Фрагмента урока по формированию математической грамотности "Покупка продуктов" (Усольцева М.Н.)
план-конспект урока по математике (5 класс)
Фрагмента урока по формированию математической грамотности "Покупка продуктов"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фрагмента урока
по формированию математической грамотности
Усольцева Мария Николаевна, Абатский район
Раздел: Десятичные дроби.
Тема урока: Нахождение процентов от числа. Решение задач на проценты.
Учебник: Математика: 5 класс: учебник / А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир; под ред. В.Е.Подольского. – 8-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 304 с.: ил. ISBN 978-5-09-079555-5
Цели урока:
Предметные: формировать навык решения задач на нахождение
процентов от числа.
Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд; Метапредметные: развивать умение составлять план действий и работать по предложенному алгоритму; формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.
Задачи урока: применять знания по нахождению процента от числа для решения нестандартных задач; расширить представление о задачах практической направленности, которые решаются средствами математики; интерпретировать математический результат в жизненную ситуацию; развивать умение работать над проблемой: её понимания, формулирование проблемы на языке математики, поиск и осуществление её решения; использовать информацию, представленную в числовой, текстовой и табличной форме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить стоимость покупки со скидкой, решая математическую задачу на нахождение процентов от числа в контексте проблемной жизненной ситуации; научатся составлять план действий и работать по алгоритму.
1. Контекстная задача.
Задача «Покупка продуктов»
Мама отправилась в магазин за покупками к праздничному столу. Это был день недели - пятница. Мама знала, что в пятницу в некоторых магазинах действуют скидки. Она взяла с собой 3000 руб. и список необходимых покупок: буханка хлеба-2 шт, пачка пельменей -2 шт, упаковка сосисок -2 шт, пряники, сок «Добрый» - 3 коробки, яблоки -1кг, апельсины – 1 кг, торт. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар.
№ | Название магазинов | «Монетка» 5% скидка | «Магнит» 10 % |
1 | Буханка хлеба | 27 рублей | 28 рублей |
2 | Пачка пельменей | 130 рублей | 127 рублей |
3 | Упаковка сосисок | 283 рублей | 275 рублей |
4 | Пряники | 56 рублей | 59 рублей |
5 | Сок «Добрый» | 105 рублей | 110 рублей |
6 | Яблоки | 235 рублей | 278 рублей |
7 | Апельсины | 187 рублей | 272 рубля |
8 | Торт | 565 рублей | 650 рублей |
Как вы думаете, хватит ли маме 3000 рублей?
В каком магазине мама сделает выгодную покупку?
Рассчитайте среднюю стоимость хлеба, яблок и пряников?
2. Работа над задачей.
Сейчас будем решать задачу, которая позволяет закрепить изучаемую тему в нестандартной ситуации. Это задача, которая описывает конкретную жизненную ситуацию, то есть задачу, имеющую практическую направленность. Работа в парах, каждая пара получает карточку с задачей.
- Ребята, внимательно прочитайте текст задачи;
- Найдите в тексте слова, которые вам не знакомы и мешают понять смысл описанной ситуации;
- Выписывает эти слова на доску.
- О чем задача?
- Что в ней дано?
- Сколько вопросов в задаче?
- Какие это вопросы?
Делают краткую запись задачи в таблице.
Карточка для составления краткой записи задачи
№ | Название продукта | Количество | «Пятёрочка» цена | Стоимость | «Магнит» цена | Стоимость | ||
1 | Буханка хлеба | |||||||
2 | Пачка пельменей | |||||||
3 | Упаковка сосисок | |||||||
4 | Пряники | |||||||
5 | Сок «Добрый» | |||||||
6 | Яблоки | |||||||
7 | Апельсины | |||||||
8 | Торт | |||||||
Стоимость без скидки | ?р | |||||||
…% скидка | ….%скидка | |||||||
Стоимость со скидкой | (….% стоимости) ?р | (….% стоимости) ?р | ||||||
Хватит……….? | ||||||||
Где стоимость………? |
Учитель ведёт фронтальную беседу.
- Можно ли сразу ответить на вопросы, поставленные в задаче?
- Что можно вычислить первым действием?
- Что будем делать вторым действием? Что найдём?
- ……..
- После того, как мы узнаем сколько денег должны заплатить за продукты в каждом магазине, мы ответили на вопросы задачи?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?
Учитель на доске фиксирует два предложенных способа. Предлагает нечетным парам решить первым способом. Четным- вторым способом.
При этом выводит учащихся на рациональное распределение времени для решения (один просчитывает «Монетку», второй- «Магнит»). Решают задачу в тетрадях.
- Какой способ рациональнее?
- Вспомните, что спрашивалось в задаче?
- Мы можем ответить на эти вопросы?
- Что для этого нужно сделать?
- Какой ответ на первый вопрос задачи? Поясните свой ответ.
- Какой ответ на второй вопрос задачи? Поясните свой ответ.
- Какой ответ на третий вопрос задачи? Поясните свой ответ.
3. Решение задачи.
1 способ:
1)27*2=54(р)-стоимость двух буханок хлеба в «Монетке».
2)130*2=260(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Монетке».
3)283*2=566(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Монетке».
4)105*3=315(р)- стоимость трёх коробок сока в «Монетке».
5)54+260+566+56+315+235+187+565=2238(р)- стоимость всей покупки в «Монетке» без скидки.
6)2238*0,95=2126,1(р)- стоимость всей покупки в «Монетке» со скидкой.
7)28*2=56(р)- стоимость двух буханок хлеба в «Магните».
8)127*2=254(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Магните».
9)275*2=550(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Магните».
10)110*3=330(р)- стоимость трёх коробок сока в «Магните».
11)56+254+550+59+330+278+272+650=2449(р)- стоимость всей покупки в «Магните» без скидки.
12)2449*0,9=2204,1(р)- стоимость всей покупки в «Магните» со скидкой.
2 способ:
- 2238*0,05=111,9(р)- скидка в «Монетке».
- 2238-111,9=2126,1(р))
- 2449*0,1=244,9(р)-скидка в «Магните»
- 2449-244,9=2204,1.
Заполненная таблица должна выглядеть так
№ | Название продукта | Количество | «Пятёрочка» | Стоимость | «Магнит» | Стоимость | ||
1 | Буханка хлеба | 2 | 27 рублей | ?р | 28 рублей | ?р | ||
2 | Пачка пельменей | 2 | 130 рублей | ?р | 127 рублей | ?р | ||
3 | Упаковка сосисок | 2 | 283 рублей | ?р | 275 рублей | ?р | ||
4 | Пряники | 56 рублей | ?р | 59 рублей | ?р | |||
5 | Сок «Добрый» | 3 | 105 рублей | ?р | 110 рублей | ?р | ||
6 | Яблоки | 235 рублей | 7р | 278 рублей | 7р | |||
7 | Апельсины | 187 рублей | ?р | 272 рубля | ?р | |||
8 | Торт | 565 рублей | ?р | 650 рублей | ?р | |||
Стоимость без скидки | ?р | ?р | ?р | |||||
5% скидка | 10 %скидка | |||||||
Стоимость со скидкой | (95% стоимости) ?р | (90% стоимости) ?р | ||||||
Хватит ли 3000р? | ||||||||
Где стоимость меньше? |
Средняя стоимость хлеба: (27+28) : 2 = 27,5 руб.
Средняя стоимость яблок: (235 +278) : 2 = 256,5 руб.
Средняя стоимость пряников: (56 + 59) : 2 = 57,5 руб.
4. Критерии оценивания задачи.
Ответили на 3 вопроса задачи – «5»
Ответили на 2 вопроса задачи – «4»
Ответили на 1 вопрос задачи – «3».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема опыта «Роль текстовых задач на уроках в формировании математического мышления обучающихся»
В своей педагогической практике часто приходилось сталкиваться с проблемой, что развитие речи, умения формировать вопросы, искать на них ответы, знание специальных приемов решения задач после на...
Конспект урока по формированию математических представлений для детей с ОВЗ (умственная отсталость)
Тема урока "Использование наглядных и пространственных представлений на материале сказки "Репка" . Класс - 2...
Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания).
Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания)....
Фрагмент урока по формированию математической грамотности
На данном фрагменте содержатся название раздела, тема урока, цели и задачи урока, планируемые предметные и метапредметные результаты, контекстная задача с тремя вопросами и двумя видами познавательных...
Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (Бурмистрова Е.Ю.)
Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (Бурмистрова Е.Ю.)...
Фрагмент урока по формированию математической грамотности "Ремонт кухни" (Обыскалова Г.В.)
Фрагмент урока по формированию математической грамотности "Ремонт кухни" (Обыскалова Г.В.)...
Фрагмент урока с применением Конструктора задач Л.С.Илюшина на уроках математики при формировании математической грамотности.
Тема: Масштаб.Название задачиМир великанаПредметное полеМатематика, на предметном поле черчения, география, спортивное ориентирование, предпрофильная подготовкаКласс6ТипологияОбучающая...