Работа учителя математики в условиях ФГОС
статья по математике
Работа учителя математики в условиях ФГОС |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_uchitelya_matematika_v_usloviyah_fgos.docx | 448.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Составление технологической карты
урока по математике, как одна из составляющих
готовности учителя к реализации ФГОС»
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Реализация технологии деятельностного метода в практическом пре-подавании……………………………………………………….……………………6
Глава 2. Конструирование универсального инструментария: технологической карты урока……………………………………………………… ……………..….19
Глава 3. Варианты технологической карты урока………………………..…..…..23
Глава 4. Технологическая карта урока алгебры в 8 классе «Дробно-рациональные уравнения»…………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………….……47
Оценка проекта……………………………………………………………………..47
2
Введение
Постановка проблемы
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного со-вершенствования образовательного пространства, определения целей образова-ния, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения но-вых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых про-фессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели обра-зования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
- связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение разви-вающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, как основа разработки стандартов нового поколении, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать на-вигационный механизм универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития УУД, помогающая ученику в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия - к мысли. Овла-дение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
- связи с этим необходима предварительная подготовка учителя к решению принципиально новых задач, связанных с передачей функций целенаправлен-ного формирования новых образовательных результатов непосредственно обу-чающемуся.
Необходимость решения этой новой дидактической задачи потребовала пере-хода от стандарта, включавшего обязательный минимум содержания и требова-ния к уровню подготовки выпускников к ФГОС. Она включает три группы требований:
-Требования к структуре основных образовательных программ,
3
-Требования к результатам освоения основных образовательных программ и
-Требования к условиям реализации основных образовательных программ.
Безусловный приоритет в системе перечисленных требований принадле-жит Требованиям к результатам освоения основных образовательных про-грамм, которые представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, се-мейными, общественными государственными потребностями к результатам ос-воения основных общеобразовательных программ.
Цель проекта:
1.Разработать форму технологической карты урока для учителей математики;
2.Разработать рекомендации для учителей, испытывающих затруднение по со-ставлению технологической карты урока;
Задачи проекта:
- Изучить научно-методическую литературу, педагогическую литературу и пе-риодические издания по математике по проблеме исследования.
- Изучить типологию и структуру современного урока.
- Разработать технологическую карту современного урока с учетом требова-ний ФГОС.
- Апробировать технологическую карту урока по математике в основной шко-ле и подготовиться к ее эффективному внедрению.
Целевая группа проекта: учащиеся 8 классов
Срок реализации проекта: 2015-2016 уч. год.
Место реализации проекта: МБОУ «Лицей № 145»
Этапы реализации проекта:
- Вхождение учителя в систему ценностей современного образования;
- Принятие идеологии ФГОС общего образования;
4
- Освоение новой системы требований к результатам, структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке итогов образовательной деятельности обучающихся;
- Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ре-сурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Место | Срок про- | Ответственный |
проведения | ведения | |||
1 | Ознакомление с системно - | МБОУ | 2015 г. | Мурочкина |
деятельностным подходом | «Лицей № | Ю.Г. | ||
как методологией ФГОС. | 145» | |||
2 | Переход от планирования | МБОУ | 2015-2016 | Мурочкина |
урока к проектированию | «Лицей № | уч. Год | Ю.Г. | |
учебного процесса по те- | 145» | |||
мам, конструирование уни- | ||||
версального инструментария | ||||
(технологической карты). | ||||
3 | Организация современного | МБОУ | 2016-2017 | Мурочкина |
урока с точки зрения систем- | «Лицей № | уч. Год | Ю.Г. | |
но- деятельностного подхода | 145» | |||
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Качественное составление технологической карты современного урока с пози-ции метапредметного подход к проектированию уроков математики.
Методы диагностики
Изучение научно-методической литературы, педагогической литературы и периодических изданий по математике по проблеме исследования; анализ про-
5
граммы и учебных пособий по математике для общеобразовательных школ, пе-риодическое ознакомление с материалами сайтов РАО, издательств Просвеще-ние и Дрофа по соответствующей тематике, установление контактов с учителя-ми, осуществляющими активный переход к ФГОС.
Глава 1
Реализация технологии деятельностного метода
в практическом преподавании
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за со-бой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного под-хода.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- Принцип деятельности: ученик, получая знания не в готовом виде, а, добы-вая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельно-сти, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершен-ствовании, что способствует активному успешному формированию его обще-культурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
- Принцип непрерывности: означает преемственность между всеми ступеня-ми и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
- Принцип целостности: предполагает формирование учащимися обобщен-ного системного представления о мире.
- Принцип минимакса: школа должна предложить ученику возможность ос-воения содержания образования на максимальном для него уровне (определяе-
6
мом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стан-дарта знаний).
- Принцип психологической комфортности: снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности: формирование у учащихся способностей к сис-тематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуа-циях выбора.
- Принцип творчества: означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фикси-рование собственных успехов и затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
7
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и пре-одоление затруднений в собственных учебных действиях.
Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкрет-ном примере.
Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вме-сте с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.
Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эта-лоном.
При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания».
Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.
Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся прове-рять свою работу по ответам, потом по краткому решению, Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к про-верке своей работы по эталону для самопроверки.
Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а ос-мысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на ос-нове рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления оши-бок.
Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваива-
8
ют и уверенно применяют.
Уроки отработки умений и рефлексии имеют следующую структуру:
- Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
- Этап актуализации и пробного учебного действия.
- Этап локализации индивидуальных затруднений.
- Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
- Этап реализации построенного проекта.
- Этап обобщения затруднений во внешней речи.
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
- Этап включения в систему знаний и повторения.
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.
Рассмотрим структуру урока и основные микроцели этапов:
1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. Основной целью мотивации (самоопределения) к коррекционной деятелъно-сти является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности
- реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели требуется:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в дея-тельность («хочу»); - актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельно-сти («надо»);
- исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими по-требности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Для этого необходимо:
9
- организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, заплани-рованных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;
- активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
- организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение уча-щимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, за-планированных для рефлексивного анализа;
- организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).
3. Этап локализации индивидуальных затруднений.
Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке; Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
- на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и опре-деляют место ошибок - место затруднение;
- выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.
В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаго-вую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключе-ния ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа само-проверки.
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затрудне-ний.
10
Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выяв-ленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных дейст-
вий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно
уточнить и научиться правильно применять);
- выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть уста-новили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).
5. Этап реализации построенного проекта.
Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:
- самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на ос-нове применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с по-мощью предложенного эталона для самопроверки;
- в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;
- далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому зада-ния на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допу-щены ошибки;
- решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу). Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают ре-шать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
11
Для реализации этой цели:
- организуется обсуждение типовых затруднений;
- проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруд-нения.
Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли за-труднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, само-проверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки:
- выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;
- проводят самопроверку своих работ по эталону для само проверки и фикси-руют знаково результаты;
- фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащие-ся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закреп-ление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
- выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связыва-ются с ранее изученными и между собой;
- выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для дру-гого варианта.
9.Этап рефлексии деятельности на уроке.
12
Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} дея-тельности.
Для реализации этой цели учащиеся:
- уточняют алгоритм исправления ошибок;
- называют способы действий, вызвавшие затруднение;
- фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельно-сти;
- оценивают собственную деятельность на уроке;
- намечают цели последующей деятельности;
- в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домаш-нее задание (с элементами выбора, творчества).
Такой видится структура уроков отработки умений и рефлексии. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод кор-рекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильно-сти своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения уча-щимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.
Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность са-мим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество ус-воения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного време-ни, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт рабо-ты над ошибками на любой учебный предмет.
Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются
13
учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгорит-мов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержа-тельно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алго-ритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности ученика по формирова-нию его контрольных функций предполагает:
- Предъявление контролируемого варианта деятельности.
- Наличие понятийно обоснованного эталона деятельности, а не субъек-тивной версии.
- Сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному ме-ханизму, оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Памятка по построению структуры уроков введения нового знания, осно-ванных на СДП
1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной дея-
14
тельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивиро-вание к учебной деятельности, а именно:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("на-до”);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);
- устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реаль-ного "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя сис-теме нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соот-ветственно, данный этап предполагает:
- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
- актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
- мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
- фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
15
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель орга-низует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого уча-щиеся должны:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, кото-рых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа во-обще.
- Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме
- Обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают те-му урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.
- Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подво-дящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследова-тельских методов.
- Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реа-лизация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложен-ные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) реша-
16
ют типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся само-стоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и кон-трольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организа-ции, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых но-вый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в
последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с дру-гой – подготовка к введению в будущем новых норм.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фик-сируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соот-носятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намеча-ются дальнейшие цели деятельности.
Эта схема представляет собой опорный сигнал-алгоритм, который в адаптиро-ванном виде описывает основные элементы структуры учебной деятельности, построенной в методологической версии теории деятельности.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необхо-димо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построе-
17
нии технологии организации уроков разных типов должен сохраняться дея-тельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к уче-нику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное дей-ствие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повы-шающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адре-совать вопросы.
- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творче-ски.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятель-ности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную по-зицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
18
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотруд-ничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Глава 2
Конструирование универсального инструментария
(технологической карты)
Конструирование универсального инструментария направлено на дости-жение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить»,
как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь тре-буемых результатов.
По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и метапред-метных результатов.
Для полноценного и эффективного использования технологических карт не-обходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут работать с ней.
Технологическая карта включает в себя:
- название темы;
- число часов, отведенное на ее изучение;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);
- основные понятия темы;
19
- межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
- технологию изучения указанной темы;
- систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;
- контрольные задания по теме, определяющие достижение планируе-мых результатов в рамах изучения заявленной темы;
- импровизационное, где учащиеся используют задание, которые от-личаются от образца по содержанию или форме;
- эвристическое, где учащиеся выполняют свой вариант задания.
Технологическая карта изучения темы (название темы)
Тема
Цель темы (учебной деятель-
ности)
Основное содержание темы,
термины и понятия
Планируемый результат:
Предметные умения, УУД Личностные УУД:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Организация пространства
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
20
I этап. Мотивация к деятельности
Цель – | Проблемная ситуация. | |
II этап. Учебно-познавательная деятельность | ||
Последовательность | Диагностическое задание | |
изучения | ||
Цель – | ||
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | ||
Цель – | Репродуктивное задание | |
Импровизационное задание | ||
Эвристическое задание | ||
Самоорганизация в деятельности | ||
VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности.
Формы контроля; контрольное задание. | Оценка результатов деятельности | |
Самооценка | Оценка присут- | |
ствующего | ||
Если сложно или непривычно проектировать тему, то можно ограничиться проектированием одного урока. В данную структуру могут быть внесены из-менения или дополнения.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
21
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредст-вом перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащими-ся на каждом этапе освоения темы.
Несколько простых правил работы с технологической картой.
- Используйте технологические карты для работы по теме или разделу курса.
- Внимательно ознакомьтесь с темой, по которой будете работать.
- Найдите ее в учебнике того предмета, который изучаете, и подготовь-
те учебники, которые отмечены в разделе «межпредметные связи».
- Познакомьтесь с целями изучения темы, соотнесите с планируемыми ре-зультатами, определите задачи, которые помогут добиться поставленной цели. (Соотнесите цели с пройденным ранее материалом).
- Прочитайте выделенные основные понятия изучаемой темы, посмотрите, в каких предметах они еще изучаются (межпредметные связи).
6. Проанализируйте смысл планируемых результатов, особенно в части универсальных учебных действий.
- Подберите «свои» формы работы в соответствии с целями и условиями обу-чения: для подвижной работы или спокойных занятий, для поиска инфор-мации или демонстрации достижений и т.д. Это поможет расширить гра-ницы использования ресурсов, имеющиеся в школе наглядные пособия, ин-терактивные или просто дополнительные рабочие доски, выставки, стенды и так далее.
- В разделе «Технология обучения» придерживайтесь алгоритма, предло-
женного в карте. Это поможет не пропустить ни один элемент в дости-
22
жении поставленной на этапе цели, а главное, добиться эффективного и качественного освоения темы
- На первом этапе, мотивируя учащихся на изучение темы, можете ис-пользовать задание, данное в карте, взять из учебника, или предложить свое.
- Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите и соотносите с даль-нейшим алгоритмом прохождения темы.
- Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом ма-териале, каким способом выполняет, т. е. выполните задание, предложенное в одноименной графе, и только после этого переходите к следующему этапу.
- Постарайтесь выполнить все предложенные диагностические и кон-трольное задание. Тогда с уверенностью можете сказать: «Эта тема прой-дена, планируемые результаты достигнуты. Двигаемся дальше».
Сопоставьте этапы, шаги технологической карты с поурочным планом, ко-торым вы пользуетесь, и выберите для себя оптимальный способ организа-ции работы.
При использовании технологической карты поурочное планирование может и не понадобиться.
Глава 3
Варианты технологической карты урока
- целью реализации целостного учебного процесса предлагается использовать как минимум трёхмодульную технологическую карту урока:
Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.
23
3-модульная карта
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________
4-модульная карта
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________
5-модульная карта
Предмет_______________________________________________
24
Класс__________________________________________________ Автор УМК______________________________________________ Тема урока____________________________________________ Тип урока______________________________________________ Учитель_______________________________________________
Развёрнутый коммуникативный модуль
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________
4-модульная карта с развёрнутым коммуникативным модулем
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
25
Автор УМК______________________________________________ Тема урока____________________________________________ Тип урока______________________________________________ Учитель_______________________________________________
развёрнутый коммуникативный модуль 3.3.
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________
26
4-модульная карта с развёрнутым коммуникативным модулем 3.3 Предмет_______________________________________________ Класс__________________________________________________ Автор УМК______________________________________________ Тема урока____________________________________________ Тип урока______________________________________________ Учитель_______________________________________________
27
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного об-щего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от 17.12.2010 № 1897.
- Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011.
- Формирование универсальных учебных действии в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. А.Г.Асмолов,
М.: Просвещение, 2011.
- Планируемые результаты. Система заданий. Математика 5-6 классы. Ал-гебра 7-9 классы: пособие для учителей ОУ./Л.В. Кузнецова, М.: Просве-щение, 2011.
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия, Моск ва «Просвещение» 2011.
- Методическое пособие «Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспектива» ( в помощь учителю). ОАО «Издательство «Просвещение», 2010.
- Проектирование уроков деятельностной направленности в образователь-ном процессе начальной школы. Сборник материалов. сост. О. В. Петро-ва, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.
- http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
- www.docme.ru/doc/195597/tipologiya-urokov-fgos
10. http://iyazyki.ru/2013/06/design-modellesson/
11. Методические рекомендации в помощь учителю/Авт.-сост. Е.В.Воропай. - Благовещенск: изд-во ГОАУ ДПО Амурский областной институт разви-тия об разования, 2013.
28
Глава 4
Тема: Дробно-рациональные уравнения
Класс 8
Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии
Урок № 26
Разработала Мурочкина Ю.Г.
Цели | 1) в направлении личностного развития: | |
•формирование представлений о математике как части общечеловеческ математики в развитии цивилизации современного общества;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, спо перименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективн лению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильн самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в сов обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических
2) в метапредметном направлении
- развитие представлений о математике как форме описания и методе создание условий для приобретения первоначального опыта математи
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, хара являющихся основой познавательной культуры, значимой для различн тельности;
3) в предметном направлении
- овладение математическими знаниями и умениями , необходимыми д старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучени менения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования рактерных для математической деятельности.
Плани- Предметные:
руемый
Ученик научится:
результат
- Распознавать целые и дробно-рациональные уравнения;
- решать дробно-рациональные уравнения и целые уравнения, по рациональных ;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель дл
образных реальных ситуаций;
•решать текстовые задачи алгебраическим способом; переходить о условия задачи к алгебраической модели путем составления уравнения нение; интерпретировать результат.
получит возможность:
- овладеть специальными приёмами решения уравнений; научиться дробно-рациональных уравнений; уверенно применять аппарат уравнен ных задач из математики, смежных предметов, практики; применять для исследования уравнения..
Личностные универсальные учебные действия
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном при
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувств моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и ин
- готовности к самообразованию и самовоспитанию
Регулятивные универсальные учебные действия
ученик научится
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразовани знавательную;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоро
получит возможность научиться:
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий вательных задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия ученик научится:
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою п оппонентов образом; • задавать вопросы, необходимые для организаци сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказ обходимую взаимопомощь; • работать в группе — устанавливать рабоч сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегриров строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
получит возможность научиться:
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать нами группы для принятия эффективных совместных решений
Познавательные универсальные учебные действия Научится:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения за кретных условий;
- давать определение понятиям;
- строить логическое рассуждение, включающее установление прич
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно проводить исследование на основе применения м римента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, проце
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
Основные Решение дробно-рациональных уравнений. Решение текстовых задач а
понятия
Ресурсы: -«Алгебра. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреж
Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов.-11-е изд.,испр.- М.: Мн
- Феоктистов И.Е. Алгебра 8 класс. Дидактические материалы. Методи И.Е.Феоктистов.- М.:Мнемозина, 2010.
- М.Л.Галицкий и др. Сборник задач по математике 8-9класс
- А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С.Ершова. Самостоятельные и ко и геометрии для 8 класса. ИЛЕКСА, Москва, 2006
- Интернет ресурсы: gigabaza.ru/doc/17270-pall.html,
http://www.personbio.com,
chernovskoe.narod.ru/tema2.htm
Формы Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах
работы
урокаЭтап | Деятельность учителя | Деятельность учащегос | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | |||||||
Осуществляемые действия | Осуще- | Форми- | Осущест- | Форми- | ||||
ствляе- | руемые | вляемые | руемые | |||||
мые | способы | действия | способы | |||||
дейст- | деятель- | деятель- | ||||||
вия | ности | ности | ||||||
3. Этап локализации индивидуальных затруднений. |
Предлагает выполнить задания, работая в парах:
1.Решить графически уравнение
3 x + | 4 | 7 | ||
= | ||||
x
2.Решить уравнение
x 2 25
x + 5 = x + 5
3*.Решить уравнение. x + 6 x = 7
x
Формули- | Постановка и | Высказы- | Умение с |
руют ин- | формулиро- | вают свои | достаточ- |
дивиду- | вание про- | предложе- | ной полно- |
альную | блемы. | ния по ре- | той и точ- |
цель своих | шению | ностью вы- | |
будущих | проблемы. | ражать | |
коррекци- | свои мысли | ||
онных | в соответ- | ||
действий | ствии с за- | ||
(то есть | дачами и | ||
формули- | условиями | ||
руют, ка- | коммуни- | ||
кие поня- | кации. | ||
тия и спо- | |||
собы дей- | |||
ствий им | |||
нужно | |||
уточнить и | |||
научиться | |||
правильно | |||
приме- | |||
нять); | |||
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. |
Помогает учащимся уточнить алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке.
Учащиеся, | Анализ, |
которые | сравнение, |
допустили | обобщение; |
ошибки: | постановка и |
- на основе | формулиро- |
алгоритма | вание про- |
исправле- | блемы; |
ния оши- | структуриро- |
бок анали- | вание зна- |
зируют | ний. |
свое реше- | |
ние и оп- | |
ределяют | |
место | |
ошибок - |
место за-
трудне-
ние;
- выявляют и фикси-руют спо-собы дей-ствий, в которых допущены ошибки, - причину
затрудне-
ний.
Предла- | Умение | |
гаю ал- | аргументи- | |
горитм | ровать | |
свою пози- | ||
исправ- | ||
цию. | ||
ления | ||
ошибок. | ||
5. Этап реализации построенного проекта. |
Предлагает учащимся выполнить задание «Найди ошибку» по ва-риантам, работая в группах.
х | 2 | − | 1 | = | 5 | − | х | |||||||||||||||||||||
х | + | 5 | х | + | 5 | |||||||||||||||||||||||
х | 2 | − | 1 | 5 | − | х | 0 | |||||||||||||||||||||
− | = | |||||||||||||||||||||||||||
х | + | 5 | х | + | 5 | |||||||||||||||||||||||
х | 2 | − | 1 | − | 5 | − | х | 0 | ||||||||||||||||||||
= | ||||||||||||||||||||||||||||
х | + | 5 | ||||||||||||||||||||||||||
х | 2 | − | 1 | − | 5 | − | х | = | 0 | |||||||||||||||||||
х | 2 | − | х | − | 6 | = | 0 | |||||||||||||||||||||
Д | = | 1 | + | 24 | = | 25 | , 2 | корня | ||||||||||||||||||||
1 ± | = | 1 | 5 | |||||||||||||||||||||||||
х | = | 25 | ± | |||||||||||||||||||||||||
2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||
х 1 | 1 | + | 5 | 3 | ||||||||||||||||||||||||
= | = | |||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||
х | 1 | − | 5 | 2 | ||||||||||||||||||||||||
2 | = | = | − | |||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||
Ответ | : | − | 2 |
Проверка по эталону.
Самостоя- | Постановка и | Прогова- | Умение |
тельно | формулиро- | ривают | сотрудни- |
(случай 1) | вание про- | вслух пра- | чать. Раз- |
исправля- | блемы, само- | вильные | решение |
ют свои | стоятельное | способы | конфлик- |
ошибки | создание | действий, | тов- |
выбран- | алгоритмов | работая в | выявление, |
ным мето- | деятельности | группах. | идентифи- |
дом на | при решении | кация про- | |
основе | проблем. | блемы, по- | |
примене- | иск и оцен- | ||
ния вы- | ка альтер- | ||
бранных | нативных | ||
средств, а | способов | ||
в случае | разрешения | ||
затрудне- | конфликта, | ||
ния (слу- | принятие | ||
чай 2) - с | решения и | ||
помощью | его реали- | ||
предло- | зация. | ||
женного | |||
эталона | |||
для само- | |||
проверки. | |||
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. |
Закрепление способов действий, вызвавших затруднения. Учитель последовательно выясняет у кого из учеников, на какие понятия и правила были допущены ошибки
- эти понятия и правила прогова-риваются во внешней речи.
Тем учащимся, у кого нет оши-бок, предлагает выполнить зада-ние: НАРИСУЙ условие задачи
- Расстояние между городами скорый поезд, идущий со скоро-стью 90 км/ч, проходит на 1,5 ч быстрее товарного, который идет со скоростью 60 км/ч. Каково рас-стояние между городами.
Обсужде- | Постановка и | Прогова- | Проговари- |
ние типо- | формулиро- | риваются | ваются |
вых за- | вание про- | формули- | формули- |
труднений | блемы, само- | ровки спо- | ровки спо- |
стоятельное | собов дей- | собов дей- | |
создание | ствий, ко- | ствий, ко- | |
алгоритмов | торые вы- | торые вы- | |
деятельности | звали за- | звали за- | |
при решении | труднения. | труднения. | |
проблем. | |||
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
Предлагает выполнить самостоя-тельную работу в виде теста с са-мопроверкой по эталону (на два варианта).
1.
Какие из уравнений являются дроб-ными рациональными?
- 2х + 5 = 3(8 - х);
- x − 5 = −3x +19; x
В. | x − 4 | = | x − 9 | ; | Г. | 7x | = | x − 7 | . | ||||||||||
2x +1 | 20 | 18 | |||||||||||||||||
x | |||||||||||||||||||
2. Даны выражения: | |||||||||||||||||||
1) | y | ; 2) | y − 2 | ; 3) | 2 | − | 2 | . | |||||||||||
y − 2 | y − 2 | ||||||||||||||||||
y | y |
Какие из них не имеют смысл при у = 2?
А. 1 и 2; | Б. 1 и 3; | ||||||
В. только 1; | Г. 1, 2 и 3. | ||||||
3. Уравнение | 5 | = | 3 | ; имеет | |||
x + 2 | x − 4 | ||||||
корни: | |||||||
А. 13; | Б. -2 и 4; | В. 13, -2 и 4; | |||||
Г. нет решений. |
Выполня- | Структури- | Отвечают | Формули- | |
ют само- | рование зна- | на вопросы | рование и | |
стоятель- | ний. | теста. | аргумента- | |
ную рабо- | ция своего | |||
ту, | мненя и | |||
проводят | позиции в | |||
коммуни- | ||||
самопро- | ||||
кации | ||||
верку сво- | ||||
их работ | ||||
по эталону | ||||
для само- | ||||
проверки и | ||||
фиксируют | ||||
знаково | ||||
результа- | ||||
ты. | ||||
4.
Расстояние по реке между двумя де-
ревнями равно 2 км. На путь туда и
обратно моторная лодка затратила 22
мин. Чему равна собственная ско-
рость лодки, если скорость течения
реки равна 1 км/ч?
Пусть х км/ч – собственная скорость
лодки. Какое из уравнений соответ-
ствует условию задачи?
А. 2(х + 1) + 2(х – 1) = 22;
Б. | 2 | + | 2 | = | 11 | ; | |||
x +1 | x −1 | 30 | |||||||
- x +1 + x −1 = 11 ; 2 2 30
Г. | 2 | + | 2 | = 22. | |||
x +1 | x −1 | ||||||
5. |
Уравнение
x + 5 x 50
x − 5 + x + 5 = x2 −25
имеет корни:
А. 2,5 и -5; Б. 2,5;
В. -5 и 5; Г. 5, -5 и 2,5.
8. Этап включения в систему знаний и повторения. |
Проверка теста.
Примене- | Постановка и | Участие в | Разрешение |
ние спосо- | формулиро- | коллектив- | конфлик- |
бов дейст- | вание про- | ном обсу- | тов- |
вий, вы- | блемы, само- | ждении | выявление, |
звавших | стоятельное | итогов тес- | идентифи- |
затрудне- | создание | та. | кация про- |
ния, по- | алгоритма | блемы. По- | |
вторение и | деятельности | иск и оцен- | |
закрепле- | при решении | ка альтер- | |
ние ранее | проблем. | нативных | |
изученного | способов | ||
и подго- | разрешения | ||
товка к | проблемы. | ||
изучению | |||
следую- | |||
щих разде- | |||
лов курса. | |||
9. Этап рефлексии деятельности на уроке. |
Предлагает закончить предложения: | Уточ- | Поста- | Пись- | Умение | ||||||||||
- Сегодня на уроке я… | няют | новка и | менно | с доста- | ||||||||||
-Я понял, что… | алго- | форму- | отвеча- | точной | ||||||||||
- Мне бы хотелось… | ||||||||||||||
-Я убедился в том, что… | ритм | лирова- | ют на | полно- | ||||||||||
исправ- | ние про- | вопро- | той и | |||||||||||
№ | Вопрос | ления | Да | Нет | Затрудняюсь | |||||||||
блемы, | сы. | точно- | ||||||||||||
1 | Знаю ли я АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ | |||||||||||||
ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНОГО | оши- | самостоя | стью | |||||||||||
УРАВНЕНИЯ? | бок; | тельное | выра- | |||||||||||
2 | назы- | создание | жать | |||||||||||
Умею ли я применять его при решении | ||||||||||||||
уравнений? | вают | алгорит- | свои | |||||||||||
3 | Смогу ли решать уравнения самостоя- | ма дея- | мысли в | |||||||||||
тельно? | спосо- | |||||||||||||
4 | бы дей- | 5 | тельно- | 4 | 3 | соответ- | ||||||||
Как я оцениваю свою работу на уроке: | ||||||||||||||
ствий, | сти при | ствии с | ||||||||||||
- устная работа | ||||||||||||||
вызвав- | решении | задача- | ||||||||||||
-задание 1 | ||||||||||||||
шие за- | проблем | ми и ус- | ||||||||||||
-задание 2 | ||||||||||||||
трудне- | творче- | ловиями | ||||||||||||
-Задание 3* | ние; | ского ха- | комму- | |||||||||||
- Найди ошибку в уравнении | фикси- | рактера. | ника- | |||||||||||
-рисунок и уравнение к задаче | руют | ции. | ||||||||||||
-тест | степень | |||||||||||||
5 | Я ставлю себе за урок | соот- | ||||||||||||
ветст- | ||||||||||||||
Предлагает выполнить творческое | вия по- | |||||||||||||
Заключение
Вопросы системно-деятельностного подхода в условиях перехода на стандарты II поколения в настоящее время достаточно широко освещаются в научно методической литературе для начального образования. Для основной школы разработаны примерные программы. УМК разработаны только для 5-
- классов. Хорошие комплекты предлагает линия учебно-методических ком-плектов «Сферы» издательства «Просвещение» - современная межпредмет-ная информационно-образовательная среда, обеспечивающая реализацию требований ФГОС ООО.
- процессе исследования в соответствии с поставленной целью и задачами получены следующие основные выводы и результаты: принята идеология ФГОС общего образования; освоена новая система требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке итогов образовательной деятельности обучающихся; изучены учебно-методические и информационно-методические ресурсы, необходимые для успешного решения задач ФГОС.
- ходе эксперимента подтвердилось предположение о том, что использова-ние изложенных в данной работе теоретических положений и методических рекомендаций способствует эффективному внедрению системно-деятельностного подхода в деятельности ученика и учителя, внедрению но-вой системы оценки при наличии организационно-методического сопровож-дения.
47
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Совершенствование методической подготовки современного учителя математики - необходимое условие эффективной реализации ФГОС ООО"
Доклад был предвтавлен на методической оперативке. Цель доклада-помоч педагогам поверить в свои силы и посмотреть на все новшества с позиции: "Я многое знаю и умею. А если не знаю, то научусь."...
Модель организации самообразования учителя математики в условиях ФГОС
Представлен способ самообразования педагога через 12 блоков....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»
ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...
«Профессиональная компетентность учителя математики в условиях реализации ФГОС ООО»
Данная статья - осмысление педагогом сути реформ образования, в частности введения ФГОС. Осмысление взаимоотношений учитель-ученика в новой системе образования....
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики(в условиях ФГОС)»,,
laquo;Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики(в условиях ФГОС)»,,...
Направления работы учителя математики с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС
В статье рассказывается об организации ШНО и актуальности развития исследовательской деятельности современных школьников в области математики....
Формы организации работы учителя гимназии в условиях ФГОС. Подготовка к введению третьего поколения. Из опыта работы.
В статье представлен опыт работы методической учителя по подготовке к введению ФГОС третьего поколения в гимназии....