Программа кружка "Занимательная математика"
методическая разработка по математике (6 класс)
Курс внеурочной деятельности предназначен для 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_6_klass_fgos.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Ярковская СОШ
«Согласовано» Зам. директора по ВР Якушенко Т.А.___________ « » сентября 2018г | «Утверждаю» директор МКОУ ЯСОШ __________ Альбах Е.А.. « » сентября 2018г |
Рабочая программа кружка «Занимательная математика»
(общеинтеллектуальное направление)
6 класс (ФГОС)
Учитель математики высшей
квалификационной категории
Якушенко Татьяна Андреевна
2018 -2019 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является непосредственным продолжением программы по математике для 6 класса. Данная программа направлена на формирование умений применять полученные знания и умения в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни, так же на развитие пространственных геометрических и вероятностных представлений. Внеурочной деятельность будет осуществлять в форме кружковых занятий.
Направленность программы – естественнонаучная.
Уровень – ознакомительный.
Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий для увлечённых математикой детей. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Кружковое занятия организуются для всех учащихся, желающих интересно провести досуговое время.
Ппрограмма создаёт условия для успешной реализации одной из важнейших целей - подготовка учащихся к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Поэтому одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Реализация данной программы способствует достижению этой задачи. Это позволяет за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования школьников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Обучающимся предоставляется возможность выбора индивидуальной траектории развития познавательных способностей и самореализации.
Программа нацелена на формирование и развитие в школе основных видов компетентностей: информационная, социальная и коммуникативная компетентность.
Основная цель программы – формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов. Данная программа должна:
-научить получать знания (учить учиться);
-научить работать и зарабатывать (учение для труда);
-научить жить (учение для бытия);
-научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимый источник информации, находить необходимые источники информации, выбирать оптимальные способы достижения поставленных целей, оценивать полученные результаты, сотрудничать с другими учениками.
Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат.
Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, давать им оценку.
Программа рассчитана на 30 недель, по 2 часа в неделю.
Новизна программы:
Актуальность программы «Занимательная математика» определяется, прежде всего, тем, что математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин, как естественных, так и гуманитарных.
Актуальность:
Данная программа не дублирует программы по математике. В ней нашли отражение требования к учащимся 6-х классов по предмету. Она ориентирована на применение теоретических и практических навыков, умений, знаний в дальнейшем в нестандартных ситуациях.
Педагогическая целесообразность:
На уроках не всегда удается индивидуализировать процесс обучения, показать нестандартные способы решения заданий, рассмотреть задачи повышенного уровня сложности, вопросы, связанные с историей математики. На уроках нет возможности углубить знания по отдельным темам школьного курса. Целесообразно проведение внеклассной работы по предмету в рамках кружка где больше возможностей для рассмотрения ряда вопросов занимательного характера, не всегда связанных непосредственно с основным курсом. На занятиях кружках есть возможность вовлекать ребят в проектную деятельность.
Цели программы:
- Сформировать интерес к изучению математики;
- Повышение математической культуры;
- Активизировать умственную и творческую деятельность учащихся
- Оказать помощь по созданию условий для развития у учащихся умений адаптироваться в современном обществе, применять свои знания на практике.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формировать у учащихся представления о математике как средстве моделирования явлений и процессов, развивать пространственное воображение через вариативную организацию работы.
- Создать условия для овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности через реализацию проекта «Семейная математика» (расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на определенные нужды).
- Организация исследовательской деятельности учащихся по предоставленным темам; формирование умений у учащихся представлять информацию в различных формах (в виде столбчатых, линейных, круговых диаграмм, графиков изменения величин) через проведение данных занятий. При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо придерживаться следующих принципов: принципа естественности (проблема должна быть не надуманной), принципа осознанности (понимание как проблемы, цели и задач исследования, так и его хода и его результатов); принципа самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт) принципа наглядности, принципа равноправия. Развивающие:
- Организовать творческую деятельность учащихся 6 классов по практическому применению знаний по математике при выполнении работ на местности( территория школы).
- Организовать творческую деятельность учащихся 6 классов по практическому применению знаний по математике при выполнении измерительных работ на местности (школьная территория) .
- Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.
Воспитательные:
- Формирование общей культуры, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность.
- Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.
- Развитие самостоятельности учащихся; приобщение их к использованию научно- популярной и учебной литературой.
Отличительные особенности программы – при разработке программы учитывались основные принципы, которым должно было соответствовать содержание программы курсов:
1. быть близким к учебной программе предмета, но обязательно новым, в какой-то степени углубляющим какой-то раздел программы;
2. представлять собой системы последовательных проблем;
3. быть практически интересным, связанным с жизнью, учитывать желания учащихся;
4. иметь занимательную сторону, включая эстетическую.
Возраст детей: 11-13 лет.
Сроки реализации программы: 1 год (всего 30 занятий по 2 часа, всего 60 часов).
Формы и режим занятий: 1 раз в неделю по 2 урока по 45 минут во второй половине дня .
Формы подведения итогов программы - в участии детей в интеллектуальных
конкурсах, олимпиадах.
Ожидаемые результаты:
- овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
- привлечение максимально возможного числа учащихся к внеурочным занятиям;
- разработка мероприятий с целью воспитания культурного, социально адаптированного и коммуникативного человека, умеющего решать жизненные задачи различными способами.
Универсальные учебные действия
Личностные результаты:
- Готовность и способность к саморазвитию.
- Сформированность мотивации к обучению.
- Самостоятельность мышления.
- Заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний
- Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
- Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
- Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
- Способность к самоорганизованности.
- Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.
Предметные результаты:
- Овладение умениями распознавать и изображать геометрические фигуры
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Овладение основами математической речи
- Умение применять полученные математические знания для решения учебно-практических задач.
- Овладение основами пространственного воображения.
- Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его
- Умение работать в информационном поле
- Умение анализировать и интерпретировать данные.
Метапредметные результаты:
- Готовность слушать собеседника, вести диалог.
- Умение работать в информационной среде.
- Активное использование математической речи для
решения разнообразных коммуникативных задач
- Адекватное оценивание результатов своей деятельности
- Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха.
- Планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата
- Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы:
11-13 лет, учащиеся 6-х класса, объединенных вместе по цели занятий (углубить свои знания в области математики). Практически все учащиеся с одинаковой подготовкой в области математики, изучающие предмет по одной и той же общеобразовательной программе по математике.
Срок реализации программы:
1 год. Запланированный срок реализации программы реален для достижения результатов.
Формы занятий: групповая, индивидуальная.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 занятия по 45 минут (2 урока).
Формы подведения итогов программы:
- сообщения и доклады (мини);
- тестирование с использованием заданий математического конкурса «Кенгуру»
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся).
Календарно -тематическое планирование
N п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения |
1 | Не боги горшки обжигают. Удивительный квадрат. | 2 | |
2 | Рождение счета. Поговорим о нуле. | 2 | |
3 | В поисках самого большого числа. Лист Мёбиуса. | 2 | |
4 | Задачи Карла Гаусса. Игра «Волшебное число». | 2 | |
5 | Круги Эйлера. Графы. | 2 | |
6 | Решение логических задач. Принцип Дирихле. | 2 | |
7 | Задачи на переливания. Симметрия. | 2 | |
8 | Математический КВН. Божественные числа. | 2 | |
9 | Как решать задачи? Решаем задачи. | 2 | |
10 | Всяк на свой аршин мерит.На все времена у всех народов. | 2 | |
11 | Быстрый счет. Обыкновенные дроби. | 2 | |
12 | Среднее арифметическое. Путешествие в страну «Геометрия». | 2 | |
13 | Введение в комбинаторику. Факториал. | 2 | |
14 | Теория вероятностей. Случайные события и их вероятность. | 2 | |
15 | Теория вероятности вокруг нас. | 2 | |
16 | Математическая викторина. | 2 | |
17 | Математические аттракционы и истории. | 2 | |
18 | Новый знак деления. Признаки делимости. | 2 | |
19 | Алгоритм Евклида. НОД и НОК и калькулятор. | 2 | |
20 | Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость. | 2 | |
21 | Некоторые приемы устных вычислений. Конкурс художников. | 2 | |
22 | Пифагорейский союз. Софизмы. | 2 | |
23 | Числовые ребусы. (Крипто-граммы). Центральная и зеркальная симметрии. | 2 | |
24 | Путешествия. Денежные расчеты. | 2 | |
25 | О правилах «фальшивых и гадательных». Житейские истории. | 2 | |
26 | Решение задач «обратным ходом». | 2 | |
27 | Старинный способ решения задач на смешение веществ. | 2 | |
28 | Интересные свойства чисел. Из истории интересных чисел | 2 | |
29 | Игра «Математическое ралли» | 2 | |
30 | Возраст и математика. Обобщающий урок | 2 |
Содержание тематического плана
- Не боги горшки обжигают. Удивительный квадрат.
Теория: Какие качества необходимы при изучении математики. Квадрат-танграм. Историческая справка.
Практика: решение задач, сложить фигуры в «Танграме».
- Рождение счета. Поговорим о нуле.
Теория: Историческая справка о римской и арабской нумерации. Свойства нуля, показать, что такое доказательство в математике.
Практика: решение задач.
- В поисках самого большого числа. Лист Мёбиуса.
Теория:Знакомство учащихся с большими числами и их аналогами в древности. Поверхность, что это такое? Может ли быть что-нибудь неожиданное и даже таинственное?
Практика: Выполнение исследовательских заданий.
- Задачи Карла Гаусса. Игра «Волшебное число».
Теория: Историческая справка. Счет чисел более простым и быстрым способом.
Практика: Соревнование в умении быстро считать и решать уравнения.
- Круги Эйлера. Графы.
Теория:Наглядность и простота задач, решаемые с помощью кругов Эйлера. Комбинаторные задачи, решаемые с помощью графов.
Практика: Решение задач различными способами.
- Решение логических задач. Принцип Дирихле.
Теория: Табличный способ решения задач. Способ, по которому можно установить соответствие между двумя множествами.
Практика: Историческая справка. Построение таблиц. Решение задач.
- Задачи на переливания. Симметрия.
Теория:Построение простейших алгоритмов. Осевая симметрия.
Практика: Историческая справка. Практические задания.
- Математический КВН. Божественные числа.
Теория:Геометрическая интерпретация некоторых чисел.
Практика: Проведение КВН.
- Как решать задачи?Решаем задачи.
Теория: Показать этапы решения задачи и прием самоконтроля при решении задач.
Практика: Решение задач.
- Всяк на свой аршин мерит.На все времена у всех народов.
Теория: Старинные единицы измерения: длины, массы, стоимости и т.д. Приставки, которые изменяют основную единицу измерения, делая ее дольной или кратной.
Практика: Историческая справка. Решение задач.
- Быстрый счет. Обыкновенные дроби.
Теория: Проверка вычислительных навыков учащихся. Обыкновенные дроби.
Практика:Выполнение вычислительных заданий. Решение задач.
- Среднее арифметическое.Путешествие в страну «Геометрия».
Теория: Среднее арифметическое в реальной жизни. В игровой форме выявить знания геометрии, полученные учениками.
Практика: Игра «Математический поезд в страну Геометрия».
- Введение в комбинаторику.Факториал.
Теория:Основы комбинаторики. Понятие «факториал», используемое в изучении теории вероятности.
Практика: Решение задач.
- Теория вероятностей.Случайные события и их вероятность.
Теория: Начальные понятия теории вероятности, вопросы, связанные с построением математических моделей реальных ситуаций, На интуитивном уровне начальные вероятностные представления. Возможные подходы к вычислению вероятности.
Практика: Историческая справка. Разбор ситуаций. Решение задач.
- Теория вероятности вокруг нас.
Теория: Дать учащимся почувствовать себя в роли экспериментатора.
Практика: Практическая деятельность учащихся на уроке.
- Математическая викторина.
Практика: Математическая игра.
- Математические аттракционы и истории.
Практика: В игровой форме обобщить материал, изученный ранее.
- Новый знак деления. Признаки делимости.
Теория: Обозначение деления, выделение целой части из неправильной дроби, показать, что многое о числе можно узнать из его внешнего вида.
Практика: Решение задач.
- Алгоритм Евклида. НОД и НОК и калькулятор.
Теория: Один из способов нахождения НОД и НОК, связь между ними и числами, для которых находят НОД и НОК, сформировать умение осуществлять перенос знаний и способов действия на новые ситуации.
Практика: Решение нестандартных задач.
- Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость.
Теория: Принцип Дирихле. Применение при решении задач.
Практика: Решение задач.
- Некоторые приемы устных вычислений. Конкурс художников.
Теория: Устные вычисления. Перейти от умения правильно строить точки и определять их координаты к умению творить.
Практика:Решение задач.
- Пифагорейский союз. Софизмы.
Теория: Показать, что софизмы способствуют повышению строгости рассуждений и содействуют более глубокому уяснению понятий и методов математики.
Практика: Историческая справка. Обсуждение и разбор некоторых ситуаций.
- Числовые ребусы. (Криптограммы). Центральная и зеркальная симметрии.
Теория: Различные виды симметрии, формировать умение делать несложные геометрические построения.
Практика: Отгадывание ребусов, построение симметричных фигур.
- Путешествия. Денежные расчеты.
Теория:Различные способы решения задач на движение, использовать традиционные формулы скорости, времени и расстояния. Графический способ решения задач.
Практика: Решение задач.
- О правилах «фальшивых и гадательных». Житейские истории.
Теория: Старинные меры, их использование при решении задач, перевод единиц измерения. Традиционные и нестандартные способы решения задач.
Практика: Решение задач.
- Решение задач «обратным ходом».
Теория: Графический способ решения задач.
Практика: Решение задач.
- Старинный способ решения задач на смешение веществ.
Теория: Различные способы решения задач.
Практика: Решение задач.
- Интересные свойства чисел. Из истории интересных чисел.
Теория: Интересные математические закономерности. Числа, названные чьим-то именем.
Практика: Историческая справка. Решение задач.
- Игра «Математическое ралли»
Практика: Математическая игра.
- 1.Возраст и математика.
Практика: Небольшой экскурс в историю математики (Показать, что и в молодом возрасте можно достичь многого и хорошими делами прославить свое имя). Решение задач.
2. Обобщающий урок.
Практика: Презентации.
Методы и приемы обучения:
- укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
- знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
- иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
- индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением
- решение классических и нетрадиционных задач
- дидактические игры.
Реализуется безоценочная форма организации обучения.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программы имеются мультимедийное оборудование (мультимедийная доска, проектор, компьютер). Занятия проводятся в кабинете математики.
Интернет-ресурсы
Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве.Данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Коллекция интерактивных заданий на конструирование различных геометрических моделей на плоскости и в пространстве. Может быть использована на уроках математики 5-6 классах, а также для самостоятельной работы учащихся. Все задания выполняются с помощью специально разработанных интерактивных модулей-конструкторов.
Программа "Графические диктанты и Танграм" Состоит из трех модулей, включающих задания на выполнение рисунков на листе в клетку на основе различных специальных текстов, составление плоских фигур из частей квадрата и других фигур, построение геометрических фигур на координатной плоскости.
- Программа «Геометрия и моделирование"
Предназначена для формирования и обобщения начальных представлений о геометрии и геометрических фигурах. Программа состоит из трех модулей, включающих в себя задания на опознание и оперирование заданными моделями фигур, а также описание и создание новых моделей с помощью инструментария программы.
Программа «Орнаменты»
Состоит из трех модулей, включающих знакомство с орнаментальной росписью памятников архитектуры, изучение разных видов движения фигур на плоскости, исследование и построение линейных и сетчатых орнаментов и паркетов.
Клуб любителей игры Пентамино. Игры с фигурами пентамино в компьютерной программе ПЕНТАМИНО, целью которой является составление разнообразных фигур с помощью 12 элементов пентамино. Автор программы – Михаил Шарко, 1998
- Сайт http://www.учи.ру
Используемая литература
1. Агафонова, И.И. Учимся думать: сб.занимательных логических задач, тестов и упражнений [Текст] / И.И.Агафонова-СПб: МиМ-Экспресс, 2011.-189 с
2. Винокурова, Н.Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей. [Текст] / Н.Н.Винокурова – М.: АСТ-ПРЕСС,2010.-175 с.
3. Зайцева, О.В., Карпова Е.В. На досуге: игры в школе, дома, во дворе. [Текст] / О.В.Зайцева, Е.В.Карпова – Ярославль: Академия развития, 2010
4. Козловская, Н.А. Математика. Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления. 5-6 кл. [Текст] / Н.А.Козловская – М.: ЭНАС, 2007.
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для школьников. [Текст] / З.А.Михайлова – М.: Просвещение, 2007.
6. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. [Текст] / А.Э.Симановский – Я.: Академия развития, 2007.
7. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. [Текст] / Л.Ф.Тихомирова – Ярославль.: Академия развития, 1997.
8. . Тонких, А.П. Логические игры и задачи на уроках математики. [Текст] / Л.Ф.Тихомирова– Ярославль, Академия развития, 2010.
10. Феоктистов, И.В. Взять в помощники выдумку и смекалку [Текст] / И.В.Феоктистов // Первое сентября. Математика.- 1994. - №19,20
11. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей. [Текст] / Л.В. Черемошкина – Ярославль: Академия развития, 2010.
12. Чилингирова, Л.Н. Играя учимся математике [Текст] / Л.Н.Чилингирова и др. – М.: Просвещение, 1999
13. Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя. [Текст] / – М.: Издательство «первое сентября»,2009.
14. Я иду на урок математики. 6класс: Книга для учителя. [Текст] / – М.: Издательство «первое сентября», 2011
Литература для обучающихся
1. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломки. [Текст] / М.А.Гершензон - М.: Детская литература, 2009.
2. Калугин, М.А. После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки. [Текст] / М.А.Калугин – Ярославль: Академия развития, 2011
3. Нестеренко, Ю.В. Лучшие задачи на смекалку. [Текст] / Ю.В.Нестеренко – М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.
4. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку, 5-6 классы. [Текст] / И. Ф. Шарыгин – М.: Просвещение, 2009.
5. Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей [Текст] /.- М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.
6. 500 задач на сообразительность: книга для детей, учителей и родителей. [Текст] / - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Программа курса "Математика 5, 6 класс" (к учебникам Математика 5, Математика 6, авт. Зубарева И. И., Мордкович А.Г.)
Программа по математике для преподавания предмета в 5 и 6 классах по учебникам Зубаревой И. И., Мордковича А. Г. содержит пояснительную записку, в которой отражены: учебно-методическое сопровождение п...
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Авторская программа по математике «Углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса по математике. Подготовка к ЕГЭ» 10-11 классы
Предлагаемая программа относится к предметным курсам, задача которого – углубление и расширение знаний по математике, входящих в базовый учебный план школы. Выбор этого курса позволит учащимся изучить...