Проект по теме "Бюджет семьи", дидактические материалы по финансовой грамотности.
методическая разработка по математике (5 класс)
Выпускная работа по теме "Семейный бюджет. Доходы и расходы". Карточки с заданиями к внеурочному занятию по финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по теме "Бюджет семьи", дидактические материалы по финансовой грамотности. | 616 КБ |
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
Семейный бюджет. Доходы и расходы
Проект выполнила:
Фирсова М.В
Димитровград
2021
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного проекта обусловлена принятием Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р), а также особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, широкое внедрение информационных технологий привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами, с другой стороны, – легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации по вопросам собственной ответственности за принятие решений.
Цель проекта: формирование у обучающихся разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.
Данный проект направлен на базовое финансовое просвещение учащихся 5 классов.
Чем раньше школьники узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование полезных привычек, в сфере финансов, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Дидактический материал на тему «Семейный бюджет. Доходы и расходы» предназначен для обучающихся 5 классов общеобразовательных школ.
Основная цель дидактического материала заключается в построении модели внеурочного занятия.
Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, на классных часах.
В результате у школьников формируются умения грамотного планирования бюджета.
Содержание проекта
Место проведения | Школа |
Вид деятельности учащихся | внеурочная деятельность, внеклассное мероприятие |
Продолжительность | 30 минут |
Целевая группа | Обучающиеся 5 класса |
Дидактический материал к внеклассному мероприятию
«Путешествие в страну Бюджетию»
Участники (класс) делятся на 3 команды по 5-6 человек.
Этапы движения по маршрутам.
1) Город Финансов.
Улица Доходная, улица Затратная.
2) Город Налогов и Вкладов.
Улица Процентная, улица Депозитная.
3) Город Кредитов
Улица Автокредитная, улица Ипотечная
Цель команды – набрать как можно больше игровых баллов и пройти все этапы игрового путешествия.
На каждой станции есть помощник-гид, который даёт разъяснения к заданиям.
После каждого задания помощник-гид на доске выставляет баллы каждой команде.
В конце путешествия команды награждаются дипломами.
Сценарий путешествия , маршрутные листы, карточки – задания.
Участники выбирают какой город посетить первым.
Город Финансов.
Улица Доходная.
Карточка 1
Максим решил купить новый телефон стоимостью 10500 рублей. Он записывает все свои расходы и доходы. Внесите данные по доходам в таблицу, если родители дают ему по 500 рублей в неделю (на карманные расходы). Также мальчик получил от своего дяди подарок на день рождения в размере 3500 рублей. По данным в таблице определите величину накоплений Максима за 6 месяцев. Определите, сколько месяцев мальчику потребуется копить на покупку нового телефона стоимостью 10500 рублей?
Ежемесячные доходы, руб. | Подарок | |||||||||||
Карманные деньги от родителей | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
Итого | Итого |
Карточка 2
Семья Медведевых состоит из пяти человек. Мама и папа работают, бабушка на пенсии, старший сын учится в университете, младший – ученик 5-го класса. Общий семейный доход состоит из заработной платы родителей, пенсии бабушки и стипендии брата.Зарплата папы и мамы равна 46 000 рублей. Пенсия бабушки – 14 500 рублей, а стипендия брата равна половине пенсии бабушки. Чему равен доход семьи?
Карточка 3
Заполните таблицу и вычислите общий доход семьи Красновых, если
начисленная заработная плата папы Олега равна 62 000 рублей;
начисленная заработная плата мамы – половина от папиной зарплаты; стипендия старшего брата Олега, обучающегося в колледже – составляет третью часть от зарплаты мамы.
Статья дохода | Руб. |
Зар.плата папы | |
Зар.плата мамы | |
Степендия брата | |
Итого |
Город Финансов.
Улица Расходная.
Карточка 1
При доходе семьи Морозовых из 4 человек в 60 000 рублей, учитывая расходы, приведенные в таблице, определите, на чем семья сможет сэкономить для покупки через 6 месяцев самоката, стоимостью 5 000 рублей?» И сможет ли семья купить два таких самоката для сына и для дочки.
Статьи расходов | Расходы семьи в месяц |
Продукты, бытовая химия | 30 000 |
Коммунальные платежи (свет, газ, квартплата) | 7 000 |
Интернет, телевидение и мобильная связь | 1 500 |
Транспортные расходы (общественный транспорт, бензин) | 5 000 |
Досуг (походы в кино, каток, кафе и др.) | 4 000 |
Одежда | 5 000 |
Непредвиденные расходы (лекарства, ремонт, игрушки) | 3 500 |
Карточка 2
Доход семьи Копилкиных в декабре составил 65 000 рублей. В этом месяце на питание семья потратила 24 600 рублей, а на приобретение одежды – в четыре раза меньше. Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15 800 рублей.Оставшуюся часть решили отложить на экскурсионную поездку во время летних каникул. Чему равнялись все расходы семьи ?
Сколько денег удалось отложить на отпуск?
Доход семьи | Статьи расходов | Расходы семьи в месяц |
Продукты питания | ||
Коммунальные платежи (свет, газ, квартплата). Транспортные расходы (общественный транспорт, бензин) | ||
Одежда | ||
Отпуск | ||
всего | всего |
Карточка 3
Заполните таблицу и рассчитайте общий расход семьи Денежкиных, если
коммунальные платежи равны 9 300 рублей; расходы на обеды во время работы и учебы – 14 700 рублей; питание дома – 22 400 рублей; покупка одежды – 9900 рублей; проезд в общественном транспорте – 4800 рублей; бытовые расходы – 2900 рублей; развлечения – 6 300 рублей; на автомобиль(бензин) – 6300 рублей; непредвиденные расходы – 3000 рублей.
Статья расхода | Руб. |
коммунальные платежи | |
расходы на обеды | |
питание дома | |
покупка одежды | |
проезд | |
бытовые расходы | |
развлечения | |
на автомобиль | |
Итого |
Город Налогов и Вкладов.
Улица Процентная
Карточка 1
Семья Владимиркиных открыла в банке вклад под 3% годовых.
Сумма вклада составляет 800 000 рублей. Вычислите доход, полученный за ближайший год после открытия вклада.
Карточка 2
Семья Власовых положила в банк 600 000 рублей под 5% годовых. Вычислите доход, полученный за 1 год после открытия вклада.
Карточка 3
Семья Соловых положила в банк 700 000 рублей под 3% годовых. Вычислите доход, полученный за 1 год после открытия вклада.
Улица Депозитная
Карточка 1. Папа Коли открыл депозит в банке ВТБ на 1 год, положив
100 000 рублей под 7% годовых с начислением процентов в кон-
це срока вклада. Через сколько лет папа Коли сможет накопить
35 000 рублей начисленных процентов при условии, что доход по
вкладу ежегодно перечислялся в полном объеме на отдельную
банковскую карту папы?
Карточка 2. Вкладчик открыл банковский депозит в размере 1 000 000
рублей сроком на 12 мес. Определите процентную ставку, если полученный доход составил 50 000 рублей.
Карточка 3. Друзья Максим и Герман сделали вклады на год в двух разных
банках. Максим – под 9% годовых положил 200 000 руб, а Герман – под 6% годовых положил 300 000 руб.Кто из друзей получит больше дохода от вклада через год.
Город Кредитов.
Улица Автокредитная.
Карточка 1
Дядя Пети захотел купить машину и взял кредит в банке на сумму 600 000 рублей под 12% годовых на год. Выплата самого кредита осуществляется в конце года , проценты уплачиваются каждый месяц на сумму долга. Рассчитайте, какую сумму дядя Пети отдал банку за пользование кредитом.
Карточка 2
Дедушка Васи захотел купить машину и взял кредит в банке на сумму 800 000 рублей под 12% годовых на год. Выплата самого кредита осуществляется в конце года , проценты уплачиваются каждый месяц на сумму долга. Рассчитайте, какую сумму дедушка Васи отдал банку за пользование кредитом.
Карточка 3
Мама Светы взяла автокредит для покупки машины на сумму 900000 рублей под 12% годовых на 1 год. Выплата самого кредита осуществляется в конце года , проценты уплачиваются каждый месяц на сумму долга. Рассчитайте, какую сумму мама Светы отдаст банку за пользование кредитом.
Улица Ипотечная
Карточка 1
Определите сумму ипотечного кредита (под залог приобретаемого жилья в рублях), которую может получить семья Никиты, если сумма первоначально- го взноса на покупку квартиры в ипотеку 1 800 000 рублей составляет 40% стоимости покупаемого жилья.
Карточка 2
Определите сумму ипотечного кредита (под залог приобретаемого жилья в рублях), которую может получить семья Оксаны, если сумма первоначально- го взноса на покупку квартиры в ипотеку 1 700 000 рублей составляет 30% стоимости покупаемого жилья.
Карточка 3
Определите сумму ипотечного кредита (под залог приобретаемого жилья в рублях), которую может получить семья Алёны, если сумма первоначально- го взноса на покупку квартиры в ипотеку 1 600 000 рублей составляет 35% стоимости покупаемого жилья.
Рефлексия.
- О каких терминах напомнили вам названия городов и улиц в нашем путешествии ?
- Где они нам могут пригодиться?
- Как вы провели эти 30 минут?
- Закончи предложение:
- Мне было интересно…
- Я узнал…
6 советов для детей !!!
1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний».
3. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.
4. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.
5. Старайтесь тратить деньги с умом.
6. Что такое регулярные платежи? (коммунальные услуги, телефон, Интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.
Заключение.
Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в практическом применении знаний при грамотном планировании бюджета.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем аккуратно вести свой бюджет.
Разработанные материалы могут быть использованы при проведении занятий по теме «Основы финансовой грамотности» и для контроля знаний по указанной теме.
Список литературы
Информационные источники:
1. http://nalfin.narod.ru\Million.html
2. http://www.zanimatika.narod.ru\Narabotki12.htm
3. Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций// Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fmc.hse.ru/
4. Голицынский, Ю.А. Дидактический материал как помощник в преподавании [Текст] / Ю.А. Голицынский. – СПб.: Сфера, 2003. – 89 с..
5. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотно-
сти». – В трех томах. Т. 2. Для 5–9-х классов / составители: Н.П.
Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 54 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Знание – в действие» Дидактические материалы 7-9 классы
Проект «Знание – в действие» Дидактические материалы 7-9 классы...
Методическая разработка занятия кружка «Финансовая грамотность» по теме « Экономика семьи»
Занятие посвящено формированию понятия "семейный бюджет", умению его составлять, а также навыкам рационального потребительского поведения...
Финансовая грамотность (материалы для родителей)
Рекомендации для родителей...
Методические материалы по финансовой грамотности.
РАБОЧАЯ программа Элективного КУРСА "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" 10-11 классПрограмма элективного курса на уровне среднего общего образования разработана на основе требо...
Проект по финансовой грамотности "Волонтеры финансового просвещения"
В современную жизнь плотно вошли социальные сети и интернет-площадки, став частью управления общественной средой. В настоящее время государственные, муниципальные, финансовые организации в...
Финансовая грамотность. Разработка комплекса дидактических материалов по теме «Содержание и методика преподавания тем по финансовому мошенничеству и рискам» для учащихся разного возраста
Разработка комплекса дидактических материалов по теме «Содержание и методика преподавания тем по финансовому мошенничеству и рискам» для учащихся разного возрастаПодготовили:Васильева Тать...
ПРОЕКТ «Моделирование как один из методов освоения финансовой грамотности» НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности у воспитанниц с умеренной умственной отсталостью, реализуемая в различных формах: беседы о финансовой грамотности ...