Презентация "Математики в годы Великой Отечественной войны"
материал по математике

Презентация "Математики в годы Великой Отечественной войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematiki_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математики в годы Великой Отечественной войны

Слайд 2

Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации и добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности. Достижение блестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов, прежде всего увеличение их скорости, позволило создать грозные истребители, неуязвимые штурмовики, мощные бомбардировщики. Овладевая большими скоростями, авиаконструкторы столкнулись с неизвестными ранее явлениями в поведении самолетов. В определенных режимах работы моторов в конструкциях возникали самовозбуждающиеся вибрации (флаттер), которые часто вызывали мгновенное разрушение вибрируемых конструкций – катастрофы самолетов в воздухе. Опасности подстерегали скоростные машины и на земле . При взлете и посадке самолета колеса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное шимми, нередко вызывало катастрофы самолетов на аэродромах. Академик М.А. Лавреньтев за изучением пробивного действия взрывчатых веществ (1944г.)

Слайд 3

Мстислав Всеволодович Келдыш (1911 — 1978) —советский учёный в области прикладной математики и механики , крупный организатор советской науки. Выдающийся советский математик М.В. Келдыш и возглавляемый им коллектив ученых исследовали причины флаттера и шимми. Созданная учеными математическая теория этих опасных явлений позволила советской авиационной науке своевременно защитить конструкции скоростных самолетов от появления таких вибраций. В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета их конструкций. Тем самым были спасены жизни многих летчиков и боевые машины.

Слайд 4

Советские ученые опередили врага и в создании реактивной авиации. Первый испытательный полет нашего реактивного истребителя был произведен в мае 1942 г., немецкий реактивный «Мессершмитт» поднялся в воздух через месяц после этого.

Слайд 5

Ученые Математического института АН СССР выполнили много сложных работ оборонного значения. В результате решения сложной математической задачи члену-корреспонденту АН СССР Н.Г. Четаеву удалось определить наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий. Это обеспечивало максимальную кучность боя, непереворачиваемость снаряда при полете и другие положительные характеристики артиллерийских систем, а выдающийся математик А.Н. Колмогоров, используя свои работы по теории вероятностей, разработал теорию наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым увеличить эффективность действия артиллерии, которую заслуженно называли богом войны. Николай Гурьевич Четаев (1902 — 1959 ) Андрей Николаевич Колмогоров (1903 — 1987)

Слайд 6

Математическая теория вероятностей использовалась во время Великой Отечественной войны для определения наилучших методов нахождения самолетов, подводных лодок противника и для указания путей, позволяющих избежать встреч с подлодками врага.

Слайд 7

В годы Великой Отечественной Войны М.А. Лаврентьев разработал теорию кумуляции при взрыве, что позволило создавать эффективные противотанковые снаряды и мины. Эта теория является классической и создана впервые в мире. Она позволила нам использовать кумулятивные заряды сознательно, предварительно рассчитывая направление их действия и силу взрыва. Михаил Алексеевич Лаврентьев (1900г. — 1980г.) – советский математик и механик , основатель Сибирского отделения АН СССР и Новосибирского Академгородка , академик АН УССР ( 1939), академик АН СССР (1946) и вице-президент (1957 – 1976) АН СССР.

Слайд 8

В апреле 1942 г. коллектив математиков под руководством основателя конструктивной теории функции действительного переменного и первого аксиоматика теории вероятностей академика С.Н. Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. В 1943 г. были подготовлены штурманские таблицы, которые нашли широкое применение в боевых действиях дальней авиации, значительно повысили точность самолетовождения. Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по простоте и оригинальности. Сергей Натанович Бернштейн (1880 —1968) — советский математик еврейского происхождения .

Слайд 9

Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику А.Н. Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими Военно-Морскими силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и на сколько это затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности. Алексей Николаевич Крылов (1863 – 1945) — русский и советский кораблестроитель , механик и математик.

Слайд 10

Научная работа не прекращалась и в тяжелых условиях жизни фронтовых и прифронтовых городов. В изнурительные дни блокады ученые Ленинграда успешно решили задачу огромной сложности и создали капитальный труд – Большой астрономический ежегодник на 1943-1945гг. Это исключительно важное пособие для авиации, флота и артиллерии ученые выполнили образцово . Командование ВВС Красной Армии дало высокую оценку работе ленинградских ученых. Заместитель командующего ВВС в письме коллективу Астрономического института писал: «За ценный вклад, внесенный Ленинградским астрономическим институтом в дело обороны страны, объявляю всему составу института благодарность». Об условиях, в которых ученые составляли свой труд, говорит тот факт, что треть сотрудников, работавших над ним, погибали.

Слайд 11

Многие математики с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах. Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог, член-корреспондент АН СССР (с 1964 г.) А.А. Ляпунов (1911 – 1973). В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико-математических наук, а потом академик АН СССР Ю.В . Линник (1915 – 1972). Алексей Андреевич Ляпунов Юрий Владимирович Линник

Слайд 12

Среди миллионов тех, кто не был отмечен наградами и славою при жизни, кто в трудные для Отчизны годы до конца выполнил свой долг и отдал ей самое дорогое – жизнь, были начинающие математики, учителя и студенты, которым только предстояло вступить на этот путь. Осенью 1941 г. умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена Н.Б. Веденисов (1905-1941). Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область теоретико-множественной топологии, где он получил ряд важных результатов. Война застала Веденисова преподавателем одной из военных академий. Несмотря на слабое здоровье и бронь он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли.

Слайд 13

Последний раз, проверив домашнее задание, простился на перемене со своими учениками учитель математики из далекого сибирского села на берегу Ангары Н.В. Бибиков. Он ушел на свой главный открытый урок; своим личным примером пробуждал гуманные чувства, верность высоким идеалам, любовь к родной земле. Коротки перемены у трудного ратного дела. Гвардии старший лейтенант Н.В. Бибиков отдавал их письмам к родным, ученикам и своему любимому занятию – рисованию. Война потребовала напряжения всех духовных и физических сил, переплавила абстрактные социальные, этические и моральные понятия в живые образы действительности . То что раньше воспринималась как аксиома, теперь надлежало доказать самой жизнью. Об этом много раздумий в письмах Бибикова Н.В. – волнующем документе своей эпохи. «Очень хочется жить. Дышать, ходить по земле, видеть небо над головой. Хочется увидеть победу, прижать к шершавой шинели шелковистую головку сына. Я очень люблю жизнь и поэтому иду в бой. В бой за жизнь, за настоящую, а не рабскую жизнь. За счастье моих близких , моих детей, за счастье моей Родины. Я люблю жизнь, но щадить ее не буду. Жить как воин и умереть как воин – так я понимаю жизнь» (2 августа 1942 г.).

Слайд 14

Через сколько сожженных деревень пришлось вести Н.В. Бибикову своих солдат! Горе обжигало лютой ненавистью к врагу, наполняло всепобеждающей любовью к Родине. «…Я понял, что такое Родина: это когда каждая хата под серым очеретом кажется тебе родной хатой и каждая старуха в селе – родной матерью. Родина – это когда каждый шаг немецкого кованного сапога по нашей земле – кровавый след в твоем сердце» (27 августа 1942 г .). Выбивая врага из деревни Голоски Каменец-Подольской области , Бибиков упал и навсегда остался в этой далекой от Ангары , но навечно кровной ему украинской деревне.

Слайд 15

Сколько замыслов осталось неосуществленными, какие россыпи математических сокровищ они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этих потерь . В памяти поколений всегда будет жить великий подвиг нашего народа, отстоявшего свободу и независимость своей Родины и спасшего человечество от угрозы фашистского порабощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Дипломатия в годы Великой Отечественной войны: Тегеран – Ялта – Потсдам. «Третий фронт» Второй мировой войны

Проблемная конференция по вопросам о роли советской дипломатии в победе над фашизмом и использованием ИКТ-технологий....

Презентация на тему "Школа в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы"

Презентация, основанная на краеведческом материале,поможет подготовить внеклассное мероприятие "Тыл в годы войны"...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Великие ученые и их открытия в годы Великой Отечественной войны

Этот урок по программе Немецкий язык. 11кл. Бим И.Л, Рыжова Л.И., Садомова Л.В и др,    находится в теме «Der wissenschaftlich - technische Fortschritt. Was hat er uns gebracht?&r...

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...