«Московский метрополитен» на выявление функциональной грамотности (математика)
материал по математике (5, 6, 7 класс)

Несколько заданий на выявление математической грамотности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruzhentseva_e._n._fgm_2-21_moskovskiy_metropoliten.docx205.89 КБ

Предварительный просмотр:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d0/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE_%D0%B2_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5_%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0.svg/220px-%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE_%D0%B2_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5_%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0.svg.png

 «Московский метрополитен»

на выявление функциональной грамотности (математика)

Составитель

Руженцева Е.Н.

Учитель математики и информатики

МБОУ «Барабановская средняя общеобразовательная школа»


 Прочитайте текст и выполните задание

Московский метрополитен (московское метро) — рельсовый внеуличный (преимущественно подземный) городской общественный транспорт на электрической тяге, находящийся в Москве и частично в Московской области. Является исторически первым и крупнейшим метрополитеном в СССР, России и странах СНГ.  Московское метро — шестое в мире по интенсивности использования после метрополитенов Пекина, Токио, Шанхая, Сеула и Гуанчжоу; четвёртое в мире и первое в Европе — по длине эксплуатируемых линий. Эксплуатацию метрополитена осуществляет ГУП «Московский метрополитен» (полное название: государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина»).

Первая линия открылась 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Охотный Ряд» с ответвлением на «Парк культуры» и «Смоленскую».

Состоит из 14 линий общей протяжённостью 408 км в двухпутном исчислении без учёта монорельса, МЦК и МЦД. В Московском метрополитене 233 действующие станции, 1 законсервированная («Деловой центр») и 4 реконструируемых («Смоленская», «Каховская», «Варшавская» и частично закрытая «Каширская»). 48 станций признаны объектами культурного наследия, а более 40 являются памятниками архитектуры.

К 2023 году по планам правительства Москвы должны быть построены ещё 27 станций и 67 километров новых линий.

Вопрос 1.
Какова будет общая протяжённость линий Московского метрополитена к 2023 году по планам правительства Москвы?

Запишите ваши расчеты: ________________________________________________________

Составляющая функциональной грамотности

Математическая

Компетенция (виды деятельности)

Формулировать ситуацию на языке математики

Область содержания

Количество

Контекст

Общественный

Уровень сложности

Низкий

Правильный ответ

408+67=475 (км) будет общая протяжённость линий Московского метрополитена

Правильный ответ 1 балл.

Любой другой ответ 0 балов.

Вопрос 2.
Площадь облицовки станций Московского метрополитена (всего) — 922,6 тыс. м², в том числе: мраморной плиткой — 392,4 тыс. м², гранитной плиткой — 100,3 тыс. м², разной плиткой — 230,5 тыс. м², прочей облицовкой — 199,5 тыс. м². Сколько процентов составляет площадь облицовки гранитной плиткой от общей площади облицовки станций Московского метрополитена. Запишите ваши расчеты, а ответ округлите до целых.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составляющая функциональной грамотности

Математическая

Компетенция (виды деятельности)

Применять математические понятия, факты, процедуры

Область содержания

Количество

Контекст

Общественный

Уровень сложности

Средний

Правильный ответ

100,3:922,6·100%=10,8…%≈11%

Правильный полный ответ - 2 балла.

Частично верный ответ – 1 балл.

Любой другой ответ 0 балов.

Вопрос 3.
Скорость движения эскалатора метрополитена составляет 2 км/ч, а поручень движется в 1,06 раза быстрее. На какое расстояние эскалатор отстанет от поручня за 5 минут? Запишите ваши расчеты, а ответ укажите в метрах.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составляющая функциональной грамотности

Математическая

Компетенция (виды деятельности)

Применять математические понятия, факты, процедуры

Область содержания

Изменение и зависимости

Контекст

Общественный

Уровень сложности

Средний

Правильный ответ

1) 2·1,06=2,12(км/ч) скорость поручня;
2)2,12·5:60=0,17(6)(км) проедет поручень за 5 мин;
3)2·5:60=0,1(6)(км) проедет эскалатор за 5 мин;
4)0,17(6)-0,1(6)=0,01(км)=10(м) на такое расстояние эскалатор отстанет от поручня за 5 минут

Правильный полный ответ - 2 балла.

Частично верный ответ – 1 балл.

Любой другой ответ 0 балов.

Вопрос 4.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f4/Salarievo_station_-_stairs_and_escalators.jpg/1024px-Salarievo_station_-_stairs_and_escalators.jpg         С лева вы можете увидеть фотографию эскалатора и лестницы на станции «Саларьево». График Расстояние – Время, расположенный ниже, демонстрирует разницу между человеком, идущим по двигающемуся эскалатору и человеком, идущим по лестнице рядом с двигающимся эскалатором.

Допустив, что для графика, приведенного выше, скорость ходьбы примерно одинакова для обоих людей, проведите на графике линию, которая демонстрировала бы отношение между расстоянием и временем для человека, который стоит на передвигающемся эскалаторе. Ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составляющая функциональной грамотности

Математическая

Компетенция (виды деятельности)

Интерпретировать и интегрировать, использовать и оценивать математические результаты

Область содержания

Изменение и зависимости

Контекст

Общественный

Уровень сложности

Высокий

Правильный ответ

Линия должна быть изображена ниже первых двух (т.к. средняя скорость идущего человека больше скорости эскалатора, следовательно за одно и тоже время расстояние от начала двигающегося эскалатора у идущего человека по лестнице будет больше, чем у человека, стоящего на двигающемся эскалаторе ) и быть ближе к линии «Человек, идущий по лестнице», чем к горизонтальной оси графика.

Правильный полный ответ - 2 балла.

Частично верный ответ – 1 балл.

Любой другой ответ 0 балов.

 

Источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Московский_ метрополитен

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая викторина "80 лет Московскому метрополитену"

Сценарий открытого мероприятия для 5-12 классов. Обогащение багажа знаний учащихся о прошлом, настоящем и будущем развитии метро в Москве....

Тематическая викторина "80 лет Московскому метрополитену"

Сценарий открытого мероприятия для 5-12 классов. Обогащение багажа знаний учащихся о прошлом, настоящем и будущем развитии метро в Москве....

Тематическая викторина "80 лет Московскому метрополитену"

Сценарий открытого мероприятия для учащихся 5-12 классов, посвященный 80-летию Московского метрополитена. Ребята узнают о прошлом, настоящем и будущем Московского метро. А также попробуют свои силы в ...

Проект: «Московский метрополитен»

Итоговый ежегодный атестационный проект. Изучение истории создания и развития метро в Москве. Обозначение его роль для граждан России и для всего мира....

Кейс на выявление функциональной грамотности "Сердце млекопитающих"

Презентация содержит задания разного уровня сложности на выявление функциональной грамотности школьников 8 класса. Позволяет готовить к международным исследованиям, ВПР, ОГЭ....

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Занятие по функциональной грамотности (математика) "Водный мир"

Цель: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задачЗадачи:          1.Создать условия для формирования у учащихся:- умен...