Образовательная технология БиС
статья по математике (5, 6, 7, 8 класс)

Сосина Ольга Петровна

С статье освещены основные аспекты технологии БиС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_tehnologiya_bis.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «БиС»



Технологические карты гуманитарного направления  включает серию  «Устный урок», которая состоит из 4 уроков.

 Карта «Устный урок – 1» ставит цель: развитие основных видов мышления, входящих в состав ведущей учебной деятельности (ВУД). Стимуляция исследовательского инстинкта. Применяется как вводное учебное занятие. Его структура определена следующими этапами:  1. Мотивация  2. Актуализация субъектного опыта учащихся  3. Организация восприятия 4. Организация осмысления  5. Первичная проверка понимания 6. Организация первичного закрепления 7. Анализ  8. Рефлексия. Это технология, в которой ничего нельзя менять. Оценки ставятся за : 1. Память  2. Умение читать   3. Перекрестные вопросы (тонкие вопросы по тексту) 4. Аналитические вопросы (толстые вопросы с ошибками. Первая часть вопроса уводит в сторону). Каждый ученик будет отвечать 5-6 раз и его ответ будет фиксироваться. Все дети работают целый урок, а учитель минут 20 отдыхает.  В начале урока учитель четко определяет, что должны изучить на данном уроке или дети делают это сами, затем учитель вывешивает (записывает на доске) 7, 14 или 21 ключевое слово  по теме. Включает таймер. Через 30 секунд закрывает экран. Дети пишут по памяти тоже 30 секунд. После чего учитель просит положить ручки. Писать больше нельзя. Взаимопроверка. Задание просчитать, сколько записано слов. Учитель проверяет методом опроса: «Кто нашел 6-7 слов, записанных на доске, поднимите руку». На первых порах, чтобы воспитать сознательность и честность, учитель перепроверяет выборочно несколько работ. Если увидел, что не хватает одного слова в работе, минус одно слово каждому в паре. Все ответы фиксируются в матрице посадочных мест.     Качество управления определяется по уровню охвата учителем учащихся в классе на уроке. Для реализации этой задачи и разработана МПМ - эффективное средством контроля и управления уроком. Если на обычном уроке качество управления составляет не более 20-25%, то на уроке с применением МПМ качество управления составляет 100%. МПМ рисуется на доске. Напоминает игру в морской бой и отражает порядок, в котором ученики сидят за партами в классе.    Это как шахматная доска. У каждого ученика своя ячейка, в которую выставляюся результаты ответа знаком + или - , то есть ячейка своего рода  накопительная система.  При опросе учитель не называет имен и фамилий, а просто ставит руку в определенный квадрат и отвечает ученик, который сидит на этом месте. Опрос происходит произвольно и не по порядку. Никто из учащихся не должен знать, когда и на какой вопрос ему нужно ответить. Рекомендуется метод отслеживания: если ученик отвлекся, то в этот момент его и нужно указать в матрице. При помощи МПМ удается достичь высоких скоростей включения всех учащихся на уроке и добиться показателя в 90 ответов на одном уроке в классе из 30 человек. Важно, что самим ученикам это нравится, для них это игра, которая развивает скорость мышления, внимания и логику. Не возникает никаких вопросов по поводу оценок. Заполнение МПМ происходит у всех на глазах и каждый ученик получает и принимает спокойно то, что заслужил на уроке.
В квадрате за каждый ответ определенное место.

Так за память отметка в левом верхнем углу. Даем читать текст. 1 лист. Даем установку: во время перекрестного опроса буду задавать вопросы по деталям прочитанного текста. Темп чтения у всех разный, поэтому при определении времени 10 минут уже после 5 минут можно начинать задавать вопросы. Перекрестный опрос как соревнование. Один учитель против всего класса. Важно: сначала задается вопрос, только потом показывает учитель на матрицу! Ребенку достаточно 3 секунды, чтобы дать ответ. Не успел -твои проблемы. Успешность – это в нужный момент быть в нужном месте. Светофор на дороге для всех зажигается одинаково и за определенное время все должны перейти дорогу. Если не успел – стой, жди следующего сигнала. Так проходит опрос всего класса. За чтение текста отметка  в правом верхнем углу матрицы. Те, кто ответил на вопросы, не сидят, а готовятся к следующему этапу -  критическому опросу. Если три обучающихся не дали правильного ответа, учитель обращается ко всему классу. Если и здесь затрудняются – учитель отвечает сам.Если после этого этапа кто-то имеет два минуса, ему дается «спасательный круг», то есть задается три вопроса. Причем здесь ученик сам поднимает руку для ответа. Ответил на вопросы- меняется минус на плюс. Это могут быть дети, которые еще не адаптировались. Здесь первая критическая точка. Учитель должен провести рефлексию и рассказать в течение 1-2 минут, что не усвоили дети.

класс

Норма слов

Допуск слов

1

40

25

2

50

31

3

60

38

4

70

44

5

80

50

6

90

57

7-11

100

63

   При критическом опросе, опросе с ошибками, шутим, улыбаемся. Методика как и при перекрестном опросе. Отметка в нижнем левом углу. Вторая критическая точка – рефлексия учителя.

Последний этап – записываем словарный запас по теме в течение 5 минут по терминам и понятиям, которые только что изучались. Это могут быть только слова или тест. Считаются все слова, кроме предлогов и союзов.  Ошибки и каллиграфия не учитываются. Главное – содержание. При взаимопроверке считают количество записанных слов. Для повышения качества обучения в технологии разработана методика развития словарного запаса.
Развитие словарного запаса является важным условием повышения качества обучения. Учащийся, у которого низкая скорость письменной речи, как правило, слабо владеет и устной речью, потому что не обладает достаточным словарным запасом и поэтому не может дать высокий результат качества на уроке. Психическое развитие ребенка определяется по уровню его владения терминологической речью. Поэтому в технологии мы уделяем огромное внимание устной и письменной речи учащихся. Если ученик умеет решать сложные задания, но не умеет их объяснить, то это считается низким показателем качества его обучения. Наш девиз: «Решил и объяснил, значит усвоил!» и наоборот. Общий словарный запас – ОСЗ (набор слов на бытовом языке); тематический словарный запас – ТСЗ (кол-во слов по пройденной теме); ССЗ – специальный словарный запас (кол-во слов по изучаемому предмету). Норматив качества – возрастной. В таблице 2, указан норматив требований по возрастным группам. Норматив слов указан в среднем столбце. В столбце «Допуск», указано кол-во слов ниже которого, норматив считается невыполненным. Так. если ученик первого класса написал 25 слов, норма выполнена, если меньше то нет выполнения. Время выполнения – строго 5 минут. Никто не имеет права это время изменять в ту или иную сторону. Это тоже измерители качества.
Управление качеством невозможно без точных измерений во времени. Для этого разработан норматив времени выполнения задания «5+30». Работает следующим образом. Перед началом выполнения задания учитель предупреждает, учащихся о том, что после того как первые 5 учеников выполнят задание то, всему классу останется всего 30 секунд для окончания работы. Это позволяет ориентироваться на лучших учащихся и стандартизировать время выполнения заданий. При этом время выполнения заданий в разных классах может быть разным в зависимости от подготовки

Кол-во обучающихся в классе

63% качества

Норматив n+30

30

19 учащихся

5+30

29-28

18

5+30

27

17

5+30

26-25

16

5+30

24

15

5+30

23-22

14

5+30

21-20

13

5+30

19

12

5+30

17-18

11

5+30

16 -15

10

5+30

14

9

5+30

12 -13

8

4+30

11

7

4+30

9 -10

6

3+30

8

5

3+30

7-6

4

2+30

4-5

3

1+30

3

2

1+ 30

2

1

1+30

учащихся. Но важно то, что в каждом классе идет ориентация на лучших учащихся. Уровень качества должно определять нормативом. Для этого разработан норматив качества 63%. Качество считается достигнутым, если 63% учащихся получили оценку – пять. Для этого разработана шкала норматива от количества учащихся.

Карта Устный урок 2.

Это точная копия Устного урока 1. Мотивация. Поддерживаем интерес.  Вначале урока даем слово лидеру.

  1. Чтение текста и нахождение опорных слов. Через 5 минут из 10 начинается опрос. У учителя есть свои опорные слова. Дети поднимают руку и говорят ключевое слово, которое нашли. Если слова совпали с учительским – ставится +. Далее самостоятельно ищут названные слова. Этот ученик дальше руку не поднимает и в опросе не участвует. Ищем всегда 21 слово. Кто нашел, тот победил. Развивается конкурентоспособность. Заканчивается опрос, когда заканчивается время чтения. Это формирование читательской грамотности.
  2. Запоминание опорных слов. Вывешиваются опорные слова. На начальном этапе 7 слов, если средний класс -14, в сильном классе – 21 слово.  Нельзя думать, что дети не справятся. Это как в спортшколе. Нужно всегда идти по восходящей. Недопустим застой в какой-то фазе. 10 слов запоминают 1 минуту 15 секунд.
  3. Перекрестный опрос как в Устном опросе 1. Дается «спасательный круг» из трех вопросов. Кто ответил, готовится к тесту с тремя вариантами ответов. 1 вариант готовит тесты – 2 вариант готовится отвечать. Здесь оценки получат 50% детей, кто отвечает. Если составил плохой тест или плохо ответил – минус. Кому отвечать – выбирают дети. Можно следить по учебнику, когда читается вопрос, но при ответе учебник закрывается. В вопросах упоминаются опорные слова.
  4. Словарный запас. Норматив  времени на запоминание. 7 слов – 30 секунд; 14 слов – 1 минута 15 секунд; 21 слово – 2 минуты 30 секунд.

Выставление оценок:

«5» - 4-5 плюсов                       «4» - 3 плюса      «3» - 2 плюса

Оценка «2» не ставится.
Карта Устный урок  – 3 Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности: 1. Мотивация 2. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности   3. Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях  4. Самоконтроль и контроль  5.  коррекция  6. Рефлексия.
1 Орг. момент.  Мотивация. Домашняя работа не проверяется – это новая тема.  Класс самостоятельно разбивается на тройки. В каждой тройке три роли: «Практик» - отвечающий за правильность выполнения задания; «Критик» - отвечающий за поиск ошибок; «Вдохновитель» - отвечающий за успешность команды. Каждая тройка придумывает свое название. На доске каждая тройка получает три ячейки, куда заносятся результаты работы по карте.  Объясняется порядок работы по карте.  Слово дается лидеру класса. За ответ в ячейки ставятся баллы в цифрах, или минус.
2. Проводится тематический словарный запас (ТСЗ) по изучаемой теме. По окончании работы тройки проводят взаимопроверку друг друга.  Время 5 минут.  Первая отметка.
3 Поиск опорных слов. Проводится во время работы с текстом. Вводятся новые нормативы времени работы с текстом: Каждая тройка имеет право получить за каждое занесенное на доску ключевое слово один балл. Баллы выставляются только тройкам, которые подняли руку и предложили свои варианты ключевых слов. Качество ключевых слов должно соответствовать списку слов составленных учителем до урока. Количество слов, которое может выдать отдельная тройка – не более 3. Понятие из 2 слов считается как два слова. 1–2 класс: 5 мин. на лист; 3 - 4 и 7 по 11 классы: 4 мин. 5-6 классы: 3 мин. За каждое слово – один член тройки получает 1 балл. Вторая отметка
4.Запись ключевых слов на память. Количество слов – 21, допуск 19. Каждая тройка имеет право получить 3 балла, по одному баллу за выполнение норматива каждым членом тройки. Вводится взаимопроверка между тройками. Тройка проверяющая выдает результаты учителю. Третья отметка ставятся единицы и минусы в ячейки групп
5. Проводится опрос критиков по трехбалльной системе – общий анализ работы тройки 1 балл, поверхностный – 2 балла, глубокий – 3 балла.
Четвертая отметка. Каждый ученик может получить по баллу.
6 .  Первая тройка получает поощрительный один балл. Вопросы должны иметь четкую причинно-следственную направленность: назовите причины, условия, почему? Отчего? С чем связано? Каким образом? Исключаются простые вопросы типа: назовите дату, имя или событие. Вводится штраф в размере 3 баллов за неправильный вопрос.
Если первый ученик решающей тройки ответил, то вся тройка получает три балла;   Если первый ученик решающей тройки не ответил, правильный ответ должен дать второй ученик решающей тройки и тройка получает два балла;
Если второй ученик решающей тройки не ответил, правильный должен дать третий ученик решающей тройки и тройка получает 1 балл.  Тройка, разработавшая тест получает один балл, если на первый вопрос не получен правильный ответ;  Тройка, разработавшая тест получает два балла, если на второй вопрос не получен правильный ответ.  Тройка, разработавшая тест получает три балла, если на третий вопрос не получен правильный ответ.
В ходе урока разрешается двум отстающим тройкам при условии разрыва в баллах относительно лучших троек в 3 и более раз, разыграть между собой шанс удачи в виде одной дуэли вопрос-ответ.
Проводится опрос критиков по трехбалльной системе – общий анализ работы тройки 1 балл, поверхностный – 2 балла, глубокий – 3 балла. Пятая отметка Каждая тройка имеет право получить 3 балла по 1 баллу для каждого ученика. Шестая отметка Каждый ученик может получить по баллу.
6. Проблемный опрос. Первая тройка получает один балл. На последнем этапе проблемного опроса рекомендуется оперировать в границах 9 балльной отметки: 3 балла – ответ, не изменяющий положения вещей в изучаемой теме; 6 баллов – ответ, частично изменяющий положение вещей в изучаемой теме; 9 баллов – ответ, кардинально меняющий положение вещей в изучаемой теме, нестандартный ответ. Седьмая отметка Количество баллов делится поровну на всю тройку.
7. Проводится опрос критиков по трехбалльной системе – общий анализ работы тройки 1 балл, поверхностный – 2 балла, глубокий – 3 балла.
Восьмая отметка Каждый ученик может получить по баллу.
8.Выставление оценок в журнал идет по следующему нормативу:  От 6 отметок и выше – 5 баллов, 5 отметок – 4 балла ;  4 отметки – 3 балла
Тройки, занявшие первые 3 места получают бонусы в следующем количестве:  1 место – 10 баллов каждому ученику. 2 место – 8 баллов;
3 место – 6 баллов Учителю разрешается поставить оценку 5 баллов в журнал тому ученику, который независимо от успеха тройки на уроке сможет дать нестандартный ответ на последнем этапе. Победившая тройка получает право воспользоваться подсказкой учителя на одном любом уроке по данной карте, при условии, что состав тройки не изменится. Домашнее задание задается тем тройкам, которые заняли от 4 места и ниже. Подведение итогов командной работы. Слово лидера класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Методическая разработка "Применение инновационных образовательных технологий в Профессиональном лицее № 45. Учебный магазин как образовательная технология"

  В данноё методической разработке представлена инновационная педагогическая технология профессиональной школы, направленная на практико-ориентированное обучение студентов, - создание учеб...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...