Приемы формирования УУД на уроках математики у учащихся 5-6 классов.
статья по математике (5 класс)

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20 %. Важно сделать учащихся  участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер  с  помощью определенных приемов  учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения — детскую любознательность.Этот мастеркласс покажет несколько приемов в помощь учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_masterklass.docx219.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  №1

города Южно-Сахалинска

СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА ПО

     МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

                     МАТЕМАТИКИ

                 «Приемы формирования УУД на уроках

                   математики у учащихся 5-6 классов. »

Выполнила: Грачёва Ольга

Геннадьевна

                          Южно-Сахалинск

Цель:

Распространение  педагогического опыта,  знакомство с интересными приёмами работы.

Актуальность:

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20 %. Важно сделать учащихся  участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер  с  помощью определенных приемов  учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения — детскую любознательность. Сказки,  математические  сочинения, диктанты, игры со словами, использование пословиц, поговорок, содержащих числительное,  конкурс художников, кроссворды, кодирование ответов заданий, использование приема «умышленной ошибки», приема конкретной ситуации, приема «толстых» и «тонких» вопросов, приема «эффекта 30 секунд», использование метода «мозгового штурма», использование принципа Ходжи Насреддина: «Пусть те, которые знают, расскажут тем, которые не знают», принципа В. Н. Сорока-Росинского: «Поменьше учителя — побольше ученика», составление задач по аналогии, составление задач на заданную тему, чтение рисунков и графиков, изготовление нитяных моделей, приема «короткой» задачи, применение метода хоровых ответов, — это те «педагогические уловки», которые активизируют мыслительные процессы учащихся, помогают им приобретать опыт в креативной и когнитивной деятельности.

Приемы:

Я предлагаю рассмотреть некоторые приемы и задачи, с помощью которых я формирую УУД на уроках у своих учащихся.

1.Задания,имеющие метапредметный характер.(участникам мастер-класса раздается текст «Пирамида Хеопса»)Приложение 1.

Я предлагаю учащимся внимательно прочитать текст и ответить на вопросы.

(Слайд 3)

  • Найди площадь основания пирамиды Хеопса.
  • Вычисли, на  сколько изменилась высота пирамиды Хеопса?
  • Подчеркни названия геометрических фигур, которые встречаются в тексте.
  • Придумайте задачу по параметрам погребальной камеры.
  • Оцените вашу задачу. Ответьте на вопросы: О чем эта задача? Имеет ли она решение? Сколько в ней действий? Может быть, вы хотите что-то изменить? Запишите новый вариант.

2.Задания ,имеющие межпредметный характер. Например при изучении чисел с разными знаками ,мы с учащимися пишем математический диктант. Я диктую буквы латинского алфавита, каждая имеет свою координату, если учащиеся отметили на числовой оси точки правильно, то у них должно получиться английское слово (слова беру по тем темам, которые они изучают в данный момент по английскому языку).

(Слайд 4)

Так же проверяю правописание математических терминов и слов:

  1. Признак д…лим…сти
  2. Пр…изведение
  3. Разл…жение
  4. П…риметр
  5. Ч…сло

6.Ц…фра

7. Умн…жение

8. Сокр…щение дробей

9. Пр…стое число

10. Множ…тель

3.Задания на выполнение и составление инструкций. Пример:( Слайд 5)

Задание 1.

Выполни инструкцию.

1. Построй прямой угол. Обозначь его вершину буквой А.

2. На одной стороне построенного угла отложи отрезок АВ = 6 см, на другой стороне – отрезок АС = 8 см.

3. Построй отрезок ВС, найди его середину и обозначь ее буквой К.

4. Соедини точку К с вершиной прямого угла А.

5. Измерь длину отрезка АК с помощью линейки.

Рис.1

4.Решение практико-ориентированных задач. Так как сейчас продуктом работы образовательного учреждения должен стать выпускник, готовый к реальной жизни, то и в ОГЭ , ЕГЭ включены задачи такого характера. В школе я веду факультатив для учащихся 7 классов «Практико-ориентированные задачи в курсе математики», а так же включаю эти задачи в этапы урока, добавляя к ним метапредметные задания.(Слайды 6-7)

Пример:

Ученики провели исследование новых тканей «триплон» и «дискан», которые хорошо впитывают и удерживают влагу. На старте они взвесили одинаковые по размерам сухие тряпки, после этого одновременно погрузили тряпки в воду. Каждые 5 секунд они вынимали по одной тряпке из триплона и дискана, взвешивали их.

Рис.2

Используя таблицу результатов, закончи выводы:

• чтобы быстро вытереть мокрый стол, удобнее использовать тряпку из _____________________________.

• чтобы не спеша убрать лужу с пола, удобнее использовать тряпку из _____________________________.

Что выгоднее использовать – две тряпки из триплона или одну тряпку из дискана, чтобы заменить в походе фляжку и нести поменьше ткани и побольше

5.Задания на логику. Такие задания как правило повышают интерес к предмету, стимулируют мозговую деятельность, в последствии такой опыт помогает ребятам на олимпиадах.(Слайды 8-9)

  • В трех мешках находится сахар, вермишель и мука.

На одном мешке написано «сахар»,на другом «вермишель»,на третьем- «сахар или мука».В каком мешке что находится, если ни одна из надписей не соответствует действительности.

6.Творческие задания. Такие задания я ,как правило, задаю на дом. Это могут быть иллюстрации к поговоркам, содержащим числительные, математические комиксы, рассказы .Как итог таких заданий -выставка работ учащихся.

Пример: (Слайд 10)

Написать минирассказ (эссе) по высказыванию Л. Н. Толстого

« Человек есть дробь, у которой числитель есть то, что человек собой представляет, а знаменатель – то, что он о себе думает».

7.Задания с элементами исследовательской деятельности. Например опыт с выведением числа «пи». Когда ребята с помощью нитки и линейки измеряют длину окружности крышки от банки и потом находят отношение длины окружности к диаметру крышки. Или урок-исследование по теме «Изменение величин»,на котором ребята в экспериментальном порядке выясняют как изменяются показания термометра, опущенного в сосуд со снегом, а потом в сосуд с водой.

8.Задания на установление соответствия. Такие задания так же включены в ОГЭ и ЕГЭ, поэтому я считаю целесообразным включать их в сои уроки.

Пример: (Слайд 12)
Предположите, какая может быть скорость у данных  движущихся объектов?

Велосипедист

24 км/ч

Автомашина

5 км/ч

Ракета

800 км/ч

Пешеход

45 км/ч

Поезд

18км/ч

Самолет

7200 км/ч

Теплоход

70 км/ч

9.Прием  «КЛАСТЕР»,на формирование критического мышления. Этот прием удобно использовать при решении задач разного уровня, так как именно в задачах учащиеся чаще всего сталкиваются с затруднениями.

(Слайд 13)

Практическая работа.

Участники мастер-класса разбиты на группы по 4 человека.

Задание1.

Используя текст «Пирамиды Хеопса»,составьте  4 задания  к этому тексту: 2 предметных и 2 метапредметных. На выполнение задания 5 минут. Один человек от группы озвучивает результат.

Задание 2.

Участники имеют на столах учебники разных авторов .Пользуясь этими учебниками им предлагается составить задачу ,используя один из приемов ,озвученных в докладе, а так же прописать какие УУД формируются при выполнении составленного группой задания. На выполнение задания 5 минут. Один человек от группы озвучивает результат.

Рефлексия.

(Слайд 14)

Каждый участник получает карточку с изображением чемодана, мусорной корзины и мясорубки. В графе с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности. В графе корзина– то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину". Графа мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить". Листочки пишутся анонимно и по мере готовности  сдаются участниками самостоятельно.

Литература.

1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Мнемозина,2012

2. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике. Книга для учащихся 5-7 классов. - М.: Просвещение, 2002.

3. Фарков А.В. Математические олимпиадные работы. 5-11 классы.- СПб.: Питер, 2010.

4. Башмаков М.И. Математика в кармане "Кенгуру".Международные математические олимпиады. - М.: Дрофа, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИНЦИПЫ, УСЛОВИЯ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОМИЧЕСКОМ У УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

В работе рассмотрены наиболее эффективные пути в построении процесса формирования представления о комическом у учащихся 5-9 классов, которые обусловлены определенными условиями, этапами формирования п...

Видеофильм как средство формирования культурно-страноведческого интереса у учащихся 10 -11 классов на уроках иностранного языка

Материал  будет  интересен  для  учителей  английского  языка,  которые  используют  видеофильм  на  уроках  иностранного  языка....

Формирование навыков «жизненной компетенции» у учащихся 0 – 2 классов с двигательными нарушениями, необходимых им в учебной деятельности в данный период.

Данная статья освещает вопрос формирования навыков "жизненной компетенции" в начальный период обучения у учащихся с ДЦП, а также преемственность в работе учителя и воспитателя....

Квалификационная работа "Методические приемы реализации дифференцированного подхода в обучении учащихся 5 неделимых классов на уроках технологии"

Работа раскрывает особенности дифференциации и индивидуализации обучения учащихся 5 неделимых классов технологии. Предложен вариант творческого проекта. В работе представлена методика обучения учащихс...

Тема: Формирование активной жизненной позиции у учащихся 9 «В» класса

Обоснование актуальности темы.В настоящее время очень большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый ребенок уже в детстве должен почувствовать себя активным у...

Лингвистический текст как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся 5-го класса (на примере УМК С.И. Львовой)

В работе раскрывается процесс формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 5 классе при работе с лингвистическими текстами....