Проект по теме "Бюджет семьи", дидактические материалы по финансовой грамотности.
методическая разработка по математике (5 класс)

Фирсова Марианна Вадимовна

Выпускная работа по теме "Семейный бюджет. Доходы и расходы". Карточки с заданиями к внеурочному занятию по финансовой грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

Семейный бюджет. Доходы и расходы

                                                                        Проект выполнила:

                                                                       

                                                               Фирсова М.В

Димитровград

2021

ВВЕДЕНИЕ

   

Актуальность данного проекта обусловлена принятием Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р), а также особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, широкое внедрение информационных технологий привело к расширению охвата населения финансовыми продуктами и услугами, с другой стороны, –  легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации по вопросам собственной ответственности за принятие решений.

Цель проекта: формирование у обучающихся разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.

Данный проект направлен на  базовое финансовое просвещение учащихся 5 классов.

  Чем раньше школьники узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование полезных привычек, в сфере финансов, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Дидактический материал на тему «Семейный бюджет. Доходы и расходы»  предназначен для обучающихся 5 классов общеобразовательных школ.

Основная цель дидактического материала заключается в построении модели  внеурочного занятия.

Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, на классных часах.

 В результате у школьников формируются умения грамотного планирования бюджета.

                                       Содержание проекта

Место проведения

Школа

Вид деятельности учащихся

внеурочная деятельность, внеклассное мероприятие

Продолжительность

30 минут

Целевая группа

Обучающиеся 5 класса

                    Дидактический материал к внеклассному мероприятию

«Путешествие в страну Бюджетию»

Участники (класс) делятся на 3 команды по 5-6 человек.

Этапы движения по маршрутам.

1) Город Финансов.        

    Улица Доходная, улица Затратная.        

2) Город Налогов и Вкладов.  

    Улица Процентная, улица Депозитная.

3) Город Кредитов

    Улица Автокредитная, улица Ипотечная

Цель команды – набрать как можно больше игровых баллов и пройти все этапы игрового путешествия.

На каждой станции есть помощник-гид, который даёт разъяснения к заданиям.

После каждого задания помощник-гид на доске выставляет баллы каждой команде.

В конце путешествия команды награждаются дипломами.

Сценарий путешествия , маршрутные листы, карточки – задания.

Участники выбирают какой город посетить первым.

Город Финансов.        

Улица Доходная.

Карточка 1        

Максим решил купить новый телефон стоимостью 10500 рублей. Он записывает все свои расходы и доходы. Внесите данные по доходам в таблицу, если родители дают ему по 500 рублей в неделю (на карманные расходы). Также мальчик получил от своего дяди подарок на день рождения в размере 3500 рублей. По данным в таблице определите величину накоплений Максима за 6 месяцев. Определите, сколько месяцев мальчику потребуется копить на покупку нового телефона стоимостью 10500 рублей?

Ежемесячные доходы, руб.

Подарок

Карманные деньги от родителей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

Итого

Карточка 2

Семья Медведевых состоит из пяти человек. Мама и папа работают, бабушка на пенсии, старший сын учится в университете, младший –  ученик 5-го класса. Общий семейный доход состоит из заработной платы родителей, пенсии бабушки и стипендии брата.Зарплата папы и мамы равна 46 000 рублей. Пенсия бабушки – 14 500 рублей, а стипендия брата равна половине пенсии бабушки. Чему равен доход  семьи?

Карточка 3

Заполните таблицу и вычислите общий доход семьи Красновых, если

начисленная заработная плата папы Олега равна 62 000 рублей;

начисленная заработная плата мамы – половина от папиной зарплаты; стипендия старшего брата Олега, обучающегося в колледже – составляет третью часть от зарплаты мамы.

Статья дохода

Руб.

Зар.плата папы

Зар.плата мамы

Степендия брата

                                                    Итого

Город Финансов.        

Улица Расходная.

Карточка 1

При доходе семьи Морозовых из 4 человек в 60 000 рублей, учитывая расходы, приведенные в таблице, определите, на чем семья сможет сэкономить для покупки через 6 месяцев самоката, стоимостью 5 000 рублей?» И сможет ли семья купить два таких самоката для сына и для дочки.

Статьи расходов

Расходы семьи в месяц

Продукты, бытовая химия

30 000

Коммунальные платежи (свет, газ, квартплата)

7 000

Интернет, телевидение и мобильная связь

1 500

Транспортные расходы (общественный транспорт, бензин)

5 000

Досуг (походы в кино, каток, кафе и др.)

4 000

Одежда

5 000

Непредвиденные расходы (лекарства, ремонт, игрушки)

3 500

Карточка 2

Доход семьи Копилкиных  в декабре составил 65 000 рублей. В этом месяце на питание семья потратила 24 600 рублей, а на приобретение одежды – в четыре раза меньше. Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15 800 рублей.Оставшуюся часть решили отложить на экскурсионную поездку во время летних каникул. Чему равнялись все расходы семьи ?

Сколько денег удалось отложить на отпуск?

Доход семьи

Статьи расходов

Расходы семьи в месяц

Продукты питания

Коммунальные платежи (свет, газ, квартплата). Транспортные расходы (общественный транспорт, бензин)

Одежда

Отпуск

всего

всего

Карточка 3

Заполните таблицу и рассчитайте общий расход семьи Денежкиных, если

коммунальные платежи равны 9 300 рублей; расходы на обеды во время работы и учебы – 14 700 рублей; питание дома – 22 400 рублей; покупка одежды – 9900 рублей; проезд в общественном транспорте – 4800 рублей; бытовые расходы – 2900 рублей; развлечения – 6 300 рублей; на автомобиль(бензин) – 6300 рублей; непредвиденные расходы – 3000 рублей.

Статья расхода

Руб.

коммунальные платежи

расходы на обеды

питание дома

покупка одежды

проезд

бытовые расходы

развлечения

на автомобиль

                                        Итого

Город Налогов и Вкладов.

Улица Процентная

Карточка 1

Семья Владимиркиных открыла в банке вклад под 3% годовых.

Сумма вклада составляет 800 000 рублей. Вычислите доход, полученный за ближайший год после открытия вклада.

Карточка 2

Семья Власовых положила в банк 600 000 рублей под 5% годовых. Вычислите доход, полученный за 1 год после открытия вклада.

Карточка 3

Семья Соловых положила в банк 700 000 рублей под 3% годовых. Вычислите доход, полученный за 1 год после открытия вклада.

Улица Депозитная

Карточка 1. Папа Коли открыл депозит в банке ВТБ на 1 год, положив

100 000 рублей под 7% годовых с начислением процентов в кон-

це срока вклада. Через сколько лет папа Коли сможет накопить

35 000 рублей начисленных процентов при условии, что доход по

вкладу ежегодно перечислялся в полном объеме на отдельную

банковскую карту папы?

Карточка 2. Вкладчик открыл банковский депозит в размере 1 000 000

рублей сроком на 12 мес. Определите процентную ставку, если полученный доход составил 50 000 рублей.

Карточка 3. Друзья Максим и Герман сделали вклады на год в двух разных

банках. Максим – под 9% годовых положил 200 000 руб, а Герман – под 6% годовых положил 300 000 руб.Кто из друзей получит больше дохода от вклада через год.

Город Кредитов.

Улица Автокредитная.

Карточка 1

Дядя Пети захотел купить машину и взял кредит в банке на сумму 600 000 рублей под 12% годовых на год. Выплата самого кредита осуществляется в конце года , проценты уплачиваются каждый месяц на сумму долга. Рассчитайте, какую сумму дядя Пети отдал банку за пользование кредитом.

Карточка 2

Дедушка Васи захотел купить машину и взял кредит в банке на сумму 800 000 рублей под 12% годовых на год. Выплата самого кредита осуществляется в конце года , проценты уплачиваются каждый месяц на сумму долга. Рассчитайте, какую сумму дедушка Васи отдал банку за пользование кредитом.

Карточка 3

Мама Светы взяла автокредит для покупки машины на сумму 900000 рублей под 12% годовых на 1 год. Выплата самого кредита осуществляется в конце года , проценты уплачиваются каждый месяц на сумму долга. Рассчитайте, какую сумму мама Светы отдаст банку за пользование кредитом.

Улица Ипотечная

Карточка 1

Определите сумму ипотечного кредита (под залог приобретаемого жилья в рублях), которую может получить семья Никиты, если сумма первоначально- го взноса на покупку квартиры в ипотеку 1 800 000 рублей составляет 40% стоимости покупаемого жилья.

Карточка 2

Определите сумму ипотечного кредита (под залог приобретаемого жилья в рублях), которую может получить семья Оксаны, если сумма первоначально- го взноса на покупку квартиры в ипотеку 1 700 000 рублей составляет 30% стоимости покупаемого жилья.

Карточка 3

Определите сумму ипотечного кредита (под залог приобретаемого жилья в рублях), которую может получить семья Алёны, если сумма первоначально- го взноса на покупку квартиры в ипотеку 1 600 000 рублей составляет 35% стоимости покупаемого жилья.

Рефлексия.

- О каких терминах напомнили вам названия городов и улиц в нашем путешествии ?

- Где они нам могут пригодиться?

- Как вы провели эти 30 минут?

- Закончи предложение:

- Мне было интересно…

- Я узнал…

6 советов  для детей !!!

1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний».

3. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.

4. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.

5. Старайтесь тратить деньги с умом.

6. Что такое регулярные платежи? (коммунальные услуги, телефон, Интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.

Заключение.

Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в практическом применении знаний при грамотном планировании  бюджета.

 С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем аккуратно вести свой бюджет.

Разработанные материалы могут быть использованы при проведении занятий по теме «Основы финансовой грамотности» и для контроля знаний по указанной теме.

Список литературы

Информационные источники:

1.  http://nalfin.narod.ru\Million.html

2.  http://www.zanimatika.narod.ru\Narabotki12.htm

3. Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций// Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования». [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://fmc.hse.ru/

4. Голицынский, Ю.А. Дидактический материал как помощник в преподавании [Текст] / Ю.А. Голицынский. – СПб.: Сфера, 2003. – 89 с..

5. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотно-

сти». – В трех томах. Т. 2. Для 5–9-х классов / составители: Н.П.

Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 54 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Знание – в действие» Дидактические материалы 7-9 классы

Проект «Знание – в действие» Дидактические материалы 7-9 классы...

Методическая разработка занятия кружка «Финансовая грамотность» по теме « Экономика семьи»

Занятие посвящено формированию понятия "семейный бюджет", умению его составлять, а также навыкам рационального потребительского поведения...

Методические материалы по финансовой грамотности.

РАБОЧАЯ программа  Элективного КУРСА  "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ" 10-11 классПрограмма элективного курса  на уровне среднего общего образования разработана на основе требо...

Проект по финансовой грамотности "Волонтеры финансового просвещения"

В современную жизнь плотно вошли социальные сети и интернет-площадки, став частью управления общественной средой. В настоящее время  государственные, муниципальные, финансовые организации  в...

Финансовая грамотность. Разработка комплекса дидактических материалов по теме «Содержание и методика преподавания тем по финансовому мошенничеству и рискам» для учащихся разного возраста

Разработка комплекса дидактических материалов по теме «Содержание и методика преподавания тем по финансовому мошенничеству и рискам» для учащихся разного возрастаПодготовили:Васильева Тать...

ПРОЕКТ «Моделирование как один из методов освоения финансовой грамотности» НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности у воспитанниц с  умеренной умственной отсталостью, реализуемая в различных формах: беседы о финансовой грамотности ...