ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
статья по математике
Выпускник школы должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере (требования Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС). В статье рассматривается один из способов решения этой проблемы – проектная и исследовательская деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
Никифорова Анна Михайловна, учитель математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новолавельская средняя школа № 3» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Архангельской области
Аннотация. Выпускник школы должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере (требования Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС). В статье рассматривается один из способов решения этой проблемы – проектная и исследовательская деятельность.
Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ.
Ллойд Александр
Требования ФГОС формулируются с учетом современных достижений науки, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях. Главный результат образования сегодня – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Проектная и исследовательская деятельность – виды деятельности, в которых индивидуальность школьников, их интеллектуальный, творческий потенциал раскрываются с максимальной полнотой. В исследовательской деятельности подростки вырабатывают умение самостоятельно добывать знания, навыки самоорганизации, испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула. У ребят формируется адекватная самооценка, они учатся речевой культуре: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия, учатся создавать материалы для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов. Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную ёмкость и системность в усвоении учебного материала, включает внутрипредметные и междисциплинарные связи [2]. Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуются специфическое личностное образование – исследовательские способности [3].
В математическом исследовании существенным является не столько сбор данных, сколько построение правдоподобных и доказывающих рассуждений о поведении идеальных (математических) объектов. Учитывая эту особенность математического содержания, можно выделить этапы исследования учащихся в области математики: проблематизация, гипотезирование, обоснование и доказательство, оформление знаний для применения и коммуникации, применение и оценка [1].
Исследование начинается с выбора направления исследования. Например, «Квадратное уравнение. Парабола». Затем определяется тема, которая должна соответствовать направлению, быть актуальной, а также интересной и увлекательной самому ученику. Важно продолжать исследование в данном направлении в последующих исследовательских работах. Рассмотрим тематику исследовательских работ по данному направлению: «О количестве корней квадратного уравнения» (9 класс), «Почему уравнение квадратное» (8 класс), «Парабола и ее замечательные прямые» (9 класс), исследовательский проект «Знакомьтесь: парабола» (10 класс).
Исследование должно разрешить проблему, вопрос, на который пока нет ответа. Для этого выдвигается гипотеза, составляется план исследования, ставиться цель исследования, формулируются задачи для достижения цели. Результат должен быть значимым для учащегося, для его сверстников. Важным в исследовании является обзор литературы, других научных источников по теме с целью изучения точек зрения ученых по рассматриваемому вопросу, места в истории развития математики. Неотъемлемой частью исследования становится проведение научного эксперимента с использование элементов математического моделирования, в том числе компьютерного. Одной из самых удобных для этого представляется интерактивная геометрическая среда GeoGebra.
Приведем в качестве примера фрагмент исследовательской работы по математике учащейся нашей школы:
Цель: изучить замечательные прямые, связанные с параболой – директрису, ось симметрии, секущую, касательную, подеру.
Задачи: познакомиться с историей возникновения параболы; исследовать параболу и её замечательные прямые с помощью интерактивной геометрической среды (ИГС) GeoGebra; вывести уравнения параболы и прямых, связанных с ней; рассмотреть способы построения параболы «без формул» – с помощью подручных средств; подтвердить гипотезу о геометрическом происхождении параболы.
Объект исследования: парабола.
Предмет исследования: прямые, связанные с параболой.
Гипотеза: парабола имеет геометрическое происхождение.
Работа содержит описание компьютерных экспериментов в ИГС GeoGebra, строгое доказательство результатов экспериментов. На основании выводов, полученных в ходе исследования составлены алгоритмы построения параболы без формул. Данная работа была представлена на районной учебно-исследовательской конференции «Юность Пинежья», областной учебно-исследовательской конференции «Юность Поморья», в соревновании молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в СЗФО РФ Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» (г. Мурманск), на Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее» (г. Москва).
Хочется думать, что проектная и исследовательская деятельность учащихся на протяжении нескольких лет поможет им сделать правильный выбор пути получения профессионального образования, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере.
Использованная литература.
- Знаменская О. Динамика становления исследовательских и математических компетентностей старшеклассников / О. Знаменская, О. Белоконь, О. Францен // Директор школы. - 2006. - № 5. - С. 60-65.
- Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников / Л. Б. Прокофьев // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 108-114.
- Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А. И. Савенков// Школьные технологии. – 2004. №4. С. 82.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная и исследовательская деятельность школьников как ресурс образовательного процесса в дополнительном образовании
Статья об организации проектной и исследовательской деятельности в условиях экологического объединения "Ритмы природы" МОУ ДОД ЗЦДЮТ...
Элементы краеведения в естественнонаучной проектной и исследовательской деятельности школьников: обучение и воспитание
laquo;C чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет.." Любовь к Родине формируется постепенно в процессе накоплени...
Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов.
Разработка и реализация на практике методических рекомендаций для учителя географии по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
организация проектной и исследовательской деятельности школьников в разных возрастных группах в условиях реализации современных образовательных стандартов.
В данном материале дается пример как необходимо организовать проектную деятельность, образец рабочей тетради. Имеется презентация....
Организация проектной и исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации образования.
Что такое творческий проект в школе на уроках технологии и не только....
Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологии и в дополнительном образовании»
Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологиии в дополнительном образовании» показывает основные аспекты обучен...