Фрагмента урока по формированию математической грамотности "Покупка продуктов" (Усольцева М.Н.)
план-конспект урока по математике (5 класс)
Фрагмента урока по формированию математической грамотности "Покупка продуктов"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фрагмента урока
по формированию математической грамотности
Усольцева Мария Николаевна, Абатский район
Раздел: Десятичные дроби.
Тема урока: Нахождение процентов от числа. Решение задач на проценты.
Учебник: Математика: 5 класс: учебник / А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир; под ред. В.Е.Подольского. – 8-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 304 с.: ил. ISBN 978-5-09-079555-5
Цели урока:
Предметные: формировать навык решения задач на нахождение
процентов от числа.
Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд; Метапредметные: развивать умение составлять план действий и работать по предложенному алгоритму; формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.
Задачи урока: применять знания по нахождению процента от числа для решения нестандартных задач; расширить представление о задачах практической направленности, которые решаются средствами математики; интерпретировать математический результат в жизненную ситуацию; развивать умение работать над проблемой: её понимания, формулирование проблемы на языке математики, поиск и осуществление её решения; использовать информацию, представленную в числовой, текстовой и табличной форме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить стоимость покупки со скидкой, решая математическую задачу на нахождение процентов от числа в контексте проблемной жизненной ситуации; научатся составлять план действий и работать по алгоритму.
1. Контекстная задача.
Задача «Покупка продуктов»
Мама отправилась в магазин за покупками к праздничному столу. Это был день недели - пятница. Мама знала, что в пятницу в некоторых магазинах действуют скидки. Она взяла с собой 3000 руб. и список необходимых покупок: буханка хлеба-2 шт, пачка пельменей -2 шт, упаковка сосисок -2 шт, пряники, сок «Добрый» - 3 коробки, яблоки -1кг, апельсины – 1 кг, торт. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар.
№ | Название магазинов | «Монетка» 5% скидка | «Магнит» 10 % |
1 | Буханка хлеба | 27 рублей | 28 рублей |
2 | Пачка пельменей | 130 рублей | 127 рублей |
3 | Упаковка сосисок | 283 рублей | 275 рублей |
4 | Пряники | 56 рублей | 59 рублей |
5 | Сок «Добрый» | 105 рублей | 110 рублей |
6 | Яблоки | 235 рублей | 278 рублей |
7 | Апельсины | 187 рублей | 272 рубля |
8 | Торт | 565 рублей | 650 рублей |
Как вы думаете, хватит ли маме 3000 рублей?
В каком магазине мама сделает выгодную покупку?
Рассчитайте среднюю стоимость хлеба, яблок и пряников?
2. Работа над задачей.
Сейчас будем решать задачу, которая позволяет закрепить изучаемую тему в нестандартной ситуации. Это задача, которая описывает конкретную жизненную ситуацию, то есть задачу, имеющую практическую направленность. Работа в парах, каждая пара получает карточку с задачей.
- Ребята, внимательно прочитайте текст задачи;
- Найдите в тексте слова, которые вам не знакомы и мешают понять смысл описанной ситуации;
- Выписывает эти слова на доску.
- О чем задача?
- Что в ней дано?
- Сколько вопросов в задаче?
- Какие это вопросы?
Делают краткую запись задачи в таблице.
Карточка для составления краткой записи задачи
№ | Название продукта | Количество | «Пятёрочка» цена | Стоимость | «Магнит» цена | Стоимость | ||
1 | Буханка хлеба | |||||||
2 | Пачка пельменей | |||||||
3 | Упаковка сосисок | |||||||
4 | Пряники | |||||||
5 | Сок «Добрый» | |||||||
6 | Яблоки | |||||||
7 | Апельсины | |||||||
8 | Торт | |||||||
Стоимость без скидки | ?р | |||||||
…% скидка | ….%скидка | |||||||
Стоимость со скидкой | (….% стоимости) ?р | (….% стоимости) ?р | ||||||
Хватит……….? | ||||||||
Где стоимость………? |
Учитель ведёт фронтальную беседу.
- Можно ли сразу ответить на вопросы, поставленные в задаче?
- Что можно вычислить первым действием?
- Что будем делать вторым действием? Что найдём?
- ……..
- После того, как мы узнаем сколько денег должны заплатить за продукты в каждом магазине, мы ответили на вопросы задачи?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?
Учитель на доске фиксирует два предложенных способа. Предлагает нечетным парам решить первым способом. Четным- вторым способом.
При этом выводит учащихся на рациональное распределение времени для решения (один просчитывает «Монетку», второй- «Магнит»). Решают задачу в тетрадях.
- Какой способ рациональнее?
- Вспомните, что спрашивалось в задаче?
- Мы можем ответить на эти вопросы?
- Что для этого нужно сделать?
- Какой ответ на первый вопрос задачи? Поясните свой ответ.
- Какой ответ на второй вопрос задачи? Поясните свой ответ.
- Какой ответ на третий вопрос задачи? Поясните свой ответ.
3. Решение задачи.
1 способ:
1)27*2=54(р)-стоимость двух буханок хлеба в «Монетке».
2)130*2=260(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Монетке».
3)283*2=566(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Монетке».
4)105*3=315(р)- стоимость трёх коробок сока в «Монетке».
5)54+260+566+56+315+235+187+565=2238(р)- стоимость всей покупки в «Монетке» без скидки.
6)2238*0,95=2126,1(р)- стоимость всей покупки в «Монетке» со скидкой.
7)28*2=56(р)- стоимость двух буханок хлеба в «Магните».
8)127*2=254(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Магните».
9)275*2=550(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Магните».
10)110*3=330(р)- стоимость трёх коробок сока в «Магните».
11)56+254+550+59+330+278+272+650=2449(р)- стоимость всей покупки в «Магните» без скидки.
12)2449*0,9=2204,1(р)- стоимость всей покупки в «Магните» со скидкой.
2 способ:
- 2238*0,05=111,9(р)- скидка в «Монетке».
- 2238-111,9=2126,1(р))
- 2449*0,1=244,9(р)-скидка в «Магните»
- 2449-244,9=2204,1.
Заполненная таблица должна выглядеть так
№ | Название продукта | Количество | «Пятёрочка» | Стоимость | «Магнит» | Стоимость | ||
1 | Буханка хлеба | 2 | 27 рублей | ?р | 28 рублей | ?р | ||
2 | Пачка пельменей | 2 | 130 рублей | ?р | 127 рублей | ?р | ||
3 | Упаковка сосисок | 2 | 283 рублей | ?р | 275 рублей | ?р | ||
4 | Пряники | 56 рублей | ?р | 59 рублей | ?р | |||
5 | Сок «Добрый» | 3 | 105 рублей | ?р | 110 рублей | ?р | ||
6 | Яблоки | 235 рублей | 7р | 278 рублей | 7р | |||
7 | Апельсины | 187 рублей | ?р | 272 рубля | ?р | |||
8 | Торт | 565 рублей | ?р | 650 рублей | ?р | |||
Стоимость без скидки | ?р | ?р | ?р | |||||
5% скидка | 10 %скидка | |||||||
Стоимость со скидкой | (95% стоимости) ?р | (90% стоимости) ?р | ||||||
Хватит ли 3000р? | ||||||||
Где стоимость меньше? |
Средняя стоимость хлеба: (27+28) : 2 = 27,5 руб.
Средняя стоимость яблок: (235 +278) : 2 = 256,5 руб.
Средняя стоимость пряников: (56 + 59) : 2 = 57,5 руб.
4. Критерии оценивания задачи.
Ответили на 3 вопроса задачи – «5»
Ответили на 2 вопроса задачи – «4»
Ответили на 1 вопрос задачи – «3».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема опыта «Роль текстовых задач на уроках в формировании математического мышления обучающихся»
В своей педагогической практике часто приходилось сталкиваться с проблемой, что развитие речи, умения формировать вопросы, искать на них ответы, знание специальных приемов решения задач после на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/21/picture-153228-1629534055.jpg)
Конспект урока по формированию математических представлений для детей с ОВЗ (умственная отсталость)
Тема урока "Использование наглядных и пространственных представлений на материале сказки "Репка" . Класс - 2...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-212273-1490706815.jpg)
Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания).
Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания)....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/05/picture-1295116-1607161074.jpg)
Фрагмент урока по формированию математической грамотности
На данном фрагменте содержатся название раздела, тема урока, цели и задачи урока, планируемые предметные и метапредметные результаты, контекстная задача с тремя вопросами и двумя видами познавательных...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-753275-1484130478.jpg)
Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (Бурмистрова Е.Ю.)
Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (Бурмистрова Е.Ю.)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-753275-1484130478.jpg)
Фрагмент урока по формированию математической грамотности "Ремонт кухни" (Обыскалова Г.В.)
Фрагмент урока по формированию математической грамотности "Ремонт кухни" (Обыскалова Г.В.)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/14/picture-328816-1652517668.jpg)
Фрагмент урока с применением Конструктора задач Л.С.Илюшина на уроках математики при формировании математической грамотности.
Тема: Масштаб.Название задачиМир великанаПредметное полеМатематика, на предметном поле черчения, география, спортивное ориентирование, предпрофильная подготовкаКласс6ТипологияОбучающая...