Урок по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел"
презентация к уроку по математике (5 класс)

Конспект и презентация урока математики в 5 классе  по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"

Тема: « Сложение и вычитание смешанных чисел»

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели  урока:

- образовательные: научить складывать и вычитать смешанные числа;

- развивающие: формирование и развитие мыслительных операций,  развитие логического мышления;

- воспитательные: привитие интереса к предмету.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

 

                                            Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Всем доброго, доброго дня. Чтобы начать сегодняшний урок, мне хотелось бы узнать, готовы ли вы к уроку, какое у Вас настроение, есть ли у Вас желание узнать что-то новое на сегодняшнем уроке? Как сказал древнегреческий философ Саади « Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев.

И мне хотелось, чтобы у Вас было желание учиться, узнавать что-то новое, не опознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда и только в этом случае «крыльями» будете «взлетать» все выше и выше.

На сегодняшнем уроке нам потребуется: внимание, настойчивость, упорство, чтобы достичь поставленных целей.

Давайте проверим домашнее задание. У вас домашнее задание были № 1110 1111, 1113

 2. Устный счет (слайды 2,3,4)

  Перед выполнением каждого  задания учащиеся рассказывают правило на эту тему.

 1.Выделите целую часть из дробей:

5/4; 11/3; 19/2; 48/16; 25/4; 32/29; 59/35.

 2. Представьте в виде неправильной дроби числа

2 5/9; 3 1/3; 2 2/3; 1 ½; 5 4/5.

 3. Выполните действия:

2/17+3/17;  12/17- 5/17.

4. Сравните дроби

 3.Отгадывание ребуса (слайд 5)

 

 Учитель: Ребята, отгадайте ребус и из полученных слов и составьте предложение.

 Ученики: Сложение и вычитание смешанных чисел.

  

Учитель: Правильно. А как , вы, думаете, почему именно это предложение я зашифровала?

Ученики: Это тема нашего сегодняшнего урока.

Учитель: Правильно, ребята. Открываем тетради и записываем в них тему урока. Целью нашего урока является изучение сложения и вычитания смешанных чисел (слайд 6).

 

4. Объяснение нового материала (слайды 7,8,9,10)

  Задача 1: На столе лежали 3 2/5 плитки шоколада. Сколько плиток шоколада будет лежать на столе, если на него положить еще 1 1/5 плитки?

  Учитель: По рисунку нетрудно увидеть , что будет 4 ¾  плитки. Как решить эту задачу?

Ученик: Сложить числа 3 2/5 и 1 1/5.

Учитель: А как это сделать?

Ученик: Надо сложить целые части , а потом дробные .   

Учитель: Правильно. Запишем в тетради этот пример

3 2/5 + 1 1/5=(3+1)+(2/5+1/5)=4+3/5=4 3/5.

  Решим еще несколько примеров.

1) 2 2/9+3 5/9= (2+3)+(2/9+5/9)=5+7/9=5 7/9 ( учащиеся комментируют с места)

2) 4+2 2/3=(4+2)+2/3=6 2/3

 Как сложить натуральное число и смешанное?

3) 2 7/13+3 8/13=(2+3)+(7/13+8/13)=5 15/13=6 2/13

 Как поступить, если дробная часть представляет собой неправильную дробь?    

Учащиеся должны высказать свои предположения.

 Учитель: А теперь давайте прочитаем правило сложения смешанных чисел (слайд 8)   

  Задача 2. На тарелке лежали 2 3/5 плитки шоколада. Сколько  останется плиток шоколада на тарелке, если 1 2/5 плитки съедят?

 Учащиеся по рисунку ( слайд 9) отвечают на вопрос задачи.

 Учитель: Так как же , ребята, надо выполнять вычитание смешанных чисел?

 Ученики: Надо отдельно вычитать их целые и дробные части.

 Учитель: Правильно. Запишите в тетради решение этого примера

2 3/5-1 2/5=1 1/5

1) 8 9/11- 3 5/11=5 4/11

2) 3 5/7- 1 2/7= 2 3/7.

 Учитель: давайте прочитаем правило (слайд 10)

 Учитель: А как решить следующий пример 6 5/8-4?

 Учащиеся говорят о своих предположениях. Учитель записывает на доске решения примеров, при этом каждый раз обращается за помощью к классу.

1) 9- 5/6=8 6/6-5/6=8 1/6;

2) 9- 3 5/8= 8 8/8 -3 5/8= 5 3/8;

3) 8 2/7- 3 5/7= 7 9/7-3 5/7=4 4/7;

4) 8 7/15- 3 11/15= 7 22/15- 3 11/15=4 11/15.

 Учитель: Давайте прочитаем еще одно правило ( слайд 10)

 5. Физкультминутка (слайд 11)

Ребята, сегодня  7 февраля 2014 г. в 20.14 какое событие произойдет в нашей стране?

Правильно, давайте мы тоже проведем мини олимпийские игры- физкультминутку)))

Я называю числа. Если дробь правильная, поднимите правую руку. Если дробь неправильная, поднимаем правую руку. Если число смешанное, приседаем ..

Описание: img11.gif (1567 bytes)

  

  6. Решение упражнений

 Учитель: А теперь, ребята, давайте,  выполним задания из учебника №1117 (а-е)   (слайд 12).

 Первые два столбика учащиеся выполняют в тетради, при этом комментируют решения.

Ребята, в нашем классе появился злоумышленник по имени Лень, давайте мы с вами разделимся на группы и нарисуем портрет преступника.

Портреты готовы! Теперь мы знаем в лицо злоумышленника по имени Лень, прогоним  его, чтоб он не ходил среди вас: смекалистых и настойчивых учеников. Молодцы!

Дальше № 1115

  

8. Итог урока

 Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Было ли тебе интересно на уроке?
 Сумел ли ты получить новые знания?
 Был ли ты активен на уроке? 
 Учитель был внимателен к тебе?
Я не знал… - Теперь я знаю
Теперь я могу…
Я попробую…

 

 

 

9. Домашнее задание: п.29, № 1136 ,1137 , подготовить маленькое сообщение про историю возникновения обыкновенных дробей

 

Вариант

Приметы:

  • Форма лица:

Вычислите

а)               ; овальное                в)               ; вытянутое        

б)               ; круглое                      г)                ; квадратное

  • Цвет глаз:

Вычислите

а)             ; зеленые                в)              ; голубые

б)             ; карие                г)               ; черные

  • Волосы:

Вычислите

а)              ; черные прямые                в)                ; лысый

б)              ; каштановые кудрявые        г)                 ;черные кудрявые

  • Форма носа:

Выделите целую часть

а)                  ; картошкой                в)               ; с горбинкой

б)                  ; курносый                г)                ; прямой длинный

  • Губы:

Решите уравнение:

а)                   ; бантиком                 в)                  ; пухлые        

б)                   ; узкие                                г)                 ; уголки опущены вниз

  • Особые приметы:

Превратите смешанное число в неправильную дробь

а)                         ; пышные светлые усы                в)                   ; маленькая черная бородка

б)                        ; родинка на левой щеке                г)                    ; черные усики


 

  Приложение

Самостоятельная работа

 

 Вариант 1

 

1. Выполните вычитание:

  6 7/9- 4 3/9

1) 2; 2) 2 4/9; 3) 2 5/9; 4) 2 4/18.

2. Выполните сложение:

  7 4/17+ 1 5/17

1) 8 9/17; 2) 8 9/34 3) 8; 4) 8 8/17.

3. Решите уравнение:

  11 10/11 – х = 6 1/11

1) 5 5/11; 2) 3 9/11; 3) 3 5/11; 4) 5 9/11.

4. Решите уравнение:

  х-1 2/19=3 4/19

1) 2 2/19; 2) 4 2/19; 3) 4 6/19; 4) 2 6/19.

 

 

 Вариант 2

 

1. Выполните вычитание:

  3 8/9 – 1 4/9

1) 2 6/9; 2) 2 4/9; 3) 2 4/18; 4) 2.

2. Выполните сложение:

  5 5/17+3 4/17

1) 8 9/17; 2)8; 3) 8 9/34; 4) 8 1/17.

3. Решите уравнение:

 х- 1 2/11= 4 7/11

1)3 5/11; 2) 5 5/11; 3) 3 9/11; 4) 5 9/11.

4. Решите уравнение:

  х+8 4/19= 12 10/19

1) 20 14/19; 2) 20 6/19; 3) 4 6/19; 4) 4 14/19.

 

 

 Вариант 3

 

1. Выполните вычитание:

  15 5/9 – 13 1/9

1) 2 4/18; 2) 2 4/9; 3) 2; 4) 2 3/9.

2. Выполните сложение:

  6 3/17+2 6/17

1) 8 9/17; 2) 8 3/17; 3) 8 9/34; 4) 8.

3. Решите уравнение:

 х + 2 1/11=7 10/11

1) 3 9/11; 2) 9 9/11; 3)  10; 4) 5 9/11.

4. Решите уравнение:

  2 3/19+ х = 6 9/19

1)4; 2) 8 12/19; 3) 4 6/19; 4) 4 12/19.

 

  Вариант 4

 

1. Выполните вычитание:

  21 6/9 – 19 2/9

1) 2  5/9 ; 2) 2 4/9; 3) 2 1/9 ; 4) 2 4/18.

2. Выполните сложение:

  4 6/17+4 3/17

1) 8 9/17; 2) 8 1/17; 3) 8 4/17; 4) 8 9/34.

3. Решите уравнение:

  8 1/11 + х = 13 10/11

1) 5 6/11; 2) 6 2/11; 3)  22 2/11; 4) 5 9/11.

4. Решите уравнение:

  14 18/19 – х = 10 12/19

1)5 13/19; 2) 25 13/19; 3) 4 6/19; 4) 5 6/19.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Проверка домашнего задания

Слайд 3

Домашнее задание № 1136, 1137, п. 29 стр 173 выучить правила

Слайд 4

Устный счет Выделите целую часть из дробей:

Слайд 5

2. Представьте в виде неправильной дроби числа:

Слайд 6

3. Выполните действия: 2 17 3 17 + 12 17 - 5 17

Слайд 7

Сравните дроби:

Слайд 8

Отгадайте ребус

Слайд 9

Классная работа Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Слайд 10

Сложение смешанных чисел

Слайд 11

При сложении смешанных чисел целые части складывают отдельно, а дробные – отдельно. Иногда при сложении смешанных чисел в их дробной части получается неправильная дробь. В этом случае из нее выделяют целую часть и добавляют ее к уже имеющейся целой части.

Слайд 12

Вычитание смешанных чисел

Слайд 13

При вычитании смешанных чисел целые части вычитают отдельно, а дробные – отдельно. Если при вычитании смешанных чисел дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, то у целой части уменьшаемого нужно занять единицу, представить ее в виде неправильной дроби и прибавить к дробной части уменьшаемого и выполнить вычитание.

Слайд 14

Олимпийские игры Математическая эстафета

Слайд 16

Чувства товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки и ответственности помогут вам нарисовать портрет преступника.

Слайд 17

Смекалка и настойчивость позволили нам распутать даже самые сложные дела.

Слайд 19

§ 29, № 1136, № 1137, Домашнее задание:

Слайд 20

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"

Открытый урок по математике в 5 классе подготовила и провела учитель МОУ сош с. Пышлицы  Рещикова Марина Васильевна....

урок по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" математика 6 класс

Тема урока:Сложение и вычитание смешанных чисел.Цели:образовательные –совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки учащихся по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; отрабатывать у...

открытый урок по теме: "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Урок "Сложение и вычитание смешанных чисел" с элементами здоровьесбережения и с использованием индивидуально-дифференцированного обучения  был проведен в 5 классе специальной -коррекционной школе...

Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"

Урок математики в 5 классе по теме " Сложение и вычитание смешанных чисел"...

урок с применением ЭОР по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел",4 урок в теме

урок проводится при наличии компьютера, мультимедийного проектора, выхода в интернет...

Конспект урока и презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

При проведении урока используются информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие  технологии,  наглядные методы обучения. Использование презентации позволяет ативизировать де...

Проект урока по математике «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Технология урока РКМ. Форма урока: урок систаматизации знаний....