учащихся по различным разделам курса математики основной школы (арифметике, алгебре, статистике, теории вероятностей и геометрии).
Цель : совершенствовать математическую культуру и творческие способности обучающихся, подготовить обучающихся к успешной сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС ООО.
Задачи :
- повторить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в 5-8 и 9 классах;
- развить способность самоконтроля: времени, поиска ошибок в планируемых проблемных заданиях;
- сформировать спокойное, уравновешенное отношение к экзамену;
- вести планомерную подготовку к экзамену;
- закрепить математические знания, которые пригодятся в обычной жизни и при продолжении образования.
Направленность программы – естественнонаучная. Программа имеет практико– ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приемов и способов деятельности.
Формы организации деятельности обучающихся:
- Групповые;
- Индивидуально - групповые;
- Компьютерные практикумы ( дома )
Проверка результатов проходит в форме:
-тестирования
Особенность программы
- Комплексное изучение теоретического материала.
- Проработка типовых задач ОГЭ.
- Проведение систематического контроля знаний.
- Освоение эффективных стратегий прохождения экзамена.
- Развитие математической логики для успешного решения задач.
- Обучение грамотному планированию времени при написании ОГЭ
Планируемые результаты
- Решать все задачи 1-й части ОГЭ.
- Выполнять более 50 % задач 2-й части ОГЭ.
- Оформлять развёрнутое решение задач 2-й части ОГЭ.
- Грамотно распределять время на экзамене.
- Математически моделировать ситуацию.
- Вырабатывать стратегию решения любых задач.
Формирование навыков поиска математического метода, алгоритма и поиска решения задачи в структуре задач ОГЭ;
Формирование навыка решения определенных типов задач в структуре задач ОГЭ;
уметь работать с таблицами, со схемами, с текстовыми данными;
уметь преобразовывать знаки и символы в доказательствах и применяемых методах для решения образовательных задач;
приводить в систему, сопоставлять, обобщать и анализировать информационные компоненты математического характера и уметь применять законы и правила для решения конкретных задач;
выделять главную и избыточную информацию, производить смысловое сжатие математических фактов, совокупности методов и способов решения;
уметь представлять в словесной форме, используя схемы и различные таблицы, графики и диаграммы, карты понятий и кластеры, основные идеи и план решения математической задачи;
Регулятивные УУД определять собственные проблемы и причины их возникновения при работе с математическими объектами;
формулировать собственные версии/применять уже известные формы и методы решения мат. проблемы, формулировать предположения и строить гипотезы относительно рассматриваемого объекта и предвосхищать результаты своей учебно-познавательной деятельности;
определять пути достижения целей и взвешивать возможности разрешения определенных учебно-познавательных задач в соответствии с определенными критериями и задачами;
выстраивать собственное образовательное подпространство для разрешения определенного круга задач;
самостоятельно выбирать среди предложенных ресурсов наиболее эффективные и значимые при работе с определенной математической моделью;
уметь составлять план разрешения определенного круга задач, используя различные схемы, ресурсы построения диаграмм, ментальных карт;
уметь планировать свой образовательный маршрут, корректировать и вносить определенные изменения, влияющие на конечный продукт учебно-познавательной деятельности;
умение качественно соотносить свои действия с предвкушаемым итогом учебно-познавательной деятельности посредством контроля и планирования учебного процесса в соответствии с изменяющимися ситуациями и применяемыми средствами и формами организации сотрудничества, а также индивидуальной работы на уроке;
Познавательные УУД умение определять основополагающее понятие и производить логико-структурный анализ, определять основные признаки и свойства с помощью соответствующих средств и инструментов;
умение проводить классификацию объектов на основе критериев, выделять основное на фоне второстепенных данных;
умение проводить логическое рассуждение в направлении от общих закономерностей изучаемой задачи до частных рассмотрений; умение строить логические рассуждения на основе системных сравнений основных компонентов изучаемого математического раздела или модели, понятия или классов, выделяя определенные существенные признаки или критерии;
умение выявлять, строить закономерность, связность, логичность соответствующих цепочек рассуждений при работе с математическими задачами, уметь подробно и сжато представлять детализацию основных компонентов при доказательстве понятий и соотношений на математическом языке;
умение организовывать поиск и выявлять причины возникающих процессов, явлений, наиболее вероятные факторы, по которым математические модели и объекты ведут себя по определенным логическим законам, уметь приводить причинно-следственный анализ понятий, суждений и математических законов;
умение переводить текстовую структурно-смысловую составляющую математической задачи на язык графического отображения - составления математической модели, сохраняющей основные свойства и характеристики;
умение задавать план решения задачи, реализовывать алгоритм действий как пошаговой инструкции для разрешения учебно-познавательной задачи; умение строить доказательство методом от противного; умение работать с проблемной ситуацией, осуществлять образовательный процесс посредством поиска методов и способов разрешения задачи, определять границы своего образовательного пространства; уметь ориентироваться в тексте, выявлять главное условие задачи
Коммуникативные УУД умение работать в команде, формирование навыков сотрудничества и учебного взаимодействия в условиях командной игры или иной формы взаимодействия;
умение распределять роли и задачи в рамках занятия, формируя также навыки организаторского характера;
умение оценивать правильность собственных действий, а также деятельности других участников команды;
корректно, в рамках задач коммуникации, формулировать и отстаивать взгляды, аргументировать доводы, выводы, выдвигать контаргументы, необходимые для выявления ситуации успеха в решении той или иной математической задачи;
уметь строить математические модели с помощью соответствующего ПО, уметь грамотно и четко, согласно правилам оформления КИМ-а ОГЭ заносить полученные результаты - ответы.
ПРОГРАММА КУРСА
- Преобразование численных и буквенных выражений
Повторение и закрепление правил работы с дробями, степенями и корнями, формул сокращённого умножения, умения сравнивать действительные числа и работать с координатной прямой.
- Уравнения и неравенства
Алгоритмы нахождения корней линейных и квадратных уравнений и их систем и сводящихся к ним. Умение решать текстовые задачи на составление уравнения на движение, работу и смеси. Алгоритмы решения линейных и квадратичных неравенств и умение корректно записывать решение в виде промежутков.
- Исследование функций и построений графиков
Умение строить графики элементарных функций: прямая, парабола, гипербола. Использование графиков для нахождения количества корней уравнения (самая сложная задача по алгебре).
- Простейшая геометрия
Свойства прямых и углов, треугольников и четырёхугольников. Окружности и комбинации других фигур с ней. Подобие и площади фигур. Точное знание формулировок определений, аксиом и теорем. Геометрия в жизни. Тригонометрия.
- Комбинированные задачи по геометрии
Текстовые задачи на расчёт, требующие развёрнутых обоснований по получению ответа. Задачи на развёрнутое доказательство
- Работа с данными
Умение работать с данными в виде таблиц, графиков, диаграмм. Задачи на проценты, вероятность и прогрессии (в этих заданиях часто ошибаются по невнимательности – этот раздел требует большой практики).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов ,тем | Всего часов | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1 | Преобразование численных и буквенных выражений | 10 | ||
Алгебраические выражения. | 4 | 1 | 3 | |
Степенные выражения. | 2 | 2 | ||
Иррациональные выражения | 4 | 1 | 3 | |
2 | Уравнения и неравенства | 20 | ||
Линейные уравнения и их системы. | 2 | 1 | 1 | |
Дробно-рациональные уравнения. | 4 | 1 | 3 | |
Квадратные уравнения. Системы уравнений. | 2 | 1 | 1 | |
Линейные неравенства и их системы | 4 | 1 | 3 | |
Дробно-рациональные неравенства. | 4 | 1 | 3 | |
Квадратные неравенства. Системы неравенств. | 4 | 1 | 3 | |
3 | Исследование функций и построений графиков | 6 | ||
Линейная функция. | 2 | 2 | ||
Квадратичная функция. | 4 | 1 | 3 | |
4 | Простейшая геометрия | 20 | ||
Геометрические фигуры, их свойства. Измерение геометрических величин. Начальные понятия геометрии. Движение на плоскости. | 2 | 1 | 1 | |
Треугольник: виды, свойства, формулы. Опорные таблицы. | 4 | 1 | 3 | |
Треугольник: решение, подобные треугольники. Теоремы косинусов и синусов. Система самопроверки. | 4 | 1 | 3 | |
Многоугольники. Свойства многоугольников. Вычисление площадей многоугольников. | 4 | 1 | 3 | |
Окружность и круг. | 4 | 1 | 3 | |
Тренировочное тестирование | 2 | 2 | ||
5 | Комбинированные задачи по геометрии | 12 | ||
Текстовые задачи на расчёт, требующие развёрнутых обоснований по получению ответа. | 4 | 2 | 2 | |
Решение задач повышенной сложности по геометрии | 4 | 2 | 2 | |
Задачи на развёрнутое доказательство | 4 | 2 | 2 | |
6 | Работа с данными | 10 | ||
Задачи на проценты | 2 | 1 | 1 | |
Теория вероятностей и комбинаторика. Решение задач | 2 | 1 | 1 | |
Арифметическая и геометрическая прогрессии. | 2 | 1 | 1 | |
Тренировочное тестирование | 4 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата (1гр) | Факт | Дата (2гр) | Факт |
Преобразование численных и буквенных выражений | 10 | |||||
1 | Алгебраические выражения. | 02.09 | 07.09 | |||
2 | Алгебраические выражения. | 10.09 | 14.09 | |||
3 | Степенные выражения. | 17.09 | 21.09 | |||
4 | Иррациональные выражения | 24.09 | 28.09 | |||
5 | Иррациональные выражения | 1.10 | 05.10 | |||
Уравнения и неравенства | 20 | |||||
6 | Линейные уравнения и их системы. | 08.10 | 12.10 | |||
7 | Дробно-рациональные уравнения. | 15.10 | 19.10 | |||
8 | Дробно-рациональные уравнения. | 22.10 | 26.10 | |||
9 | Квадратные уравнения. Системы уравнений. | 29.10 | 02.11 | |||
10 | Линейные неравенства и их системы | 05.11 | 09.11 | |||
11 | Линейные неравенства и их системы | 12.11 | 16.11 | |||
12 | Дробно-рациональные неравенства. | 19.11 | 23.11 | |||
13 | Дробно-рациональные неравенства. | 26.11 | 30.11 | |||
14 | Квадратные неравенства. Системы неравенств. | 03.12 | 7.12 | |||
15 | Квадратные неравенства. Системы неравенств. | 10.12 | 14.12 | |||
Исследование функций и построений графиков | 6 | |||||
16 | Линейная функция. | 17.12 | 21.12 | |||
17 | Квадратичная функция. | 24.12 | 28.12 | |||
18 | Квадратичная функция. | 31.12 | 04.01 | |||
Простейшая геометрия | 20 | |||||
19 | Геометрические фигуры, их свойства. Измерение геометрических величин. | 07.01 | 11.01 | |||
20 | Треугольник: виды, свойства, формулы. Опорные таблицы. | 14.01 | 18.01 | |||
21 | Треугольник: виды, свойства, формулы. | 21.01 | 25.01 | |||
22 | Треугольник: решение, подобные треугольники. Теоремы косинусов и синусов. Система самопроверки. | 28.01 | 01.02 | |||
23 | Треугольник: решение, подобные треугольники. Теоремы косинусов и синусов. Система самопроверки. | 04.02 | 08.02 | |||
24 | Многоугольники. Свойства многоугольников. Вычисление площадей многоугольников. | 11.02 | 15.02 | |||
25 | Многоугольники. Свойства многоугольников. Вычисление площадей многоугольников. | 18.02 | 22.02 | |||
26 | Окружность и круг. | 25.02 | 01.03 | |||
27 | Окружность и круг | 04.03 | 08.03 | |||
28 | Тренировочное тестирование | 11.03 | 15.03 | |||
Комбинированные задачи по геометрии | 12 | |||||
29 | Текстовые задачи на расчёт, требующие развёрнутых обоснований по получению ответа. | 18.03 | 2.03 | |||
30 | Текстовые задачи на расчёт, требующие развёрнутых обоснований по получению ответа. | 25.03 | 29.03 | |||
31 | Решение задач повышенной сложности по геометрии | 01.04 | 05.04 | |||
32 | Решение задач повышенной сложности по геометрии | 08.04 | 12.04 | |||
33 | Задачи на развёрнутое доказательство | 15.04 | 19.04 | |||
34 | Задачи на развёрнутое доказательство | 22.04 | 26.04 | |||
Работа с данными | 10 | |||||
35 | Задачи на проценты | 29.04 | 03.05 | |||
36 | Теория вероятностей и комбинаторика. Решение задач | 06.05 | 10.05 | |||
37 | Арифметическая и геометрическая прогрессии. | 13.05 | 17.05 | |||
38 | Тренировочное тестирование | 20.05 | 24.05 | |||
39 | Тренировочное тестирование | 27.05 | 31.05 |
Лист корректировки рабочей программы
Учебный период | Кол-во часов | № по КТП не проведенного урока | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | |
По плану | По факту | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Лабиринты математики" в 5 классе
Внеклассное мероприятие в 5 классе...
Внеклассное мероприятие по математике "Лабиринты математики" в 5 классе
Внеклассное мероприятие "Лабиринты математики" в 5 классе...
Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"
Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...
Рабочая программа элективного курса "В лабиринте математики"
Элективный курс «В лабиринтах математики» адресован учащимся 9 класса и посвящен теоретическим и практическим вопросам математики, той математики, скоторой школьники не встречаются на урок...
"ПО ЛАБИРИНТАМ МАТЕМАТИКИ" (УРОК-ИГРА ДЛЯ 5-6 КЛАССА)
Разработка урока-игры по математике "ПО ЛАБИРИНТАМ МАТЕМАТИКИ" (УРОК-ИГРА ДЛЯ 5-6 КЛАССА)...
Программа курса "В лабиринтах математики", 10 класс
laquo;В лабиринтах математики»- предметный курс, дополняющий и расширяющий содержание как базового, так и профильного уровня. Курс содержит темы «Текстовые задачи», «Планиметр...
Программа курса "В лабиринтах математики", 11 класс
laquo;В лабиринтах математики»- предметный курс, дополняющий и расширяющий содержание как базового, так и профильного уровня. Курс содержит темы «Модуль», «Задачи с экономичес...