Дипломатия в годы Великой Отечественной войны: Тегеран – Ялта – Потсдам. «Третий фронт» Второй мировой войны
методическая разработка (история, 11 класс) по теме
Проблемная конференция по вопросам о роли советской дипломатии в победе над фашизмом и использованием ИКТ-технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
86042_metodicheskaya_razrabotka_uroka-tegeran-yalta-potsdam.doc | 436.5 КБ |
konflikt_.pptx | 302.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по Всеобщей истории
11 класс
Дипломатия в годы Великой Отечественной войны:
Тегеран – Ялта – Потсдам
«Третий фронт» Второй мировой войны
Проблемная конференция по вопросам о роли советской дипломатии в победе над фашизмом
«Россия выигрывает войны, но не
умеет пользоваться плодами побед»
И.Сталин
Учитель: Лущикова Г.С., МКОУ «Колыбельская СОШ» Лискинского района Воронежской области
2012г
Цели и задачи урока:
- познавательная: показать основные этапы и направления развития внешней политики СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны; проследить процесс складывания антигитлеровской коалиции; оценить вклад советской дипломатии в победу над фашизмом.
- развивающая: формирование многополярного видения исторического процесса; развитие навыков работы с историческим источником и умения вести историческую полемику; формирование исторического мышления на конкретных исторических примерах, навыков проектно-исследовательской деятельности.
- воспитательная: пробудить интерес к изучаемому периоду отечественной истории; формирование активной гражданской позиции, чувства гордости за свое историческое прошлое.
План конференции (проецируется на экране):
- Вводное слово учителя: обозначение целей и задач участников конференции; постановка проблемы о роли советской дипломатии в ходе 3-х встреч «Большой тройки».
- Творческий проект 1-й группы: «Тегеран – 43» - победа или поражение?». Обсуждение проекта.
- Творческий проект 2-й группы: «Ялтинская конференция: проблемы и оценка их разрешения». Обсуждение проекта.
- Творческий проект 3-й группы: «Дипломатическая «кухня» Потсдама: исторические уроки». Обсуждение проекта.
- Анализ исторических источников по теме «Тегеран – Ялта – Потсдам».
- Подведение итогов: оценка роли советской дипломатии в ходе работы конференций «Большой тройки».
- Вводное слово учителя.
С первых дней Великой Отечественной войны основной задачей внешней политики СССР и его дипломатии стало создать международные условия для разгрома фашистской Германии, сформировать антигитлеровскую коалицию. Волею истории СССР, США и Великобритания оказались по одну линию фронта, и особое место в сотрудничестве трех стран занимают личные встречи руководителей СССР, США и Великобритании, их личная переписка, уникальный личный контакт, невзирая на амбиции каждого из политических лидеров.
Международная политика – жесткая вещь, и в ней нет места личным симпатиям и антипатиям. Всем известно, что в первые месяцы войны англичане и американцы не торопились оказывать реальную помощь Советскому Союзу; выжидали, пока СССР и Германия увязнут в войне и ослабят друг друга. Высказывание сенатора Гарри Трумэна часто цитируют в этой связи: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России; а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии. И таким образом пусть они убивают друг друга как можно больше». Этим и объясняется постоянное затягивание открытия второго фронта в Западной Европе.
Дипломатическая «кухня» всегда загадочная, с грифом «секретно», и на этой конференции мы попробуем ее приоткрыть, опираясь только на подлинные документы, мемуары, кино-фото - документы. Мы рассмотрим не окопную, а кабинетную «передовую» Второй мировой войны; попробуем согласиться или опровергнуть скептическое высказывание И.Сталина о нашей российской дипломатии. В ходе конференции мы будем анализировать и самостоятельно обобщать факты, а, возможно и прогнозировать последствия решений, принятых «Большой тройкой» в Тегеране – Ялте – Потсдаме, тем более, что именно там и тогда решалась судьба человечества. На этом «третьем фронте» не звучали выстрелы, не передвигались армии, но его воздействие на мир действительно решало судьбу человечества в целом.
- Защита творческого проекта «Тегеран – 43» - победа или поражение?». Обсуждение проекта.
Примерные вопросы для обсуждения по теме:
- На что ссылался У.Черчилль, затягивая вопрос об открытии II фронта? Каковы были истинные причины?;
- На Тегеранской конференции прозвучал вопрос Сталина о судьбе советских репатриантов, советских военнопленных. Почему этот вопрос так интересовал советского руководителя?;
- По какому вопросу Тегеранская конференция зашла в тупик? К какому излюбленному методу прибегнул Сталин-дипломат, чтобы ускорить решение этого вопроса? (Когда вопрос о сроках и месте открытия Второго фронта зашел в тупик, Сталин неторопливо встал и обратился к членам советской делегации: «Идемте, товарищи, нам здесь делать нечего. У нас много дел на фронте». У.Черчилль вынужден был оправдываться, и при поддержке Рузвельта было принято решение об открытии II фронта во Франции не позднее мая 1944г.);
- Почему американский президент поддержал не Черчилля, а Сталина в вопросе об открытии II фронта не на Балканах, а в Нормандии? (Рузвельт считал, что это будет «…кратчайший путь к победе, и наши мальчики вернутся домой к Рождеству». Советский Союз сможет быстрее вступить в войну с Японией, что отвечало интересам США. Сталин смог сыграть на противоречиях Черчилля и Рузвельта, Черчилль откровенно боялся распространения «красной чумы» в Европе; Рузвельта же интересовала прежде всего цена успеха. Он был согласен со Сталиным, что кратчайший путь к победе над Германией лежит именно через северную Францию).
3.Творческий проект 2-й группы: «Ялтинская конференция: проблемы и оценка их разрешения». Обсуждение проекта.
Примерные вопросы для обсуждения:
- «Польский» вопрос был одним из самых болезненных вопросов при обсуждении в Ялте. Почему И.Сталин не хотел сотрудничать с польским эмигрантским правительством? (Польское правительство настаивало на возвращении Западной Украины и Западной Белоруссии, вошедших в состав СССР по договору с Германией от 23 августа 1939 г., т.е. отказывалось признавать границу по линии «Молотов-Риббентропп»);
- можно ли считать решение конференции по «польскому» вопросу успехом советской дипломатии? (Успех советской дипломатии очевиден: принято решение, согласно которому Западная Украина и Западная Белоруссия остаются в составе СССР. Польша получала приращивание своей территории за счет Германии. Западная граница должна проходить по рекам Одер-Нейсе. Интересна в этой связи полемика между Черчиллем и Сталиным: Черчилль – «Львов никогда не был русским городом». Сталин парировал: «Зато Варшава была».);
- Какой результат был достигнут по вопросу о составе будущего польского правительства? (правительство должно быть коалиционным, т.е. сформированным на «широкой демократической платформе» – 80% из политических деятелей просоветского толка, живущих в Польше, и 20% - от польского эмигрантского правительства. Таким образом, Сталин получил возможность создать будущее марионеточное правительство);
- На конференции Черчилль заметил: «Для Англии Польша – вопрос чести. Как вы думаете, чем закончил свой ответ Сталин: «А для России – это вопрос…»? ( «А для России - это вопрос безопасности, т.к. на протяжении всей истории Польша была коридором, через который проходили враги России для нападения на нее»);
- Условия какого мира были пересмотрены в Ялте по вопросу о вступлении СССР в войну с Японией? (СССР возвращал территории, аннексированные Японией в 1905 г. по Портсмутскому миру: Курилы, Южный Сахалин, а также КВЖД и Порт-Артур);
- Каково ваше мнение по решению вопроса о размерах репараций? (решение было в пользу СССР: 50% - СССР как наиболее пострадавшей стороне , 50% - всем остальным). Репарации могут выплачиваться в форме поставок промышленным оборудованием и продовольствием сроком на 10 лет. Черчилль пытался возражать, что это слишком тяжелые условия для Германии: «Чтобы лошадь возила, ее надо кормить сеном и овсом». Сталин парировал: «Но при этом лошадь не должна набрасываться и кусаться»;
- Как Черчилль и Сталин поделили Европу? (Болгария, Румыния, Венгрия – сфера влияния СССР на 90%; Греция – на 90% - сфера влияния Великобритании. Следует обратить внимание, что советские войска могли занять территорию Греции без проблем, но этого не произошло согласно ялтинским решениям).
4. Творческий проект 3-й группы: «Дипломатическая «кухня»
Потсдама: исторические уроки». Обсуждение проекта.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Какие решения Потсдамской конференции вы считаете очевидным успехом советской дипломатии? И, наоборот, что, на ваш взгляд, можно назвать неудачей? (Основным вопросом конференции был вопрос о послевоенном устройстве Германии и репарациях. Было принято решение осуществить денацификацию и осуществлять верховную власть в Германии силами Контрольного Совета в составе главнокомандующих оккупационными силами СССР, США, Великобритании, а также, по настоянию СССР, Франции (выделена особая зона оккупации). Сталин добился включения Франции, т.к. понимал, что в будущем англо-американская зона будет объединена; французы же объединяться не станут, т.к. боятся «немецкой опасности» больше, чем коммунистической. Таким образом, Сталин уменьшил и ослабил западную зону влияния. Не меньшим успехом было и то, что советская сторона добилась (несмотря на уклончивую позицию Черчилля и Трумэна, чтобы большая часть репараций была выплачена не в денежном выражении, а в промышленно-товарных поставках – оборудованием, продовольствием, подвижным составом железных дорог в течение 10 лет. Причем в денежном выражении Советскому Союзу предназначалось 10 миллиардов марок из 20-ти. И, наконец, в Потсдаме было зафиксировано окончательное решение о передаче Советскому Союзу Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом. Это было существенное территориальное приращение. Что же касается неудач советской дипломатии в Потсдаме, то можно констатировать, что практически все решения, на которых настаивал Сталин и советская делегация, так или иначе закладывали фундамент будущего раскола Европы на два враждебных лагеря и явились причиной «холодной войны». Но таковы были объективные исторические реалии и по-другому советская дипломатия «действовать» и не могла;
- Поднимался ли вопрос о судьбе немцев на тех территориях Германии,которые отходили к Польше? (Этот вопрос поднимался и Черчиллем, а затем и Эттли, и Трумэном. Сталин заявил, что этнические немцы, например, в Восточной Пруссии, Силезии и Померании, уже «добровольно» выехали на Запад. На самом деле, речь шла о 8-10 миллионах немцев, которых либо насильно депортировали особые части НКВД, либо были уничтожены);
- Какой международный пакт последовал после подписания Декларации по Дальнему Востоку? (о вступлении СССР в войну с Японией).
5. Анализ исторических источников по теме «Тегеран – Ялта – Потсдам».
Вопросы к документу «Декларация трех держав» (Тегеран) – см. приложение № 1.
- Определите направления сотрудничества СССР, Великобритании, США.
(- уничтожение германских вооруженных сил до полной и безоговорочной капитуляции Германии; открытие второго фронта; послевоенное сотрудничество в области денацификации; установление демократических режимов в освобожденных странах);
2) О какой операции идет речь в документе: «… мы пришли к полному соглашению относительно масштабов и сроков операции…с запада) (операция «Оверлорд», не позднее 1 мая 1944 г. в северной Франции);
3) Как называется политика, о которой говорят союзники: «Мир, который устранит бедствия и ужасы войны». (денацификация).
Вопросы к документу «Крымское соглашение 3-х великих держав по вопросам Дальнего Востока» (Ялта) – см. приложение № 2.
- Какой договор между Россией и Японией пересматривает этот документ? (Портсмутский мир 1905 г.);
- Кто из лидеров «Большой тройки» был заинтересован в подписании этого документа более других и почему? (Сталин – из-за территориальных претензий Советского Союза и стремления взять реванш за поражение в русско-японской войне; Рузвельт – т.к. именно Япония нанесла удар по военно-морской базе США 7 декабря 1941 г. в Пирл-Харборе, и основной театр военных действий для США – тихоокеанские острова, т.е. тоже идея реваншизма);
- Какой пакт, врученный японскому послу в Москве, последовал за подписанием этого документа? (пакт о денонсации нейтралитета с Японией от 5 апреля 1945 г.)
Вопросы к документу «Извлечение из Потсдамской конференции трех держав» (Потсдам) – см. приложение № 3.
- Почему документ содержит подробное перечисление военных организаций и учреждений, связанных с нацистской партией Германии? (Чтобы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма);
- Сформулируйте основные стороны денацификации, о которых говорится в документе (ликвидация нацистской партии и репрессивного аппарата нацистского режима; роспуск вооруженных сил Германии; установление контроля над германской военной промышленностью; наказание военных преступников; реорганизация судебной системы Германии);
- Как союзники реализовали в дальнейшем 5-й пункт документа? (в Нюрнберге в 1945 г. состоялся международный военный трибунал над нацистскими преступниками).
Индивидуальный исследовательский проект (презентация) «Лики истории: Тегеран – Ялта – Потсдам».
- слайд – Рузвельт, Сталин, Черчилль – знаменитая «большая тройка». Война их объединила, мир, к сожалению, разъединит. Друзья – враги;
- слайд – текст документа воспоминания Д. Кеннона о Сталине;
- слайд – «большая тройка» в Ялте;
- слайд – У.Черчилль во время одного из заседания Ялтинской конференции;
- слайд – новый состав «большой тройки» в Потсдаме;
- У.Черчилль о несговорчивости Сталина: «Терпение – девиз всех, кому приходится иметь дело с Кремлем»;
- слайд – Сталин и Черчилль. Из стенограммы Ялтинской конференции: «Сталин о недоразумениях в отношениях с Черчиллем на переговорах: «…лучшая дружба та, которая начинается с недоразумений»;
- слайд – Из беседы Ф.Рузвельта с сыном о высадке союзного десанта в северной Франции: «Когда дядя Джо говорил о преимуществах вторжения на западе, он тоже имел в виду и политические последствия. Я в этом уверен, хотя он об этом не сказал ни слова».
7. Подведение итогов: оценка роли советской дипломатии в ходе работы конференций «Большой тройки».
Следует отдать должное советской дипломатии в годы Великой Отечественной войны: советская делегация и Сталин сумели сыграть на противоречиях между Рузвельтом и Черчиллем и по большинству вопросов конференций добиться нужного СССР результата. И Рузвельт, и Черчилль (которого уж никак нельзя заподозрить в симпатиях к советскому вождю) очень высоко оценивали дипломатические способности Сталина. В большинстве мемуаров содержатся сведения о том, что Сталину была присуща особая манера ведения переговоров. Поначалу Сталин нагнетал напряженность во время бесед с союзниками, умело культивировал в них чувство неопределенности в отношении советской позиции. Рузвельт, например, вспоминал, что Сталин заставлял партнеров постоянно оправдываться, доказывать верность союзническим обязательствам. Подобные методы дипломатии приносили свои плоды. Когда же Сталин добивался своего, то становился «очаровательным собеседником». Не случайно и у Рузвельта, и у Черчилля - масса хвалебных высказываний в адрес советского лидера. Судя по всему, Черчилль поначалу недооценивал дипломатические способности советского лидера, но затем британский премьер вынужден был изменить свое мнение: «Блестящий полемист, Сталин вел себя крайне сдержанно. Не поддавался на провокации. Упорство и целеустремленность сочетались в нем с готовностью идти на компромиссы. Он никогда не унижал противника, предоставляя ему возможность даже в проигрышной ситуации не чувствовать себя посрамленным». Для антикоммуниста Черчилля – неожиданная характеристика Сталина. По-видимому, не стоит давать однозначную и примитивную оценку Сталина как неотесанного, недалекого тирана. Уж в чем-чем, а в интригах он толк знал.
Решения встреч «большой тройки» трудно переоценить: они повлияли на всю послевоенную историю, приблизили долгожданную победу. Никогда международный авторитет Советского Союза не был так высок, как после Второй мировой войны. Советский Союз воспользовался плодами победы: мир раскололся на два полюса. Никогда уже Европа не будет центром мира, а СССР будет единственной державой, которая сдерживала имперские амбиции США. Впереди будет «холодная война», гонка вооружений, угроза третьей мировой войны, трагедия распада СССР, но это уже другая страница истории.
Приложения (демонстрируются на экране)
Приложение № 1.
КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ - СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ТЕГЕРАНЕ .ДЕКЛАРАЦИЯ ТРЕХ ДЕРЖАВ (Тегеран, 1 декабря 1943 года)
Мы, Президент Соединенных Штатов, Премьер-министр Великобритании и Премьер Советского Союза, встречались в течение последних четырех дней в столице нашего союзника - Ирана и сформулировали и подтвердили нашу общую политику.
Мы выражаем нашу решимость в том, что наши страны будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время.
Что касается войны, представители наших военных штабов участвовали в наших переговорах за круглым столом, и мы согласовали наши планы уничтожения германских вооруженных сил. Мы пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга.
Взаимопонимание, достигнутое нами здесь, гарантирует нам победу.
Что касается мирного времени, то мы уверены, что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир. Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных Нациях, за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения.
Совместно с нашими дипломатическими советниками мы рассмотрели проблемы будущего. Мы будем стремиться к сотрудничеству и активному участию всех стран, больших и малых, народы которых сердцем и разумом посвятили себя, подобно нашим народам, задаче устранения тирании, рабства, угнетения и нетерпимости. Мы будем приветствовать их вступление в мировую семью демократических стран, когда они пожелают это сделать.
Никакая сила в мире не сможет помешать нам уничтожать германские армии на суше, их подводные лодки на море и разрушать их военные заводы с воздуха.
Наше наступление будет беспощадным и нарастающим.
Закончив наши дружественные совещания, мы уверенно ждем того дня, когда все народы мира будут жить свободно, не подвергаясь действию тирании, и в соответствии со своими различными стремлениями и своей совестью.
Мы прибыли сюда с надеждой и решимостью. Мы уезжаем отсюда действительными друзьями по духу и цели.
Подписано в Тегеране 1 декабря 1943 года.
Приложение № 2
Крымская конференция. 4–11 февраля 1945 г.
Соглашение
Руководители Трех Великих Держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании - согласились в том, что через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне Союзников при условии:
1. Сохранения status quo Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики);
2. Восстановления принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно:
a) возвращения Советскому Союзу южной части о.Сахалина и вcех прилегающих к ней островов;
b) интернационализации торгового порта Дайрена с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза в этом порту и восстановления аренды на Порт-Артур как на военно-морскую базу СССР;
c) совместной эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги и Южно-Маньчжурской железной дороги, дающей выход на Дайрен, на началах организации смешанного Советско-Китайского Общества с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза, при этом имеется в виду, что Китай сохраняет в Маньчжурии полный суверенитет;
3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов.
Предполагается, что соглашение относительно Внешней Монголии и вышеупомянутых портов и железных дорог потребует согласия генералиссимуса Чан Кайши. По совету Маршала И.В.Сталина Президент примет меры к тому, чтобы было получено такое согласие.
Главы Правительств Трех Великих Держав согласились в том, что эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией.
Со своей стороны Советский Союз выражает готовность заключить с Национальным Китайским Правительством пакт о дружбе и союзе между СССР и Китаем для оказания ему помощи своими вооруженными силами в целях освобождения Китая от японского ига.
И. Сталин
Ф. Рузвельт
Уинстон С. Черчилль
1945 г., 11 февраля.
Приложение № 3
О Германии
Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период
А. Политические принципы
1. В соответствии с соглашением о контрольном механизме в Германии верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Французской Республики, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих соответствующих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, действующими в качестве членов Контрольного совета.
2. Поскольку это практически осуществимо, должно быть одинаковое обращение с немецким населением по всей Германии.
3. Целями оккупации Германии, которыми должен руководствоваться Контрольный совет, являются:
I) полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями:
а) все сухопутные морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями, штабами и учреждениями, включая генеральный штаб, офицерский корпус, корпус резервистов, военные училища, организации ветеранов войны и все другие военные и полувоенные организации, вместе с их клубами и ассоциациями, служащими интересам поддержания военных традиций в Германии, будут полностью и окончательно упразднены, дабы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма;
в) все вооружение, амуниция и орудия войны и все специализированные средства для их производства должны находиться в распоряжении союзников или должны быть уничтожены. Поддержание и производство всех самолетов и всякого вооружения, амуниции и орудий войны будет предотвращено...
III) уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду...
4. Все нацистские законы, которые создали базис для гитлеровского режима или которые установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены. Никакая такая дискриминация правовая, административная или иная не будет терпима.
5. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонники нацистов и руководящий состав нацистских учреждений и организаций и любые другие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы.
6. Все члены нацистской партии, которые были больше, чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях. Такие лица должны быть заменены лицами, которые по своим политическим и моральным качествам считаются способными помочь в развитии подлинно демократических учреждений в Германии...
8. Судебная система будет реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия всех граждан, без различия расы, национальности и религии.
9. Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры и развития на местах чувства ответственности. С этой целью:
II) во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии с предоставлением им права созыва собраний и публичного обсуждения...
IV) пока что не будет учреждено никакого центрального германского правительства. Однако, несмотря на это, будут учреждены некоторые существенно важные центральные германские административные департаменты, возглавляемые государственными секретарями, в частности, в областях финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности. Эти департаменты будут действовать под руководством Контрольного Совета...
В. Экономические принципы
11. В целях уничтожения германского военного потенциала производство вооружения, военного снаряжения и орудий войны, а также производство всех типов самолетов и морских судов должно быть запрещено и предотвращено...
12. В практически кратчайший срок германская экономика должна быть децентрализована с целью уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической силы, представленной особенно в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических соглашений.
13. При дефашизации экономики Германии главное внимание должно быть обращено на развитие сельского хозяйства и мирной промышленности для внутреннего потребления.
14. В период оккупации Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое...
15. Должен быть установлен союзный контроль над германской экономикой...
15% такого пригодного к использованию и комплектного промышленного капитального оборудования, в первую очередь, металлургической, химической и машиностроительной отраслей промышленности, которое не является необходимым для германского мирного хозяйства и должно быть изъято из западных зон Германии, в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле, поташе, цинке, лесных материалах, глиняных изделиях, нефтяных продуктах и других видах материалов, о которых будет обусловлено договоренностью.
в) 10% такого промышленного капитального оборудования, которое не является необходимым для германской мирной экономики и которое должно быть изъято из западных зон для передачи Советскому правительству в счет репараций без оплаты или возмещения любым образом...
5. Количество оборудования, подлежащего изъятию из западных зон в счет репараций, должно быть определено самое позднее в течение шести месяцев, начинающихся с настоящего времени.
6. Изъятия промышленного капитального оборудования начнутся так скоро, как это возможно, и будут закончены в течение двух лет после решения, указанного в параграфе 5-м, поставки продуктов, обусловленных параграфом 4 (а), начнутся так скоро, как это возможно, и будут произведены Советским Союзом партиями, обусловленными по договоренности, в течение 5 лет от упомянутой даты...
9. 8. Советское правительство отказывается от всех претензий в отношении репараций на акции германских Правительства США и Соединенного Королевства отказываются от всех претензий в отношении репараций на акции германских предприятий, находящихся в восточной зоне оккупации Германии, а также на германские заграничные активы в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии.
10. Советское правительство не имеет претензий на золото, захваченное союзными войсками в Германии...
«Большая тройка». Тегеран. «Большая тройка». Ялта.
1 декабря 1943 г. февраль 1945 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока в 10 классе « Конфликт в межличностных отношениях» ПЛАН УРОКА Структура и динамика межличностного конфликта Поведение личности в конфликте Как успешно разрешать конфликты? Автор: Лущикова Г.С., учитель истории и обществознания
СЛОВАРЬ
Причины социальных конфликтов социальная неоднородность общества различия в уровне доходов, власти, культуре, доступе к образованию и информации религиозные различия поведение человека, его социально-психологические черты
ВИДЫ КОНФЛИКТОВ Внутриличностный конфликт Межгрупповой конфликт Конфликт, охватывающий отдельные сферы общественной жизни Конфликт, охватывающий общество в целом Конфликт с внешней средой Межличностный конфликт Происходит между двумя и более членами одной группы или нескольких групп Происходит внутри личности на уровне индивидуального сознания Конфликт одной группы с другой [например, конфликт между различными классами, национальностями, религиозными и поколенческими (конфликт «отцов и детей») группами] Давление на человека извне со стороны культурных, административных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания Экономический (производственный), политический, этнический и др. Социальная революция (от лат. revolution — поворот, переворот) — быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому; война
Газовый конфликт России и Украины Великая отечественная война Революция 1917 года ТИПЫ КОНФЛИКТОВ
Условия успешного разрешения конфликта Своевременный и точный диагноз причин конфликта, т.е. выявление существующих противоречий, интересов, целей Обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон
ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В КОНФЛИКТЕ
Роль социального конфликта Информирование о наличии общих проблем Стимулирование социальных изменений Снятие психологической напряженности участников конфликта: сознание своих интересов и интересов других Создание стрессовых ситуаций Нарушение порядка общественной жизни Разрушение равновесия сил, устойчивого положения позитивная негативная
Как успешно разрешить конфликты? Конфликта не следует бояться, его следует РАЗРЕШИТЬ! Пути разрешения конфликта: Переговоры Медиация Арбитраж
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по теме:Вторая Мировая война и Великая Отечественная война
Данный материал может быть использован в качестве проверки знаний после изучения представленной темы....
Сценарий открытия фестиваля творческой защиты проектов по теме: «Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны».
Сценарий открытия фестиваля творческой защиты проектов по теме: «Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны». (Составилен: Редькиной Еленой Николаевной, КШИ №11, старший воспи...
На фронтах второй мировой войны
Материалы по истории и общесвтознанию...
тест:Материалы для подготовки к ЕГЭ по темам: «Внешняя политика до Второй мировой войны », «Великая Отечественная война», « СССР во Второй мировой войне».
Тест разработан для 9, 11 классов для подготовки сдачи ЕГЭ и ГИА....
вопросы к зачёту по истории "Вторая мировая война. Великая Отечественная война"
Подготовка к зачёту поможет учащимся 11 классов более глубоко знать материал, связанный с Великой Отечественной войной. Это особенно актуально в год 70-летия Великой Победы....
Изучение Второй Мировой войны посредством видеоматериалов. Начало Великой Отечественной войны
В настоящее время современная школа располагает богатым арсеналом информационно-коммуникативных технологий, начало чему было положено еще в девяностые годы двадцатого столетия. С тех пор это направлен...
Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.
1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...