Рабочая программа по математике 10 класс
рабочая программа по математике (10 класс)
Рабочая программа по математике 10 класс (алгебра+геометрия) 4,5 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_10_2.docx | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №51»
Рассмотрено и рекомендовано руководитель МО учителей естественно-математического цикла _________/_______________ протокол от______________ | Рассмотрено педагогическим советом протокол №__________ от ______________________ | Утверждаю директор МБОУ «СОШ №51» ___________/Е.Н.Ольбикова приказ №____________ от___________________ |
Рабочая программа
учебного предмета «Математика»
предметной области «Математика и информатика»
для 10а класcа
среднего общего образования
на 2021/2022 учебный год
Составитель:
Смирнова Ю.В., учитель математики
Барнаул, 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по геометрии для 10-11 классов Л.С. Атанасян и по алгебре для 10 класса А.Г.Мордковича.
Описание учебно — методического обеспечения:
1. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа . 10 класс (базовый и углублённый уровни):методическое пособие для учителя / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов.- 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2017.
2. Геометрия. Сборник примерных рабочих программ. 10-11 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. Уровни / [сост. Т.А. Бурмистрова]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
3. Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев Геометрия 10-11классы. Базовый и профильный уровни / учебное пособие :- М. Просвещение, 2020.
4. А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра и начала математического анализа . 10 класс. / Учебник в двух частях 1-я и 2-я части. – М. : Мнемозина, 2020
5. Саакян С.М., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10-11 классах. / методическое пособие для учителя.М.: Просвещение, 2020
6. Геометрия. Дидактические материалы. 10 класс: пособие для общеобразоват. организаций: базовый и углуб. уровни / Б. Г. Зив. – 14-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
7. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Контрольные работы для общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровни) / В.И. Глизбург; под ред. А.Г. Мордковича. – 6-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2020.
В соответствии с годовым календарнымучебным графиком, авторской программой данная рабочая программа составлена на 158 часов (51 час геометрия 1,5 часа в неделю и 102 часов алгебры 3 часа в неделю. Из них 8 часов контрольных работ по алгебре (. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Контрольные работы для общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровни) / В.И. Глизбург; под ред. А.Г. Мордковича.) и 4 часа по геометрии (Геометрия. Дидактические материалы. 10 класс: пособие для общеобразоват. организаций: базовый и углуб. уровни / Б. Г. Зив. – 14-е изд. – М. : Просвещение, 2014.). Резерв 5 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение алгебры и начал математического анализа в старшей школе даёт возможность обучающимся достигнуть следующих результатов.
Личностные результаты:
- представление о профессиональной деятельности ученых- математиков, о развитии математики от Нового времени до наших дней;
- умение ясно формулировать и аргументированно излагать свои мысли; корректность в общении;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- способность к эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
- достаточно развитые представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть приложения полученных математических знаний в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение использовать различные источники информации для решения учебных проблем;
- умение принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
-умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
- умение видеть различные стратегии решения задач, планировать и осуществлять деятельность, направленную на их решение.
Предметные результаты:
- иметь представление об основных изучаемых математических понятиях, законах и методах, позволяющих описывать и исследовать реальные процессы и явления: число, величина, алгебраическое выражение, уравнение, функция, случайная величина и вероятность, производная и интеграл, закон больших чисел, принцип математической индукции, методы математических рассуждений;
- владеть ключевыми математическими умениями:
выполнять точные и приближённые вычисления с действительными числами;
выполнять (простейшие) преобразования выражений, включающих степени, логарифмы, радикалы и тригонометрические функции;
решать (простейшие) уравнения, системы уравнений, неравенства и системы неравенств;
решать текстовые задачи; исследовать функции;
строить их графики (в простейших случаях);
оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях;
применять математическую терминологию и символику;
доказывать математические утверждения;
- применять приобретенные знания и умения для решения задач практического характера, задач из смежных дисциплин.
Геометрия
- оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей;
-распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб) и тел вращения (конус, цилиндр, сфера и шар), владеть стандартной классификацией пространственных фигур (пирамиды, призмы, параллелепипеды);
- изображать изучаемые фигуры от руки и с применением простых чертёжных инструментов;
-делать (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объемных фигур: вид сверху, сбоку, снизу; строить сечения многогранников;
- извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве;
-применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур;
- находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников, тел вращения, геометрических тел с применением формул;
- вычислять расстояния и углы в пространстве;
-вычислять расстояния и углы в пространстве;
- применять геометрические факты для решения задач, предпологающих несколько шагов решения, если условия применения заданы в явной форме;
-решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам;
- формулировать свойства и признаки фигур;
- доказывать геометрические утверждения.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- соотносить абстрактные геометрические понятия и факты с реальными жизненными объектами и ситуациями;
- использовать свойства пространственных геометрических фигур для решения типовых задач практического содержания;
- соотносить площади поверхности тел одинаковой формы различного размера;
-соотносить объемы сосудов одинаковой формы различного размера;
- оценивать форму правильного многогранника после спилов, срезов и т.п. (определять количество вершин, ребер и граней, полученных многогранников);
- использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из других областей знаний.
Векторы и координаты в пространстве
- оперировать понятиями: декартовы координаты в пространстве, вектор, модуль вектора, равенство векторов, координаты вектора, угол между векторами, скалярное произведение векторов, коллинеарные и компланарные векторы;
- находить координаты вершин куба и прямоугольного параллелепипеда, расстояние между двумя точками;
- находить сумму векторов и произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение, раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам;
-задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат;
-решать простейшие задачи введением векторного базиса.
История и методы математики
-описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
-знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей; представлять вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
- понимать роль математики в развитии России;
- применять известные методы при решении стандартных и нестандартных математических задач; использовать основные методы доказательства, проводить доказательства и выполнять опровержение;
- замечать и характеризовать математические закономерности в окружающей действительности и на их основе характеризовать красоту и совершенство окружающего мира, а также произведений искусства;
- применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
Содержание учебного предмета
Повторение. Решение задач с применением свойств фигур на плоскости. Задачи на доказательство и построение контрприёмов. Использование в задачах простейших логических правил. Решение задач с использованием теорем о треугольниках, соотношений в прямоугольных треугольниках, фактов, связанных с четырёхугольниками. Решение задач с использованием фактов, связанных с окружностями. Решение задач на измерения на плоскости, вычисление длин и площадей. Наглядная стереометрия: фигуры и их изображения (куб, пирамида, призма).
Геометрия
Точка, прямая и плоскость в пространстве, аксиомы стереометрии и следствия из них.
Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. Изображение простейших пространственных фигур на плоскости. Расстояния между фигурами в пространстве. Углы в пространстве. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Проекция фигуры на плоскость. Признаки перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве. Теорема о трёх перпендикулярах.
Многогранники. Параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Теорема Пифагора в пространстве. Призма и пирамида. Правильная пирамида и правильная призма. Прямая пирамида. Элементы призмы и пирамиды.
Тела вращения: цилиндр, конус, сфера и шар. Основные свойства прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса. Изображение тел вращения на плоскости.
Вычисление элементов пространственных фигур (ребра, диагонали, углы). Площадь поверхности правильной пирамиды и прямой призмы. Площадь поверхности правильной пирамиды и прямой призмы. Площадь поверхности прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса и шара. Понятие об объеме. Объем пирамиды и конуса, призмы и цилиндра. Объем шара.
Соотношение между площадями поверхностей и объемами подобных тел.
Векторы и координаты в пространстве
Сумма векторов, умножение вектора на число, угол между векторами. Коллинеарные и компланарные векторы.
Алгебра
Комплексные числа и их геометрическая интерпретация. Тригонометрическая форма комплексного числа. Арифметические действия над комплексными числами: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в натуральную степень, извлечение корня. Основная теорема алгебры (без доказательства)
Математический анализ
Основные свойства функции: монотонность, промежутки возрастания и убывания, точки максимума и минимума, ограниченность функций, чётность и нечётность, периодичность.
Тригонометрические функции. Свойства и графики тригонометрических функций.
Преобразования графиков функций: параллельный перенос, растяжение/сжатие вдоль осей координат, отражение от осей координат, от начала координат, графики функций с модулями.
Тригонометрические формулы приведения, сложения, преобразования произведения в сумму, формула вспомогательного аргумента.
Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем.
Непрерывность функции. Промежутки знакопостоянства непрерывной функции. Метод интервалов.
Композиция функции. Обратная функция.
Понятие предела последовательности. Понятие предела функции в точке. Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Понятие о методе математической индукции.
Понятие о производной функции в точке. Физический и геометрический смысл производной. Использование производной при исследовании функций, построений графиков. Использование свойств функций при решениях текстовых, физических и геометрических задач. Решение задач на экстремум, наибольшие и наименьшие значения.
Вероятность и статистика
Выборки, сочетания. Биномиальные коэффициенты. Бином Ньютона. Треугольник Паскаля и его свойства.
Определение и примеры испытаний Бернулли. Формула для вероятности числа успехов в серии испытаний Бернулли. Математическое ожидание и дисперсия числа успехов в испытании Бернулли.
Основные примеры случайных величин. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины.
Независимые случайные величины и события.
Название раздела | Количество часов |
Введение | 3 |
Параллельность прямых и плоскостей | 16 |
Перпендикулярность прямых и плоскостей | 17 |
Многогранники | 12 |
Заключительное повторение курса геометрии 10 класса | 3 |
Числовые функции | 10 |
Тригонометрические функции | 26 |
Тригонометрические уравнения | 10 |
Преобразование тригонометрических выражений | 15 |
Производная | 31 |
Повторение | 11 |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Контрольная работа | Количество часов |
Введение ( 3 ч.) | |||
1 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии | 1 | |
2-3 | Некоторые следствия из аксиом | 2 | |
4-6 | Определение числовой функции. Способы ее задания | 3 | |
Числовые функции (9 ч.) | |||
7 | Параллельные прямые в пространстве | 1 | |
8 | Параллельность трёх прямых | 1 | |
9-11 | Свойства функции | 3 | |
12 | Параллельность прямой и плоскости | 1 | |
13 | Параллельность прямых, прямой и плоскости | 1 | |
Параллельность прямых и плоскостей (16 ч.) | |||
14-16 | Обратная функция | 3 | |
17 | Скрещивающиеся прямые | 1 | |
18 | Углы с сонаправленными сторонами | 1 | |
Тригонометрические функции (26 ч.) | |||
19-20 | Числовая окружность | 2 | |
21 | Угол между прямыми | 1 | |
22 | Контрольная работа №1 (геометрия) | 1 | |
23-25 | Числовая окружность на координатной плоскости | 3 | |
26 | Контрольная работа №1 (алгебра) | 1 | |
27 | Параллельные плоскости | 1 | |
28 | Свойства параллельных плоскостей | 1 | |
29-31 | Синус и косинус. Тангенс и котангенс | 3 | |
32 | Тетраэдр | 1 | |
33 | Параллелепипед | 1 | |
34-35 | Тригонометрические функции числового аргумента | 2 | |
36-37 | Тригонометрические функции углового аргумента | 2 | |
38 | Тетраэдр и параллепипед | 1 | |
39 | Задачи на построение сечений | 1 | |
Перпендикулярность прямых и плоскостей ( 17 ч.) | |||
40-41 | Формулы приведения | 2 | |
42 | Контрольная работа №2 ( алгебра) | 1 | |
43 | Контрольная работа №2 ( геометрия) | 1 | |
44 | Зачет №1 (геометрия) | 1 | |
45-46 | Функция y=sin x, ее свойства и график | 2 | |
47-48 | Функция y=cos x, ее свойства и график | 2 | |
49 | Перпендикулярные прямые в пространстве | 1 | |
50 | Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости | 1 | |
51 | Периодичность функции y=sin x, y=cos x | 1 | |
52-53 | Преобразования графиков тригонометрических функций | 2 | |
54 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости | 1 | |
55 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости | 1 | |
56-57 | Функции y=tg x, y=ctgx, их свойства и графики | 2 | |
58 | Контрольная работа №3 ( алгебра) | 1 | |
59 | Перпендикулярность прямой и плоскости | 1 | |
60-61 | Расстояние от точки до плоскости | 2 | |
Тригонометрические уравнения (10 ч.) | |||
62-63 | Арккосинус и решение уравнения cos t=а | 2 | |
64-65 | Арксинус и решение уравнения sin t =a | 2 | |
66-67 | Теорема о трёх перпендикулярах | 2 | |
68 | Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tgx=a, ctgx=a | 1 | |
69-70 | Угол между прямой и плоскостью | 2 | |
71-74 | Тригонометрические уравнения | 4 | |
75 | Двугранный угол | 1 | |
76 | Признак перпендикулярности двух плоскостей | 1 | |
77 | Контрольная работа №4 ( алгебра) | 1 | |
Преобразование тригонометрических выражений ( 15 ч.) | |||
78 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | |
79-82 | Синус и косинус суммы и разности аргументов | 4 | |
83 | Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей | 1 | |
84 | Контрольная работа №3 (геометрия) | 1 | |
85-86 | Тангенс суммы и разности аргументов | 2 | |
Многогранники (12 ч.) | |||
87 | Зачет №2 (геометрия) | 1 | |
88-90 | Формулы двойного аргумента | 3 | |
91 | Понятие многогранника | 1 | |
92 | Призма | 1 | |
93-95 | Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения | 3 | |
96 | Контрольная работа №5 (алгебра) | 1 | |
97 | Понятие многогранника. Призма | 1 | |
98-99 | Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы | 2 | |
100 | Пирамида | 1 | |
Производная ( 31 ч.) | |||
101-102 | Числовые последовательности и их свойства. Предел последовательности | 2 | |
103 | Правильная пирамида | 1 | |
104-105 | Сумма бесконечной геометрической прогрессии | 2 | |
106 | Усеченная пирамида | 1 | |
107-109 | Предел функции | 3 | |
110 | Правильные многогранники | 1 | |
111-113 | Определение производной | 3 | |
114 | Симметрия в пространстве | 1 | |
115-117 | Вычисления производных | 3 | |
118 | Контрольная работа №6 (алгебра) | 1 | |
119 | Понятие правильного многогранника | 1 | |
120-121 | Уравнение касательной к графику функции | 2 | |
122-124 | Применение производной для исследований функций на монотонность и экстремумы | 3 | |
125 | Элементы симметрии правильных многогранников | 1 | |
126 | Контрольная работа №4 ( геометрия) | 1 | |
127-129 | Построение графиков функций | 3 | |
130 | Контрольная работа №7 (алгебра) | 1 | |
131 | Зачет №3 (геометрия) | 1 | |
132-134 | Применение производной для отыскания наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке | 3 | |
135-137 | Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин | 3 | |
138-139 | Контрольная работа №8 (алгебра) | 2 | |
140-142 | Заключительное повторение курса геометрии 10 класса | 3 | |
143-153 | Повторение (алгебра) | 11 | |
154-158 | Резерв | 5 |
Лист внесения изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет математика Класс 5 Учитель Асессорова Е.М...