Проект: «Московский метрополитен»
проект (6 класс)

Каратанова Алла Геннадьевна

Итоговый ежегодный атестационный проект. Изучение истории создания и развития метро в Москве. Обозначение его роль для граждан России и для всего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

ПРОЕКТ

На тему: «Московский метрополитен»

                    Ученика: 6 А класса

                                                   Каратанова Евгения Александровича

                                                           Руководитель проекта: учитель истории

                                        Каратанова Алла Геннадьевна


                                         Содержание:

  1. Пояснительная записка………………………………………..3

1. Актуальность исследования………………………………..3                                                          

2. Цель работы…………………………………………………..3

3. Задачи исследования………………………………………...3

4. Методы исследования……………………………………….3

5. Объект исследования………………………………………..4

6. Место и продолжительность исследования……………...4

  1. История создания и развитие московского метро…………5
  1. Строительство первого метро в Москве…………………5
  2. Московское метро в военные годы……………………….7
  3. Московское метро в период   1946 - 1991 годах………...8
  4. Московское метро в современной России………………..9
  5. Метро будущего……………………………………………...9
  1. Московское метро как подземный музей…………………..10
  2. По следам моих родных………………………………………13
  1. Моя семья………………………………………………….13
  2. Я и метро…………………………………………………..17
  1. Заключение……………………………………………………..18
  2. Список используемых источников и литературы………..19
  3. Приложение…………………………………………………….20

                I. Пояснительная записка

1. Актуальность исследования.                                                              

     Почему я выбрал эту тему? Кто из вас был в Москве и не спустился в метро? Я думаю, что таких нет! Ведь упоминание о современной Москве непременно не обойдет и метро. А услышав слово «метро», мы в первую очередь вспоминаем о столице нашей Родины. Московское метро это «сказочное», грандиозное сооружение, которым не возможно не восхищаться и «пройти мимо». Но для меня это не только вход в «сказочное» подземное путешествие, но и работа моих родных. Вот уже 3 поколения моих родственников неразрывно связано с Московским метро. Но обо всем по порядку.

2. Цель работы.

Изучить историю создания и развития метро в Москве. Обозначить его роль для меня, граждан России и для всего мира.

3. Задачи исследования.

Изучить историю создания метро в Москве.

Узнать и изложить интересные и ранее не известные мне факты о метро столицы.

Привязать этапы развития московского метро к известным событиям и эпохам страны.

Составить краткий экскурсионный маршрут по метрополитену для «новичков».

Изложить вклад моих родственников в развитее московского метро.

Сформулировать свое отношение к метро в Москве.

4. Методы исследования.

Поиск и систематизация информации из печатных источников и сети интернет.

 Расспросить родственников об их работе и об объекте исследования.

 Совершить экскурсию по метро.

 Сделать интересные фотографии по теме проекта.

5. Объект исследования.

   Московский метрополитен.

6. Место и продолжительность исследования.

Место исследования: Московский метрополитен, городская библиотека города Новомосковска,  интернет, дом моей семьи.

Продолжительность исследования: 2016 – 2018 годы.


  1. История создания и развитие московского метро.
  1. Строительство первого метро в Москве.

   Мысль о сооружении скоростной наземной и подземной железной дороги в Москве появилась еще в XIX в. Например проект московских городских электрических железных дорог 1902 года - «Metropolitain», стал плодом совместного творчества П. И. Балинского, инженера Е. К. Кнорре и художника Н. Н. Каразина. Они предлагали построить две радиальные, и одну кольцевую линию. Большая часть линий проектировалась наземными, и только в районах самой плотной застройки - тоннели и эстакады. Причём главный вокзал планировали поместить прямо на Васильевский спуск.[1]

   Однако городские власти восприняли проект в штыки, так как город недавно приобрел в собственность трамвайную сеть и не был склонен вновь уступить ее частным лицам, как того требовал проект. А трамвай в то время считался одним из главных источников городских доходов. Извозчики боялись остаться без хлеба. Запланированное расширение улиц было сопряжено с массовым отчуждением недвижимости. Духовенство возмутилось, - дескать метро под церквями - это высшая степень кощунства. И 23 ноября 1902 года члены Московского Городского Императорского археологического общества обратились к городскому голове князю В. М. Голицыну: "Проект господ Кнорре и Балинского поражает дерзким посягательством на то, что в городе Москве дорого всем русским людям... Необъяснимое отношение к святыням... выражается в нарушении целостности Казанского собора для устройства под ним тоннеля... Другие храмы, как, например, церковь Трех Святителей у Красных ворот, Никиты Чудотворца на Ордынке, Св. Духа у Пречистенских ворот и другие, ввиду близости эстакады, которая в некоторых местах приближается к храмам на расстояние 3-х аршин, умаляются в своем благолепии".  Результатом поднятой шумихи было решение городской думы: "Господину Балинскому в его домогательствах отказать". [1]

    Прошло десять лет, и в 1912 году новый проект Московской подземной дороги стал предметом обсуждения в городской думе. Претворению проекта в жизнь в этот раз помешала первая мировая война.

В 1918 году Москва приобрела статус Советской столицы и об усовершенствовании ее с устройством метрополитена стали думать на государственном уровне. Для быстрейшего восстановления городского коммунального хозяйства после гражданской войны, в Москве было создано специальное управление МКХ, поручившее входящему в него Управлению Московских Городских Железных Дорог (МГЖД) проектирование метрополитена. Руководителем проекта И.В.Сталин  назначает Л.М.Кагановича. (До 1955 года московский метрополитен носил имя  Л.М.Кагановича, и был переименован в московский метрополитен имени В.И.Ленина.).

Проходка началась в 1931 году с опытного участка по рабочим чертежам Технического отдела Управления Метростроя, выпущенным под руководством проф. В.Л. Николаи, одним из руководителей строительства Малого кольца Московской Железной Дороги. Метро строилось с энтузиазмом, ударными, скоростными темпами (рис.1). 15 октября 1934 г. в 8 ч.20 мин, на только что построенный участок линии на станцию "Комсомольская" вышел первый поезд, состоящий из двух вагонов.

    Для всеобщего пользования Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года в 7 часов утра (рис.2).Движение началось от станции "Сокольники" до станции "Охотный ряд" и далее по разветвлению - до станций "Парк культуры" и "Смоленская". 13 прекрасно выполненных и богато архитектурно оформленных станций-дворцов, залитых потоками света, гостеприимно раскрыли двери вестибюлей перед трудящимися Москвы и всей нашей страны. Люди всю ночь стояли у вестибюлей, чтобы оказаться в числе первых пассажиров (рис.3). Разменных автоматов и турникетов тогда не были. Пассажиров пропускали по билетам двух цветов. Красные - до станции "Сокольники", желтые - обратно. На билетах делались пометки о времени выдачи. Билет считался действительным в течение 35 минут. Впрочем, для путешествия под Москвой много времени и не требовалось. Длина первой трассы была 11,6 км. Обслуживалась линия четырехвагонными составами, которые в 1936 году дополнены до шести вагонов. Суточные перевозки составили 177 тыс. пассажиров (рис.4).

  1.    Московское метро в военные годы.

    Во время Великой Отечественной Войны на некоторых станциях метро разместились военные и государственные учреждения. На станции "Кировская" находились отделы Генерального штаба Красной Армии. Поезда там не останавливались, перрон отгородили от путей высокой фанерной стеной.

Срочно начались работы по усилению отдельных сооружений, монтировались устройства герметизации и оборудовались дополнительные санитарно-технические установки.

С первых же дней войны более 30 процентов работников метрополитена ушли в действующую армию, истребительные батальоны и народное ополчение.

 Вражеская авиация совершала налет на советскую столицу. Имея опыт при объявлении учебных воздушных тревог, работники метро успешно справились с задачей по укрытию населения: на платформах станций разместились женщины и дети, инвалиды и престарелые, для них были расставлены лежаки и кроватки-раскладушки, были использованы также пути, на которых уложили деревянные щиты. Позаботились и о питьевой воде, в вагонах, стоявших на станциях, оборудовали медицинские пункты (рис.5).

Когда угроза воздушного нападения стала повседневной, Московский метрополитен был переведен на другой режим работы: с 18 часов, не дожидаясь сигнала "Воздушная тревога!", прекращалось движение поездов и население укрывалось на ночное время.

За время воздушных тревог в Московском метрополитене родилось 150 новых жителей столицы.

Здесь можно было получить питание, врачебную помощь, имелись передвижные библиотеки, демонстрировались кинокартины и пр. (рис.6).

    Однако как только реальная опасность захвата перестала угрожать Столице, работы по строительству метрополитена продолжились. За годы войны было построено 7 станций. Сейчас, на каждой такой станции имеется памятная табличка, на которой надпись - «Сооружено в дни Отечественной войны».

  1. Московское метро в период   1946 - 1991 годах.

     Отгремели залпы войны. Вернулись с нее и метростроевцы. За два года послевоенной пятилетки работники подземки полностью восстановили свое хозяйство и значительно улучшили его (рис.7).

Затем началось строительство четвёртой очереди метрополитена  Кольцевой линии и глубокой части Арбатской линии. Кольцевая линия  обеспечивает доступ к семи из девяти вокзалов столицы. Строительство глубокой части Арбатской линии было связано с началом холодной войны. Станции глубокого заложения должны были служить бомбоубежищами в случае ядерной войны.  Позже появились первые наземные станции. К 1961 гуду было возведено 26 станций.

Метрополитен продолжил удлиняться в сторону окраин и связывать между собой радиусы, заполняя внутрикольцевое пространство.

В 1961 – 1970 гг открыта 31 станция.        

В 1971 – 1980 гг введено в строй 30 станций.        

В 1981 – 1990 гг открыто 28 станций (рис.8).        

В 1985-м столичная подземка пополнилась станцией чехословацких метростроевцев. В то время как архитекторы и инженеры дружественной страны возводили «Пражскую», советские оформители занимались строительством станции «Московская» в Праге.

  1. Московское метро в современной России.

    В лихие 1990-е строительство метро резко сократились. Тем не менее были завершены проекты, запущенные еще до распада СССР.
В это сложное десятилетие в государственной казне почти не было средств, поэтому многие станции метрополитену пришлось прокладывать за свой счет. Но несмотря на тяжелое финансовое положение, их оформление выглядит вполне достойно.

    В 1991 – 2000 гг открыто 19 станций.

В новом столетии ветки метро продлеваются не только в спальные районы, но и за МКАД. 

За первое десятилетие нового века построено  21 станция. А с учетом монорельса москвичи получили за 10 лет  27 станций.

В наши дни подземка приходит в самые отдаленные районы Москвы.

Ярким событием стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца — городской железной дороги, интегрированной в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам и гостям столицы быстро пересаживаться, минуя центр.

Сегодня метро продолжает распространяться по столице. За последние восемь лет в Москве открыто для пассажирского движения 40 станций метро и 31 станция МЦК (рис.9).

  1. Метро будущего.

 В 2019 году построят 15 станций, а в 2020 году – еще 12 станций столичной подземки.

Закончить строительство Большой кольцевой линии метро (БКЛ) планируют в 2022 году. Это новая кольцевая линия, которая позволит пассажирам экономить время: отпадет необходимость ехать в центр для пересадки. 
  М
ожно предположить, что через 100 лет метро полностью освоит Московскую область. А затем даже появятся скоростные подземные междугородние поезда. И добраться с Новомосковска до Москвы будет гораздо быстрее и безопаснее (рис.10).

  1. Московское метро как подземный музей.

Московское метро не только удобный транспорт, но и  настоящий подземный музей, демонстрирующий эволюцию архитектурных стилей, идеологию или исторические события. Московский метрополитен единственный в мире, не имеющий одинаковых по художественному оформлению станций. Эта традиция заложена с самого его основания. Московское метро считается одним из самых красивых в мире. С точки зрения архитектуры, это по сути настоящий подземный музей, попасть в который можно просто купив билет на 1 поездку. Каждая из его станций по-своему уникальна, а многие из станций, построенных в советскую эпоху — признанные архитектурные шедевры. Здесь можно встретить и элементы ампира, и ар-деко, и готики, и, конечно, русские национальные мотивы. Более чем на двадцати станциях в декоре использованы настоящие ископаемые окаменелости, обнаруженные в ходе строительства.

Метрополитен — обязательный пункт всех экскурсий по городу, организуемых для гостей столицы, как наших граждан, так и иностранных туристов.

Разумеется, не существует официального списка лучших и красивейших станций метро.  Тем не менее, мимо некоторых станций никто не сможет пройти равнодушно. Эти станции не только иллюстрируют собой развитие архитектурных стилей, но и освещают отдельные идеологические или исторические темы, прославляя жизнь великой страны или отдельных ее наций и героев.

В зависимости от того, сколько у вас времени на осмотр метро, стоит заранее выстроить маршрут по самым красивым станциям. Понятно, что при желании можно кататься по разным веткам хоть целый день, однако обычно у туристов в Москве времени на это нет. Если выделить примерно час-полтора, то вполне можно уложиться и провести короткую, но насыщенную и увлекательную экскурсию. Я советую в первую очередь посетить станции кольцевой линии метро, а позднее, во время перемещения между другими достопримечательностями города, «досматриваем» станции других веток. «Кольцо» - беспроигрышный вариант: все его станций одна краше другой, а некоторые буквально поражают своим пространством и оформлением. Итак, поехали!

  1. «Комсомольская» (кольцевая) (рис.11).

Безусловный фаворит нашего рейтинга – станция метро Комсомольская кольцевая. По художественному замыслу Комсомольская кольцевая должна была стать своеобразной «визитной карточкой» и «главными воротами» Москвы, поражая воображение людей, прибывающих на три вокзала столицы из других городов огромного СССР. Тема интерьеров станции – военные триумфы русского народа и его мощь в борьбе с захватчиками. Мозаичные панно на своде станции изображают военные сюжеты и выдающихся героев российской истории – Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Михаила Кутузова и многих других. Кроме монументальных панно из смальты и самоцветов, буквально поражают роскошная лепнина этой станции и огромные люстры. 68 восьмигранных колонн Комсомольской украшены капителями из мрамора, стены и колонны станции отделаны узбекским мрамором, пол – знаменитый каарлахтинский гранит.

  1. «Киевская» (кольцевая и Арбатско-Покровская линия) (рис.12; 13).

Обе станции необыкновенно красивы и богато украшены мозаичными панно. Тема станций – дружба русского и украинского народов, воссоединение их в составе СССР. Если на кольцевой панно - мозаичные, то на Киевской Арбатско-Покровской линии – это фрески, изображающие целые группы советских трудящихся (колхозники, животноводы, рабочие, строители, архитекторы, физкультурники и другие). При переходе на Киевскую Филевской линии стоит взглянуть на оформление эскалаторного зала – там находится очень интересная круговая композиция, выполненная в золотой цветовой гамме.

  1. «Новослободская» (кольцевая) (рис.14). 

Эта станция относится к охраняемым объектам культурного наследия. Внутри она подобие  сказочного грота. 32 подсвеченных изнутри витража, на которых изображены персонажи, растения, фрукты, звезды - центральные объекты станции. Стены станции облицованы уральским мрамором, на полу – гранит разных оттенков, уложенный в шахматном порядке.

  1. «Таганская» (кольцевая) (рис.15).

Станцию украшают изящные стрельчатые ниши с бело-голубыми майоликовыми панно, на которых изображены военнослужащие разных видов войск и герои славной истории России.

  1. «Парк культуры» (кольцевая) (рис.16).

Пилоны станции облицованы серым мрамором, на полу – серый и черный гранит. Пилоны украшены 26 барельефами. Тема, как и подобает станции при ЦПКиО им. Горького – отдых советской молодежи.

  1. «Площадь революции» (Арбатско-Покровская линия) (рис.17).

Одна из самых любимых москвичами и туристами станций, её можно назвать одним из ярчайших символов сталинского метрополитена. На мраморных постаментах стоят 76 бронзовых фигур советских людей: революционные рабочие, солдаты, матросы, пограничник с собакой, крестьяне, инженер, девушка-птичница, хлебороб, рабочий-стахановец, студент, студентка, родители с детьми и другие. Скульптуры, выполненные в полный рост, не поместились бы, поэтому они или сидят, или находятся в полусогнутом положении. Этот факт становился объектом критики еще при осуществлении проекта, но понравился лично Сталину, что сняло тогда, в 1938 году, все художественные претензии. Скульптуры стали частью московских городских легенд - горожане упорно натирают разные части бронзовых статуй «на удачу». Например, считается, что пес пограничника помогает студентам успешно сдать экзамен, если потереть его нос (рис18).

  1. «Маяковская» (Замоскворецкой линии) (рис.19).

Станция имеет статус ценного объекта культурного наследия, особо охраняемого памятника архитектуры. Это одна из самых популярных достопримечательностей московского метро. Главным украшением Маяковской стали 35 уникальных мозаичных композиций-панно из смальты, выполненные в Ленинграде. Северный выход станции украшен мозаичными панно на темы стихотворений Владимира Маяковского и цитатами из них, здесь же установлен бюст знаменитого советского поэта. 

  1. «Арбатская» (Арбатско-Покровской линии) (рис.20).

Также обладает статусом выявленного объекта культурного наследия. В её отделке использовались «богатые» материалы – красный мрамор, много керамики, лепнины, а внимание прежде всего приковывают массивные золоченые люстры в бронзовой оправе.

                  IV.  По следам  моих  родных.

  1. Моя семья.

А теперь я хочу провести для вас эксклюзивную экскурсию по московскому метро - «путешествие по следам моих родственников». Метро для меня не только удобный и красивый транспорт, а в первую очередь оно мне интересно тем, что неразрывно связано с моей семьей вот уже несколько поколений. Об этом не менее интересной истории я вам сейчас и расскажу.

   Родной брат моего прадеда Селезнев Александр Иванович 1922 года рождения, окончил московское художественное училище. И темой его дипломной работы было мозаичное панно, в последствии выложенная в вестибюле станции метро Площадь революции, прославляющая 30-летие Великой Октябрьской социалистической революции (1947г) (рис.21). Но когда началась Великая Отечественная война, он ушел на фронт. Воевал в 237 танковом батальоне в звании гвардии старший лейтенант. С войны он не вернулся - 09.02.1944 году  погиб в Белоруссии. Мы все помним и гордимся им.

    Мой отец Каратанов Александр Витальевич с 2001 года работает в московском метрострое. Его должность - горный мастер. Это большая ответственность, ведь он отвечает за весь технологический процесс строительства на стройплощадке и в его подчинение много метростроевцев. За эти 17 лет мой отец построил 8 станций:

  1. «Анино» - открыта 12 декабря 2001 года. «Аннино» стала первой станцией Московского метрополитена, открытой в XXI веке. В церемонии открытия принимали участие президент России Владимир Путин и мэр Москвы Юрий Лужков (рис.22).
  2. «Воробьевы горы» (до 12 мая 1999 года «Ле́нинские го́ры») - станционные пути и платформа расположены на нижнем ярусе метромоста, а на верхнем ярусе осуществляется автомобильное движение. Станция  была открыта 12 января 1959 года. Ее спешили сдать к Международному Фестивалю Молодежи и в результате спешка и политика удешевления привели к ряду ошибок при проектировании. В 1983 году станцию закрыли для пассажиров, а в 1986 году через мост перестали ходить поезда. В годы Перестройки и после распада СССР отсутствие финансирования не позволяло вести реконструкцию, и активная фаза работ пришлась на 1999—2002 годы. Повторно станция была открыта 14 декабря 2002 года. Станция была фактически построена заново. С платформы станции видна Москва-река, Воробьевы горы, новое здание Академии наук и Большая Спортивная Арена Лужников. Она так же является первой в мире станцией, расположенной на мосту, проходящем над рекой (рис.23).
  3. «Бульвар Адмирала Ушакова» - открыта 27 декабря 2003 года в составе  «Бутовской» линии, которая обозначалась как «Л1» и называлась «лёгким метро» (рис.24).
  4. «Митино» - открылась для пассажиров 26 декабря 2009 году. Конструкция - односводчатая мелкого заложения. Сооружена из монолитного железобетона (рис.25).
  5. «Достоевская» - станция глубокого заложения (глубина 62 м), открылась 19 июня 2010 года. Расположена станция рядом с Театром Российской Армии. Колонны, стены и пол станции отделан мрамором и гранитом. Оформление станции выполнено в черно-белых цветах и посвящено теме творчества Ф. М. Достоевского. На торцевой стене изображен портрет самого писателя, а на стенах сцены иллюстрирующие четыре романа («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы») в том числе сцены насилия и самоубийства (рис.26; 27;28; 29; 30). В ответ на критику в свой адрес автор заявил следующее: «Если браться за тему Достоевского, то нужно соответствовать глубине и трагичности его творчества». И тем не менее станция получилась красивая и оригинальная. А во время консервации строительства на недостроенной станции снимался фильм «Путевой обходчик», вышедший на экраны в 2007 году.
  6.  «Пятницкое шоссе» - Открылась 28 декабря 2012 года. Особенностью конструкции станции является то, что она изогнута по дуге, таких станций в Московском метрополитене всего пять («Александровский сад», «Кутузовская», «Международная» и «Зябликово») (рис.31).
  7. «Фонвизинская» - открыта 16 сентября 2016 года. Наряду со станциями «Верхние Лихоборы» и «Окружная» занимает второе место по глубине заложения (65 метров) после станции «Парк Победы». Основным  украшением центрального зала является чередование световых арок, в отделке пилонов использовался мрамор чёрного цвета. Ниши пилонов станции, обращённые в сторону центрального зала, оформлены цифровыми трёхмерными панно с изображением персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (рис.32).
  8. «Верхние Лихоборы»  - открытие состоялось 22 марта 2018 года. станция глубокого заложения. Территориально находится под Дмитровским шоссе. Строительство станции было сопряжено с большим объёмом работ и техническими сложностями, связанными с наличием плывуна (рис.33).

    Кроме самих станций метро мой отец участвовал в строительстве и других объектов: 1) перегонный тоннель к станции «Алма-Атинская», который проходил по вязким болотистым грунтам; 2) вестибюль станции Сретенский бульвар, связан с чрезмерно стесненными условия строительства в густо застроенном центре Москвы; 3) транспортную развязку Звенигородского шоссе с ул. Мнёвники, 4) Северо-Западный тоннель в Крылатском.

    О тоннеле в Крылатском стоит сказать поподробнее. Он относится к ряду уникальных, с инженерной точки зрения, строений. Особенность данного тоннеля, помимо того, что он является тоннелем глубокого заложения, - в его конструкции, которая представляет из себя два яруса. Нижний ярус предназначен для движения поездов московского метрополитена, а верхний - для автотранспорта (три полосы для движения автотранспорта и две служебные пешеходные банкетки) (рис.34).

     В 2018 году отец завершил реконструкцию станции метро Филевский парк. Особенность этого объекта в том, что стацию полностью разрушили и возвели заново, не перекрывая движения электричек и не закрывая станцию для пассажиров.

      Сейчас он строит станцию Ржевская, которая входит в Большую кольцевую линию Московского метрополитена  и располагается под старым, красивым зданием Рижского вокзала.

   В общем работа у папы ответственная и очень интересная. А еще его работа приносит огромную пользу людям.

   У меня есть старший брат, Николай. С 2014 года он тоже возводит метро в Москве (рис.35). За 4 года работы в метрострое он успел запустить 2 станции: «Фонвизинскую» и «Верхние Лихоборы». Запомнились ему эти станции, прежде всего, каскадами водопадов подземных вод, под которыми ему приходились работать, вымокая до нитки. Сейчас он трудится в механическом цехе и готовит горное оборудование к работе, а также чинит агрегаты и механизмы (рис.36). На работе его ценят и уважают. И я уверен, что он станет «начальником» и за его плечами будет более десятка возведенных станций и других объектов метрополитена. Но уже сейчас Николай с гордостью может сказать своим друзья и родственникам, приехавшим в Москву или живущим там: «Смотрите, вот Моя Работа!», окидывая взглядом новую красивую станцию метро.

  1. Я и метро.

    Лично я каждый год бываю в Москве. И конечно всегда использую метро для передвижения по городу. Что само собой уже является маленьким интересным путешествием и неотъемлемым ритуалом для меня. Спускаясь под землю по эскалатору, я невольно испытываю небольшое волнение, словно погружаюсь в какой-то сказочный подземный мир. Мне интересно открывать для себя новые станции метро и маршруты. Захватывает дух разгон электрички и ее торможение, мелькание в окне тюбингов или городских строений, проезд над рекой Москвой. Еще мне очень понравилось поездка на «монорельсе». Словно вагон парит над землей, машинами, людьми (рис.37).

    Новый 2016 год я с семьей встречал в Москве. И 2 января 2016 года папа  устроил сюрприз мне и моей маме. В этот день мы по стволу в клети спустились под землю на глубину 65метров (рис.38). Было немного страшно, но жутко интересно. Отец для нас провел целую экскурсию по строящемуся метро (рис.39; 40;). По тоннелю мы прошли на станцию Фонвизинская. Тогда там не было еще ни чего кроме «голого» бетона и чугунных тюбингов. Это не большое путешествие в подземную вотчину метростроевцев мне очень понравилось и взбудоражило мое воображение. Я словно побывал персонажем знаменитой игры «Метро 2033», где главный герой путешествует по подземным тоннелям московского метро. Мне также было интересно увидеть контраст между тем, какой я видел станцию Фонвизинская в январе(рис.41), и какой она открылась в сентябре (рис.32).

V. Заключение

   Несомненно метро является транспортом бедующего. Его пользу и не заменимость трудно переоценить в современных густонаселенных мегаполисах. Метрополитен является самым эффективным видом городского пассажирского транспорта и с точки зрения занимаемых площадей.  Метро по сути является ключевым звеном систем мобильности городов. Чтобы попасть из одного конца мегаполиса в другой, в будни зачастую требуется 2 - 3 часа. Единственный способ почти вдвое сократить время в пути - спуститься в метро. На сегодняшний день московский метрополитен - самый быстрый и экологичный вид общественного транспорта, который осуществляет около 60% всех городских перевозок. С помощью метро ежедневно совершают поездки около девяти миллионов пассажиров - это мировой рекорд! Среди всех видов городского транспорта метрополитен находится на острие внедрения инновационных технологий, направленных на надежность эксплуатационной работы и упрощение технического обслуживания. Кроме того московское метро завораживает, удивляет и привлекает не только своим функционалом, но и потрясающей красотой и необычностью станций, переходов и наземных выходов. Это шедевры подземной архитектуры, которые стали жемчужиной города и гордостью всех его жителей.

   Мне нравится передвигаться и путешествовать по метро. Я горжусь тем, что это «сказочный и грандиозный мир» возводит мои родные. Московское метро для меня неразрывно связано с работой моего отца, старшего брата и братом моего прадеда.  Поэтому я и выбрал тему данного проекта. В процессе написания проекта я открыл для себя много интересного и познавательного связанного с московским метрополитенам и его строительством. И я с радостью поделился этим с Вами.


  1. Список используемых источников и литературы

  1. Дитмар Нойтатц - Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935):  Росспэн;  Москва; 2013
  2. Зиновьев Александр - Сталинское метро. Исторический путеводитель: Зиновьев А.Н.; Москва; 2011
  3. Вячеслав Зверев -  Московское метро. Московский путеводитель: Алгоритм; Москва; 2008
  4. ГУП «Московский метрополитен» - ttp://mosmetro.ru/
  5. АО «Мосметрострой» - http://www.metrostroy.com/
  6. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы - https://stroi.mos.ru
  7. «Метрострой» -  http://www.rosmetrostroy.ru/index.htm
  8. История московского метро - Мастерок.жж.рф - https://masterok.livejournal.com/1201933.html
  9.   MOSCOVERY.COM - https://ru.moscovery.com/московский-метрополитен/
  10.  Википедия - свободная энциклопедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Московский_метрополитен
  11.  ЭРУГИД - https://экскурсии-по-москве.рф/ehkskursii-v-metro-moskvy
  12.  Трудности.net - Самые красивые станции метро Москвы -https://www.trudnosti.net/articles/290
  13.  Фото Телеграф - http://fototelegraf.ru/175451-samye-krasivye-stancii-moskovskogo-metropolitena.html
  14.  Артмонумент -http://www.artmonument.ru/article/stalinskij-ampir-seans-chernoj-magii/
  15.  Ярослав Пишумов – Про то, как стоят метро: Малыш; Москва; 1974


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Московская школа - территория возможностей"

Основополагающей целью московского образования является увеличение вклада системы образования в рост конкурентоспособности Москвы, а задачами - а) создание условий для развития каждого ребёнка, б) сох...

Тематическая викторина "80 лет Московскому метрополитену"

Сценарий открытого мероприятия для 5-12 классов. Обогащение багажа знаний учащихся о прошлом, настоящем и будущем развитии метро в Москве....

Тематическая викторина "80 лет Московскому метрополитену"

Сценарий открытого мероприятия для 5-12 классов. Обогащение багажа знаний учащихся о прошлом, настоящем и будущем развитии метро в Москве....

Тематическая викторина "80 лет Московскому метрополитену"

Сценарий открытого мероприятия для учащихся 5-12 классов, посвященный 80-летию Московского метрополитена. Ребята узнают о прошлом, настоящем и будущем Московского метро. А также попробуют свои силы в ...

Проект «Московская Электронная Школа»

31.01.2018 ГБОУ №1554. Участие в мероприятии для школ Межрайонного Совета Директоров № 4, посвященное проекту «Московская Электронная Школа» (МЭШ). О текущем состоянии проекта МЭШ и перспе...

«Московский метрополитен» на выявление функциональной грамотности (математика)

Несколько заданий на выявление математической грамотности...